Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система государственного регулирования цен

Регулируемой признается цена, которая формируется на товарном рынке при государственном воздействии на нее.

Современная экономическая теория в сфере государственного регулирования цен укрупненно выделяет методы прямого (или директивного) и косвенного (или экономического) регулирования цен. К первой группе методов можно отнести установление твердых цен (тарифов), базовых цен и предельных коэффициентов их изменения, предельных максимальных и (или) минимальных цен, предельного уровня рентабельности, предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок. К методам косвенного государственного регулирования цен, в частности, относятся льготное кредитование, налоговые льготы, бюджетные дотации, компенсации затрат производителям. Эти методы способствуют снижению цен хозяйствующими субъектами на выпускаемую ими продукцию, уменьшению ее себестоимости.

Согласно ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации отнесено установление основ ценовой политики. В настоящее время государственная ценовая политика базируется на положениях Указа Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и принятом в его исполнение постановлении Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".

Упомянутый Указ признает концепцию дальнейшей либерализации цен; государственное регулирование цен следует осуществлять в основном относительно продукции естественных монополий. Кроме того, Правительству РФ предписано определять (с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации) и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию, а также пересматривать их по мере необходимости, имея в виду дальнейшую либерализацию цен.

Регулируемые государством цены применяются всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено актами законодательства Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ утверждено три перечня продукции, товаров и услуг, цены на которые подлежат государственному регулированию.

I. Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти. В их ряду: природный газ, нефтяной (попутный) газ и отбензиненный сухой газ (кроме реализуемого организациями - производителями газа, не являющимися аффилированными лицами открытого акционерного общества "Газпром", акционерных обществ "Якутгазпром", "Норильскгазпром" и "Роснефть-Сахалинмор-нефтегаз", а также реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам), нефтяной (попутный) газ, реализуемый газоперерабатывающим заводам для дальнейшей переработки, сжиженный газ для бытовых нужд (кроме реализуемого населению); продукция ядерно-топливного цикла; электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией; транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; продукция оборонного назначения; алмазное сырье, драгоценные камни; перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте; перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении); погрузочно-разгрузочные работы в портах, портовые сборы, сборы за проход по внутренним водным путям с судов, плавающих под иностранными флагами; услуги ледокольного флота; аэронавигационное обслуживание воздушных судов на маршрутах и в районах аэродромов; обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах; отдельные услуги почтовой и электрической связи, услуги связи по трансляции программ российских государственных телерадиоорганизаций по перечню, утверждаемому Правительством РФ; водка, ликеро-водочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28%, производимая на территории Российской Федерации или ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации.

II. Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной властисубъектов Российской Федерации включает: газ природный, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам; газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств); электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются региональными энергетическими комиссиями; топливо твердое, топливопечное бытовое и керосин, реализуемые населению; перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении(кроме железнодорожного транспорта); оплата населением жилья и коммунальных услуг; ритуальные услуги; услуги систем водоснабжения и канализации; торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

III. Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, включает: снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с ограниченными сроками завоза грузов; наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях; торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты); перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения РФ (железными дорогами) и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации; перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Федерации) маршрутам, включая такси; перевозки пассажиров и бат гажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах; перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; услуги, оказываемые предприятиями промышленного железнодорожного транспорта на подъездных путях и др.

На указанные в Перечнях товары и услуги государственное регулирование цен опосредуется определенными нормативными правовыми актами. В качестве примера рассмотрим Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" который определяет экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации. Под такими тарифами в Законе признается система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую и тепловую энергию.

Государственное регулирование тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с принципами, изложенными в указанном Федеральном законе, экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию или предельного уровня указанных тарифов. Об определении цен на электрическую и тепловую энергию для целей налогообложения издано письмо МНС РФ от 3 ноября 1999 г. № ВГ-15-02/10352. О предельных минимальных уровнях тарифов на электрическую энергию, потребляемую населением субъектов Российской Федерации, принято постановление Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации (ФЭК) от 8 ноября 2001 г. № 67/23. Срок действия установленных тарифов не может быть менее трех месяцев.

Государственное регулирование тарифов обусловлено естественной монополией энергоснабжающих организаций и имеет целью:

· защитить экономические интересы потребителей от монопольного повышения тарифов;

· создать механизм согласования интересов производителей и потребителей электрической и тепловой энергии;

· формировать конкурентную среду в электроэнергетическом комплексе для повышения эффективности его функционирования и минимизации тарифов;

· создавать экономические стимулы, обеспечивающие использование энергосберегающих технологий в производственных процессах;

· обеспечивать юридическим лицам - производителям электрической энергии (мощности) независимо от организационно-правовых форм равный доступ на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности).

Полномочиями Правительства РФ в области регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, в частности, являются: установление основ ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации (Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации утверждены постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2002 г. № 2261;

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с вышеуказанными принципами, исходя из основ ценообразования на электрическую и тепловую энергию, установленных Правительством РФ, определяют вопросы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую всеми энергоснабжающими организациями (кроме организаций, находящихся в муниципальной собственности, для которых тарифы устанавливаются органами местного самоуправления) потребителям, расположенным на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, за исключением потребителей, энергоснабжение которых с согласия региональных энергетических комиссий осуществляется с федерального оптового рынка электрической энергии.

Специализированными органами исполнительной власти по государственному регулированию тарифов на электрическую и тепловую энергию являются Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) и региональные энергетические комиссии.

Функциями ФЭК, в частности, являются: установление тарифов на электрическую энергию на федеральном оптовом рынке электрической энергии; установление по представлению региональных энергетических комиссий предельных размеров платы за услуги по передаче электрической энергии по сетям организаций, включенных в реестр естественных монополий и расположенных на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, и контроль за размером платы за указанные услуги; разработка предложений по совершенствованию действующих и принятию новых федеральных законов и иных нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию; рассмотрение разногласий, возникающих между региональными энергетическими комиссиями, потребителями, электроснабжение которых осуществляется с федерального оптового рынка электрической энергии, и энергоснабжающими организациями по их просьбе, и принятие решений по рассматриваемым разногласиям с установлением предельных величин тарифов для конечных потребителей, обязательных для применения; проверка хозяйственной деятельности коммерческих организаций, для которых тарифы на отпускаемую электрическую энергию устанавливаются ФЭК, в части, касающейся размеров указанных тарифов. Перечень коммерческих организаций - субъектов федерального оптового рынка электрической энергии, тарифы на электрическую энергию для которых устанавливаются ФЭК, утвержден постановлением Правительства РФ от 12 июля 1996 г. № 7931.

Региональные энергетические комиссии осуществляют: установление экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, за исключением потребителей, имеющих доступ на федеральный оптовый рынок электрической энергии, а также размера платы за услуги по передаче электроэнергии по сетям (региональными энергетическими комиссиями тарифы регулируются на основании положений, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с вышеуказанными принципами, и исходя из основ ценообразования, установленных Правительством РФ); проверку хозяйственной деятельности энергоснабжающих организаций, для которых тарифы устанавливаются региональными энергетическими комиссиями, по вопросам формирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и т.д.

Сфера действия государственного регулирования цен ограничивается лишь случаями, когда это предусмотрено действующим законодательством. Если нормами законодательства допускается государственное регулирование цены, то соответствующее условие договора не может быть определено по соглашению сторон, а соответствующие товары, работы, услуги должны оплачиваться по ценам, устанавливаемым или регулируемым уполномоченными на то государственными органами.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Корреспонденция цены с различными факторами маркетинговой среды | Правовая регламентация свободных рыночных цен
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1095; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.