КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Задачи и основополагающие начала борьбы с преступностью
Содержание борьбы с преступностью Борьба с преступностью представляет собой органическое единство трех направлений: 1) общей организации борьбы, 2) предупреждения преступности, 3) правоохранительной деятельности. Общая организация борьбы с преступностью включает: 1. Информационно-аналитическую деятельность по регистрации проявлений преступности, изучению этих проявлений, их причинности и детерминации, результатов борьбы с преступностью на предшествующих этапах и оценке соответствующих данных. Это осуществляется путем создания систем учетов преступности, статистической отчетности; текущей аналитической деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью; развития криминологических исследований, использования теоретических обобщений получаемых сведений. В России сейчас наиболее актуальны четыре направления совершенствования такой деятельности. Во-первых, создание единого Федерального банка данных о преступности на основе документов первичного учета и устранение такого положения, при котором обработка этих документов происходит только на уровне субъектов Федерации, а затем идет простое суммирование обобщенных региональных сведений. Во-вторых, обеспечение информационно-аналитической деятельности на вневедомственной основе в целях исключения влияния на оценку преступности ведомственных интересов правоохранительных органов по представлению своей работы как эффективной, а также анализа преступности во всех ее проявлениях (общеуголовной, экономической, государственной, воинской, налоговой и т. п.). В-третьих, более полное отражение данных о жертвах и иных последствиях преступности, о мотивации преступного поведения, его причинах и условиях.
В-четвертых, обеспечение сквозного учета движения данных о преступном поведении, начиная с регистрации сообщения, заявления о признаках преступления и кончая завершением исполнения наказания и иного судебного решения (об иске и т. п.). Сейчас такой учет носит дискретный характер: отдельно учитываются заявления и сообщения о преступлениях, данные о преступных деяниях и их субъектах в стадии предварительного расследования; сведения о движении уголовных дел в судах и т. д.
Какова же даже не задача, а сверхзадача борьбы с преступностью? Можно ли всерьез рассчитывать на окончательную победу над ней? Эти вопросы задавали себе многие авторы на протяжении всей истории человечества. Время иллюзий прошло. Ясно одно: человечество не помнит себя без преступлений и преступности. Другое дело — уровень преступности и масштабы ее противостояния обществу. Вся история человечества доказала, что ослабление борьбы с преступностью, а тем более ее отсутствие, ведет к безудержному росту преступности и криминализации общества. Борьба с преступностью позволяет сдерживать это общественно опасное явление; обеспечивать необходимый баланс чисто эгоистического расчета человека и интересов других субъектов, общества; не допускать наиболее общественно опасных способов удовлетворения потребностей и интересов. Наиболее важными основополагающими началами борьбы с преступностью можно считать следующие: а) примат предупредительной деятельности над правоохранительной, а в предупредительной деятельности — примат мер по оказанию социальной помощи нуждающимся в ней над предусмотренными законом ограничениями; б) применение мер, ограничивающих права и свободы граждан, только по фактам нарушения закона и в предусмотренных законом случаях;
в) обеспечение неотвратимости предусмотренной законом ответственности виновных лиц за преступления; г) осуществление борьбы всем обществом, всем населением. Государству принадлежит важнейшая роль, ибо только в руках государства находятся средства и институты принуждения. Государство определяет направления борьбы с преступностью. Однако нельзя забывать, что усилия государства могут увенчаться успехом только во взаимодействии с усилиями всех институтов гражданского общества, граждан. Это признано криминологами всего мира и закреплено в ряде резолюций ООН, в частности в материалах специальной сессии IV Конгресса ООН по борьбе с преступностью и обращению с правонарушителями формулируется вывод о том, что в разных странах мира различны пределы использования института участия общественности в борьбе с преступностью, эти различия имеют объективную политическую и социально-экономическую основу, но суть закрепленной в резолюции позиции сводится к тому, что без помощи всего населения, всего общества успех в борьбе с преступностью невозможен; д) осуществление борьбы с преступностью в режиме законности, только в рамках Конституции государства, не противоречащих ему других законов и подзаконных актов, с соблюдением международно-правовых норм. Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации ". Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (...) 4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". В ведении Российской Федерации находятся, в частности, регулирование и защита прав и свобод человека; безопасность; судоустройство; прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; федеральная государственная служба (ст. 71 Конституции РФ). В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов — защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной, экологической безопасности, целый ряд иных значимых для борьбы с преступностью вопросов (ст. 72 Конституции РФ);
е) подконтрольность народу органов, участвующих в борьбе с преступностью. В соответствии со ст. 3 Конституции РФ, "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ", а ст. 10 Конституции РФ предусматривает, что "государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны". Одной из актуальных задач является разработка эффективных механизмов контроля народа за деятельностью органов судебной власти, как и других правоохранительных органов; ж) комплексное осуществление борьбы с преступностью: недопустимость увлечения в одни периоды мерами предупреждения преступности, в другие — только правоохранительными, преимущественно карательными мерами; з) обеспечение равенства всех физических и юридических лиц перед законом; и) экономия уголовной репрессии и применение наказания в виде лишения свободы, а тем более исключительной меры наказания — смертной казни только в случаях, когда иное решение чревато опасностью появления новых жертв преступлений и иного значительного вреда; к) использование новейших научных и научно-технических достижений, опережение преступников; л) международное сотрудничество и двустороннее сотрудничество государств в борьбе с преступностью. Только в рамках Организации Объединенных Наций функционируют: Межрегиональный институт ООН по вопросам исследований в области юстиции и преступности — TJNICRI; Хельсинкский институт по вопросам предупреждения преступности — HEUNI; Институт ООН стран Азии и Дальнего Востока по предупреждению преступности и борьбе с правонарушителями — UNAFEI; Институт ООН стран Латинской Америки по предупреждению преступности и борьбе с малолетней преступностью — ILANUD; Африканский региональный институт ООН по предупреждению преступности и борьбе с правонарушениями — UNAFRI1. Регулярно проводятся международные конгрессы по проблемам борьбы с преступностью и обращению с правонарушителями, семинары, симпозиумы.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |