Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кадровые мероприятия

Вопросы для обсуждения

1. Что такое мировое хозяйство и в чем заключается суть международных отношений?

2. Что понимается под международным разделением труда?

3. Что входит в структуру мирового хозяйства?

4. Что относят к основным субъектам мирового хозяйства?

5. Перечислите основные показатели и критерии для оценки экономического развития стран.

6. Охарактеризуйте процессы экономической интеграции и интернационализации.

7. Перечислите основные виды интеграционных объединений.

8. Что такое зона свободной торговли?

 

Литература

1. Бардовский В.П., Рудакова О.В., Самородова Е.М. Экономика: учебник. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009.

2. Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А., Амосо В.В. Экономическая теория. СПб.: 2003.

3. Курс экономической теории / под ред. М.Н. Чепурина. Киров: АСА, 2007.

4. Курс экономической теории: общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие для студентов вузов / рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидоровича. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2007.

5. Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник для студентов вузов, обучающихся по эконом. спец. и направлениям / под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. М.: ИТД «КноРус», 1999.

6. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Основы экономики: учеб. пособие. СПб., 2002.

7. Новый курс экономической теории: учебник: в 2 кн. Кн. 1. Рыночная система хозяйствования: микро- и макроэкономика / колл. авт.; авт. проекта Г.П. Журавлева; ТРО ВЭО России. М.; Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009.

8. Общая экономическая теория (политэкономия): учебник / под общ. ред. В.И. Видяпина, Г.И. Журавлевой. М.: ПРОМО-Медиа, 1995.

9. Райзберг Б.А., Стародубцева Е.Б. Курс экономики. М.: ИНФРА-М, 2008.

10. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: учебник. М.: Норма, 2009.

 

 

Повышение эффективности кадровой работы в органах государственной власти возможно только на основе чёткого определения места и роли каровых служб в системе управления персоналом и проведения кадровой политики. Главная же цель кадровой службы как таковой состоит в обеспечении аппарата кадрами, в организации их эффективной деятельности, профессионального и социального развития. Главная цель конкретизируется определением задач, кадровых мероприятий, охватывающих всю систему работы с кадрами. Это — комплектование, подбор, расстановка служащих, развитие их творческого потенциала, организация деятельности государственной службы. Необходимо решение многих специфических задач, относящихся к личности госслужащего: изучения демографической ситуации, системы обучения, оценки труда, планирования и развития карьеры служащих, их социальной защиты и др.

Основные направления деятельности кадровых служб федеральных органов власти закреплены в Федеральном законе «О системе государственной службы РФ».

В соответствии с законом кадровая служба государственного органа выполняет следующие функции:

1) обеспечивает проведение конкурсов на замещение вакантных государственных должностей государственной службы, аттестаций, прохождение государственными служащими испытаний при замещении государственных должностей государственной службы, квалификационных экзаменов;

2) оформляет решение государственных органов, связанные с прохождением госслужащими государственной службы, ведет личные дела госслужащих, вносит необходимые записи в трудовые книжки госслужащих;

3) консультирует госслужащих по вопросам их правового положения, соблюдения ограничений, связанных с государственной службой;

4) анализирует уровень профессиональной подготовки госслужащих, организует переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации госслужащих, определяет перспективы карьерного роста служащего.

В настоящее время можно выделить следующие направления кадровых мероприятий в работе с персоналом государственной службы:

— стратегическое планирование госаппарата;

— формирование системы привлечения на государственную службу;

— адаптация вновь принятых на службу в госаппарат служащих;

— инспекция труда, оценка и аттестация;

— формирование кадрового резерва;

— создание системы стимулирования;

— социальная защита персонала государственной службы;

— планирование и развитие карьеры госслужащего.

Рассмотрим каждое из них подробнее с точки зрения обеспеченности конкретными инструментами решения.

Стратегическое планирование государственного аппарата

Данное кадровое мероприятие является начальной ступенью кадрового планирования и базируется на данных об имеющихся и запланированных рабочих местах, плане проведения организационно — технических мероприятий, штатном расписании и плане замещения вакантных должностей.

Стратегическое планирование персонала должно строиться с учетом нескольких оснований, среди которых наиболее важны следующие:

1) принципы кадровой политики органов государственной власти;

2) анализ перспектив изменения нормативной базы государственной власти и развития системы государственной службы;

3) учет размера и состава деятельностей;

4) оценка кадрового состава организаций и государственной службы в целом.

Принципы кадровой политики органов государственной власти, в рамках рассмотрения вопроса о стратегическом планировании, призваны определить стратегические ориентиры формирования кадрового потенциала, понимание самого термина и конкретные принципы его развития.

Опираясь на сформулированные цели и принципы кадровой политики, стратегическое планирование кадрового потенциала должно базироваться на программировании процесса развития персонала, повышении его компетентности с целью создания профессионального корпуса государственных служащих, способных обеспечить эффективное государственное управление, а также поддержать развитие демократического процесса и развития страны в целом.

Формирование системы привлечения персонала

Планирование привлечения персонала — планирование мероприятий по найму и приёму персонала с целью удовлетворения в перспективе потребности органа в кадрах за счёт внутренних и внешних источников. Внутренние источники привлечения персонала позволяют лучше использовать уже имеющиеся в организации персонал в результате появления дополнительной работы, перераспределения заданий или перемещения, продвижения по службе работников. Внешние источники привлечения персонала — это наём новых работников.

 

Сложившаяся в настоящее время система привлечения персонала в органы власти и управления отвечает нормам и традициям, характерным для закрытой кадровой политики и бюрократической организационной культуры. Необходимо создать такую систему привлечения персонала, которая давала бы возможность решить некоторые из следующих задач, которые сформулированы ниже, а именно:

1) повысить открытость государственной службы для населения;

2) сформировать у населения активную позицию по отношению к процессам, происходящим в государственной аппарата и чувство причастности к процессам государственного управления;

3) повышение прозрачность требований к кандидатам на работу в госаппарате.

Адаптация вновь принятых на службу служащих

Процесс адаптации — процедура включения новых сотрудников в организацию, ознакомление новичка с требованиями деятельности, организационной культурой, правилами и способам поведения в коллективе. В ходе взаимодействия работника и организации происходит их взаимное приспособление, основу которого составляет постепенное вхождение служащего в новые профессиональные и социально – экономические условия труда. Служба в госаппарате и органах муниципального управления специфична и процесс приспособления к ней у каждого вновь принимаемого сотрудника связан с преодолением разного рода трудностей. Для подавляющего числа граждан переход на службу связан с изменением специфики и условий труда. Необходимо оптимизировать процесс интеграции нового сотрудника в организацию с минимальной потерей времени и быстрым выходом на уровень эффективного функционирования.

В процессе адаптации сотрудник должен овладеть как содержанием деятельности, так и ознакомиться с особенностями коллектива, особенностями корпоративной культуры, т.е. пройти социально-психологическую адаптацию — включение в коллектив. Показателями эффективности адаптации сотрудника могут явиться показатели эффективности труда, оценка уровня текучести кадров среди новых сотрудников, количество должностных продвижений в течение первых лет работы, а также количество и причины возникающих в организации конфликтов.

 

Оценка труда, проведение квалификационного экзамена и аттестация персонала

Оценка труда в органах власти и управления может быть проведена только в случае, если ей предшествует работа по созданию норм деятельности, определения порядка и объема труда. Это может быть сделано только в рамках формирования рациональной структуры самого органа управления, определения его функций и полномочий, распределения ответственности, связанной с достижением этих целей между подразделениями и сотрудниками. В противном случае проведение квалификационных экзаменов, аттестации персонала, оценка труда и потенциала роста сотрудника нерезультативна.

Аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.

Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.

Для оптимизации аттестационных процедур необходимо соблюдать ряд требований:

1) используемые критерии должны быть понятны каждому участнику оценки;

2) информация, используемая для оценки, должна быть доступна;

3) результаты оценки должны быть тесно связаны с кадровыми мероприятиями: системой оценки труда, разработкой программ обучения, формирования резерва, продвижения персонала;

4) система оценки должна соответствовать организационной культуре.

Квалификационный экзамен является одним из средств объективной оценки персонала государственной власти, административного и социального контроля за его профессионализмом и уровнем квалификации, выявления и рационального использования резерва кадров на основе эффективного применения профессиональных способностей служащего в интересах реализации своей карьеры и с пользой для государства.

 

Формирование кадрового резерва

Кадровый резерв — это группа служащих, обладающих способностями к управленческой деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым к определенным должностям, подвергшихся отбору и прошедших дополнительную подготовку. Кадровый резерв — это специально сформированная на основе установленных критериев группа перспективных служащих, обладающая необходимыми для выдвижения профессионально – деловыми, личностными и морально – этическими качествами, положительно проявивших себя на занимаемых должностях, прошедших необходимую подготовку и предназначенных для замещения определённых должностей государственной службы.[4] Формирование кадрового резерва — неотъемлемая часть механизма реализации кадровой политики. Наличие подготовленного кадрового резерва является непременным условием практического осуществления курса на развитие социально ориентированной рыночной экономики, демократизацию управления, внедрение инноваций в государственную службу, рационального использования её кадрового потенциала.

Можно выделить несколько типов резерва:

1) по виду деятельности: резерв развития или резерв функционирования

2) по времени назначения: ближайший или стратегический резерв.

При реализации программ отбора в резерв организация должна провести оценку потребности в управленцах, времени их назначения и специфики деятельности. Только опираясь на это данные, целесообразно проводить отбор в кадровый резерв и разрабатывать программы его подготовки.

 

Программы вне- и внутриорганизационного обучения, переобучения и развития персонала

Обучение персонала позволяет использовать собственные производственные ресурсы служащих без поиска новых высококвалифицированных кадров на внешнем рынке труда. Кроме того, планирование обучения служащих создает условия для мобильности, мотивации и саморегуляции работника. Оно ускоряет процесс адаптации работника к изменяющимся условиям на том же самом рабочем месте. Подготовка, переподготовка и развитие персонала являются непременным условием эффективного функционирования организации.

Теоретическим основанием программ подготовки является концепция непрерывной профессионализации личности и представление о системном строении трудовой деятельности.

В практике сложились две формы обучения персонала организации: на рабочем месте и вне его. Обучение на рабочем месте является более дешевым и оперативным, характеризуется тесной связью с повседневной работой и облегчает вхождение в учебный процесс работников, не привыкших к обучению в аудиториях. Важнейшими методами обучения на рабочем месте являются: метод усложняющихся заданий, смена рабочего места (ротация), направленное приобретение опыта, инструктаж, использование работников в качестве ассистентов, метод делегирования (передачи) части функций и ответственности. Обучение вне рабочего места более эффективно, но связано с финансовыми затратами и отвлечением служащего от его служебных обязанностей.

 

Разработка программ мотивации и стимулирования труда. Социальная защита служащих

Эффективная система стимулирования персонала в настоящее время должна максимально ориентироваться на индивидуальные интересы и быть максимально гибкой. Однако любая организация сталкивается с достаточно жестким ограничением фондов стимулирования, в этой ситуации большее внимание необходимо уделять программам нематериального стимулирования, а также объединению программ стимулирования и социальной защиты.

Социальная защита служащих кроме содействия программ стимулирования должна обеспечивать достаточную социальную независимость служащих и препятствовать негативным тенденциям коррумпирования персонала органов государственного и муниципального управления.

 

Планирование карьеры государственного служащего

Карьера — это результат осознанной позиции и деятельности человека в области служебной деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.

Планирование карьеры — процесс сопоставления потенциальных возможностей, способностей и целей служащего с требованиями организации и планами ее развития, выражающийся в составлении программы профессионального и должностного роста.[5]

Распределение функций по планированию карьеры в организации

Сам сотрудник · первичный выбор профессии · выбор организации и должности · ориентация в организации · постановка целей роста · реализация роста
Кадровая служба организации · оценка при приеме на работу · расстановка · оценка труда и потенциала сотрудника, периодическая аттестация · формирование кадрового резерва · разработка и реализация программ роста · продвижение на следующую должностную позицию
Непосредственный руководитель · оценка результатов труда и потенциала сотрудника · оценка мотивации · организация профессионального развития · предложения по включению в резерв · предложения по программам обучения и стимулирования труда

 

 


[1] Государственная кадровая политика и технологии ее реализации. — Ростов н/Д, 2001. — С. 27.

[2] Государственная кадровая политика и технологии ее реализации. — Ростов н/Д, 2001. — С. 28.

[3] Государственная кадровая политика и технологии ее реализации. — Ростов н/Д, 2001. — С. 32.

[4] Государственная гражданская служба: учебник / под ред. В.Г. Игнатова. — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. — С. 436.

[5] Государственная гражданская служба: учебник / под ред. В.Г. Игнатова. — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. — С. 450.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экономическая интеграция и интернационализация | Вынос пикета с тангенса на кривую
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 801; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.