КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Использование наглядности на уроке чтения
Наглядность обучения является важным дидактическим принципом. На уроках чтения имеются неисчерпаемые возможности применения наглядности во всех её видах: -- непосредственное наблюдение окружающей жизни на экскурсиях; -- изучение коллекции, гербариев, макетов, муляжей и т.п. -- просмотр кино- и диафильмов; -- рассматривание художественных картин и репродукций, иллюстраций; -- слушание музыки и грамзаписей текстов в исполнении мастеров художественного слова. Кино- и диафильмы не должны подменять чтение художественного текста. Они используются на уроках в виде фрагментов при повторном чтении для иллюстрирования или в целях подготовки к пересказу, а также в обобщающей беседе для пояснения анализируемого текста. Но при чтении научно-популярных статей диафильм, совпадающий с материалом чтения, предшествует чтению текста или соединяется с ним по этапам. Репродукции и иллюстрации часто применяются на уроках чтения. При подготовке к чтению картина используется для ознакомления с исторической обстановкой, новыми явлениями, для объяснения новых слов. На этапе анализа или при обобщении картина способствует восприятию содержания текста. Но при этом требуется достаточно времени, чтобы картина была воспринята в целом, разобраны её компоненты, выяснена её идея: -- выяснение фактического содержания картины (Кто, что изображено?); -- беседа по картине, в ходе которой выясняются характеры героев и средства их изображения; -- чтение отрывков текста, соответствующих содержанию картины. Иллюстрации к тексту используются обычно для заданий по выборочному чтению, составлению плана, подготовке пересказа, обобщению. На уроке чтения не следует перегружать демонстрацией наглядных пособий, чтобы не снизить роль самого литературного текста. Иллюстрация – это наглядное изображение того, что описано в тексте. В методической литературе выделяют четыре функции иллюстрации: просветительскую, наглядности, художественную, воспитательную. Постоянное внимание ко всем сторонам иллюстрации постепенно способствует воспитанию у ребёнка верного вкуса, художественного чувства, помогает ему осмыслить и осознать прочитанное.
При подготовке к уроку с использованием иллюстрации учитель должен уяснить для себя, что выбрал художник в литературном произведении для своих иллюстраций, на чём сосредоточил основное внимание, мимо чего прошёл, чем это можно объяснить, как художник использовал различные графические и живописные средства. Кроме того, учителю необходимо ясно представлять себе, какую методическую задачу он будет решать с их помощью. Работу с иллюстрацией можно организовать на различных этапах урока: возможно привлечение иллюстраций в процессе первоначального знакомства с текстом, чаще при анализе художественного произведения, а также при обобщении. Основными методическими приёмами работы с иллюстрациями в школе являются беседа, рассказ учителя, которые сопровождаются словесным и графическим рисованием. Выделяют следующие моменты в работе с иллюстрациями: рассматривание изображения самими учащимися, затем вопросы учителя: -- Что изображено на переднем плане, дальше, на втором плане? -- Что мы видим в центре, слева, справа? -- Что самое важное, существенное? -- Какую мысль выразил художник? -- Какие приметы жизни, события, явления представил? -- Как подчеркнул, выделил героя? -- Какие средства для этого использовал: цвета, размер, формы и т.д.? При анализе произведения иллюстрации используются в работе над отдельным эпизодом. При этом уместны такие вопросы:
-- Какой момент действия отражён на этой иллюстрации? -- Какие герои показаны и в какой обстановке? -- Как передано художником внутреннее состояние героев? -- В чём художник следует тексту, а в чём отступает от него? Почему? Иллюстрации к отдельным эпизодам произведения, а также иллюстрации-пейзажи могу быть использованы для развития речи учащихся: по ним можно построить связный устный рассказ или выполнить несложную письменную работу. Можно предложить учащимся изобразить другие эпизоды из произведения. Работа с иллюстрациями при рассмотрении образов-персонажей позволяет подтвердить графическим изображением то представление о литературном герое, которое сложилось или готово сложиться у учащихся после чтения. Беседу о действующем лице после рассматривания иллюстрации организуем так: -- Кто изображён на рисунке, из чего это видно? -- Какие черты характера, внешнего облика, отмеченные писателем, удалось передать художнику? -- Как художник использует графические средства для характеристики персонажа? Многоплановая роль иллюстрации, используемая учителем на уроках чтения, способствует развитию мышления, речи, воображения у детей.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |