Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Украина - Содружество Независимых Государств

 

Соглашение о создании СНГ была заключено 8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще (официально - в Минске) руководителями Беларуси (С. Шушкевич), России (Б. Ельцин) и Украины (Л. Кравчук). 21 декабря 1991 к Соглашению присоединились еще 8 стран-субъектов бывшего СССР. Руководители 11 стран подписали этот день в тогдашней столице Казахстана:

* Алма-Атинская декларация;

* Протокол к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств, подписанному 8 декабря 1991 года в г. Минске Республикой Беларусь, Российской Федерацией (РСФСР), Украина.

Кроме указанных руководителей Беларуси, России и Украины под Алма-Атинский документами свои подписи поставили А. Муталибов (Азербайджан), Н. Назарбаев (Казахстан), И.Каримов (Узбекистан), Л. Тер-Петросян (Армения), А. Акаев (Кыргызстан), Р. Набиев (Таджикистан), М. Снегур (Молдова), Ниязов (Туркменисхан).

Дополнительную информацию об СНГ читатель может найти в статье "Содружество Независимых Государств", которая содержится в пятом разделе книги автора "Международное экономическое право".

24 сентября 1993 в Москве руководители Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдовы, России, Таджикистана и Узбекистана заключили "Договор о создании Экономического союза СНГ". Он имеет следующую структуру:

Преамбула

Глава I. Цели и принципы Экономического союза.

Глава II. Торгово-экономические отношения.

Глава III. Предпринимательство и инвестиции.

Глава IV. Денежно-кредитные, финансовые и валютные отношения.

Глава V. Социальная политика.

Глава VI. Правовое регулирование экономических отношений.

Глава VII. Институты (органы) Экономического союза.

Глава VIII. Заключительные положения.

 

В ст. 2 было провозглашено цели экономического союза:

* Формирование условий стабильного развития экономик Договаривающихся Сторон в интересах повышения жизненного уровня их населения;

* Поэтапное создание общего экономического пространства на базе рыночных отношений, создание равных возможностей и гарантий для всех хозяйствующих субъектов;

* Совместное осуществление экономических проектов, представляющих общий интерес;

* Решение совместными усилиями экологических проблем также ликвидация последствий стихийных бедствий и катастроф. В ст. С отмечалось, что Экономический союз предполагает:

* Свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;

* Согласованную денежно-кредитную, бюджетную, налоговую, ценовую, внешнеэкономическую, таможенную и валютную политику;

* Гармонизировано хозяйственное законодательство Договаривающихся Сторон;

* Наличие общей статистической базы.

 

Статья 4 предусматривала, что Экономический союз создаваться путем поэтапного углубления интеграции, координации действий в осуществлении экономических реформ через:

* Межгосударственную (многостороннюю) ассоциацию свободной торговли;

* Таможенный союз;

* Общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;

* Валютный союз.

 

В Договоре были сформулированы важнейшие меры стран-участниц Экономического союза для каждой из указанных форм интеграции.

Для ассоциации свободной торговли Стороны предусматривали:

* Последовательное снижение и отмену таможенных пошлин, налогов и сборов, а также количественных и других равнозначных им по своим последствиям ограничений;

* Гармонизацию таможенного законодательства, механизмов тарифного и нетарифного регулирования;

* Упрощение таможенных процедур;

* Унификацию форм таможенной документации и ведения таможенной статистики;

* Поэтапное сближение тарифов на перевозки грузов и пассажиров, транзитных тарифов при соблюдении принципа свободы транзита;

* Недопущения несанкционированного реэкспорта в третьи страны. Самыми мерами становления таможенного союза Стороны считали

* Полная отмена тарифного и нетарифного регулирования перемещения товаров, работ и услуг;

* Введение общего таможенного тарифа в отношении государств-неучасниць Договора

* Координацию внешнеторговой политики. Для общего рынка Стороны предусматривали:

* Создание правовых, экономических и организационных основ для свободного передвижения капиталов и рабочей силы;

* Добросовестную конкуренцию и механизм антимонопольно-го регулирования;

* Согласованную политику в области транспорта и коммуникаций, направленную на осуществление эффективных перевозок грузов и пассажиров;

* Обеспечение равных условий для взаимного инвестирования капиталов в развитие экономик и создания эффективного механизма защиты прав и интересов инвесторов. Стороны обязывались применять свободные (договорные) цены и не прибегать к ценовой дискриминации. В Договоре зафиксировано, что страны-участницы не будут осуществлять без взаимного согласования односторонних действий неэкономического характера с целью ограничения доступа на свои рынки.

Договор также провозглашал:

* Предоставление национального правового режима для деятельности субъектам хозяйствования, которые являются резидентами государств-участниц;

* Содействие развитию прямых связей между хозяйствующими субъектами Сторон;

* Содействие созданию совместных предприятий, транснациональных производственных объединений, сети коммерческих и финансово-кредитных учреждений и организаций;

* Координацию инвестиционной политики;

* Согласование политики в сфере денежно-кредитных, валютных и финансовых отношений.

Об ассоциации свободной торговли стороны сочли нужным использовать мультивалютную систему, ее понимали как национальные валютные системы и систему, которая базируется на валюте России.

 

Платежный союз должен строиться на принципах:

* Взаимного признания национальных валют и осуществления их взаимных котировок;

* Осуществление платежей в национальных валютах с использованием многостороннего клиринга;

* Согласованного взаимного кредитования дефицитов платежных балансов;

* Взаимной конвертируемости национальных валют по текущим операциям.

Заявлялось о трансформации платежного союза в валютный, который предусматривал:

* Применение плавающих курсов валют»согласование пределов их взаимных колебаний;

* Введение банковского механизма поддержания курсов валют;

* Достижение полной конвертируемости национальных валют.

 

В Договоре упоминается и о создании "рублевой зоны нового типа", но нет даже общих ее очертания. Содержит Договор и память о гармонизации налоговых систем. Брали Стороны и обязательства о безвизовом режиме передвижения их граждан. Не забыли страны-участницы и о согласовании их политик в сфере трудовых отношений. Стороны взяли на себя обязательства признавать документы об образовании и квалификации работников.

Договор не содержит конкретно сформулированных положений об органах Экономического союза. Предполагалось предоставлении статуса ассоциированного члена тем государствам, которые проявляли готовность взять на себя лишь часть обязательств.

Договор не предусматривал оговорок со стороны государств, которые хотели бы быть его стороной. Договор заключался на 10 лет. Предполагалось, что он автоматически продлеваться на последующие пятилетние периоды, если одна из Сторон не заявит о прекращении своего участия в нем.

История показала, что намерения, провозглашенные Договором от 24 сентября 1993 p., Принесли мало результатов. Среди исследователей СНГ распространено мнение о том, что ВТОни соглашений и договоров, заключенных главами государств и правительств СНГ, не работают, собственно Содружество создавалось лишь для цивилизованного "развода" бывших субъектов СССР, а процесс интеграции государств Содружества застопорился, даже не начавшись.

В феврале 2003 г. в Москве состоялась встреча президентов России, Украине, Беларуси и Казахстана. На переговорах были рассмотрены важные вопросы расширения экономической интеграции на территории бывшего СССР. Обсуждались предложения главы украинского государства, выдвинутые на встречах в верхах, которые состоялись ранее в Кишиневе и Киеве. Как известно, украинская сторона настойчиво ставила вопрос о создании зоны свободной торговли между странами СНГ. Украина считает, что зона свободной торговли должна действительно быть свободным от различных торговых ограничений.

По результатам указанной московской встречи было принято решение о подготовке до сентября 2003 г. соглашения о формировании единого экономического пространства. Для проработки вопроса была создана рабочая группа. Штаб группы находился в Киеве. Возглавлял ее представитель Казахстана.

Подписанный четырьмя президентами в Москве, документ о создании единого экономического пространства считается первой договоренности, что касается главных экономических проблем.

По мнению министра экономического развития Российской Федерации Г. Грефа, московский документ по своему уровню превосходит ранее достигнутые договоренности о таможенном союзе и Евроазийский экономический союз.

19 сентября 2003 в Ливадийском дворце в Ялте состоялось заседание Совета глав государств СНГ. На встречу прибыли президенты стран СНГ, за исключением президента Туркменистана. Азербайджан представлял премьер-министр Ильхам Алиев (впоследствии он стал президентом). После проведения заседания Совета глав государств СНГ состоялась церемония подписания межгосударственных документов.

На заседании Совета глав правительств СНГ, которое состоялось 18 сентября 2003 г., Был разработан проект заявления и "План реализации важнейших мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности взаимодействия государств - участников СНГ в экономической сфере в 2003-2010 годах" для подписания их главами государств Содружества. Этими документами главы правительств рекомендовали президентам механизм создания настоящей зоны свободной торговли в рамках 12 стран СНГ.

Согласно Плану, в 2003-2004 pp. необходимо было завершить нормативно-правовое оформление создания зоны свободной торговли. В первом полугодии 2004 г. планировалось согласовать на двусторонней основе график отмены тарифных изъятий из режима свободной торговли. В течение 2003-2004 годов планировалось расширить круг участников сделок, составляющих базовый комплекс свободной торговли. Нетарифные барьеры во взаимной торговле стран СНГ планировалось отменить протяжении 2003-2005 pp. Ожидается, что к 2007 г. будет разработан механизм регулирования процессов отмены тарифных изъятий и минимизации нетарифных ограничений.

План предусматривает поэтапные разработки до 2010 г. программ по сегментам общего аграрного рынка.

Ожидалось, что в течение 2003-2009 pp. Будет активно создаваться и развиваться межгосударственные финансово-промышленные группы и транснациональные компании в топливно-энергетическом, металлургическом, машиностроительном и агропромышленном комплексах. Планируется, что к 2010 г. экономики стран СНГ будут интегрированы в международный таможенный пространство на основе правил Киотской конвенции 1973 г. (в редакции 1999 p.).

Выступая на пленарном заседании глав государств СНГ, Президент Украины заявил, что Содружество Независимых Государств в нынешнем ее состоянии можно разве что с большим приближением рассматривать как интегрированное и эффективное экономическое сообщество государств из-за катастрофического падения доли взаимооборота в международной торговле СНГ, произошло за существование СНГ. Завершение процесса создания полномасштабной зоны свободной торговли, который длился почти девять лет, является главной задачей на пути дальнейшего развития сотрудничества государств - участников СНГ в экономической сфере.

19 сентября 2003 г., После проведения заседания Совета глав государств СНГ, президенты Беларуси, Казахстана, Российской Федерации и Украины подписали "Соглашение о формировании Единого экономического пространства", приняли "Концепцию формирования Единого экономического пространства" (тексты Соглашения и Концепции опубликован в частности в " Официальном вестнике Украины ", 2004 p., № 26). Так называемой "Группе высокого уровня" было поручено доработать и внести президентам до 1 декабря 2003 г. для подписания Комплекс основных мер по формированию Единого экономического пространства. Отметим, что этот комплекс подписали в декабре 2003 г. президенты Украины и России во время встречи в Керчи. Президенты Беларуси и Казахстана уполномочили на это от себя российского президента. Встреча в Керчи произошло не специально для подписания данного документа, а была обусловлена ​​проблемой вокруг островка Тузла, который стал всемирно известным и до которого от кубанского берега русские строили плотину.

"Группа высокого уровня" наделялась президентами следующими полномочиями:

* Координация работы по реализации "Комплекса основных мер по формированию Единого экономического пространства";

* Осуществление анализа экономической политики государств - участников ЕЭП с целью выявления и устранения барьеров, препятствующих свободному движению товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;

* Обеспечение взаимного информирования государств - участников ЕЭП об изменениях в национальном законодательстве;

* Создание рабочих групп из представителей органов государственного управления государств-участников для проведения переговоров и подготовки проектов международных договоров и иных документов ЕЭП.

К выполнению указанной работы можно привлекать специалистов, если в том будет необходимость.

О результатах работы "Группа высокого уровня" регулярно докладывает президентам.

В своем заявлении президенты отметили, что сотрудничество "четверки" развивается в общем русле различных интеграционных процессов в СНГ и имеет открытый характер.

Далее кратко остановимся на основных положениях "Соглашения о формировании ЕЭП".

Под Единым экономическим пространством Стороны понимают экономическое пространство, объединяющее таможенные территории Сторон, на котором функционируют механизмы регулирования экономик, основанные на единых принципах и обеспечивающих свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, и проводится единая внешнеторговая и согласованная в той мере и в том объеме, в каких это необходимо для обеспечения равноправной конкуренции и поддержания макроэкономической стабильности, налоговая, денежно-кредитная и валютно-финансовая политика.

Статья 2 «Соглашения о формировании ЕЭП" содержит перечень задач, которые необходимо решить:

* Формирование зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, предполагающей неприменение во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер на базе проведения единой политики в области тарифного и нетарифного регулирования, единых правил конкуренции, применения субсидий и иных форм государственной поддержки;

* Унификация принципов разработки и применения технических регламентов и стандартов, санитарных и фитосанитарных норм;

* Гармонизация микроэкономической политики;

* Создание условий для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы;

* Гармонизация законодательства Сторон в той мере, в какой это необходимо для функционирования ЕЭП, включая торговую и конкурентную политику;

"Формирование единых принципов регулирования деятельности естественных монополий (в сфере железнодорожного транспорта, магистральных телекоммуникаций, транспортировки электроэнергии, нефти, газа и других сферах), единой конкурентной политики и обеспечение недискриминационного доступа и равного уровня тарифов на услуги субъектов естественных монополий.

В создании органов ЕЭП сочетаются межгосударственные элементы принципу передачи части полномочий Сторон единому регулирующему органу (Пьеро). Значение этого органа увеличиваться.

Совет глав государств (СГГ) координирует и управляет формированием и функционированием ЕЭП. Каждое государство в РГД имеет один голос. Решение СГГ принимаются консенсусом. Решение единого регулирующего органа ЕЭП являются обязательными для выполнения всеми Сторонами. В Пьеро решения принимаются взвешенным голосованием. Количество голосов каждой из Сторон определяется с учетом ее экономического потенциала, а распределение голосов устанавливается на основе соглашения сторон. РГД может пересмотреть решение Пьеро по предложению любой стороны.

Единое экономическое пространство формируется поэтапно. Учитываются возможности разноуровневой и разноскоростной интеграции. Ни одна из Сторон не имеет права препятствовать другим Сторонам ускоренно продвигаться к более высокой степени интеграции.

Разноуровневая и разноскоростная интеграция означает: каждая Сторона самостоятельно определяет направления интеграции и отдельные интеграционные мероприятия, в которых она участвует, и ее объем.

Правовая основа обеспечения формирования и функционирования ЕЭП - международные договоры и решения органов ЕЭП. Споры разрешаются путем переговоров и консультаций. Соглашение открыто для присоединения других государств, разделяющих его цели и принципы. В Соглашение могут вноситься изменения и дополнения, которые оформляются протоколами. Соглашение заключено на неопределенный срок. Предусмотрена возможность выхода из Соглашения. Депозитарий Соглашения - Республика Казахстан. Верховная Рада Украины ратифицировала Соглашение Законом Украины от 20 апреля 2004 p. № 1683-IV.

Отношение к СНГ украинского общества - неоднозначное. Большинство, видимо, придерживается приведенных ниже соображений.

Интеграционная политика Украины в отношении стран СНГ должна ориентироваться на создание общих рынков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. На микроэкономическом уровне интеграционные процессы учитывать специализацию и кооперацию предпринимателей и организаций Украины и стран СНГ. Украине целесообразно принимать активное участие в деятельности межгосударственных координационных структур. Наиболее актуальными являются проблемы создания режима свободного движения товаров и формирование межгосударственного расчетного механизма, построенного на принципах клиринговой или платежной системы.

Украине нецелесообразно терять то, что еще не потеряно на рынках СНГ, хотя бы ввиду того, что она пока не в состоянии завоевать позиции на других рынках из-за их насыщенности, низкую конкурентоспособность отечественных товаров и т.п..

Выступая в апреле 2004 г. с ежегодным посланием к парламенту и народу, президент Беларуси Лукашенко подверг критике СНГ и Единое экономическое пространство. Президент Беларуси считает, что на фоне Евросоюза, динамично расширяется и развивается, СНГ смотрится совершенно вялым и безвольным. Лукашенко отметил, что СНГ еще дышит, но не действует, а создание Единого экономического пространства не выходит из стадии бюрократического обработки. Президент был также недоволен позицией России по снабжению ее газа в Беларусь.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Украина - Европейский Союз | Лекция 10. Тема: Организация аналитического процесса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.