Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система показателей статистики товародвижения и товарооборота




Задачи статистики товародвижения и товарооборота

 

 

Задачи статистики товародвижения и товарооборота:

1. сбор, сводка и обработка информации о товарообороте на уровне предприятий, фирм, каналов товародвижения регионов и в целом по стране;

2. оценка и анализ отдельных этапов товародвижения, его звенности, уровней и длины каналов товародвижения, форм сбытового и торгового посредничества;

3. анализ объема товарооборота, его товарной структуры и ассортимента;

4. анализ динамики товарооборота на душу населения;

5. анализ товарооборота на душу населения;

6. региональный анализ товарооборота.


Товарооборот является центральным показателем статистики рынка. В стоимостных единицах величина его зависит от количества проданных товаров и цены товара (). Сумма всех продаж товара на пути движения от производителя к потребителю образует валовой товарооборот (), который зависит от количества проданных товаров (Q) и числа перепродаж (N), т.е. звеньев товародвижения.

Размер валового товарооборота прямо пропорционален числу перепродаж, т.е. он включает повторный счет и не отражает реального объема проданных товаров.

Реальный объем товаров отражает чистый товарооборот – это товарооборот, освобожденный от повторного счета и равный конечной продаже товара.

Конечная продажа товара означает, что данный товар больше перепродаваться не будет. Розничный товарооборот всегда относится к категории чистого товарооборота.

Чистый товарооборот – главный оценочный и базовый показатель статистики товарооборота. Его используют для оценки размера предприятия, для расчета уровня издержек обращения и рентабельности.

Продажа товаров фирмами друг другу для каждой из них является чистым товарооборотом, но для всей совокупности фирм они являются внутренним оптовым товарооборотом, и представляет собой повторный счет.

Показатель числа перепродаж называется коэффициентом звенности и рассчитывается как отношение валового оборота к чистому:

Эта формула дает верный результат при условии, что все товары, влившиеся в сферу товарного обращения, дошли до конечного звена. На практике необходимо делать поправку на изменение товарных запасов:

· при увеличении запасов числитель и знаменатель надо увеличить на сумму прироста;

· при уменьшении – уменьшить на сумму сокращения.

В этом случае коэффициент звенности рассчитывают по формуле:

,

где З – товарные запасы.

Если известны товарные запасы на начало и конец периода, то равен разности запасов на начало и конец периода:

.

Когда нет прямых сведений о товарных запасах, то их прирост можно определить, пользуясь балансовой формулой движения товаров:

,

где П – поступление товаров;

Р – реализация товаров.

Отсюда, .

Товарооборот делится на:

1. Оптовый;

2. Розничный.

Оптовый товарооборот – продажа товаров крупными партиями производственными, сбытовыми, торговыми предприятиями другим торговым предприятиям для последующей перепродажи, а также производственным и массовым потребителям.

Оптовая продажа через канал нулевого уровня или одноуровневый называется транзитом или транзитным товарооборотом, через двух и более уровневые – складским товарооборотом.

Розничный товарооборот – продажа товаров предприятиями, объединениями, физическими лицами населению для конечного потребления. Под товарооборотом понимают только куплю-продажу товаров.

Самостоятельной позицией в системе показателей товарооборота выделяется продажа услуг.

К потребительским услугам относят:

1. бытовые услуги;

2. жилищно-коммунальные услуги;

3. услуги транспорта и связи;

4. медицинские услуги;

5. спортивно-оздоровительные услуги;

6. юридические услуги и другие.

Основные показатели товарооборота относятся к абсолютным показателям. Исключение составляет товарооборот на душу населения. Он рассчитывается как отношение товарооборота к средней за период (обычно за год) численности населения. Он может быть вычислен как в стоимостном, так и в натуральном выражении, как по всему населению, так и по отдельным его группам:

,

где Д – товарооборот на душу населения;

S – численность населения.

Показатели структуры товарооборота являются составной частью системы показателей пропорциональности рынка и важной качественной характеристикой товарооборота. Сюда входят три показателя:

1. абсолютный размер продажи отдельного товара;

2. удельный вес (доля) каждого товара (товарной группы) в общем объеме товарооборота:

Он показывает, сколько денег из каждых 100 руб., израсходованных на покупку данного i-го товара.

3. соотношение продаж двух товаров (товарных групп):

Он показывает сколько денег израсходовано на покупку товара А в расчете на каждые 100 руб., израсходованных на покупку товара Б.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.