Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Понятие, правовые основы и принципы взаимодействия. Формы, задачи и субъекты взаимодействия




Введение.

Дополнительная

1. Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие. М.: Спарк. 1997.

2. Криминалистическое обеспечение деятельности криминальной милиции и органов предварительного расследования. М., 1997.

3. Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие, так­тика. М., 1992.

В раскрытии и расследовании преступлений задействованы мно­гие службы, и оттого, насколько они тесно взаимодействуют, зависит ре­зультат работы.

Успешное взаимодействие органов предварительного следствия, органов дознания и экспертных учреждений всегда являлось важным условием, обеспечивающим эффективное функционирование правоох­ранительных органов в целом. Несмотря на то, что предварительное рас­следование, оперативно-розыскная деятельность и производство судеб­ных экспертиз являются самостоятельными функциями, у них единая задача — борьба с преступностью.

Практика показывает — там, где орган дознания, следователь и эксперт работают в непосредственном взаимодействии па основе четко согласованных действий и в атмосфере взаимного доверия, недоразуме­ний не возникает. Быстро и профессионально реализуются оперативные материалы, успешно используются как процессуальные, так и оператив­ные методы при сборе доказательств, наиболее полно, качественно и быстро ведется следствие, отсутствуют какие-либо нарекания в ходе су­дебного разбирательства.

По специфике деятельности следователь, орган дознания и экс­перт не могут заменить и обойтись друг без друга, поэтому от их профессионализма, творческого отношения к делу и организаторских спо­собностей зависят конечные результаты их деятельности.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – 1. Взаимная связь явлений. 2. Взаимная поддержка [1]

Под взаимодействием основанная на законе совместная или со­гласованная по целям, времени и месту деятельность органов и долж­ностных лиц с целью наиболее успешного и эффективного выполнения задач уголовного судопроизводства[2].

Взаимодействие можно определить как основанную на законодательных актах совместную, согласованную деятельность сле­дователя с органами дознания, базирующуюся на свойственных ей принципах и знаниях возможностей друг друга и осуществляемую в целях успешного раскрытия, расследования и предотвращения преступлений[3].

Взаимодействие можно определить как основанную на законе и подзаконных нормативных актах совместную или согласованную деятельность сле­дователя с работниками оперативно-розыскных служб, а также экспертно-криминалистических подразделений и других служб органов внутренних дел, осуществляемую в целях успешного раскрытия, расследования и предотвращения преступлений[4].

Под взаимодействием понимается согласованная деятельность следователя, оперативного органа и экспертно-криминалистического подразделения, обеспечивающая рациональное сочетание при расследовании преступлений процессуальных действий и опе­ративно-розыскных мероприятий, осуществляемых каждым из них в соответствии со своими функциями и в пределах представ­ленных им по закону полномочий с использованием специальных знаний и технико-криминалистических средств[5].

Взаимодействие можно определить как объединение усилий следователя с другими правоохрани­тельными органами для согласованных действий по дости­жению общих целей раскрытия и расследования преступле­ния, осуществляемое в формах, предусмотренных законом, ведомственными нормативными актами либо выработан­ных практикой [6].

Под взаимодействием следователя с различными подразделениями и должностными лицами органов внутренних дел понимается основан­ная на законе и нормативных правовых актах согласованная деятель­ность, направленная на раскрытие, расследование и предупреждение преступлений. Взаимодействие предполагает деятельность различ­ных звеньев системы, не подчиненных друг другу. В процессе взаи­модействия его участники, обладая необходимой информацией, дей­ствуют на основе общего плана и каждый в пределах своей компетен­ции[7].

Взаимодействие - это организованная и согласованная по целям, месту и времени совместная деятельность органов предварительного следствия, дознания и экспертов, основанная на законе и подзаконных актах, целесообразно сочетающая оперативно-розыскные и процессуаль­ные функции соответствующих подразделений и служб при руководя­щей и организующей роли следователя и четком разграничении компе­тенции.

Правовую основу взаимодействия составляют:

1. Конституция РФ;

2. Международные договоры Российской Федерации по вопросам взаимодействия правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью;

3. Уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации:

- Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ.

4. Законодательство в сфере оперативно-розыскной и государственной судебно-экспертной деятельности:

- Об оперативно-розыскной деятельности. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ;

- О государственной судебно-экспертной деятельности. Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ. (в ред. Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ).

5. Межведомственные приказы, указания, инструкции, согла­шения, которыми определяются конкретные направления, формы и ме­тоды взаимодействия, взаимные права и обязанности в ходе его осуще­ствления.

Например: Приказ МВД России, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Министерства обороны России от 17 апреля 2007 г. №368 /185/164/481/32/184/97/147 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд»;

6. Нормативные документы, издаваемые МВД РФ по проблемам взаимодействия:

- Приказ МВД РФ от 26.03.08 № 280 “Об утверждении Положения об организации взаимодействия подразделений ОВД РФ при раскрытии и расследовании преступлений”.

- Приказ МВД РФ от 11 января 2009 года № 7 «Об утверждении Наставления по организации экспертно-криминалистической деятельности в системе МВД России».

- Инструкция по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации. (Приложение № 1 к приказу МВД России № 511 от 29.06.2005 Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях ОВД РФ).

 

Взаимодействие следователя и органа дознания обусловлено объек­тивными предпосылками:

- общностью стоящих перед ними задач по борьбе с преступно­стью. Следователь и работники органа дознания по своему служебному положению обязаны предотвращать, пресекать и раскрывать пре­ступления;

-различием их полномочий. Действия следователя направлены на получение судебных доказательств, а органа дознания - главным об­разом на установление источников доказательственных фактов, реа­лизуемых следователем в судебные доказательства посредством след­ственных действий.

Следователь не вправе осуществлять оперативно-розыскные ме­роприятия; оперативный работник, выступая в качестве лица произво­дящею дознание, в одном случае самостоятельно, а в другом - по по­ручению следователя может производить следственные действия;

- специфичностью их сил, средств и методов борьбы с преступ­ностью. Деятельность следователя строю регламентирована уголовно-процессуальным законом, что и определяет характер применяемых им при взаимодействии средств и методов. Работа органа дознания слага­ется из административно-правовой, процессуальной (в виде производ­ства дознания) и оперативно-розыскной деятельности. Последняя ха­рактерна только для него и занимает наибольший удельный вес в общем объеме средств и методов, применяемых им при взаимодействии со сле­дователем;

- самостоятельностью следователя, органа дознания и экспер­та, вытекающей из отсутствия административной подчиненности их друг другу. В процессе взаимодействия они применяют по своему усмотре­нию те или иные присущие им средства и методы. Взаимодействие не может строиться на соподчинении, в основу его должна быть положена независимость каждого из сотрудничающих органов;

- повышением уровня работы по предупреждению и раскры­тию преступлений. Правильно организованное взаимодействие помо­гает правоохранительным органам повысить качество и эффективность своей работы, позволяет достичь решения стоящих перед ними задач с минимальными затратами сил и средств.

Организация взаимодействия следователя с органами дозна­ния не возможна без информационного обеспечения. Взаимодействуя, стороны собирают, накапливают, хранят, анализируют поступающую ин­формацию, которая впоследствии реализуется через принятие важных управленческих решений по конкретным уголовным делам. Взаимодей­ствуя между собой, органы дознания и следователь постоянно отслежи­вают обстановку, стараются предвидеть ее изменения, определяют и прогнозируют динамику роста и спада преступных проявлений.

Взаимодействие между органами дознания и следствия невоз­можно без надлежащего руководства. С помощью руководства уточ­няются цели и задачи взаимодействия, конкретизируются приемы и ме­тоды, отрабатывается тактика и стратегия, повышается эффективность, достигается конечный результат. Наряду с этим оказывается влияние на поведение конкретных людей, участвующих в процессе взаимодействия.

Важное значение в процессе взаимодействия органов дозна­ния и следователя отводится контролю. Контроль позволяет своевре­менно выявлять возможные недостатки и упущения в процессе взаимо­действия, конкретизировать ранее принятое решение, оценивать проме­жуточный и конечный результат деятельности.

Решение всех возникающих вопросов невозможно без право­вого регулирования положения взаимодействующих сторон. Право­вой основой взаимодействия служит Конституция РФ, законы РФ и издаваемые на их основе подзаконные акты, а также двух- и многосто­ронние договоры (соглашения) о сотрудничестве.

Взаимодействие, как любая согласованная деятельность, ос­новано на определенных принципах.

Принципами взаимодействия являются:

- соблюдение законности, конституционных прав и свобод человека и гражданина;

- комплексное использование сил и средств органов внутренних дел;

- согласованность планирования следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;

- персональная ответственность следователя, дознавателя, начальника подразделения дознания, руководителей следственного подразделения, подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, милиции общественной безопасности, за своевременность, качество проведения и результаты следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;

- персональная ответственность руководителей экспертно-. криминалистических подразделений за своевременность, качество проводимых экспертных исследований;

- непрерывность взаимодействия на всех этапах раскрытия и расследования преступлений вплоть до направления уголовного дела в суд после утверждения прокурором обвинительного заключения (обвинительного акта);

- независимость следователя, дознавателя, руководителя следственного подразделения, начальника подразделения дознания в принятии решений, за исключением случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

- самостоятельность сотрудников оперативных подразделений и должностных лиц органов внутренних дел, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, а также экспертно-криминалистических подразделений в выборе применяемых ими средств и методов оперативно-розыскной и экспертной деятельности.

 

Организация взаимодействия при раскрытии и расследовании пре­ступлений складывается из ряда элементов:

1. Анализ материалов дела следователем, определение задач, которые требуют совместной деятельности, конкретных исполнителей;

2. Оперативный обмен информацией о состоянии и результатах работы;

3. Корректировка работы участников взаимодей­ствия и его задач, диктуемая результатами проделанного, изменением следственной ситуации.

Взаимодействие осуществляется на основе единого согласованного плана. Этот план в соответствии с ведомственными рекомендациями дол­жен содержать:

1) изложение следственных и розыскных версий;

2) все, что вытекает из этих версий, т. е. перечень обстоятельств, подлежащих установлению и выяснению, — по каждой из выдвинутых версий;

3) перечень необходимых действий, с помощью которых должны быть установлены или исследованы эти обстоятельства и порядок таких дей­ствий;

4) перечень розыскных мероприятий, осуществляемых следовате­лем;

5) изложение обстоятельств, подлежащих установлению оператив­ным путем (сами оперативно-розыскные меры, пути установления этих обстоятельств в плане не указываются);

6) сроки исполнения, в том числе промежуточные: обмена инфор­мацией, корректировки плана (при необходимости);

7) исполнители по каждому пункту плана.

 

Необходимость во взаимодействии возникает в различных ситуаци­ях. Три из них наиболее типичны:

1. Совершение неочевидного преступления (преступление налицо, но неизвестно, кто его совершил). Инициатива в организации взаимо­действия (инициатива, но не решение о взаимодействии, которое все­гда принимает следователь) в подобных случаях исходит, как правило, от дежурной части органа внутренних дел. Формой взаимодействия выс­тупает следственно-оперативная группа, выезжающая на место проис­шествия. В ее состав обычно входят следователь, оперативный сотруд­ник соответствующего профиля, специалист (криминалист, судебный медик), а при необходимости — кинолог со служебно-розыскной соба­кой. Их задачи — качественный осмотр места происшествия и незамед­лительное использование полученной информации для раскрытия пре­ступления, розыска и задержания виновного. Именно на этом этапе ре­шается вопрос о подследственности возбужденного дела, о продолже­нии и направлениях работы по делу органа дознания. В этих случаях на стадии возбуждения уголовного дела орган дознания может участвовать в проверке имеющейся информации, собирании дополнительных данных, в том числе и путем исследований материальных объектов (так называемые предварительные исследования, осуществляемые сотруд­никами экспертно-криминалистической службы органов внутренних дел).

2. Решение следователем вопроса о возбуждении уголовного дела по материалам органа дознания (оперативным материалам). Ему же при­надлежит инициатива в организации взаимодействия, целями которого служат: проведение согласованных следственных действий и оператив­но-розыскных мероприятий, направленных на установление виновных и всех эпизодов их преступной акции; полное возмещение материального ущерба, причиненного преступлением; обнаружение вещественных и письменных доказательств, ценностей, нажитых преступным путем.

3. Расследование сложных уголовных дел. Это, прежде всего многоэпизодные, групповые дела, дела об организованных преступных сооб­ществах, а также нераскрытые преступления прошлых лет. Формой взаимодействия чаще всего выступает следственно-оперативная группа.

Взаимодействие следователя и органов дознания происходит в двух основных формах: процессуальной и организационной[8].

К процессуальным формам взаимодействия отнесем соглас­но УПК РФ (п. 4 ч. 2 ст. 38 и ч. 4 ст. 157):

1) производство органом дознания по поручению следователя опе­ративно-розыскных мероприятий;

2) производство органом дознания по поручению следователя след­ственных действий;

3) исполнение по поручению следователя постановлений о задер­жании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных дей­ствий (мер процессуального принуждения);

4) оказание содействия органом дознания следователю при произ­водстве отдельных следственных действий и исполнении мер процессу­ального принуждения;

5) уведомление следователя о результатах применения оперативно-розыскных мер по делам, переданным ему органом дознания до установ­ления преступника.

Под организационными формами взаимодействии понимают­ся все остальные формы взаимодействия, характеристикой которых является тенденция к изменениям в зависимости от конкретных ситуаций и требований времени.

Организационная форма взаимодействия следователя и органа дознания является производной от процессуальной, неразрывно свя­зана с ней. Организационная форма вырабатывается практикой и рег­ламентируется ведомственными нормативными актами.

Организационными формами являются:

1. Создание следственно-оперативных групп (СОГ) и оценка ре­зультатов такого взаимодействия;

2. Взаимный обмен информацией между следователем и опера­тивным работником;

3. Согласованное планирование следственных действий и опера­тивно-розыскных мероприятий;

4. Ознакомление следователя с данными, полученными оператив­но-розыскным путем;

5.Консультация и помощь специалистов.

Задачами взаимодействия являются:

- защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения ее прав и свобод;

- обеспечение согласованного выполнения следственных действий, оперативно-розыскных, организационных мероприятий при поступлении сообщений о преступлениях, их рассмотрении, разрешении и на стадиях уголовного судопроизводства;

- оптимальное сочетание сил, средств и методов при раскрытии и расследовании преступлений в целях изобличения и привлечения к уголовной ответственности в возможно короткие сроки лиц, совершивших преступление;

- эффективное осуществление мероприятий по розыску скрывшихся подозреваемых (обвиняемых), обеспечению возможности возмещения материального ущерба, причиненного физическим и юридическим лицам преступными действиями виновных лиц.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 7447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.