Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Президент РФ и ветви государственной власти




Президент Российской Федерации в системе государственной власти

Разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами

Разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами является одним из принципов федерализма и означает разделение круга вопросов, которые решает государство (круга государственных функций), на вопросы, по которым решения правомочна принимать Федерация, и вопросы, по которым решения правомочны принимать субъекты Федерации.

В мировой практике существует несколько способов разграничения предметов ведения между федерацией и субъектами федерации:

1) установление только предметов исключительного ведения федерации (США, Мексика). Все остальные вопросы относятся к ведению субъектов федерации;

2) установление предметов исключительного ведения федерации и предметов исключительного ведения субъектов федерации (Канада);

3) установление предметов исключительного ведения федерации, предметов совместного ведения федерации и субъектов, предметов исключительного ведения субъектов федерации (Индия);

4) установление предметов исключительного ведения федерации и предметов совместного ведения федерации и ее субъектов, при этом вопросы, не включенные в указанные предметы, относятся к ведению субъектов федерации (Россия).

Конституция РФ устанавливает предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71), предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72). Статья 73 Конституции РФ закрепляет, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

К исключительному ведению Российской Федерации относится:

1) в области государственном строительства:

- принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов;

- федеративное устройство и территория Российской Федерации;

- регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;

- гражданство в Российской Федерации;

- регулирование и защита прав национальных меньшинств;

- установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;

- формирование федеральных органов государственной власти;

- судоустройство, прокуратура;

- уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство;

- амнистия и помилование;

-гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство;

- правовое регулирование интеллектуальной собственности;

- федеральное коллизионное право;

- установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного и национального развития Российской Федерации;

- федеральная государственная служба;

- государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

2) в экономической, социальной, культурной областях.

- федеральная государственная собственность и управление ею;

- установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, социального, культурного развития Российской Федерации;

- установление правовых основ единого рынка;

- финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики;

- федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

- федеральный бюджет;

- федеральные налоги и сборы;

- федеральные фонды регионального развития;

- федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;

- федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь;

- деятельность в космосе;

- метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени;

- геодезия и картография;

- наименования географических объектов;

- официальный статистический и бухгалтерский учет;

3) в области внешних функций государства, обеспечения государственного суверенитета:

- внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской федерации;

- вопросы войны и мира;

- внешнеэкономические отношения Российской федерации;

- оборона и безопасность;

- оборонное производство:

- определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества;

- производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

- определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находиться:

1) в области государственного строительства:

-обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;

- зашита прав и свобод человека и гражданина; — зашита прав национальных меньшинств;

- защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

- установление общих принципов организации системы органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;

- режим пограничных зон;

- административное, административно-процессуальное законодательство;

- кадры судебных и правоохранительных органов;

- адвокатура, нотариат;

- координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации;

2) в экономической, социальной, культурной областях:

- вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

- разграничение государственной собственности;

- природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории;

- охрана памятников истории и культуры;

- общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

- координация вопросов здравоохранения;

- защита семьи, материнства, отцовства и детства;

- социальная зашита, включая социальное обеспечение;

- осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

- установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

- трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В случае отсутствия федерального закона действует закон субъекта РФ (на соответствующей территории).

Порядок принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также основные принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий при заключении договоров и соглашений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации устанавливается Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации»*.

В соответствии с данным законом по вопросам, отнесенным Конституцией к предметам совместного ведения, издаются:

1) федеральные законы, определяющие основы (основные принципы) правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;

2) федеральные законы, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти.

Проекты федеральных законов по предметам совместного ведения, принятые Государственной Думой в первом чтении, направляются в органы государственной власти субъектов РФ для возможного внесения предложений и замечаний в месячный срок. Представленные предложения и замечания подлежат обязательному рассмотрению соответствующим комитетом Государственной Думы и принимаются либо отклоняются в порядке, установленном Регламентом Государственной Думы. В случае, если органы государственной власти более чем трети субъектов РФ выскажутся против проекта федерального закона в целом, по решению Государственной Думы создается согласительная комиссия с участием депутатов Государственной Думы и представителей органов государственной власти заинтересованных субъектов РФ.

До принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, субъекты РФ вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ приводятся в соответствие с принятым федеральным законом.

Закон также определяет правовой режим договоров и соглашений. Договоры заключаются между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ по вопросам разграничения предметов ведения и полномочий. Соглашения заключаются между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ о передаче друг другу осуществления части своих полномочий.

Договор может быть заключен:

1) при прямом указании в федеральном законе по предмету совместного ведения на допустимость заключения договора по данному предмету совместного ведения;

2) при отсутствии федерального закона по предмету совместного ведения — с условием приведения такого договора в соответствие с федеральным законом по данному предмету совместного ведения после принятия такого федерального закона.

Предметами договора могут быть: конкретизация предметов ведения и полномочий, установленные Конституцией и федеральными законами; условия и порядок осуществления разграниченных договором полномочий; формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений договора; иные положения, связанные с исполнением положений договора.

Соглашение может быть заключено на основании федерального закона по предметам совместного ведения или договора. Предметами соглашения могут быть: передача осуществления части полномочий; условия и порядок передачи осуществления части полномочий; материально-финансовая основа передачи осуществления части полномочий; формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений соглашения; иные вопросы, связанные с исполнением положений договора.

Закон в основном определяет порядок подготовки, предварительного рассмотрения, согласования и подписания договоров и соглашений. Процедура подготовки конкретного договора, соглашения определяется Президентом РФ.

Проект договора до его подписания Президентом направляется для рассмотрения в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ и в Совет Федерации. Законодательный орган субъекта РФ рассматривает проект договора в сроки, установленные в законодательстве этого субъекта Федерации, а Совет Федерации - в трехмесячный срок. О результатах рассмотрения законодательный орган субъекта РФ сообщает лицу, уполномоченному субъектом РФ подписать договор, а Совет Федерации - Президенту РФ. Договор подписывается Президентом РФ и лицом, уполномоченным субъектом РФ на подписание договора.

Проект соглашения одобряется или отклоняется Правительством РФ не позднее чем в трехмесячный срок со дня представления проекта соглашения. Соглашение подписывается руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти и должностным лицом, уполномоченным субъектом РФ на подписание соглашения.

В случае возникновения споров, связанных с разграничением предметов ведения и полномочий, передачей осуществления части полномочий они решаются путем переговоров и использования иных согласительных процедур, в том числе путем создания согласительных комиссий. В случае недостижения согласия споры, связанные с разграничением предметов ведения, полномочий передачей органами исполнительной власти друг другу осуществления части своих полномочий, передаются на рассмотрение Конституционного Суда РФ.

Вне предметов ведения Российской Федерации, предметов совместного ведения субъекты Российской федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

 

Должность Президента в СССР была учреждена в 1990 г., в России — в 1991 г. Тогда же первым Президентом РФ был в первом туре избран Б.Н. Ельцин.

Президент РФ не входит в какую-либо из традиционных ветвей власти и занимает особое положение главы государства (хотя нельзя отрицать, что он осуществляет государствен­ную власть). Как главе государства ему присущи некоторые элементы полномочий других ветвей государственной власти: законодательной (без его подписи, например, закон не имеет силы), исполнительной (он непосредственно руководит «силовыми» и некоторым другими министрами), судебной (ему принадлежит право помилования). По­скольку наибольший объем полномочий Президента РФ и его повсе­дневная деятельность связаны с исполнительной властью, в научной литературе его иногда относят к органам исполнительной власти, не­смотря на то что, согласно ст. 110 Конституции РФ, исполнительную власть осуществляет Правительство РФ. Иногда говорят о бицефальной («двухголовой») исполнительной власти (президент и правитель­ство), обсуждается вопрос об особой президентской власти.

Президент РФ сочетает два качества: органа государства (прези­дентство федеративной республики) и высшего должностного лица. Как орган государства Президент РФ, например, подписывает или от­клоняет законы, распускает Государственную Думу (с назначением даты выборов), назначает судей, осуществляет помилование. В качест­ве высшего должностного лица он председательствует на заседаниях Совета Безопасности, является Верховным главнокомандующим, ру­ководит государственной службой и т.д. На практике, однако, строго разграничить эти два качества почти невозможно.

Президент РФ осуществляет роль арбитра в отношении некоторых других органов государственной власти РФ и в отношениях Федера­ции с ее субъектами (согласительные процедуры), обеспечивает взаи­модействие органов государственной власти, выполняет роль гаранта Конституции, прав и свобод граждан. Он принимает меры по охране государственного суверенитета, независимости России и ее террито­риальной целостности.

На практике Президент РФ занимают цент­ральное место в механизме государственной власти.

Роль Президента РФ в системе управления государством. Исходным положением для определения роли Президента РФ в системе управления РФ является положение ст. 80 Конституции РФ, которая устанав­ливает, что он является главой государства.

Президент РФ он обладает особой властью, в которой соединены различные элементы полномочий. Вместе с тем Президент РФ не стоит над другими ветвями власти, они не подконтрольны ему. Роль президентской власти — обеспечивать сбалансированное взаимодей­ствие властей, осуществлять арбитраж путем согласительных про­цедур, систему сдержек и противовесов, субсидиарность деятельности ветвей власти.

В системе высших органов государства Президент РФ выполняет особые функции, которые не могут осуществлять другие органы. Во-первых, он представляет российское государство внутри страны и в международных отношениях. Внутри страны Президент РФ имеет полномочных представителей в субъектах, семи федеральных округах, в важнейших органах государства (палатах парламента, Конституци­онном Суде РФ), которые обеспечивают осуществление полномочий Президента. Он назначает в другие страны и международные органи­зации дипломатических представителей, действующих от имени РФ. Во-вторых, Президент РФ является гарантом Конституции РФ. Дей­ствуя в этом качестве, он следит за соблюдением Конституции, в том числе и при подписании законов, принятых парламентом. В-третьих, Президент РФ — гарант прав и свобод человека и гражданина. Он яв­ляется, в частности, последней инстанцией, куда может обратиться осужденный с просьбой о помиловании. В-четвертых, Президент РФ принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее не­зависимости и государственной целостности. Выполняя эти задачи, он действует в качестве Верховного главнокомандующего, председателя Совета Безопасности, в случае угрозы безопасности государства вво­дит военное и чрезвычайное положение. В-пятых, Президент РФ в со­ответствии с Конституцией и федеральными законами определяет ос­новные направления внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80). В этих целях он обращается с ежегодными посланиями к Фе­деральному Собранию. В-шестых, Президент РФ обеспечивает согла­сованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

При Президенте РФ существует множество различных структур: Администрация Президента РФ, Управление делами, различные сове­ты (по местному самоуправлению, по делам казачества и т.д.), которые являются совещательными органами.

К числу последних относятся Государственный Совет и Совет Без­опасности.

Совет Безопасности занимается принципиальными вопросами не только внешней, но и внутренней безопасности, выработкой мер по ликвидации внутренних угроз, а также вопросами, связанными с про­довольственной, экологической безопасностью и др. Председателем Совета Безопасности является Президент РФ. В составе Совета есть назначенные им постоянные и непостоянные члены. Среди постоянных членов несколько ведущих министров, председатели палат парла­мента, а с 2000 г. — также семь представителей Президента РФ в фе­деральных округах. В Совете Безопасности созданы межведомственные комиссии по различным вопросам, которые взаимодействуют с исполнительными органами государственной власти.

Как глава государства Президент РФ обладает неприкосновенностью (ст. 91 Конституции РФ). Против него нельзя возбудить уголовное дело (оно может быть возбуждено только после отрешения Президента от должности), он не может быть принудительно доставлен в суд, на­пример в качестве свидетеля, не подлежит административной ответст­венности. Дисциплинарная ответственность вообще исключена, так как Президент самое высшее должностное лицо. Он не может быть задержан, подвергнут личному досмотру. Неприкосновенность не оз­начает, однако, отсутствия всякой ответственности.

Ограничения президентской власти. Широкие функции Президента РФ предполагают необходимые ограничения. Без них президентская власть может перерасти в авторитарное правление. Эти ограничения действуют благодаря системе взаимных сдержек и противовесов выс­ших органов государства, обязанностям, которые возложены на Пре­зидента РФ, и запретам, относящимся к нему. Во-первых, Президент РФ осуществляет свои функции в установленном Конституцией РФ порядке (ст. 80). Он действует в рамках Конституции и законов РФ. Во-вторых, деятельность Президента РФ ограничена определенным сро­ком. Установлен четырехлетний срок президентства с возможностью выборов еще на один срок. В-третьих, акты Президента РФ имеют под­законный характер. Они не должны противоречить Конституции РФ и законам, принятым парламентом. В-четвертых, акты Президента РФ могут быть обжалованы в Конституционный Суд РФ, что имело место, и Суд признавал отдельные положения таких актов неконституцион­ными, а это лишало их действия (например, по поводу указов, отно­сящихся к КПСС). Наконец, как отмечалось выше, Президент может быть отрешен от должности в порядке импичмента или иных проце­дур, рассматриваемых ниже.

Многие полномочия Президента РФ — это не только права, но и обязанности осуществлять их, действовать соответствующим образом в системе государственной власти. При формировании Правительства РФ он обязан согласовывать кандидатуру премьер-министра с Госу­дарственной Думой. Президент назначает Председателя Правительст­ва РФ с согласия Государственной Думы (ч. 1 ст. 111 Конституции РФ). Установлен срок, в течение которого Президент РФ обязан под­писать или возвратить в парламент со своими замечаниями закон (право вето) и обнародовать его в определенный срок, если право вето преодолено. После избрания Президент РФ должен принести присягу, без этого он не вступает в должность. Предусмотрены и другие про­цедурные обязанности Президента РФ, связанные со сроками. Так, он должен назначить в течение 15 дней референдум, если Конституцион­ный Суд РФ установил, что все документы оформлены правильно, ежегодно обращаться с посланиями к парламенту и т.д.

Запреты также вытекают из особого значения президентской должности. Президенту РФ запрещается любое совмещение должнос­тей и мандатов. Он не может быть членом парламента и депутатом местного законодательного органа или органа самоуправления, его главой, не вправе заниматься другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной, иной творческой, не может занимать должности в общественных объединениях, коммерческих организаци­ях, заниматься предпринимательской деятельностью. На время прези­дентства Президент РФ приостанавливает членство в политических партиях.

Аналогичные запреты действуют и в отношении глав субъектов РФ в большинстве из них.

 

2. Выборы и вступление в должность Президента Российской Федерации.

Выборы Президента РФ осуществляются в соот­ветствии с общими принципами, рассмотренными в предыдущей лекции посвященной видам прямой демократии. В данном подразделе речь пойдет лишь об особенностях выборов главы государства. Президент РФ избирается в соответствии с федеральным законом «О выборах Президента». Выборы президента могут быть проведены только на альтернативной основе. Президент избирается на шесть лет. Требования к кандидату на должность Президента РФ: наличие гражданства РФ, обладание избирательными правами, возрастной ценз (35 лет), постоянное проживание в РФ не менее 10 лет. Одно и тоже лицо может избираться на должность Президента РФ не более двух раз подряд. Выборы считаются несостоявшимися, если в них участвовало менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2791; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.