КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос. Понятие, правовые основы и принципы взаимодействия. Формы, задачи и субъекты взаимодействия
Введение. Дополнительная 1. Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие. М.: Спарк. 1997. 2. Криминалистическое обеспечение деятельности криминальной милиции и органов предварительного расследования. М., 1997. 3. Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие, тактика. М., 1992. В раскрытии и расследовании преступлений задействованы многие службы, и оттого, насколько они тесно взаимодействуют, зависит результат работы. Успешное взаимодействие органов предварительного следствия, органов дознания и экспертных учреждений всегда являлось важным условием, обеспечивающим эффективное функционирование правоохранительных органов в целом. Несмотря на то, что предварительное расследование, оперативно-розыскная деятельность и производство судебных экспертиз являются самостоятельными функциями, у них единая задача — борьба с преступностью. Практика показывает — там, где орган дознания, следователь и эксперт работают в непосредственном взаимодействии па основе четко согласованных действий и в атмосфере взаимного доверия, недоразумений не возникает. Быстро и профессионально реализуются оперативные материалы, успешно используются как процессуальные, так и оперативные методы при сборе доказательств, наиболее полно, качественно и быстро ведется следствие, отсутствуют какие-либо нарекания в ходе судебного разбирательства. По специфике деятельности следователь, орган дознания и эксперт не могут заменить и обойтись друг без друга, поэтому от их профессионализма, творческого отношения к делу и организаторских способностей зависят конечные результаты их деятельности.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – 1. Взаимная связь явлений. 2. Взаимная поддержка [1] Под взаимодействием основанная на законе совместная или согласованная по целям, времени и месту деятельность органов и должностных лиц с целью наиболее успешного и эффективного выполнения задач уголовного судопроизводства[2]. Взаимодействие можно определить как основанную на законодательных актах совместную, согласованную деятельность следователя с органами дознания, базирующуюся на свойственных ей принципах и знаниях возможностей друг друга и осуществляемую в целях успешного раскрытия, расследования и предотвращения преступлений[3]. Взаимодействие можно определить как основанную на законе и подзаконных нормативных актах совместную или согласованную деятельность следователя с работниками оперативно-розыскных служб, а также экспертно-криминалистических подразделений и других служб органов внутренних дел, осуществляемую в целях успешного раскрытия, расследования и предотвращения преступлений[4]. Под взаимодействием понимается согласованная деятельность следователя, оперативного органа и экспертно-криминалистического подразделения, обеспечивающая рациональное сочетание при расследовании преступлений процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых каждым из них в соответствии со своими функциями и в пределах представленных им по закону полномочий с использованием специальных знаний и технико-криминалистических средств[5]. Взаимодействие можно определить как объединение усилий следователя с другими правоохранительными органами для согласованных действий по достижению общих целей раскрытия и расследования преступления, осуществляемое в формах, предусмотренных законом, ведомственными нормативными актами либо выработанных практикой [6]. Под взаимодействием следователя с различными подразделениями и должностными лицами органов внутренних дел понимается основанная на законе и нормативных правовых актах согласованная деятельность, направленная на раскрытие, расследование и предупреждение преступлений. Взаимодействие предполагает деятельность различных звеньев системы, не подчиненных друг другу. В процессе взаимодействия его участники, обладая необходимой информацией, действуют на основе общего плана и каждый в пределах своей компетенции[7].
Взаимодействие - это организованная и согласованная по целям, месту и времени совместная деятельность органов предварительного следствия, дознания и экспертов, основанная на законе и подзаконных актах, целесообразно сочетающая оперативно-розыскные и процессуальные функции соответствующих подразделений и служб при руководящей и организующей роли следователя и четком разграничении компетенции. Правовую основу взаимодействия составляют: 1. Конституция РФ; 2. Международные договоры Российской Федерации по вопросам взаимодействия правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью; 3. Уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации: - Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ. 4. Законодательство в сфере оперативно-розыскной и государственной судебно-экспертной деятельности: - Об оперативно-розыскной деятельности. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ; - О государственной судебно-экспертной деятельности. Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ. (в ред. Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ). 5. Межведомственные приказы, указания, инструкции, соглашения, которыми определяются конкретные направления, формы и методы взаимодействия, взаимные права и обязанности в ходе его осуществления. Например: Приказ МВД России, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Министерства обороны России от 17 апреля 2007 г. №368 /185/164/481/32/184/97/147 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд»;
6. Нормативные документы, издаваемые МВД РФ по проблемам взаимодействия: - Приказ МВД РФ от 26.03.08 № 280 “Об утверждении Положения об организации взаимодействия подразделений ОВД РФ при раскрытии и расследовании преступлений”. - Приказ МВД РФ от 11 января 2009 года № 7 «Об утверждении Наставления по организации экспертно-криминалистической деятельности в системе МВД России». - Инструкция по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации. (Приложение № 1 к приказу МВД России № 511 от 29.06.2005 Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях ОВД РФ).
