Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности борьбы с экономической преступностью

Российские криминологи — ученые и практики уделяют значительное внимание проблеме предупреждения преступ­лений в сфере экономики. Их выводы в основном сводятся к осуществлению системы экономических, организационно-про­изводственных, технических, правовых, воспитательных мер, направленных на коррекцию личности правонарушителей и нейтрализацию или снижение действия обстоятельств, обу­словливающих совершение преступлений.

Экономические меры могут, среди указанных, быть от­несены к предупредительным мерам общесоциального уров­ня, которые нацелены на решение основной задачи по сни­жению уровня безработицы, достигшей, по оценкам специа­листов, 6,4% экономически активного населения, сокраще­нию социального расслоения населения. Разрыв в доходах самых бедных и самых богатых (с учетом укрываемых от налогообложения доходов) достиг, по расчетам, соотношения 1: 25. Имущественное расслоение общества породило значи­тельный слой лиц, не имеющих постоянного источника дохо­да, — потенциальных правонарушителей. Следовательно, по­вышение жизненного уровня этой категории людей — пер­востепенная задача макроскопической стабилизации и соз­дания предпосылок для экономического роста. Исследования западных ученых свидетельствуют о высоком уровне корреляции между состоянием безработицы и негативными тен­денциями преступности, в том числе имущественной. Адап­тация имеющегося в мировой практике опыта борьбы с без­работицей представляется возможной и перспективной.

Предупреждение правонарушений органами внутренних дел, и прежде всего подразделениями по борьбе с экономи­ческой преступностью, возможно при наличии современной законодательно-правовой базы, гарантирующей соблюдение законности.

В соответствии с Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 года впервые в России была разработана Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федера­ции. В преамбуле отмечается, что переход к новым формам государственного управления происходит в условиях посто­янного дефицита и противоречивости правовой базы, регули­рующей экономические отношения, отставания законодатель­ства от реально происходящих в обществе процессов. До на­стоящего времени не приняты законы "О борьбе с коррупци­ей", "Об ответственности за легализацию (отмывание) преступ­ных доходов", "О борьбе с организованной преступностью".

В декабре 2003 г. принят НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН Российской Федерации по реализации Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2003-2004 годы.

Основная цель государственной стратегии — обеспече­ние такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия, для жизни и развития личности, для социально-экономической, военно-политической стабильно­сти общества и сохранения целостности государства, успеш­ного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

К основным направлениям в организации борьбы с эко­номической преступностью относятся разработка и выпол­нение региональных программ борьбы с преступностью. Ре­гиональные программы борьбы с преступностью, как свиде­тельствует практика, лучше финансируются исполнитель­ными органами субъектов Федерации. Законодательные и исполнительные органы власти субъектов Федерации с уче­том положений программы могут принять решения, направ­ленные на предупреждение преступлений в сфере экономи­ки, устранение причин и условий, способствующих их рас­пространению на региональном уровне.

Учитывая, что организационно-штатное построение под­разделений по борьбе с экономической преступностью не позволяет осуществлять тотальное оперативное обслужива­ние всех субъектов экономических отношений по предупре­ждению преступлений, их усилия необходимо сосредоточить в ключевых сферах экономики и направлениях ее реформи­рования. В поле зрения должны попадать: противоправное использование государственных средств, инвестиций, опера­ции на финансовом, наличном и валютном рынках, во внеш­неэкономической деятельности, со стратегически важными сырьевыми ресурсами, мошенничеством и незаконным пред­принимательством на потребительском рынке.

Следует больше внимания уделять изучению и обобще­нию официальной и оперативной информации о состоянии экономической преступности, приоритетах в понятиях, струк­туре и основных направлениях обеспечения экономической безопасности России, прогнозировать развитие криминаль­ной ситуации в наиболее криминогенных отраслях народно­го хозяйства. Результаты прогноза необходимо использовать для подготовки предложений в законодательные, исполни­тельные органы федерального и регионального уровня по нейтрализации преступлений.

Значительное место в предупреждении экономических преступлений в кредитно-финансовых отношениях могло сыг­рать принятие закона "Об информационных банках данных", который позволил бы правоохранительным органам осуще­ствить проверку законности возникновения первичного ка­питала, законности проводимых операций субъектами кре­дитно-финансовых отношений, проверку субъектов финан­сово-кредитных отношений на добросовестность по ранее осу­ществленным сделкам.

Актуально принятие более эффективных мер по укреп­лению сотрудничества органов внутренних дел с иными пра­воохранительными, контролирующими федеральными и местными органами, общественными организациями, детек­тивными и охранными структурами и службами безопасно­сти хозяйствующих субъектов.

В числе первоочередных общегосударственных мер по предупреждению экономической преступности — укрепле­ние роли государственной власти, повышение доверия к ее институтам, рационализация механизмов выработки реше­ний и формирования экономической политики в сфере кре­дитно-финансовых отношений, создание условий для вклю­чения защитных механизмов, основанных на рыночном са­морегулировании и препятствующих развитию дестабили­зирующих тенденций.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие и криминологическая характеристика. Тема - 14. Экономическая преступность | Понятие и криминологическая характеристика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.