Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи и основополагающие начала борьбы с преступностью

Содержание борьбы с преступностью

Борьба с преступностью представляет собой органиче­ское единство трех направлений:

1) общей организации борь­бы,

2) предупреждения преступности,

3) правоохранитель­ной деятельности.

Общая организация борьбы с преступностью включает:

1. Информационно-аналитическую деятельность по ре­гистрации проявлений преступности, изучению этих про­явлений, их причинности и детерминации, результатов борьбы с преступностью на предшествующих этапах и оценке соответствующих данных.

Это осуществляется путем создания систем учетов пре­ступности, статистической отчетности; текущей аналитиче­ской деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью; развития криминологических исследований, использования теоретических обобщений получаемых сведений.

В России сейчас наиболее актуальны четыре направле­ния совершенствования такой деятельности.

Во-первых, создание единого Федерального банка дан­ных о преступности на основе документов первичного учета и устранение такого положения, при котором обработка этих документов происходит только на уровне субъектов Федера­ции, а затем идет простое суммирование обобщенных регио­нальных сведений.

Во-вторых, обеспечение информационно-аналитической деятельности на вневедомственной основе в целях исключения влияния на оценку преступности ведомственных инте­ресов правоохранительных органов по представлению своей работы как эффективной, а также анализа преступности во всех ее проявлениях (общеуголовной, экономической, госу­дарственной, воинской, налоговой и т. п.).

В-третьих, более полное отражение данных о жертвах и иных последствиях преступности, о мотивации преступного поведения, его причинах и условиях.

В-четвертых, обеспечение сквозного учета движения данных о преступном поведении, начиная с регистрации со­общения, заявления о признаках преступления и кончая за­вершением исполнения наказания и иного судебного реше­ния (об иске и т. п.). Сейчас такой учет носит дискретный характер: отдельно учитываются заявления и сообщения о преступлениях, данные о преступных деяниях и их субъек­тах в стадии предварительного расследования; сведения о движении уголовных дел в судах и т. д.

 

Какова же даже не задача, а сверхзадача борьбы с пре­ступностью? Можно ли всерьез рассчитывать на окончатель­ную победу над ней? Эти вопросы задавали себе многие ав­торы на протяжении всей истории человечества.

Время иллюзий прошло. Ясно одно: человечество не помнит себя без преступ­лений и преступности. Другое дело — уровень преступности и масштабы ее противостояния обществу. Вся история чело­вечества доказала, что ослабление борьбы с преступностью, а тем более ее отсутствие, ведет к безудержному росту пре­ступности и криминализации общества.

Борьба с преступностью позволяет сдерживать это об­щественно опасное явление; обеспечивать необходимый ба­ланс чисто эгоистического расчета человека и интересов дру­гих субъектов, общества; не допускать наиболее общественно опасных способов удовлетворения потребностей и интересов.

Наиболее важными основополагающими началами борь­бы с преступностью можно считать следующие:

а) примат предупредительной деятельности над право­охранительной, а в предупредительной деятельности — при­мат мер по оказанию социальной помощи нуждающимся в ней над предусмотренными законом ограничениями;

б) применение мер, ограничивающих права и свободы граждан, только по фактам нарушения закона и в преду­смотренных законом случаях;

в) обеспечение неотвратимости предусмотренной зако­ном ответственности виновных лиц за преступления;

г) осуществление борьбы всем обществом, всем населе­нием. Государству принадлежит важнейшая роль, ибо толь­ко в руках государства находятся средства и институты при­нуждения. Государство определяет направления борьбы с преступностью. Однако нельзя забывать, что усилия госу­дарства могут увенчаться успехом только во взаимодейст­вии с усилиями всех институтов гражданского общества, гра­ждан. Это признано криминологами всего мира и закреплено в ряде резолюций ООН, в частности в материалах специаль­ной сессии IV Конгресса ООН по борьбе с преступностью и обращению с правонарушителями формулируется вывод о том, что в разных странах мира различны пределы исполь­зования института участия общественности в борьбе с пре­ступностью, эти различия имеют объективную политическую и социально-экономическую основу, но суть закрепленной в резолюции позиции сводится к тому, что без помощи всего населения, всего общества успех в борьбе с преступностью невозможен;

д) осуществление борьбы с преступностью в режиме за­конности, только в рамках Конституции государства, не про­тиворечащих ему других законов и подзаконных актов, с со­блюдением международно-правовых норм. Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации ". Конституция Рос­сийской Федерации имеет высшую юридическую силу, пря­мое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Консти­туции Российской Федерации (...) 4. Общепризнанные прин­ципы и нормы международного права и международные до­говоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Рос­сийской Федерации установлены иные правила, чем преду­смотренные законом, то применяются правила международ­ного договора". В ведении Российской Федерации находятся, в частности, регулирование и защита прав и свобод челове­ка; безопасность; судоустройство; прокуратура, уголовное, уго­ловно-процессуальное и уголовно-исполнительное законода­тельство; амнистия и помилование; федеральная государст­венная служба (ст. 71 Конституции РФ). В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов — защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, пра­вопорядка, общественной, экологической безопасности, це­лый ряд иных значимых для борьбы с преступностью вопро­сов (ст. 72 Конституции РФ);

е) подконтрольность народу органов, участвующих в борь­бе с преступностью. В соответствии со ст. 3 Конституции РФ, "носителем суверенитета и единственным источником вла­сти в Российской Федерации является ее многонациональ­ный народ", а ст. 10 Конституции РФ предусматривает, что "государственная власть в Российской Федерации осущест­вляется на основе разделения на законодательную, исполни­тельную и судебную. Органы законодательной, исполнитель­ной и судебной власти самостоятельны". Одной из актуаль­ных задач является разработка эффективных механизмов контроля народа за деятельностью органов судебной власти, как и других правоохранительных органов;

ж) комплексное осуществление борьбы с преступностью: недопустимость увлечения в одни периоды мерами преду­преждения преступности, в другие — только правоохрани­тельными, преимущественно карательными мерами;

з) обеспечение равенства всех физических и юридиче­ских лиц перед законом;

и) экономия уголовной репрессии и применение наказа­ния в виде лишения свободы, а тем более исключительной меры наказания — смертной казни только в случаях, когда иное решение чревато опасностью появления новых жертв преступлений и иного значительного вреда;

к) использование новейших научных и научно-техниче­ских достижений, опережение преступников;

л) международное сотрудничество и двустороннее со­трудничество государств в борьбе с преступностью.

Только в рамках Организации Объединенных Наций функционируют: Межрегиональный институт ООН по вопро­сам исследований в области юстиции и преступности — TJNICRI; Хельсинкский институт по вопросам предупрежде­ния преступности — HEUNI; Институт ООН стран Азии и Дальнего Востока по предупреждению преступности и борь­бе с правонарушителями — UNAFEI; Институт ООН стран Латинской Америки по предупреждению преступности и борьбе с малолетней преступностью — ILANUD; Африкан­ский региональный институт ООН по предупреждению пре­ступности и борьбе с правонарушениями — UNAFRI1. Регу­лярно проводятся международные конгрессы по проблемам борьбы с преступностью и обращению с правонарушителя­ми, семинары, симпозиумы.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие борьбы с преступностью | Общее (общесоциальное) предупреждение преступ­ности и участие в нем криминологов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.