Взаимодействие следователя и органа дознания обусловлено объективными предпосылками: - общностью стоящих перед ними задач по борьбе с преступностью. Следователь и работники органа дознания по своему служебному положению обязаны предотвращать, пресекать и раскрывать преступления; -различием их полномочий. Действия следователя направлены на получение судебных доказательств, а органа дознания - главным образом на установление источников доказательственных фактов, реализуемых следователем в судебные доказательства посредством следственных действий. Следователь не вправе осуществлять оперативно-розыскные мероприятия; оперативный работник, выступая в качестве лица производящею дознание, в одном случае самостоятельно, а в другом - по поручению следователя может производить следственные действия; - специфичностью их сил, средств и методов борьбы с преступностью. Деятельность следователя строю регламентирована уголовно-процессуальным законом, что и определяет характер применяемых им при взаимодействии средств и методов. Работа органа дознания слагается из административно-правовой, процессуальной (в виде производства дознания) и оперативно-розыскной деятельности. Последняя характерна только для него и занимает наибольший удельный вес в общем объеме средств и методов, применяемых им при взаимодействии со следователем;
- самостоятельностью следователя, органа дознания и эксперта, вытекающей из отсутствия административной подчиненности их друг другу. В процессе взаимодействия они применяют по своему усмотрению те или иные присущие им средства и методы. Взаимодействие не может строиться на соподчинении, в основу его должна быть положена независимость каждого из сотрудничающих органов; - повышением уровня работы по предупреждению и раскрытию преступлений. Правильно организованное взаимодействие помогает правоохранительным органам повысить качество и эффективность своей работы, позволяет достичь решения стоящих перед ними задач с минимальными затратами сил и средств. Организация взаимодействия следователя с органами дознания не возможна без информационного обеспечения. Взаимодействуя, стороны собирают, накапливают, хранят, анализируют поступающую информацию, которая впоследствии реализуется через принятие важных управленческих решений по конкретным уголовным делам. Взаимодействуя между собой, органы дознания и следователь постоянно отслеживают обстановку, стараются предвидеть ее изменения, определяют и прогнозируют динамику роста и спада преступных проявлений. Взаимодействие между органами дознания и следствия невозможно без надлежащего руководства. С помощью руководства уточняются цели и задачи взаимодействия, конкретизируются приемы и методы, отрабатывается тактика и стратегия, повышается эффективность, достигается конечный результат. Наряду с этим оказывается влияние на поведение конкретных людей, участвующих в процессе взаимодействия. Важное значение в процессе взаимодействия органов дознания и следователя отводится контролю. Контроль позволяет своевременно выявлять возможные недостатки и упущения в процессе взаимодействия, конкретизировать ранее принятое решение, оценивать промежуточный и конечный результат деятельности. Решение всех возникающих вопросов невозможно без правового регулирования положения взаимодействующих сторон. Правовой основой взаимодействия служит Конституция РФ, законы РФ и издаваемые на их основе подзаконные акты, а также двух- и многосторонние договоры (соглашения) о сотрудничестве. Взаимодействие, как любая согласованная деятельность, основано на определенных принципах. Принципами взаимодействия являются: - соблюдение законности, конституционных прав и свобод человека и гражданина; - комплексное использование сил и средств органов внутренних дел; - согласованность планирования следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; - персональная ответственность следователя, дознавателя, начальника подразделения дознания, руководителей следственного подразделения, подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, милиции общественной безопасности, за своевременность, качество проведения и результаты следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; - персональная ответственность руководителей экспертно-. криминалистических подразделений за своевременность, качество проводимых экспертных исследований; - непрерывность взаимодействия на всех этапах раскрытия и расследования преступлений вплоть до направления уголовного дела в суд после утверждения прокурором обвинительного заключения (обвинительного акта); - независимость следователя, дознавателя, руководителя следственного подразделения, начальника подразделения дознания в принятии решений, за исключением случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; - самостоятельность сотрудников оперативных подразделений и должностных лиц органов внутренних дел, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, а также экспертно-криминалистических подразделений в выборе применяемых ими средств и методов оперативно-розыскной и экспертной деятельности.
Организация взаимодействия при раскрытии и расследовании преступлений складывается из ряда элементов: 1. Анализ материалов дела следователем, определение задач, которые требуют совместной деятельности, конкретных исполнителей; 2. Оперативный обмен информацией о состоянии и результатах работы; 3. Корректировка работы участников взаимодействия и его задач, диктуемая результатами проделанного, изменением следственной ситуации. Взаимодействие осуществляется на основе единого согласованного плана. Этот план в соответствии с ведомственными рекомендациями должен содержать: 1) изложение следственных и розыскных версий; 2) все, что вытекает из этих версий, т. е. перечень обстоятельств, подлежащих установлению и выяснению, — по каждой из выдвинутых версий; 3) перечень необходимых действий, с помощью которых должны быть установлены или исследованы эти обстоятельства и порядок таких действий; 4) перечень розыскных мероприятий, осуществляемых следователем; 5) изложение обстоятельств, подлежащих установлению оперативным путем (сами оперативно-розыскные меры, пути установления этих обстоятельств в плане не указываются); 6) сроки исполнения, в том числе промежуточные: обмена информацией, корректировки плана (при необходимости); 7) исполнители по каждому пункту плана.
Необходимость во взаимодействии возникает в различных ситуациях. Три из них наиболее типичны: 1. Совершение неочевидного преступления (преступление налицо, но неизвестно, кто его совершил). Инициатива в организации взаимодействия (инициатива, но не решение о взаимодействии, которое всегда принимает следователь) в подобных случаях исходит, как правило, от дежурной части органа внутренних дел. Формой взаимодействия выступает следственно-оперативная группа, выезжающая на место происшествия. В ее состав обычно входят следователь, оперативный сотрудник соответствующего профиля, специалист (криминалист, судебный медик), а при необходимости — кинолог со служебно-розыскной собакой. Их задачи — качественный осмотр места происшествия и незамедлительное использование полученной информации для раскрытия преступления, розыска и задержания виновного. Именно на этом этапе решается вопрос о подследственности возбужденного дела, о продолжении и направлениях работы по делу органа дознания. В этих случаях на стадии возбуждения уголовного дела орган дознания может участвовать в проверке имеющейся информации, собирании дополнительных данных, в том числе и путем исследований материальных объектов (так называемые предварительные исследования, осуществляемые сотрудниками экспертно-криминалистической службы органов внутренних дел). 2. Решение следователем вопроса о возбуждении уголовного дела по материалам органа дознания (оперативным материалам). Ему же принадлежит инициатива в организации взаимодействия, целями которого служат: проведение согласованных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление виновных и всех эпизодов их преступной акции; полное возмещение материального ущерба, причиненного преступлением; обнаружение вещественных и письменных доказательств, ценностей, нажитых преступным путем. 3. Расследование сложных уголовных дел. Это, прежде всего многоэпизодные, групповые дела, дела об организованных преступных сообществах, а также нераскрытые преступления прошлых лет. Формой взаимодействия чаще всего выступает следственно-оперативная группа. Взаимодействие следователя и органов дознания происходит в двух основных формах: процессуальной и организационной[8]. К процессуальным формам взаимодействия отнесем согласно УПК РФ (п. 4 ч. 2 ст. 38 и ч. 4 ст. 157): 1) производство органом дознания по поручению следователя оперативно-розыскных мероприятий; 2) производство органом дознания по поручению следователя следственных действий; 3) исполнение по поручению следователя постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий (мер процессуального принуждения); 4) оказание содействия органом дознания следователю при производстве отдельных следственных действий и исполнении мер процессуального принуждения; 5) уведомление следователя о результатах применения оперативно-розыскных мер по делам, переданным ему органом дознания до установления преступника. Под организационными формами взаимодействии понимаются все остальные формы взаимодействия, характеристикой которых является тенденция к изменениям в зависимости от конкретных ситуаций и требований времени. Организационная форма взаимодействия следователя и органа дознания является производной от процессуальной, неразрывно связана с ней. Организационная форма вырабатывается практикой и регламентируется ведомственными нормативными актами. Организационными формами являются: 1. Создание следственно-оперативных групп (СОГ) и оценка результатов такого взаимодействия; 2. Взаимный обмен информацией между следователем и оперативным работником; 3. Согласованное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; 4. Ознакомление следователя с данными, полученными оперативно-розыскным путем; 5.Консультация и помощь специалистов. Задачами взаимодействия являются: - защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения ее прав и свобод; - обеспечение согласованного выполнения следственных действий, оперативно-розыскных, организационных мероприятий при поступлении сообщений о преступлениях, их рассмотрении, разрешении и на стадиях уголовного судопроизводства; - оптимальное сочетание сил, средств и методов при раскрытии и расследовании преступлений в целях изобличения и привлечения к уголовной ответственности в возможно короткие сроки лиц, совершивших преступление; - эффективное осуществление мероприятий по розыску скрывшихся подозреваемых (обвиняемых), обеспечению возможности возмещения материального ущерба, причиненного физическим и юридическим лицам преступными действиями виновных лиц.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 7447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |