Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Доказательства бытия Бога

  1. Аргумент первопричины: все, что мы видим в мире, имеет причину, идя по причинной

цепи все дальше и дальше вглубь, мы непременно должны придти к Первопричине = Богу (космологическое доказательство).

  1. Аргумент естественного закона: закономерность, скажем движения космических тел,

трактуется Фомой так, что Бог повелел им двигаться именно таким образом, а не иначе.

  1. Аргумент целесообразности: все в мире устроено так, чтобы мы могли в нем жить, а если

бы мир был устроен иначе, мы не могли бы в нем жить.

  1. Аргумент движения: всякая вещь движется под воздействием чего-то иного, что движется

опять же иным предметом. Но цепь движений не может быть бесконечной, т.к. тогда не было бы первого «двигателя», а, следовательно, и второго, и вообще не было бы движения. Нам остается дойти до первой причины движения = чистый акт = Бог.

  1. Аргумент сущности: всякая вещь имеет предел своего совершенства, есть, следовательно,

некая сущность, являющаяся для всех сущностей причиной совершенства, и это есть Бог.

 

  1. Фома Аквинский о человеке и свободе.

 

Продолжая традицию Аристотеля, Фома связывает политику как учение об обществе с этикой как учением о ценностно-ориентированном поведении человека. Отметим, кстати, что в отличие от Августина Аквинат видит в человеке (в смысле рода человеческого в целом) единство души и тела. Душа же отдельного человека (как «неполная субстанция») бессмертна и независима от тела.

У него христианская этика – это основа социального учения. Не экономика, но этика берется как основание политической стратегии и экономики.

Св.Фома говорит о двух основных ценностях. Первая – это спасение души, а вторая ценность – это благо других людей, она и делает человека социальным существом, есть основание общественного бытия.

Во второй части «Суммы теологии» Фома рассматривает вопросы поведения человека в духе этики Аристотеля. Последняя, как помним, построена на выяснении того, что есть добродетель. Следовательно, главное не то, что должен делать человек, а то, каковы должны быть качества человека. Так и Фома ничего не говорит о долге человека.

Заповеди Ветхого Завета – это перечень требований к человеку, что надо делать и чего делать нельзя.

Заповеди Блаженства в Нагорной Проповеди Христа говорят только о добродетелях или что делает человека хорошим, достойным, близким Богу, не о том, что человек должен конкретно делать.

В этом смысле этика Нового Завета ближе к этике Аристотеля, чем к этике Ветхого Завета. Моральный закон, указующий, каким надо быть, не вступает в конфронтацию со свободой человека.

Возникает проблема свободы в форме дилеммы: обладать свободой или быть свободным? Согласно Фоме, можно говорить о двух свободах – свободе ценностно-ориентированной и свободе безразличной к ценностям (греховная свобода). Теолог, естественно, понятие свободы сопрягает с ценностной ориентацией.

Если же свобода, как позже стал утверждать номиналист Уильям Оккам, означает поступать по своей воле, тогда можно говорить о свободе убивать, о свободе преступить закон и пр.

Человек по своему естественному закону склонен к добру и нарушает эту склонность именно в силу своей несвободы, в испорченности природы человека в результате грехопадения.

Представим, говорит Фома, что перед нами пловец, которому связали руки и ноги. Он несвободен, и эта несвобода ведет к тому, что он утонет. Вернуть ему свободу – это значит снять с него цепи. Отсюда свобода – это свобода от давления дурного выбора, это свобода, прежде всего, от зла. Речь идет не о том, что человек принимает некое внешнее послушание, а о том, что его собственная воля становится доброкачественной, она не направлена уже на дурные поступки. Свобода состоит в способности человека творчески участвовать в добре.

Еще одно различие: мы считаем, что перед нами масса дурных выборов и только один хороший: есть очень много соблазнов, есть очень много способов поступать дурно и только один, какой-то уникальный способ поступать хорошо.

Фома же считал, что, в сущности, грехи и способы нагрешить довольно однообразны и скучны. Будучи же свободным от греха, человеку открывается огромное поле возможностей. Выбор пути к Благу грандиозен и является творческим. Вот здесь и есть различие между томистским и нашим, восходящим к Оккаму, пониманием свободы.

Следующая лекция будет посвящена философии эпохи Гуманизма и Возрождения.

 

 

осподе. славу свою в самом себе, а последний - в вью ческого рода, происходящего от одних и тех же предков - Адама ает ей все

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Лекция № 9-10
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.