Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика ситуативно-личностной формы общения




Читайте также:
  1. I. МЕДИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХИМИЧЕСКИХ ОЧАГОВ, СОЗДАВАЕМЫХ ФОВ.
  2. I. Общая токсикологическая характеристика ФОВ.
  3. I. Реформы Петра Великого.
  4. I.1. Общая характеристика нелинейных систем
  5. II. Буржуазные реформы 60-70 гг. XIX в.
  6. II.Формы и коммуникативные качества педагогической речи.
  7. III. Внутренняя политика Александра III. Контрреформы 1880-1890-х гг.
  8. XV. Лекционный материал: ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ
  9. А. Общая характеристика
  10. Автоформы
  11. Адаптивные формы поведения
  12. Адвокатура до судебной реформы 1864 года

· ребенок смотрит в глаза, отвечает улыбкой на улыбку;

· наблюдается стремление продлить эмоциональный контакт

· двигательное оживление и вокализации;

· содержание потребности в общении – стремление к доброжелательному вниманию

· мотив общения – личный;

· средства общения – экспрессивно-мимические;

· функцию общения осуществляет комплекс оживления.

СИТУАЦИЯ. В первое время ребенок нуждается в теплом, дружеском общении с окружающими людьми, чтобы утвердиться в доверии к миру.

· Значит ли это, что необходимо удовлетворять любые потребности ребенка и крутиться около него, только бы он не плакал?

СИТУАЦИЯ. Родители Ани заметили, что в первые 2-3 мес. их дочка легко вступала в контакт с любым человеком, а к 6 мес., узнавая знакомое лицо, отдавала ему некоторое предпочтение перед чужими. После 6 мес. девочка стала очень избирательна в своих контактах, стала больше тянуться к родителям, неизменно отстраняясь от незнакомых людей.

· С чем связана такая метаморфоза?

Ситуативно-деловая форма

(раннее детство)

С 6 мес. общение разворачивается в процессе совместных со взрослым предметных манипуляциях.

· основная потребность – в сотрудничестве;

· мотив общения – личный;

· экспрессивно-мимические средства дополняются предметными;

· общение ярко эмоционально окрашено (положительные и отрицательные эмоции).

Ситуативно-деловая форма включена в предметную деятельность. Ребенок переходит от неспецифических манипуляций ко все более специфическим, а затем и к культурно-фиксированным действиям с предметами. Именно в предметной деятельности создается основа для усвоения значения слов и связывание их с образами предметов. Ребенок открывает для себя, что каждый предмет имеет название. Умение относить слова к обозначаемым ими предметам к детям приходит не сразу. Сначала понимается ситуация, а не конкретный предмет или действие. Если слово многократно повторяется в сочетании с определенными жестами, например, взрослый: «Дай ручку», и сам делает соответствующий жест, ребенок быстро научается соответствующему действию. При этом он реагирует не только на слова, а на всю ситуацию в целом. Если предмета общения нет, а мать и ребенок удовлетворены друг другом и ограничиваются лишь выражением взаимной любви, первые слова задерживаются, как бы много ни разговаривала мать с малышом.

Обе указанные формы общения носят ситуативный характер, т.е. приурочены к данному месту и времени.

Отделение ребенка от взрослого к концу раннего детства приводит к усложнению общения. Благодаря освоению речи ребенок может общаться не только по поводу непосредственно воспринимаемых предметов, но и по поводу предметов, отсутствующих в конкретной ситуации. Общение становится внеситуативным.



Внеситуативно-познавательная форма

(3-5 лет)

Включена не в практическое взаимодействие со взрослым, а в «теоретическое». Обостренная познавательная потребность побуждает ребенка ставить все более сложные вопросы, которые самостоятельно он решить не может. Ребенок начинает задавать их взрослому. Общение становится путем к пониманию явлений, сложных проблем.

· ведущий мотив – познавательный;

· взрослый – эрудит, способный сообщить необходимую информацию;

· главная потребность – в уважении, оценке взрослого, что обуславливает повышенную обидчивость и чувствительность детей к оценкам старших (характерны аффективные вспышки);

· общение приобретает внеситуативно-теоретический характер, т.к. обсуждаются проблемы, не связанные с данной ситуацией;

· основное средство общения – речь, поскольку она позволяет выйти за рамки ситуации, передать и получить максимально содержательную информацию.

Внеситуативно-познавательное общение позволяет расширить рамки мира. Однако мир физических явлений вскоре перестает исчерпывать интерес детей, их все больше начинают привлекать события, происходящие в мире людей.

Внеситуативно-личностная форма

(конец дошкольного возраста)

· содержание – мир людей вне вещей (разговоры о себе, своих родителях, правилах поведения);

· ведущий мотив – личностный (главным побудителем общения является сам человек в полноте своей индивидуальности);

· взрослый выступает для ребенка как конкретный индивид и член общества;

· ребенка интересуют не только ситуативные проявления взрослого, но и самые различные аспекты его существования, которые никак не касаются самого ребенка (где живет взрослый, кем работает, есть ли у него семья, дети);

· потребность – стремление к взаимопониманию и сопереживанию (ребенку важно достичь общности взглядов оценок со взрослым);

· средства общения – речевые.

Значение данной формы:

1) ребенок усваивает нормы и правила поведения (формирование морального сознания);

2) учится видеть себя со стороны (условие развития самосознания и самоконтроля);

3) узнает о взрослом как об учителе, усваивает представления о себе как ученике.

В этом возрасте взрослый должен эмоционально поддерживать значимость личности ребенка, его самоценности.

На процесс общения влияют:

- содержание общения, связанного с потребностями ребенка;

- индивидуально-типологические особенности ребенка;

- имеющийся у ребенка опыт общения;

- особенности общения взрослых, их пример;

- педагогический такт взрослого.

Нормальный ход развития общения заключается в последовательном и полноценном проживании каждой формы общения в соответствующем возрасте. Главным показателем развития общения является не преобладание тех или иных контактов, а возможность и способность общаться по поводу различного содержания в зависимости от ситуации и партнера.





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 819; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2018) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление ip: 54.146.195.24
Генерация страницы за: 0.002 сек.