Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выдача груза в пункте назначения




 

Транспортная организация обязана в силу договора перевозки выдать перевозимый груз в пункте его назначения обозначенному в транспортном документе получателю. Выдача груза - завершающий этап процесса транспортировки, она является исполнением договора перевозки и ставит ряд практически важных вопросов, связанных прежде всего с ответственностью перевозчика. От даты выдачи груза зависит также исчисление сроков на заявление претензий к перевозчику и сроков исковой давности.

Перевозчик обязан уведомить получателя о прибытии груза в его адрес. Получатель согласно нормам транспортных уставов и кодексов обязан принять и вывезти груз, прибывший в его адрес*(311). Он вправе отказаться от получения груза лишь в случаях, когда качество груза изменилось настолько, что исключается возможность полного или частичного его использования.

В случае прибытия незаказанного груза получатель обязан принять его на ответственное хранение, выяснить действительную принадлежность груза и распорядиться грузом согласно полученным указаниям его действительного собственника с отнесением на него всех расходов, понесенных вследствие принятия незаказанного груза.

Порядок выгрузки груза в пункте назначения из транспортных средств различен и зависит от характера отправки, условий договора перевозки и возможных в дополнение к нему других договоров грузополучателя с перевозчиком, которые могут заключаться при больших объемах поступающих грузов. По общему правилу, выгрузка прибывшего груза (кроме мелких отправок) производится силами и средствами грузополучателя. При водных перевозках разгрузочные операции обычно осуществляют морские и речные порты, являющиеся экспедитором грузополучателя. На воздушном транспорте выгрузку грузов производит перевозчик.

Как и при погрузке, установлены нормы выгрузки доставленных грузов, при несоблюдении которых грузополучатель уплачивает штраф, его размер зависит от вида прибывшего транспортного средства (вагон, специальный вагон, контейнер) и длительности допущенной просрочки.

При выдаче груза в пункте назначения получатель обязан с участием перевозчика проверить его состояние в соответствии с действующим на данном виде транспорта порядком. Наиболее подробные правила по этому вопросу предусмотрены на железнодорожном транспорте в УЖТ и правилах перевозок, где имеется специальный раздел о выдаче грузов в пункте назначения.

Согласно ст. 41 УЖТ на станции назначения железная дорога обязана проверить массу, количество мест и состояние груза при наличии обстоятельств, свидетельствующих о несохранности груза в пути. К таковым относятся прибытие груза в неисправном вагоне, с признаками несохранности, с нарушением срока доставки скоропортящегося груза или температурного режима, а также грузы, погруженные железной дорогой или выданные в местах общего пользования. Правила перевозок содержат указания о порядке проведения проверки прибывшего груза.

Схожие правила выдачи груза действуют и на других видах транспорта. По договору с перевозчиком возможна проверка и других прибывающих грузов. При этом должны по возможности применяться те же методы определения массы и количества груза, которые использовались в пункте его отправления.

При проверке состояния прибывшего груза необходимо учитывать установленные на транспорте для многих грузов нормы их естественной убыли в пути, а также норму возможного расхождения в весах на станциях отправления и назначения. При водных перевозках возможно применение для определения веса груза существенно разных способов его фиксации. В таких ситуациях правильным надлежит считать массу, установленную более совершенным весовым механизмом, например электронными весами.

Если в ходе проверки доставленного груза выявлена его несохранность, об этом должен быть составлен коммерческий акт, фиксирующий несохранность груза*(312). Помимо этого, в соответствующих случаях составляется технический акт о состоянии прибывшего транспортного средства, а также акт экспертизы, в котором определяется размер нанесенного грузу ущерба. Составление таких актов необходимо для решения вопроса о том, кто несет ответственность за несохранность груза и каков размер нанесенного грузу ущерба.

Порядок составления коммерческого акта подробно определен в правилах перевозок грузов для соответствующего вида транспорта. Такой акт должен составляться по предписанной форме в день выгрузки груза или его выдачи получателю и подписываться представителями перевозчика и грузовладельца. Возможно составление коммерческого акта только работниками перевозчика, если несохранность груза выявлена в пути или представитель получателя при выгрузке груза отсутствует.

В случае необоснованного отказа перевозчика в составлении коммерческого акта получатель должен в короткий срок (24 часа) подать об этом письменное заявление перевозчику с получением о том расписки. В дальнейшем наличие такой жалобы позволит предъявлять требования к перевозчику по поводу несохранности груза и при отсутствии коммерческого акта.

При выдаче груза, если грузополучатель отказывается от уплаты падающих на груз провозных и иных платежей, перевозчик вправе согласно п. 4 ст. 790 ГК использовать институт удержания, предусмотренный ст. 359-360 ГК, поскольку иное не предусмотрено законом или не вытекает из существа обязательства*(313). Такое правомочие дает также перевозчику право удовлетворять его требования за счет груза в порядке, предусмотренном для требований, обеспеченных залогом (ст. 360 ГК).

Особенностью морских перевозок является специальная процедура фиксации разного рода морских происшествий, которые возможны во время плавания и стоянки судна и могут быть основанием для последующего предъявления к перевозчику требований имущественного характера. В таких ситуациях капитан судна в целях обеспечения доказательств и защиты прав и интересов судовладельца должен совершить специальные действия, которые именуются морским протестом (гл. IV КТМ).

Заявление о морском протесте делается капитаном в портах РФ нотариусу и должно содержать описание обстоятельств происшествия и мер, принятых капитаном. Нотариус на основании такого заявления, данных судового журнала, а также опроса капитана и других членов экипажа составляет акт о морском протесте*(314). Такой акт будет использоваться в дальнейшем как доказательство при разрешении возможных споров (о несохранности грузов, столкновении судов и т.д.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1012; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.