КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 7. Метод сравнения
Сравнение – один из способов, с помощью которых человек начал распознавать окружающую среду. В современной действительности этот способ используется нами на каждом шагу. Подчеркнуть его важность можно поговоркой «Все познается в сравнении». Широкое распространение он получил в исследовании экономических явлений. Каждый показатель, каждая цифра, используемая для оценки, контроля и прогноза, имеет значение только в сопоставлении с другой. Сравнение – это процесс, посредством которого устанавливаются сходства и различия явлений объективной действительности. Сравнение бывает качественное (вчера было теплее) и количественное (20 больше 10). При проведении сравнения необходимо, чтобы были выполнены определенные требования: · явления должны быть качественно сравнимы между собой (например, нельзя сравнивать количество молока 4,5% и 3,2% жирности) · необходимо соблюдать тождественность формирования сравниваемых показателей (имеется в виду одинаковость способов организации сбора исходной информации и ее обобщения, методов исчисления показателей) · сравниваемые объекты должны принадлежать совокупностям явлений, находящимся на одной ступени развития (например, нельзя сравнить денежные вклады населения в 1981 и 2004 г) · сравниваемые явления должны быть измерены в одинаковых единицах измерения · сравниваемые объекты должны сравниваться по сопоставимому набору единиц (например, если торговая организация приобрела или, наоборот, закрыла несколько своих магазинов, сравнение во времени абсолютных показателей ее деятельности до и после такой реорганизации, естественно нельзя считать правомочным) · при сравнении показателей в динамике необходимо брать показатели на одну и ту же дату или временной интервал (нельзя сравнить объем реализации на 31 декабря и на 30 июня)
Если объекты анализа не удовлетворяют некоторым из этих требований, в отдельных случаях данные все-таки можно привести к сравниваемому виду. Методы (способы) сравнения · сравнение факта с планом (на этом методе основан анализ отклонений) · сравнение по определенному критерию в динамике (расчет темпа роста (снижения) значения данного показателя) · сравнение с эталоном (расход материалов по норме) · сравнение с использованием относительных показателей (ранжирование видов продукции по рентабельности) · сравнение с помощью специальной статистической обработки. Вопрос 8. Прием построения аналитических таблиц. Прием детализации. Результаты анализа обычно излагаются в виде таблиц. Это наиболее рациональная и удобная для восприятия форма представления аналитической информации об изучаемых явлениях при помощи цифр, расположенных в определенном порядке. Она значительно выразительнее и нагляднее словесного текса. Показатели в ней располагаются в более логичной и последовательной форме, занимают меньше места по сравнению с текстовым изложением. Табличный материал дает возможность охватить аналитические данные в целом как единую систему. С помощью таблиц значительно легче прослеживаются связи между изучаемыми показателями. Аналитическая таблица – это форма наиболее наглядного и систематизированного отражения исходных данных, а также алгоритмов их обработки и полученных результатов. Составление аналитических таблиц – важнейший элемент в методике АФХД. Этот процесс требует знания сущности изучаемых явлений, методики их анализа и правил оформления таблиц. Требования к оформлению аналитических таблиц 1. Таблица размещается в тексте после первого упоминания о ней.
2. Таблица состоит из заголовка, который кратко и точно отражает ее содержание, системы горизонтальных строк и вертикальных граф (столбцов, колонок). 3. Слово «таблица» размещается слева, через тире указывается заголовок таблицы. Нумерация используется любая (сквозная, по разделам). Если в тексте всего лишь одна таблица, она не нумеруется. 4. Таблица не должна быть громоздкой (не более 10 колонок и 20 строк), если таблица не помещается на одной странице, ее выносят в приложение. 5. Таблица состоит из подлежащего и сказуемого. Подлежащее показывает, о чем идет речь, содержит перечень показателей, характеризующих явление. Сказуемое указывает, какими признаками характеризуется подлежащее. 6. Графы целесообразно нумеровать, поскольку в заголовках граф нередко приводится способ расчета показателя. Графы, содержащие подлежащее, нумеруются заглавными буквами алфавита, а графы, содержащие сказуемое, - арабскими цифрами. 7. Все слова в заголовках подлежащего и сказуемого должны писаться полностью. 8. Наличие единиц измерения в таблице обязательно. Если все элементы таблицы выражены в одинаковых единицах измерения, то эту единицу можно вынести под заголовок таблицы справа. Если единицы измерения несколько, то они указываются в подлежащем, после каждого показателя. 9. Для удобства пользования таблицами с абсолютными и относительными показателями следует сначала приводить абсолютные, а затем относительные данные. При отражении динамики показателей, данные нужно располагать в хронологическом порядке. 10. Таблица должна сопровождаться тестовыми выводами.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |