Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация самостоятельной работы на уроках чтения

Самостоятельной работой в начальной школе считается такое выполнение задания, в процессе которого учащиеся ясно представляют цель работы и порядок её выполнения и выполняют без непосредственной помощи учителя некоторую часть задания или всю работу. Навыки самостоятельного учебного труда на уроках чтения вырабатываются в результате системы целенаправленных упражнений и постоянно усложняющихся заданий. Виды заданий должны быть освоены детьми заранее в подобных работах с учителем.

Учитель определяет место самостоятельной работы на уроке, её цель, виды заданий и порядок их выполнения, следит за работой класса, помогая в случае надобности отдельным учащимся. Проверка выполнения работы проходит также под руководством учителя с привлечением внимания всех учащихся к обсуждению её результатов. Задания даются в устной форме, но если работа состоит из нескольких этапов или вопросов, то их записывают на доске.

Подавляющее большинство вопросов и заданий должно предполагать непременное обращение учащихся к тексту произведения, выработку умения самостоятельно анализировать прочитанное:

-- выявлять основную сюжетную линию и главную идею произведения;

-- находить в тексте слова для характеристики действующих лиц, описания событий и картин природы;

-- оценивать поступки героев и описываемые события, высказывать своё отношение к ним и т.д.

Предлагаются также задания, направленные на практическое знакомство учащихся с изобразительно- выразительными средствами языка. По целевому назначению вопросы и задания могут быть классифицированы следующим образом.

1. Задания, подготавливающиеся к первичному восприятию или рассчитанные на выполнение сразу же вслед за ним. В первом случае эти вопросы способствуют вдумчивому восприятию текста, а в другом – служат одним из примеров понимания прочитанного учащимися. Например:

-- Прочитайте рассказ – описание М.Пришвина «Берёзкам зябко». Скажите: почему было зябко берёзкам?

-- «Зябко». Как сказать по-другому? Подберите два-три слова, близких по смыслу.

2. Задания, предназначенные для чтения по частям и разбора первоначально прочитанного текста. Цель их – помочь детям детально проанализировать прочитанное, раскрыть определённые связи и отношения между явлениями, событиями, поступками действующих лиц произведения. Например:

-- Перечитайте рассказ и отметьте в нем отрывки, в которых говорится о делах ребят из «Зелёного патруля».

-- Найдите и прочитайте, как Борю приняли в отряд.

-- Рассмотрите иллюстрацию, найдите и прочитайте ту часть, к которой сделан рисунок.

3. Задания, связанные с различными видами пересказов прочитанного. Например:

-- Прочитайте текст и найдите предложения для ответа на вопросы, записанные на доске.

-- Разделите текст на части в соответствии с планом, записанным на доске. Прочитайте каждую часть и выделите в ней главную мысль. Постарайтесь кратко изложить содержание прочитанного.

4. Задания, подготавливающие учащихся к выводам и обобщениям. Например:

-- Подумайте: чему сказка научила своих читателей?

-- Почему поступок героя можно характеризовать пословицей «Один за всех и все за одного»?

5. Задания, связанные с подготовкой учащихся к разным творческим видам деятельности и выразительному чтению произведения. Например:

-- Прочитайте слова, записанные на доске, и выберите из них те, по которым можно наиболее точно определить, как надо читать: быстро или медленно, громко или тихо. Подготовьтесь к выразительному чтению.

Отдельные виды работ учащихся с изучаемым текстом, которые выполняются самостоятельно, могут быть зафиксированы с помощью подчёркивания, помет на полях. Условные обозначения должны быть едиными для всех детей. С этой целью такие знаки вводятся постепенно в процессе работы под руководством учителя. Так, отдельные слова и предложения могут подчёркиваться, абзацы и отрывки – обозначаться вертикальной чертой на полях и т.п.

В малокомплектной школе организация самостоятельной работы имеет свои особенности: задания рассчитаны на большую длительность, обеспечивающую учителю возможность работать с другим классом. В связи с этим учащимся предлагаются 2-3 последовательных задания, которые направлены на анализ произведения, подготовку к выразительному чтению, пересказу. На уроке чтения в малокомплектной школе обязательно должно уделяться время чтению вслух, выразительному чтению учителем, беседе и работе по развитию речи. Следует широко использовать магнитофонные записи, воспринимаемые детьми через наушники. Задания для самостоятельного выполнения должны содержать вопросы для самоконтроля (ответ для проверки можно давать на обороте карточки или на доске).

Выполнение всех самостоятельных работ учитель проверяет и учитывает.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Использование наглядности на уроке чтения | Подготовка учителя к уроку чтения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1190; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.