КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Терракота
Шамот Шамот и терракота Недостатки керамики: хрупкость и сложность обработки. Хрупкость – не выдерживает ударные нагрузки. Менее хрупкая, чем стекло, т.к. быстрое распространение трещины тормозит поликристаллическая структура, расходуется энергия на преодоление межзеренных границ. При конструировании керамических изделий учитывают их хрупкость, упрочняя опасные участки утолщениями –ребрами жесткости. Высокая чувствительность к надрезам.
Терракота. В понятие садовая керамика включают все изделия, созданные из глины, в том числе скульптуры, бытовые предметы и даже различные сооружения. Глина мягка и пластична, из нее можно изготовить практически все, что угодно. Садовую керамику подразделяют на два вида: функциональная и нефункциональная. Нефункциональные керамические изделия используют в качестве элементов украшения участка. Это могут быть расставленные по участку фигуры земноводных, насекомых, сказочных героев или более абстрактные – керамические валуны, гармонично расположенные на участке, и т. п. Главным врагом садовой керамики является повышенная влажность. Поэтому, если в конце сезона, до начала осенних дождей, перенести изделие пускай и в холодное, но сухое место, то садовая керамика хорошо сохранится до весны. Долговечность садовой керамики определяется двумя факторами: водопоглощением и стойкости к перепадам температур, особенно отрицательных. Она, будучи пористым материалом, насыщается влагой и при замораживании находящаяся в порах вода увеличивается в объеме, при этом изделие подвергается воздействию, приводящему к его разрушению. Терракота и шамот, получаемые из обожженной красной глины со спецдобавками. Обжиг производят при более низких температурах (в пределах 1250 С), поэтому этим материалы менее прочны и надежны, но обладают неоспоримым преимуществом по цене. Обыкновенный красный кирпич по своей сути – терракота. Материал довольно пористый и обладающий высоким потенциалом водопоглощения. Но сколь легко поглощается влага, столь быстро она улетучивается, поэтому кирпичные стены довольно надежные и переносят определенный период колебания температур. Садовая керамика из терракоты весьма хорошо выглядит на зеленой лужайке.
Для лета пригодны все типы керамики, в том числе и низкотемпературные шамот и терракота без добавок, а также фаянс, наиболее дешевый и ненадежный материал.
Шамот используется для создания декоративных ваз, рельефов, декоративной скульптуры. Эти изделия отличаются красивой зернистой фактурой, а декорирование глазурями придает им своеобразный колорит. Шамот – разновидность грубой керамики, однотонный пористый неглазурованный материал. чаще светлый черепок. Шамот – это та же терракотовая масса на основе глин разного состава, неотчищенная от примесей, с добавлением шамотной крошки 30-40 % (собственно крошки из обожженной глины – перемолотый черепок битых изделий) крупностью 0,2—2,5 мм. а также готовые обожжённые изделия из этой массы: шамотные вазы. Шамот представляет собой обожженную перемолотую глину. Для связывания зерен шамота в шамотных изделиях используют глины, замешивая их до образования пластичной массы. Из шамотированных масс изготавливают скульптуру малых форм, напольные вазы, кирпичи и некоторые другие разновидности архитектурной керамики. Изделия из шамота грубозернисты, пористы, с шершавой поверхностью. Температура плавления колеблется от 1440 до 1600 °С. Материал хорошо спекается и дает незначительную усадку, поэтому используется для создания больших объектов и крупноформатных настенных панно. При изготовлении художественных объектов не следует превышать температуру в 1300°С. Обжиг производят при более низких температурах (в пределах 1250 С), поэтому этим материалы менее прочны и надежны, но обладают неоспоримым преимуществом по цене. Обыкновенный красный кирпич по своей сути – терракота. Материал довольно пористый и обладающий высоким потенциалом водопоглощения. Но сколь легко поглощается влага, столь быстро она улетучивается, поэтому кирпичные стены довольно надежные и переносят определенный период колебания температур. Шамот предназначен для производства огнеупорных изделий, бетонов, масс и мертелей в цехах комбината. Изначально такой материал применяли в основном для сооружения печей. Но его пластичность пришлась по вкусу художникам. Так как для изготовления изделий из терракоты необходимо обладать профессионализмом, а с шамотом может работать любой. В современной керамике часто используется для создания крупных монументальных декоративных произведений - садовых ваз, панелей и т.п. Крупнопористые крупнозернистые керамические материалы применяются для изготовления крупногабаритных изделий в строительстве, архитектуре малых форм и т. п. Эти сорта выдерживают высокие температуры и термические колебания. Их пластичность зависит от содержания в породе кварца и алюминия (кремнезема и глинозема). Возродившись в последние годы, шамот явил нашему взору потрясающие по красоте и оригинальности изделия. По степени вдохновения, выразительности, силе вложенной художником фантазии многие из них можно смело отнести к произведениям искусства. Лет десять назад, с ростом благосостояния отдельных слоев населения и началом коттеджного строительства, пошла мода и на шамот. На индивидуальных загородных домах стали появляться накладные элементы малых архитектурных форм: фризы, розетки, модульоны, сандрики надоконные и надпортальные. Интерьер украсили копии классических образцов: скульптуры, барельефы, бюсты, светильники, архитектурные накладные элементы. С распространением ландшафтной архитектуры стал расти спрос на вазы, вазоны, облицовочный материал для фонтанов и бассейнов, копии классических, а также новодельные скульптуры. В середине 20 века, по мере роста распространённости материала, шамот начали применять для архитектурного оформления зданий и в скульптуре малых размеров. В последнее время, как свидетельствуют профессионалы, наметилась интересная тенденция. Люди пресытились изысками и потянулись к натуральному, ископаемому по духу. В индивидуальном строительстве прослеживается возвращение к строгой красоте, истокам, глубине, знаниям. Отсюда и востребованность изделий, имитирующих старину, утраченные цивилизации: эпохи неолита, античности, элементы первобытного и примитивного искусства, мотивы древних Греции, Китая, Египта, Японии. Сдержанная и благородная красота шамота здесь стопроцентно "попадает в точку". К нему все охотнее обращаются фирмы и компании, желающие обустроить свой офис, придать ему неповторимое лицо.
ТЕРРАКОТА – разновидность грубой керамики, однотонный неглазурованный пористый материал, изготавливаемый из качественных малоусадочных глин, имеющих равномерную окраску. Терракота — по-итальянски “обожженная земля”. Она представляет собой не политую глазурью обожженную глину. Раньше из нее делали скульптуры, бусы, рельефы. В наше время этот вид керамики применяется редко. Терракота - неглазурованные керамические изделия с пористым черепком крупнозернистый, с естественной окраской черепок. Терракотой могут называться любые изделия из глины, которую обжигают, чтобы сделать твердой и водонепроницаемой, однако этот термин чаще употребляется для обозначения архитектурного декора и скульптуры, выполненных в этом материале. Обожженную глину могли покрывать глазурью, которая позволяет создать совершенно водонепроницаемую, блестящую и цветную поверхность; такие изделия называются поливной терракотой, в отличие от неглазурованной терракоты. Глины для производства терракоты распространены довольно широко. Терракота выпускается промышленностью в виде неглазурованных однотонных керамических изделий с пористым черепком красного, коричневого или кремового цветов. Цветовой оттенок терракоты в значительной степени зависит от условий обжига. После обжига они имеют цвет от светло-кремового до красно-коричневого и черного. При обжиге глины в атмосфере углеводородов, образующихся, например, при сжигании смолистых корней хвойных деревьев, можно получить керамические изделия серебристо-черных тонов. Этот цвет обусловлен графитом, образующимся при каталитическом разложении углеводородов на поверхности раскаленной глины. Данным приемом исстари пользовались украинские кустари-гончары, изготавливая свою известную черную неглазурованную керамическую посуду. Фактура - от грубозернистой до гладкой полированной. Ее водопоглощение от 8 до 10%. Иногда терракоту покрывают ангобом. Область применения: изготовление скульптуры, изразцов, плитки и т.п. Терракоту можно изготавливать дешево и в большом количестве, многократного используя сделанную по оригиналу матрицу из обожженной глины или гипса, в которую вжимают или вливают глину соответствующей консистенции. Изготовление терракоты было известно еще в глубокой древности, возникнув почти одновременно с гончарным производством вообще. Она известна с эпохи неолита, т.е. более 5 тыс. лет до н.э. (8...3 тыс. лет до н.э.). Скульптурные фигурки, саркофаги, статуи, орнаментально-рельефные детали из терракоты были распространены почти во всех неолитичных культурах Греции, Китая, Индии, Америки, Средней Азии. Она существовала в Вавилоне, Халдее, Ассирии и Египте за много веков до Р. Х. С берегов Нила. Можно предположить, что этруски умели ее делать уже при своем переселении из Малой Азии в Италию. В большом употреблении была Т. и у этрусков. Древние этруски делали множество больших терракотовых статуй. Из Т. исполнялись у них группы и отдельные фигуры, украшавшие собою фронтоны храмов, акротеры и квадриги, помещавшиеся на их крышах, изваяния умерших на саркофагах, фигурные рельефы и более простые стенные орнаменты. Римляне познакомились с Т. благодаря этрускам, бывшим вообще их первыми наставниками по части художеств. Последующими учителями римлян явились греки. В Римской империи ее производили во всех провинциальных центрах вплоть до Британских островов. Древние ассирийцы и персы, которые, в отличие от греков, не строили из камня, тоже умели изготавливать терракотовые плитки и поливные изразцы, особенно для облицовки стен из сырцового кирпича. В отделке зданий (первоначально из сырцового кирпича, а позже, в 3-м тысячелетии до н. э., - обожжённого) применялась разноцветная терракотовая мозаика (колонны и полуколонны "Красного здания" в Уруке, конец 4-го тысячелетия до н. э.), Хотя греческое предание приписывало изобретение этого искусства афинянину Корёбу и коринфянину Гипербу. Здесь, терракота достигла высокой степени совершенства и получила обширное распространение: обработка его продуктов стала тоньше, формы их облагородились. Обожженные глиняные рельефы в его время были сильно распространены в торговле; они шли на убранство домов и садов, служили надмогильными стелами, приносились в храмы как просительные или благодарственные exvoto. Из Италии в первые века нашего летосчисления производство Т. было занесено на Север, в Галлию, Британию, в прирейнские земли и на берега Дуная. В этих странах, равно как и в самой Италии, оно стояло на некоторой высоте до нашествия варваров и конечного разложения Западной Римской империи, а затем страшно понизилось в достоинстве: материал и техника Т. стали грубы, формы резки, сухи и безобразны. С падением Рима искусство терракоты практически было забыто. Терракотовый архитектурный декор был распространен в Древней Греции; вероятно, он появился в результате развития строительной техники от примитивных форм из дерева и сырцового кирпича. Применение терракоты в греческой архитектуре продолжалось в эпоху более развитой техники каменного строительства; из этого материала изготавливали детали ордерного архитектурного декора – гутты, антефиксы и водосливы, а также кровельную черепицу. В Греции использовалась: - плиты и пластинки с рельефными орнаментами, обожженные и раскрашенные в различные цвета - употреблялись в Греции для украшения внутренности и внешности храмов и других сооружений, - Т. изготовлялись приношения богам, - вещи, клавшиеся в могилы покойников в знак любви и уважения к ним, - разные предметы комнатного убранства, - детские игрушки. Из всех этих терракот особенно интересны относящиеся к разряду произведений так наз. коропластики (от κόρος = дитя, кукла и = лепить) - искусство лепить небольшие статуэтки. Из-за технических трудностей обжига теперь считается невозможным создавать глиняную скульптуру, превышающую размеры настольных статуэток. Широкой известностью издавна пользовались небольшие терракотовые скульптурки, встречающиеся при раскопках почти во всех древнегреческих городах и представляющие собой интереснейшие образцы малой пластики. Общий интерес к себе возбудили они лишь тридцать лет тому назад, после того, как были найдены в большом количестве превосходные их образцы в некрополе бывшего города Танагры в Беотии. Главным центром их производства была Танагра. Фигурки из Т. изготовлялись в Греции еще тогда, когда ее искусство только что зарождалось, и не прекращалась до самого упадка эллинской цивилизации. Самою цветущею порою коропластики были 4 в. и начало 3 в. до Р. Х. Одни из коропластических произведений изображают - божества, преимущественно Афродиту и Эроса. Они представляют новые, бывшие еще неизвестными типы религиозных изображений, или же воспроизводят в малом виде те или другие знаменитые большие статуи; - простых смертных, по большей части молодых женщин. Они драгоценны потому, что, имеют вполне реалистический характер, показывают обыденную жизнь древних греков, костюмами, занятиями, играми. Излюбленным мотивом являлось изображение молодой гречанки, исполненное тонкой поэтичности. Особой грациозностью отличались фигурки юных танцовщиц. Большая часть фигурок лепилась в формах, после чего разделывалась от руки. Такой метод изготовления позволял варьировать сходные решения. При доработке вручную изменения касались наклона или поворота головы, движения рук, деталей прически и одежды и т. д. Не редко одежда окрашивалась в голубые, розовые или белые цвета, волосы — в красный или коричневый, лицо и обнаженные части фигуры были нежно-телесного цвета. Самые богатые коллекции древностей этого рода имеются в Луврском, Берлинском, Британском и Афинском музеях, а также у нас в Имп. Эрмитаже, где, любуясь ими, наглядно убеждаешься в великой художественности греков, проявившейся даже в таких ничтожных, полуремесленных изделиях.
Тем не менее, архитекторы романского и готического стиля нередко пользовались Т. для наружной и внутренней отделки церквей и замков, составляя из орнаментированных ее плиток стенные фризы, увенчивая изготовленными из нее фантастическими фигурами устья водосточных желобов на крышах (гаргули) и т. д. Возрождение искусств в Италии снова возвело Т. на степень вполне художественного производства 15-16 в: - талантливейшие из итальянских зодчих видели в ней благородное средство с изяществом декорировать свои сооружения; - знаменитые скульпторы исполняли из нее столь же охотно, как из мрамора и бронзы, барельефы и круглые фигуры, в особенности же портретные бюсты и медальоны. В это время она процветала преимущественно на севере Италии, и сделанные ею успехи в значительной мере отразились в работах французских и немецких мастеров. В эпоху раннего Возрождения в Италии также производилось огромное количество терракотовой скульптуры, как глазурованной, так и неглазурованной, для того, чтобы удовлетворить потребности заказчиков с ограниченными средствами. Затем, в 17 и 18 стол., она находилась в пренебрежении и только в недавнее время заняла опять видное место среди декоративных искусств. Благодаря новейшим научным открытиям ее материал и техника усовершенствовались. Во многих местах возникли одна за другой фабрики, удовлетворяющие усилившемуся спросу на изделия из обожженной глины, имеющих как практически полезное назначение, так и чисто художественный характер. Архитекторы стали снова употреблять терракотовые орнаменты при отделке фасадов зданий. Во Франции скульпторы ввели в моду небольшие фигуры, бюсты и группы, легко размножаемые посредством механической формовки из глины и затем обжигания, и эта мода распространилась повсюду вследствие изящества и сравнительной дешевизны таких скульптур. Равным образом, в большом ходу теперь фигурные вазы из Т., служащие для убранства террас, балконов и садов. Лучше всего они фабрикуются в Вене, Силезии и Копенгагене.
С 15 в. терракота применялась при декоративной отделке зданий в Киевской Руси. Для устранения дефектов керамического изделия и придания ему какого-либо цвета на поверхность сырого глиняного черепка наносится декоративное покрытие из белой или цветной глины - ангоб. Чтобы получить цветное покрытие, в жидкие, высокодисперсные растворы беложгущихся глин добавляют окрашенные окислы металлов в порошках. В современном строительстве терракота используется: для создания крупных монументальных декоративных произведений - в виде архитектурно-декоративных изделий - скульптуры - применяется для художественной отделки интерьеров, - оформления садов и парков в виде вставок, розеток, барельефов, плиток для стен и садовых дорожек, камней для оград. Получено с http://wiki.edc.samara.ru/index.php/%D0%A2%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%B0 Для устранения дефектов керамического изделия и придания ему какого-либо цвета на поверхность сырого глиняного черепка наносится декоративное покрытие из белой или цветной глины - ангоб. Чтобы получить цветное покрытие, в жидкие, высокодисперсные растворы беложгущихся глин добавляют окрашенные окислы металлов в порошках. В наше время поливная терракота также иногда применяется для облицовки зданий, что очень удобно, поскольку с этой поверхности легко удаляется городская грязь. Прекрасный пример – тщательно разработанный декор современного небоскреба, здания Американской радиаторной компании в Нью-Йорке (проект Р.Худа, 1924).
Терракотовая армия— это захоронение по крайней мере 8099 полноразмерных терракотовых статуй китайских воинов и их лошадей, обнаруженное в 1974 году рядом с гробницей китайского императора Цинь Шихуанди неподалёку от города Сиань. Терракотовые статуи были захоронены вместе с первым императором династии Цинь — Цинь Шихуанди (объединил Китай и соединил все звенья Великой стены) в 210—209 гг. до н. э. Строительство мавзолея началось в 247 г. до н. э., потребовало усилий более чем 700 тыс. рабочих и ремесленников и длилось 38 лет. Фигуры воинов являются настоящими творениями искусства, поскольку выполнялись в индивидуальном порядке, вручную и с использованием различных методик. Каждая отдельная статуя имеет свои уникальные черты и даже выражения лица. После придания необходимой формы статуи выпекались и покрывались специальной органической глазурью, поверх которой наносилась краска. Представленные воины отличаются по рангу (офицеры, рядовые солдаты), а также по виду оружия (копьё, арбалет или меч). Кроме глиняных статуй в 1980 году в 20 метрах от гробницы императора были обнаружены две бронзовые колесницы, каждая из которых состоит из более, чем 300 деталей. Колесницы запряжены четвёрками лошадей, упряжь которых содержит золотые и серебряные элементы.
Майолика. В мире керамики есть особая красота, имя которой – майолика. МАЙОЛИКА - (итал. maiolica) - вид керамики с пористым, естественно окрашенным черепком от светло-кремового до красного (кирпичного) цвета, покрытые прозрачной свинцовой или глухой (непрозрачной) оловянной глазурью. В декоративном искусстве - изделия из цветной обожженной глины крупнозернистого строения, покрытые непрозрачной эмалью (архитектурные облицовки, посуда, статуэтки). Сегодня майоликой называют керамические изделия из естественно окрашенных легкоплавких глин, красный пористый черепок которых покрыт глухой глазурью, с водопоглощением 10-15%. Фаянсом называют керамические, крытые прозрачной глазурью изделия с водопоглощением 9 -12 %. Цвет фаянса может быть различным: преимущественно светлых тонов до белого. Майолика представляет собой традиционную итальянскую глиняную посуду, которая расписана разноцветной глазурью. Эта разновидность глиняной посуды появилась в эпоху Возрождения в Италии. Является визитной карточкой Италии. Главным образом, роспись в стиле майолика выполнена на белом фоне (иногда на черном, если для основной росписи используется золотой цвет), и в большинстве случаев самым используемым цветом для росписи является синий, но также встречаются и другие цвета. Прежде всего, ярким рисунком. Майолика высокопористая керамическая плитка с нанесенным на ее поверхность рисунком. Благодаря большому количеству пор краска достаточно глубоко проникает внутрь материала и длительное время сохраняет свой облик. Для изготовления майолики используют легкоплавкие глины в чистом виде или с вводом отощающих и флюсующих добавок. Часто майоликовые изделия покрывают слоем белой глины, ангобом, скрывающим натуральный цвет черепка. По свойствам и качеству близка к терракоте (она является пористой), только главным отличительным признаком ее является то, что она покрыта глазурью (глухой или прозрачной, сохраняющих цвет керамики). Глазурь придает изделию: - влагонепроницаемость, -предохраняет от загрязнений, -улучшает внешний вид, -повышает прочность. Анализ многих образцов итальянской глиняной посуды майолики от Средневековья указывает, что олово было всегда главным компонентом глазури майолики, но ее точный химический состав не был постоянным. Окись олова выступала как некий загуститель, делавшей глазурь белой и непрозрачной. М популярна из-за невысокой стоимости, яркости и насыщенности красок. Часто майоликовые изделия имеют рельефные украшения, покрытые цветными глазурями. Тройной обжиг, двойная ручная роспись, три слоя глазури делают майолику дорогостоящей. Обычно это красивые предметы интерьера. Их роспись изобилует красочными многочисленными изображениями: сказочные города, фантастические птицы, цветы и травы. Не удивительно, что расцвет искусства майолики приходится на эпоху Возрождения, а повторный всплеск ее особой популярности приходится на период стиля Модерна. Вещи из майолики не могут быть такими тонкими, как фарфоровые, но знатоки находят во всем этом свою прелесть и говорят, что от майолики веет теплом. Применяется майолика как при изготовлении наличников, посуды, панно, изразцов, так и в скульптурных сооружениях. Для грубых керамических изделий, к числу которых относится и майолика, доступной и дешевой является соляная глазурь. Для ее нанесения на поверхность изделия в топку раскаленной печи (1040...1180°C) вводят каменную соль (NaCl) и водяной пар. При этой операции в окислительной атмосфере цвет изделия будет коричнево-желтым, а в восстановительной – серым. Изделия, покрытые соляной глазурью, имеют неровную поверхность, что снижает качество изделий. При соляном глазуровании происходит гидролиз хлорида натрия и хорошие глазури имеют состав от Na2O·0,5Al2O3·2,8SiO2 до Na2O·Al2O3·5,5SiO2. Для майолики характерны мягкие, округлые формы, яркая роспись по непрозрачной глазури или (так называемая полумайолика) по белой глиняной обмазке под прозрачной глазурью.массивна Низкая температура глазурного обжига майолики (960–1050 С) позволяет использовать для декорирования широкую палитру цветных глазурей и эмалей. Область применения: изготовление посуды, облицовочной плитки, декоративной керамики. Родина майолики – Египет. Именно в этой стране впервые была изготовлена высокопористая керамическая плитка, где ее появление стало возможным благодаря стремлению египтян к созданию жаропрочной плитки. М отлично сопротивлявшаяся жаре. Так как майолика легко покрывается краской, то вскоре люди стали изготавливать с ее помощью большие тематические панно. Главными героями таких панно были боги и фараоны. Египетская майолика – как прародительница современной – была отличным способом донести до народа изображения богов. В руках жрецов эта технология была отличным рекламным инструментом. Со временем майолика стала играть роль украшения. Причем очень дорогого украшения, недоступного большинству смертных. Классическая итальянская плитка также имеет своих прародителей в Древнем Египте. Благодаря тому, что плитку покрывали глазурью ее можно было использовать практически везде, при отделке фасадов зданий, при отделке фонтанов, бассейнов и бань. Так, постепенно плитка стала декоративно отделочным материалом. Майоликовые изделия были распространены и широко применялась уже в 2...1 тысячелетии до н.э. в странах Древнего Востока (Египте, Вавилонии, Иране). Самые древние глиняные сосуды, покрытые глазурью, или, как ее иначе называли, поливой, были сделаны в Египте. Из Египта искусство глазурования пришло в Вавилонию и Ассирию, а оттуда проникло в Персию (район современного Иран), где оно достигло расцвета главным образом в области строительного искусства. Разные литературные источники по-разному оценивают использование глазури греками и римлянами. Например, немецкий исследователь истории фаянса А.Н. Кубе считал, что грекам и римлянам была известна технология использования глазури, но их исключительная любовь к чистому черепку ограничивала их в ее применении. И когда рухнула античная культура, то вместе с ней погибло для Европы искусство глазурования. В средние века они известны в Средней, Центральной и Передней Азии, позднее в Испании и Италии. К технике майолики общались еще в древние времена. Древние жители среднего востока пытались окультурить глиняные изделия уже в 9 веке, раскрашивая и обжигая глиняную посуду. На тот период в их распоряжении было лишь несколько цветов краски, это зеленый, коричневый, желтый и кобальт синий. Со временем цветов стало значительно больше, а технология изготовления постоянно усовершенствовалась. Красивые и разноцветные глиняные изделия постепенно стали распространяться по миру и пользовалась большим спросом. Первоначально глиняные изделия покрытые разноцветной глазурью попали в Африку, затем в Испанию и лишь позднее, в 14-15 веках добрались до Италии. Помимо изящных глиняных статуэток в Италии стал производить керамическую плитку. В Европе майолика распространяется с 14 века (в это время знаменита итальянская майолика эпохи Возрождения), в 18 веке изделиями из майолики славились Испания, Германия, Франция Сегодня трудно сказать как появился термин майолика. Название этой керамики происходит от названия острова Майорка, где в 14-15 веках расцвело производство керамических изделий из естественно окрашенных глин, полностью покрытых глухой оловянной глазурью и расписанных– главного центра по экспорту испано-мавританской керамики в Италию. Название этой разновидности керамики происходит, как считают многие эксперты, от средневекового названия испанского острова Майорка, который располагался на пути следования кораблей, перевозящих грузы из мавританской Испании (в частности, из Валенсии) в Италию. В 15-ом столетии термин майолика использовался исключительно для керамики, имеющей глянцевую поверхность, включая не только произведенные в Италии товары, но и те товары, которые привезли из Испании. И только со временем концу 16 вв термин стал использоваться для описания глянцевой «застекленной» керамики, сделанной в Италии. Остров, через который в 1115 г. были впервые вывезены генуэзцами испано-мавританские керамические сосуды и поливные плиты, поставлялись кермаические изделия с Востока. Итальянцы своим произношением несколько смягчили звучание незнакомого им слова, и получилось "майолика". В 12–13 вв. Италия вела широкую торговлю с Испанией и Ближним Востоком, откуда, вместе с испано-мавританской керамикой, привозились белые изделия с люстровой росписью. В 1499 покрытые оловянной глазурью люстровые изделия из города Манисеса доставлялись на кораблях в порты Испании, Северной Африки и Италии через остров Майорка. Итальянцы полагали, что эти изделия там и производились, и стали называть как этот остров. Свое название она получила благодаря испанскому острову Майорка (Мальорка), игравшему важную роль в торговле с Италией и странами Магриба. Сюда арабские купцы привозили глиняные изделия, покрытые оловянно-свинцовой глазурью. Искусно расписанные блюда, кувшины, вазы, будучи весьма дорогостоящими, служили украшением парадных залов домов и очень ценились. Особенно славилась работа гончаров Египта, Вавилонии, Ирана и Азии. Итальянской майоликой называют изделия из белой или серой глины, пористый черепок которых, в отличие от обычной керамики, покрыт не одной, а двумя глазурями. Вначале — непрозрачным слоем белой, оловянной, что позволяло расписывать поверхность изделия яркими красками по белому "сырому" фону еще до обжига, а затем, поверх росписи, — прозрачным слоем блестящей свинцовой глазури, с последующим обжигом ок. 1000°С. Меццо-майолика появилась в странах Ближнего Востока, а затем, в 11-12 вв., была завезена арабами в Испанию. Вероятнее всего, что это искусство пришло туда вместе с арабами - через Испанию, где делали прекрасную испано-мавританскую глазурованную керамику – майолику. С 15 в. меццо-майолика, а затем и настоящая майолика производилась в мастерских — боттегах — Северной Италии. Именно во Флоренции майолика начинает приобретать облик, по которому мы и узнаем ее сейчас. До 11 века она была более блеклой и с гораздо менее эффектными цветовыми оттенками. Первые образцы таких изделий археологи относят к 14 веку, которые нашли при раскопках города Пизы. Самая ранняя итальянская керамика, глазурованная оловом, датируется 11—веком и ярко раскрашена в примитивном стиле. Колыбелью итальянской М. может считаться Пиза, где впервые появились подражания арабским и персидским работам. Скорее всего, итальянские мастера решили изготовить свою майолику в подражание испано-мавританской. Как военная добыча в борьбе их с пиратами, испано-мавританские керамические сосуды и поливные плиты, послужившие для итальянских гончаров образцами при их опытах производства М. В связи с этим, первые опыты итальянских керамистов были неловкими и вторичными. Декор был довольно примитивным. Использовался геометрический орнамент и линейные растительные мотивы. В основном мастера изготовляли не столько майолику, сколько так называемую меццо-майолику, или полумайолику. Такие изделия покрывали тонким слоем белого ангоба, расписывали и сверху покрывали прозрачной свинцовой глазурью. Она более быстрая в изготовлении и, что существенно, более дешевая по сравнению с настоящей майоликой, так как в этом случае декорирование производится на еще сыром изделии, покрытом слоем жидкой глины белого цвета (ангобом) вместо эмали. После чего изделие покрывают слоем глазури и обжигают при температуре около 900 °С. Позже начали постепенно вводить и оловянную глазурь, но из-за экономии нижнюю часть изделия все также покрывали свинцом. Вначале итальянские мастера изготовляли только так наз. полумайолику (mezzo-maiolica), т. е. предметы из красной глины, покрывавшиеся тонким слоем белой и после первого их обжигания получавшие разрисовку и свинцовую глазурь, за которыми следовало вторичное обжигание. Настоящая М. явилась тогда, когда стали употреблять для изделий желтоватую или беловатую глину и вместо свинцовой поливы покрывать ее глазурью из смеси окисей свинца и олова, которой уже пользовался для своих терракот знаменитый Лука делла Роббиа. До середины 15 в. майоликовое производство в Италии оставалось на сравнительно низком уровне. В начале 15 столетия наблюдается заметный подъем в технологии создания узоров Майолика изготавливалась из тонкой мягкой глины; готовые изделия покрывали беловатой непрозрачной оловянной глазурью и расписывали красками, которые успешно выдерживали высокотемпературный обжиг, а после окончательного покрытия прозрачной щелочной глазурью становились мягче по цвету. К 15 веку использование оловянной глазури стало повсеместным. Керамика с непрозрачной, белой глазурью, получаемой путем добавления оксида олова, была известна еще в 8 веке, когда технология ее производства попала из Китая к мусульманам. К началу 13 века она производилась в Малаге на юге Испании. Если верить Вазари, то за ее изобретение мы должны быть благодарны Луке делла Роббиа, знаменитому скульптору, любившему расписывать свои произведения цветными глазурями. Флорентийский мастер нанес на плитку молочно-белую глазурь и получил в результате удивительный по красоте предмет. Глянцевая, словно светившаяся внутренним светом майолика сразу стала пользоваться спросом у духовенства и аристократии. Человеком, открывшим и впервые применившим оловяную, непрозрачную, глухую, молочно-белую глазурь, считают Луку делля Роббиа (ок. 1400–1482), известного флорентийского скульптора-керамиста. Позже мастер экспериментировал с другими цветами и получил фиолетовую (добавление марганца), зеленую (добавление меди) и синюю (добавление кобальта) майолику. Лука делла Роббиа принадлежал к семье, которой приписывается честь изобретения голубой подглазурной майолики. Интенсивность голубого цвета усиливается контрастным сопоставлением с чистым белым. Подобные рельефы нельзя назвать ни живописью, ни скульптурой - они являются органическим синтезом этих искусств. Лука делла Роббиа создал новый стиль глазурованной терракоты: он размещал рельефные белые фигуры на синем фоне в обрамлении гирлянд из ярких, окрашенных в естественные тона цветов и фруктов. Этот стиль в течение ста лет развивали его последователи. Французские скульпторы эпохи рококо часто делали эскизы прелестных миниатюрных статуэток, которые воспроизводились в терракоте в королевских гончарных мастерских Севра. Изделия этого типа, изготовлявшиеся повсюду в Европе, оставались в моде на протяжении 19 в. Именно в это время отчетливо видно подражание итальянских мастеров арабским. В первую очередь, это проявляется в декоре. Типичные мотивы мусульманского орнамента переплетаются с эмблемами или гербами итальянских знатных семейств. Но, в отличие от арабов, европейцы вводили в роспись человеческие профили и, хотя довольно редко, сюжетные композиции. Глазурь содержала окись олова, подкрашивалась она в синий цвет кобальтом, в зеленый, голубой, бирюзовый – медью, в фиолетовый – марганцем, хром – яркие, но малопрозрачные зеленые цвета, железо и сурьма желтые цвета. Высокую температуру обжига выдерживали сине-зеленые и желто-коричневые тона, что и обусловило характерную красочную гамму итальянской майолики. Декор писали на майолике по сырой глазури, прежде чем обжечь изделие при температуре порядка 1000 °C. Краски для росписи брались того же химического состава, что и глазурь, однако их существенной частью были окислы металлов, которые выдерживали большую температуру (так называемые огнеупорные краски — синяя, зеленая, жёлтая и фиолетовая). Начиная с 18 века стали применять так называемые муфельные краски, которые наносились на уже обожжённую глазурь. Они используются и для росписи фарфора. Изготовлением майолики занимались мастера, обладающие не только отменным художественным вкусом, но и твердой рукой, так как роспись проводилась по сырой глазури, нанесенной на стенки обожженного изделия, и самая малейшая ошибка приводила к его порче. После росписи керамику помещали в специальные печи для обжига, где эмаль сплавлялась с красками. Во второй половине 15 века окончательно формируются основные мотивы, использовавшиеся вплоть до прекращения изготовления майолики в 17 веке. Тогда же возникает бурный интерес у жителей Италии, к приобретению и коллекционированию изделий из глазурованной керамики. В связи с этим возникает популярность в создании альбарелли – специальных аптекарских баночек-сосудов, которые вместо крышки накрывались бумагой. Благодаря этой молочной глазури и поднялась популярность майолики сначала в Италии, а затем в Испании. Только с последнего десятилетия 15 в. начинается период расцвета, который в 1520-х г. достигает своего апогея. -16 век. Всемирную известность итальянские мастера приобрели в начале 16 века. Именно их считали законодателями мод в этом виде искусства. Наиболее чистые цвета получались при нанесении сине-зеленой и желто-коричневой краски. Они и стали традиционными для итальянской майолики. Развитию М. много способствовали быстро усилившийся запрос на нее в высших слоях общества и покровительство, оказываемое ей владетельными особами, особенно урбинскими, феррарскими и флорентийскими герцогами, также общий подъем итальянского искусства в эпоху Возрождения. Период процветания М. продолжается с конца 14 по конец 16 в. В эти два столетия она достигает до высокого совершенства в отношении форм изделий, блеска и гармонии красок, качества поливы, вообще тонкости и изящества работы; занимающиеся ею мастера нередко выказывают себя истинными артистами; лучшие итальянские художники не гнушаются сочинять рисунки для воспроизведения на сосудах. В первой половине 16 в. главными центрами производства майолики являются мастерские Каффаджоло, Сиены, Деруты, Кастель-Дуранте. Главенствовала среди них Фаэнца - самый древний керамический центр Италии. В середине 16 в. выдвигаются новые центры: Урбино, Губбио, Пезаро. В это же время появились мастерские по изготовлению майолики в Испании, Германии и Франции. В общем ее производили более ста городов, из которых наибольших успехов достигли Фаэнца, Кастель Дуранте и Урбино. Они выработали особые стили и техники для рисования облаков, пейзажей, многофигурных композиций и арабесок. Произведения одной местности отличаются от изделий другой преобладанием и любимым сочетанием известных красок, характером орнаментации, свойством поливы, цветом ее металлического рефлекса и т. п. признаками, по которым современные нам любители и собиратели М. распознают работы различных фабрик и мастеров независимо от марок, нередко встречающихся на этих предметах. Наряду с этим сохранялась и некая преемственность и национальные особенности, характерные для каждого центра в особенности. Мало того, на основе широкой популярности, которую заработало производство майолики, это занятие считалось прибыльным, потому как впервые появились художественные школы, где обучали будущих мастеров. В Фаэнце использовали мелкие узоры на широких плоских бортах на синем фоне. В изделиях Сиены преобладали крупные формы красочных гротесков на всей поверхности. В Урбино мастера создавали орнамент мелких гротесков на молочно-белом фоне. Из прочих пунктов Италии, имевших мастерские М., следует назвать Венецию. Между ее разнообразными изделиями особенно замечательны в 17 ст. тарелки и блюда из плотной, стекловидной и легковесной глины, издающие при ударе металлический звук; края их украшены по большей части рельефными изображениями плодов и листьев, а дно — живописью, представляющей человеческие фигуры. Высокий уровень сохраняет производство майолики в Венеции. Очень пластичны по форме сосуды с декоративным крупнолистным растительным орнаментом, исполненным в синих тонах. К 17 веку характер майоликовых изделий меняется в корне. Некоторые центры вообще перестают выпускать продукцию, другие же поменяли ориентировку на простую по форме белую поливную посуду. С начала 18 ст. под влиянием вкуса времени, пристрастного к роскоши и маньеризму, отдающему предпочтение фарфору перед фаянсом, М. начинает падать повсеместно в Италии и превращаться из искусства в рутинное ремесло. В 17 в. многие мастерские закрываются. Продолжают существовать лишь немногие старинные центры, вроде Фаэнцы и Урбино. В 17 веке продолжается и одним из основных керамических центров является город Фаэнца. Упадок итальянской майолики должен был быть обязан смене стиля, но в первую очередь все-таки возникновением и распространением фарфора. Последующий упадок производства майолики связан в основном с появлением фаянса и фарфора. Конечно, традиции полихромной майолики никуда не исчезли, и такие центры как Фаэнца продолжали изготавливать глазурованную керамику, но уже в гораздо меньших количествах и предназначались они как сувениры. В конце 17 - первой половине 18 в. умиравшее майоликовое производство внезапно вновь оживает на юге Италии, в маленьком городке Неаполитанского королевства - Кастелли. Хотя производство существовало здесь уже в 16 в., но самостоятельное значение оно приобрело только с середины 17 в. благодаря усилиям нескольких поколений семейства талантливых керамистов Груэ. Два других центра производства майолики, процветавшие в 17-18 вв., Савона и Генуя, не могут соперничать с нежной, полной своеобразного очарования майоликой Кастелли: в их изделиях утрачивается самобытность итальянского искусства, все очевиднее ощущается стремление подражать вошедшему в моду дельфтскому фаянсу с бело-синей росписью. Майоликовое производство распространилось в Северной Италии, получив особое развитие в окрестностях городов Фаэнца и Урбино. В третьей четверти 16 в., вследствие восхищения китайским фарфором, который ввозился в Италию через Венецию, в Фаэнца налаживается и интенсивно развивается производство белой майолики. !!!Итальянская майолика почти никогда не использовалась для бытовых целей. Покрытые блестящей глазурью, украшенные яркой росписью блюда, кувшины, вазы выставлялись на открытых полках поставцов, на шкафах и столах, дополняя убранство интерьеров. Часто декор майолики глазурями и ограничивается, но иногда применяются и надглазурные краски.
Роли «напольная плитка» майолика недостойна. Ее удел в стародавние годы был украшать сначала духовные учреждения, затем она была замечена в качестве отделки интерьеров лучших паласов.
!!! Как плитка для ванной майолику использовать нельзя, поскольку она высокопориста и, как следствие, гигроскопична. Чаще всего майолика идет на облицовку каминов и печей.
Принцип производства майолики следующий. Глиняную массу укладывают в формы. В таком виде она сушится 3-4 суток. Следующим этапом идет нанесение белой глины, а затем изделия проходят первый обжиг. После него на белую эмаль наносят рисунок.
