Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика работы над эпическими произведениями




Читайте также:
  1. II. Основные направления социально-медицинской работы с семьями детей ограниченными возможностями
  2. III. Лекционный материал по теме: ПРАВИЛА РАБОТЫ НА ЛЕКЦИИ
  3. IX. Лекционный материал: ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
  4. N В условиях интенсивной мышечной работы, при гипоксии (например, интенсивный бег на 200м в течении 30 с) распад углеводов временно протекает в анаэробных условиях
  5. VIII. Лекционный материал по теме: МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К УСТНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ
  6. VIII. Принципы работы вычислительной системы
  7. Автоматизация группы работы приточных систем
  8. Агрегатные индексы. Методика их построения
  9. Адгезивная методика.
  10. Алгоритм работы при соединении двух FTP-серверов, ни один из которых не расположен на локальном хосте пользователя.
  11. Алгоритм работы с группами общественности.
  12. Алюминиевые сплавы, их свойства и особенности работы

а) Методика чтения рассказов.

Автор эпического произведения изображает реальную действительность во внешнем проявлении. Художественное содержание эпического произведения представлено в материальном выражении: вдействующих лицах, которые участвуют в определённых событиях, связанных между собой, развивающихся во времени и пространстве, т.е. выстраивающихся в сюжет произведения. Главное в этих связях подчеркивается благодаря взаиморасположению изобразительных деталей произведения, т.е. его композиции.

Из литературной природы эпического произведения выводятся методические приёмы работы с ним. При анализе любого эпического произведения внимание сосредоточивается на действующих лицах, главных героях произведения, даётся их характеристика. Прослеживается сюжетная линия:

С чего всё началось?

Как развивались события?

Какой момент повествования является самым напряжённым (самым важным)?

Чем всё закончилось?

При работе над эпическим произведением учитель может выполнить завет К.Д.Ушинского об основном требовании к изучению родного языка - «читать и рассказывать», поэтому одним из ведущих приёмов работы становится пересказтекста, а значит, и предварительное составление плана.

Тип пересказа прозаического текста выбирается в зависимости от его композиции: произведения последовательно-повествовательной композиции удобны для подробного пересказа, повествовательно- описательная структура произведения может стать основой выборочного пересказа; произведения, в которых главная сюжетная линия осложнена многими деталями, могут быть выбраны для краткого пересказа, а работая над произведениями, построенными на диалоге, от пересказа следует вообще отказаться. Такие произведения рекомендуется читать по ролям и драматизировать.

Рассказ является ярким примером эпического произведения. Поэтому при чтении рассказов применяются все основные виды и приёмы работы, рассмотренные в теме «Методика работы над художественным произведением». Остановимся на некоторых вопросах организации работы учащихся.

Первичное восприятие рассказа может осуществляться путём чтения детьми про себя, по цепочке, путём комбинированного чтения, прослушивания чтения учителя. Рассказы, глубоко эмоциональные, насыщенные драматическими событиями, во всех классах воспринимаются лучше при выразительном чтении учителя. Рассказы о жизни природы, о труде дети могут уже со II класса читать про себя с выполнением простого задания.

Лектор может привести примеры конкретных произведений, зачитав их

вслух.

Анализ рассказа обычно начинается с разбора сюжета: развитие действия, поступки персонажей. Поведение и характер героев рассматриваются в связи с социально-психологической обстановкой, с историческими условиями. Следует обращать внимание на язык героев как средство характеристики, на описание природы.



В заключительной беседе выявляется план рассказа, его главная мысль, выясняется собственное отношение детей к содержанию рассказа.

Планируя уроки чтения и анализа рассказов, учитель исходит из содержания произведения, определяющего как этическую направленность урока, так и конкретные формы занятий, сопровождающие чтение.

б) Методика чтения произведений малых фольклорных жанров.

Работая с малыми фольклорными жанрами, надо учесть, что содержание таких произведений детям знакомо ещё с дошкольного возраста, поэтому они могут прочитать их самостоятельно.

Знакомое содержание произведений малых фольклорных жанров даёт возможность сосредоточить внимание детей на их форме. Для наблюдений структуры следует выбрать такие жанры, в которых форма наиболее функциональна, поэтому ребёнку её легче заметить и наблюдать. Например, чистоговорки предназначены для тренировки произнесения одного звука в окружении других;скороговорка- произнесение сочетаний звуков, близких или, напротив, далёких по способу и месту образования; в считалках ведущим компонентом является ритм; побасенка композиционно построена на диалоге и т.п. После работы по уяснению структуры таких произведений можно предложить детям самим сочинить по аналогии считалки, скороговорки, побасенки и другие.

Загадки и пословицы традиционно используются на уроках чтения как дополнительный материл для чтения.

Загадка в большинстве случаев построена на сравнении или метафоре. Через загадку можно дать ребёнку первые представления об образности родного языка. Анализируя загадку, следует сопоставить текст с отгадкой, подчёркивая признаки загаданного предмета, его назначение. Полезно соотнести метафорический образ с реальным предметом или явлением, объясняя отгадку. Для этого можно предложить детям сделать два рисунка - художественный образ загадки и реальный предмет-отгадка. Чтение и отгадывание загадок можно использовать на подготовительном этапе урока.

После того, как дети, читая и анализируя загадки, уяснили их структуру, можно провести в классе утренник, для которого сочинить собственные загадки об окружающих предметах.

Пословицы рождаются как обобщение богатого жизненного опыта, поэтому сочинять произведения этого жанра с детьми не целесообразно. В основе каждой пословицы лежит конкретный факт, случай, но это конкретное обобщено, возведено в степень типического в типических обстоятельствах, поэтому пословица приложима ко многим схожим ситуациям.

К.Д.Ушинский называл пословицу «маленькой умственной задачей». Анализируя пословицу на уроке, учитель должен помочь детям совершить три шага:

1) уяснить прямой смысл пословицы, т.е. тот конкретный факт, который лежит в её основе. Например, разбирая пословицу «Без труда не вытащить рыбки из пруда», объясняется: чтобы поймать рыбу, нужно приложить усилия, подготовить удочки, корм, иметь терпение дождаться клёва, суметь вытащить рыбу из воды;

2) уяснить переносное значение, её подтекст, тот иносказательный смысл, который позволяет употреблять её в других конкретных ситуациях. В нашем примере: в любом деле результат будет, достигнут, если к нему приложены старания, терпение, труд и умение;

3) соотнести пословицу с определёнными жизненными обстоятельствами и собственного опыта или описанными в художественном произведении.

Такой порядок работы над пословицей обосновывает методическую рекомендацию - привлекать пословицы только на завершающие этапы урока (обобщение, перечитывание текста) и не использовать их при подготовке к восприятию произведения.

в) Методика чтения сказок.

Сказка- один из видов повествовательной литературы, произведение в прозе или – реже - в стихах, в котором речь идёт о вымышленных событиях, иногда фантастического характера.

Мир сказок прекрасен и увлекателен, он захватывает детей острыми, занимательными сюжетами. Для детей представляет интерес и сама форма повествования, принятая в сказке, напевность, красочность языка, яркость изобразительных средств. К.Д.Ушинский называл сказки « первыми попытками народной педагогики», т.к. дети искренне радуются, что побеждает справедливость и торжествует добро, а зло наказывается. Сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. Велико значение сказок как средства развития речи учащихся. Текст сказок - прекрасный материал для рассказывания, пересказа, инсценировки, живого диалога и т.д.

В начальных классах учащиеся практически знакомятся с особенностями сказки как жанра фольклора. Отмечаются две существенные особенности сказки: наличие вымысла и композиционное своеобразие (зачин, повторы, концовка). В сказке обычно повторяется один основной эпизод. При этом в последний раз после повторяющегося эпизода, как правило, совершается контрастное событие и следует развязка. Повторы происходят чаще всего потому, что в сказке появляются всё новые и новые действующие лица или вносятся новые детали.

По сложившейся в литературоведении традиции сказки делятся на три группы: сказки о животных (кумулятивные), волшебные и бытовые (новеллистические). В традициях русской методики не обсуждать с детьми аллегорический смысл сказки: «Пусть в сказке всё говорит само за себя» (В.Г.Белинский). Дети без постороннего вмешательства улавливают идейную направленность сказки: добро побеждает зло. Уже после первичного восприятия учащиеся проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам. Задача учителя при анализе сказок - помочь детям заметить формальные признаки данного жанра. В кумулятивной сказке – это нагромождение событий или героев, связь звеньев в цепочке событий, способ нанизывания одного события за другим, выстраивания цепочки, роль стилистических формул в последовательности действий. В волшебной сказке - это специфика структуры пространства, наличие двух миров и границ между ними, обязательный переход главным героем этой границы « туда» и «обратно», перерождение героя в конце сказки. В новеллистической (бытовой) сказке - это резкая смена точки зрения, относительно которой ведётся повествование. Поэтому при чтении кумулятивной сказки полезно схематично обозначить цепочку героев и связи событий, приведших к развязке сказки. При чтении волшебной сказки – дать детям задание начертить схему путешествия героя в иной мир и обратно. А при работе над бытовой сказкой удобно использовать пересказ с изменением лица рассказчика. Аллегорический смысл сказок приоткроется ребёнку в том случае, если он уяснит функцию формальных элементов и сумеет соотнести их с целостным восприятием текста, а не будет интерпретировать сказки, исходя из своих житейских установок. Очень важно научить детей отделять сюжет сказки от способа её рассказывания, поэтому при анализе внимание концентрируется на формулах:

начала: Жили – были…, В некотором царстве, в некотором государстве…;

продолжения: Долго ли, коротко ли…, Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…;

конца: И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…, Вот вам сказка, а мне кринка масла.

Сказки о животных отличаются от других тем, что в них действуют животные. Методика анализа таких сказок существенно не отличается от анализа реалистических рассказов. Используются те же самые формы и приёмы работы с текстом: выборочное чтение, ответы на вопросы, иллюстрирование, все виды пересказа и т.п. На последнем этапе работы над сказкой учитель ставит детей в условия «переноса» вывода сказки на аналогичные случаи в жизни (может ли такое случиться в отношениях между людьми?). Этого вполне достаточно, чтобы сказка для учащихся осталась сказкой, но обогатила их знанием определённых явлений жизни.

Волшебные сказкиотличает особый характер вымысла. В них всегда действуют сверхъестественные силы – то добрые, то злые. Они творят чудеса: воскрешают из мёртвых, обращают человека в зверя и наоборот и т.д. Герои в этих сказках прибегают к помощи предметов или живых существ, обладающих необычной, волшебной силой, методика работы над такими сказками остаётся такой же, как и при анализе реалистического рассказа. Но специфичным будет выяснение направленности волшебных сил (кому они помогают и почему, как это характеризует героев сказки и т.п.)

г) Методика чтения басен.

Басня – небольшое произведение повествовательного рода в стихах или – реже – в прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием. В хрестоматии для начальной школы входят в основном басни нравоучительного характера И.А. Крылова, осуждающие пороки людей.

Внимание к басне в школе обусловлено рядом её достоинств:

1) Каждая басня – метко нарисованная сценка из жизни, поэтому заключает в себе большие возможности для нравственного воспитания.

2) Лаконизм, картинность и выразительность описаний, меткость и народность языка много дают для развития мышления и речи учащихся.

3) Размер басни обычно не превышает 20-30 строк.

4) Образные выражения из басен, ставшие со временем пословицами, привлекают глубиной заключённой в них мысли и яркостью.

В методической литературе при подготовке к восприятию текста басни рекомендуется вспомнить и обсудить с детьми повадки тех животных, которые стали героями басни. Это поможет детям проникнуть в иносказательный смысл произведения. Например, перед чтением басни И.А.Крылова «Кукушка и Петух» следует спросить:

Как поёт кукушка? (Ку-ку, ку-ку).

Как можно назвать такое пение? (Однообразное, монотонное).

А как поёт петух? ( Ку-ка-ре-ку!).

Что можно сказать о его пении? ( Громкое, крикливое).

А кто-нибудь слышал пение соловья? (Соловей выводит разнообразные рулады, пощёлкивает и посвистывает, его пение приятно слушать).

Про чьё пение можно сказать красивое, приятное? ( Про соловьиное пение).

 

После такой беседы детям легче будет уяснить нравоучительный смысл басни:

За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку.

Методика работы над басней обусловлена её спецификой как вида художественного произведения. Выделяются такие существенные признаки басни, как наличие морали (нравоучения) и аллегории (иносказания). В баснях часто действующими лицами являются животные, но бывают и люди.

Иносказательный смысл басни обязательно раскрывается и обсуждается с детьми, иначе её эстетическое содержание и жизненная мудрость не предстанут перед детьми в полном объёме.

Один из центральных вопросов анализа басни связан с раскрытием морали и аллегории. Когда же работать над моралью басни: до специального анализа её конкретного содержания или после?

В методике (Е.А.Адамович, Н.П.Каноныкин, Н.А.Щербакова, Н.А.Щепетова, В.И.Яковлева, В.Г.Горецкий и др.) традиционно считается целесообразным начинать работу над текстом басни с раскрытия её конкретного содержания. Затем следует выяснение иносказательного смысла (кто подразумевается под действующими лицами басни) и, наконец, рассматривается мораль.

Другие методисты, в частности Л.В.Занков и его последователи, считают, что такой подход к анализу басни разрушает очарование басенного художественного мира, вся прелесть которого в том и состоит, что об известных моральных истинах говорится особым, образным, языком. Поэтому в обучении по системе Л.В.Занкова начинать анализ басни предлагается с её морали, потом обсуждать позицию автора и только затем разбирать конкретное содержание, давать характеристику персонажам, наблюдать изобразительно-выразительные средства языка. Только при этом условии, по мнению учёных, возможно раскрыть перед детьми всю неповторимость языка и художественного мира басни.

Выбирая ту или иную методику прочтения басни в своём классе, учитель должен руководствоваться степенью сформированности навыка чтения, уровнем обученности детей, их читательской зрелостью.

При анализе басни используются те же приёмы работы с текстом, что и при чтении рассказов. Но особое место занимает работа над выразительными средствами языка. На этапах перечитывания и творческой деятельности ведущими приёмами работы с текстом басни являются такие: графическое и словесное иллюстрирование, чтение по ролям, драматизация.

Итак,чаще всего работа над басней включает следующие компоненты:

1) восприятие конкретного содержания,

2) раскрытие композиции, характерных особенностей действующих лиц, мотивов их поведения,

3) выяснение главной мысли конкретной части басни,

4) раскрытие аллегории,

5) анализ морали.

Если за основу мы принимаем такую последовательность работы, то урок будет иметь следующую структуру.





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3012; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.005 сек.