Гончарные изделия - это термин, обозначающий изделия, сделанные на гончарном круге без дальнейшего применения глазури. И фаянс, и майолику, и даже фарфор тоже можно делать, используя гончарный круг, но мы при этом не называем их гончарными изделиями. Главным отличительным признаком является то, что фаянс и майолику покрывают глазурью. Причем очень трудно провести грань и определить, на сколько процентов нужно покрыть гончарное изделие глазурью и расписать, чтобы оно превратилось в майолику. Некоторые современные мастера свою гончарку изнутри покрывают глазурью, отчего она, по их мнению, не превращается в майолику. !!! До сих пор еще до конца не выяснено, что же появилось раньше - майолика или фаянс - не как названия, а как виды керамики. Ведь до сих пор майолику называют иногда "простым фаянсом", а значит, фаянс - это более общее понятие, включающее в себя и майолику.
Слово "фаянс" - от итальянского города Фаенца, прославившего себя фаянсовым производством. Однако нужно иметь в виду, что в конце 16 в Европе майоликовые изделия называли фаянсовыми. До сих пор майолику называют иногда "простым фаянсом", а значит, фаянс - это более общее понятие, включающее в себя и майолику. Слово "майолика" употреблялось для обозначения итальянских художественных фаянсов. В 17 веке фаянсы, покрытые прозрачной свинцовой глазурью, назывались полуфаянсами. Приставка "полу" не содержала в себе ничего пренебрежительного или указывающего на низкое качество, она указывала только на технические отличия этих фаянсов от "настоящих" фаянсов, покрытых непрозрачной оловянной глазурью. Производство майолики, перешедшее из Италии в другие страны центральной Европы, в дальнейшем развилось в производство фаянса с белого или кремового цвета, покрытого прозрачной свинцовой глазурью.
В наше время она широко применяется для отделки интерьеров общественных и промышленных зданий. Со временем на поверхности майолики появляется сетка волосяных трещин, что свидетельствует о большом различии коэффициентов температурного расширения глазури и черепка.
МАЙОЛИКА КАСТЕЛЛИ - это фармацевтическая посуда - кувшины, вазы, служившие вместилищем для лекарственных трав и снадобий, а также украшавшие интерьеры аптек. Кастелли - небольшой итальянский городок в горах Терамо. Именно там, на протяжении трех столетий в 17-18 веках была создана удивительная по своей росписи разнообразная майолика, которая могла поспорить с продукцией таких прославленных майоликовых производств Италии как Урбино, Фаэнца, и т. д. Однако наиболее интересные образцы майолики производились не в старых, прославленных керамических центрах, а в Кастелли, маленьком городке Неаполитанского королевства. Фаянсы Кастелли отмечены своеобразной прелестью и определенной художественной индивидуальностью, выразившейся в большой тонкости, камерности изделий.
Надо отметить тот факт, что в производстве разных стран превалируют собственные излюбленные цвета. Так, итальянской майолике присущи синий, желтый, зеленый и их разнообразные оттенки. Голландская майолика - материал темно-синего и фиолетового оттенка с мощным контрастом.
Майолика по-итальянски она представлена в основном сине-зелеными и желто-зелеными образцами. Рисунок майолики наносится на непрозрачную глазурь или непосредственно на плитку, после чего покрывается прозрачной глазурью. Во время обжига выдерживают высокую температуру лишь указанные выше цвета, что обусловлено особенностью состава используемых красок. Такая майолика хороша в ярких, творческих интерьерах “с изюминкой”. Холодного стиля как хай-тек она совершенно непригодна. Главная задача майолики из Италии – вносить особое настроение в помещение. Зеленоватые тона помогут создать классический стиль интерьера 1930-х годов, а яркие желтые или светло-голубые – американский кантри. В современной Италии наиболее популярна сине-зеленая и желто-зеленая майолика. Она полностью соответствует тому жизнерадостному темпераменту народа, живущему там. Конечно, она не подойдет под холодный «хай-тэк», зато органично вписывается в средиземноморские интерьеры, выполненные в солнечных тонах. Даже производители шутят по поводу того солнечного настроения, что несет изготовленная ими майолика. Майолика по-голландски Классическая голландская майолика отличается контрастностью цветов: на белом фоне – темно-синие или фиолетовые геометрические фигуры или изображения растений, животных и людей. Русские изразцы – это ни что иное, как голландская майолика с элементами русской народной росписи. Знаменитая фабрика гжельской керамики переняла технологию производства майолики у голландских мастеров еще в 17 веке, а позже создала ей образ исконно русской, хотя на самом деле в России майолику никогда не изготавливали. Мастера из Голландии серьезно преуспели в улучшении технологий, до сих пор не останавливаясь на достигнутом. Голландская плитка - одна из самых известных в мире. Ей отделывались интерьеры по всему миру, ее покупали в Нидерландах в огромных количествах, ее пытались копировать. В самом начале XVIII в. князь Меньшиков построил в Стрельни фабрику по образцу голландских, где русские мастера делали плитку не хуже заграничной. Такой плиткой отделан дворец Меньшикова в Санкт-Петербурге. Во дворце есть уникальные комнаты, где плиткой отделаны не только печи, но и стены, и даже потолок! На отделку этих помещений ушло без малого 30000 плиток. Таких интерьеров нет больше нигде. Даже в Голландии, откуда и пошел обычай такой отделки, выполнялись только невысокие изразцовые панели или вставные композиции на стенах. В том числе и в Российской империи. Наряду с традиционной школой мастера пытаются совершенствовать процесс, получая в результате уникальные образцы творчества. Классический образец голландской майолики представляет собой сочетание, чаще всего, белого и синего цветов, то есть основанных на визуальном контрасте.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5101; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |