Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личность и общество. Человек подобен волчку, его достоинство,

... Человек подобен волчку, его достоинство,

благородство, равновесие объединяются

только в движении. Человек создает себя из

разрозненных элементов, никогда не забывай

об этом.

«Вот что мы сделаем с божественностью человека:

Мы спрячем ее в глубине его самого, ибо это

единственное место, где он не станет ее искать».

С тех пор, говорит легенда, человек обошел всю

Землю...,

но так и не нашел, что спрятано в нем самом.

Бернард Вербер

1. Понятие личности.

2. Понятие социального статуса.

3. Социальные роли.

4. Социализация личности.

1. Понятие личности.

В обществе нет иной реальности, кроме реальности взаимодействия людей на основе культурных символов. Среди всех качеств человека для науки необходимо выделить социально значимые - то есть те, что обеспечивают социальное взаимодействие: образование, квалификация, моральные качества и т.д. Поэтому в центре социальной науки стоит личность - единичный человек как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, социальной жизни в целом.

Индивид - это единичный человек или биосоциальное существо. Индивидуальность же для социальных наук - это характеристика уникальности, неповторимости, присущей данной личности. Следовательно, личность в социологии - любой человек, рассмотренный в аспекте его социальности, ответственный субъект социальной жизни.

Социальные качества конкретной личности - весьма сложный комплекс, поскольку в процессе развития от биологического организма до личности как социального субъекта участвуют различные факторы.

Первая группа факторов — социокультурные стереотипы. Чтобы быть принятым в данной системе взаимодействий, получить помощь и поддержку, человек должен соответствовать ожиданиям (требованиям), выработанным в данном обществе, быть предсказуемым для партнеров. Это означает, что индивид должен действовать в рамках определенных норм поведения, соответствующих тому месту, которое он занимает в обществе. Конкретное поведение определяется культурой, выработанной в этом обществе системой норм, ценностей и т.д. Эти элементы социальной системы и культуры существуют независимо от конкретного человека, но он обязан им подчиняться. Данные факторы навязывают человеку определенный тип социального поведения, то есть формируют типологические, социально предсказуемые, повторяющиеся (стандартные) элементы социального поведения.

Но типичными чертами социальный портрет личности не ограничивается.

Вторая группа факторов - биологические, врожденные свойства индивида, которые прямо или косвенно обусловливают индивида, которые прямо или косвенно обусловливают индивидуальные особенности личности, содействуют или препятствуют ее социальному успеху, достижениям. Например, наличие коммуникабельности - необходимая предпосылка успешной деятельности в целом ряде профессиональных сфер.

Третья группа факторов - овладение индивидом коллективным опытом и наработка индивидуального опыта в процессе социализации. Носителями коллективного опыта являются родители, учителя, друзья, журналисты и т.д. Своеобразие индивидуального опыта придает поведению личности специфические черты.

2. Понятие социального статуса.

Социология исходит из того, что общество предстает перед индивидом как мир, состоящий из множества социальных позиций. Вхождение в этот мир людей - это вхождение в данную систему координат, овладение необходимыми для этого навыками, свойствами, стремление утвердить себя в определенной социальной позиции!

Каждый человек, включаясь в систему социальных взаимодействий, должен выполнять социальные функции: учитель - учить, врач - лечить, строитель - строить. Для выполнения этих конкретных функций на человека налагаются определенные обязательства; вместе с тем, человек наделяется определенными правами, привилегиями, властными полномочиями.

Человек не просто выполняет определенную функцию, но и занимает определенную социальную позицию в рамках этой системы взаимодействий. Социальный статус -характеристика социальной позиций в данной социальной системе координат.

Социальный статус имеет внутренне содержательную сторону, диспозиционно-пространственное измерение и внешненоминационную форму. Наличие содержательной стороны означает, что социальный статус характеризует, какие права, обязанности, полномочия, привилегии закрепляются за человеком, выполняющим ту или иную функцию. Знание своих прав, обязанностей, властных полномочий и т.д. поможет ему определить диспозицию конкретного статуса в системе координат данного социального пространства. Наличие внешненоминационной формы означает, во-первых, что социальный статус имеет свою номинацию - название; во-вторых, - совокупность обязанностей и зависимостей. В социологии любое социально-позиционное название осмысливается в единстве с внутренним содержанием и получает диспозиционное измерение: каковы права и обязанности индивида, его привилегии, полномочия, кому он подчиняется и т.д.

Для социальной науки понятие социального статуса неотделимо от понятия социальной роли. Статусно-ролевая теория личности описывает социальное поведение человека. В понятии статуса фиксируется определенная позиция личности, роль, в отличие от статуса, -динамическая, а не фиксированная характеристика. Роль определяет, как человек должен себя вести, если он обладает тем или иным статусом.

Каждый человек включен во множество социальных институтов и взаимодействий, то есть обладает несколькими социальными статусами. Они весьма разнообразны, но поддаются классификации, которые мы ниже рассмотрим. Статусы бывают формализованными или неформализованными. Формализованные - закреплены, чаще всего, юридически. Человек, обладающий таким статусом (например, ректор вуза, президент), имеет четко оговоренные права и обязанности, которые записаны в законах или уставах соответствующих организаций. Неформализованные статусы лишены этого официального закрепления, и потому менее устойчивы, однако не менее значимы для личности. К таковым относятся, например, статус неформального лидера студенческой группы или компании друзей. В этом случае права, обязанности и полномочия менее определенны, различаются в конкретных группах и ситуациях, основываются не на законах или инструкциях, а на общественном мнении.

Статусы делятся также на предписанные и достигаемые. Предписанный статус (вместе с нравами, обязанностями и привилегиями) приобретается от рождения: пол, национальность, положение в семье, принадлежность к сословию или касте (в тех обществах, которые организованы сословным образом). Возрастные характеристики также относятся к предписанным статусам, также как и признаки, связанные со здоровьем (например, инвалид). Все эти позиции объединяются по критерию независимости от действий индивида – человек сам не может выбирать, к какой национальности ему принадлежать или быть ему чьим-то сыном или сиротой.

Статусы, для достижения которых индивиду необходимо лично прилагать определенные усилия называются достигаемыми. К таковым относятся, прежде всего, принадлежность к профессии и должность, то есть все статусы, овладение которыми требует получения образования, победы над конкурентами, самосовершенствования во всех аспектах этого понятия. Именно такие статусы, не передающиеся по наследству, а «заработанные» собственным трудом и энергией, имеют первостепенное значение в современном обществе.

Из множества статусов, которыми обладает человек, важно выделить главный статус - тот, с которым человек ассоциирует себя в первую очередь. Именно по наименованию этого статуса человек, скорее всего, назовет себя, отвечая на вопросы «Кто я?» и «Чего я достиг?» В большинстве случаев в современном обществе такое особое значение для человека имеет статус, связанный с профессией, карьерой. Очевидно, что главный статус ситуативен - быть начальником важно на работе, а в компании друзей первостепенными станутличные качества, не связанные с профессиональной деятельностью или продвижением по карьерной лестнице, а в бане вообще все равны. Поэтому особенно важно, чтобы оценка, которую дает своему положению в обществе человек, совпадала с общепризнанной в данной социальной группе иерархией ценностей и критериев оценки статуса. Бессмысленно, например, требовать признать себя «своим» в обществе любителей музыки, мотивируя богатством - здесь не имеет значения критерий материального благосостояния, существенны наличие музыкальной культуры и слуха. • Кроме главного статуса, можно выделить также обобщенный статус, иначе называемый индексом социальной позиции, с помощью которого производят целостную оценку позиции в социальной системе. Трудности, разрешаемые с помощью этого понятия, связаны с отсутствием однозначного соответствия между различными шкалами социальной иерархии. Например, наличие богатства может сочетаться с низким уровнем образования, а высокий пост в государственной структуре не гарантирует высоких доходов. Так как же оценить общее положение индивида, занимающего одновременно и высокую и низкую ступеньку социальной лестницы? В этом помогает индекс социальной позиции. Он включает в себя три-четыре основных признака: престиж профессии, уровень дохода и уровень образования.

3. Социальные роли.

Зная социальный статус человека, мы ожидаем от него типичного поведения и наличия набора качеств, соответствующих данному статусу. Социальная роль - это ожидания, предъявляемые обществом к личности в связи с наличием у нее определенного статуса. Она не зависит от самой личности и ее желаний. Роль – это деиндивидуализированный образец поведения человека, занимающего определенный статус. Именно роль делает возможной работу социальных институтов. Например, врач обязан лечить людей, вне зависимости от своего личного характера и привычек. Если обращаясь в поликлинику, мы не находим врача, обладающего соответствующей квалификацией, мы можем заключить, что система не работает.

Ролевые ожидания включают в себя не только профессиональные навыки, но и специфику поведения, особенности темперамента и характера и даже манеру одеваться. Социальные роли базируются на сформировавшихся в обществе ценностях, нормах поведения, традициях. Так принято, что работник банка не должен ходить на службу в джинсах, и даже самая высокая квалификация не спасет его, если он не желает следовать этой норме: он обязан излучать благополучие с помощью своего костюма и галстука, поскольку костюм - символ устойчивости и финансовой состоятельности, в соответствии с сформировавшимися в обществе культурными представлениями.

При этом в социальной роли не могут быть четко прописаны абсолютно все нормы и правила - она задает лишь рамки, за которые индивид не может вырваться. Способ реализации в каждом случае конкретен и уникален, то есть понятие социальной роли не отменяет представлений об индивидуальной неповторимости. Насколько сильна регламентация, зависит от конкретного общества, то есть социокультурного окружения (в традиционных обществах она выражена боле ярко, чем в современных), а также от сферы деятельности и социального статуса индивида. «Низкие» социальные статусы накладывают меньше обязательных норм, но если ты принадлежишь элите или стал президентом, большая часть твоей жизни будет предопределена ритуалом или протоколом. Кроме того, есть социальные институты, функционирование которых намного сильнее регламентировано, чем всех прочих, например, армия или церковь, не оставляющие свободы даже в выборе одежды или способах приветствия. В зависимости от характера социальной нормы различаются и формы социального контроля над ее исполнением - от воздействия общественного мнения и вплоть до серьезных формализованных санкций.

Большое число внутренних проблем и противоречий личности связано ролевыми конфликтами - несогласованности ролевых требований, которые человек должен выполнять. Причины ролевых конфликтов могут быть различными. Во-первых, можно упомянуть о несовпадении трактовок того, что включает в себя социальная роль. Например, роль студента с точки зрения преподавателя включает в себя учебу и дисциплинированность, а с позиции других студентов может ориентироваться на то, что «от сессии до сессии живут студенты весело», и в этой веселой жизни учебе отводится отнюдь не главное место. В результате студент обзаведется ролевым конфликтом и либо не найдет понимания у своих сокурсников, либо будет конфликтовать с преподавателями (заметим, что большинство студентов успешно сочетает обе эти социальные роли, однако есть и исключения).

Во-вторых, часто бывает сложно сочетать социальные роли, которые человек выполняет одновременно, так как принадлежит к разным социальным институтам - семье, образовательному учреждению, предприятию, на котором он работает и т.д. Например, президент компании, управляющий на работе сотнями людей, вернувшись домой, должен превратиться в почтительного сына, с уважением слушающего советы престарелых родителей. Такого рода метаморфозы бывают достаточно сложными - часто начальники продолжают «руководить» и дома, что неизбежно приводит к ролевым конфликтам. Наибольшие проблемы вызываются несовпадением установок и норм поведения, принятых дома, в семье, с теми, что человек обнаруживает за ее пределами. Особенно ярко это видно на примере подростков: дома, предположим, никогда не ругаются, и грубость категорически запрещена, а школьные друзья полагают такое поведение детским и подвергают остракизму. Если же речь идет о религиозных нормах, уважение к которым воспитано с раннего детства, ситуация может обернуться серьезными моральными и психологическими потерями для личности.

4. Социализация личности.

Процесс приобретения личностью социальных качеств, усвоения ею норм и ценностей того общества, в котором она живет, называется социализацией. Это широкий процесс, включающий в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения.

Важность процесса социализации для общества связана с тем, что только индивид, успешно прошедший ее, может нормально функционировать в социуме, выполнять свои социальные функции. Наличие в обществе большого числа «дезориентированных» с ценностно-нормативной точки зрения индивидов, не сумевших найти свое место в жизни, - однозначное свидетельство его кризисного состояния.

Процесс социализации в различных обществах осуществляется по-разному: на основе строгих санкций и запретов или, исходя из либеральных принципов, согласно которым ребенок сам постепенно поймет свои ошибки и научится себя вести. Модель социализации зависит от тех традиций и культурных установок, которые распространены в конкретном обществе. Очевидно и не зависит от прочих условий факт, что социализация - процесс, проходящий несколько этапов, и успешность каждого из них необходима для формирования личности. Трактовок как содержания, так и наименования различных этапов социализации существует множество. Например, классик российской социологии и психологии Г.М. Андреева говорит о дотрудовом, трудовом и послетрудовом этапах социализации. Сегодня чаще говорят том, что принципиально различает социализация в детском и взрослом возрасте. Тогда этапы социализации - первичная (от рождения человека и до формирования зрелой личности) и вторичная (совершающаяся уже в зрелый период перестройка личности).

Американский социолог Дж. Г. Mud исследован роль коммуникации в процессе социализации и пришел к важным выводам о значении игры для процесса воспитания. Однако человек не рождается личностью. Весь его опыт, как подчеркивает Мид, носит социальный характер и, следовательно, приобретается им в процессе социализации. Специфика понимания этого процесса Мидом связана с тем, что он определяется через понятие коммуникации. Коммуникация представляет собой общение на основе языка и жеста, то есть особых символов взаимодействия.

Общаясь с другими людьми, ребенок усваивает основы поведения: во-первых, он учится определять, какое из его действий приемлемо для окружающих, а какое - нет. Как пишет Мид, дети постоянно исследуют реакцию окружающих на свои поступки, а если никого рядом нет, то реакцию «воображаемых товарищей», заменяющих отсутствующих реальных. Ребенок «примеряет» на себя различные роли - матери, пожарного, полицейского, учителя. В такой ролевой игре и происходит принятие на себя роли другого, то есть попытка «встать на место другого», понять, как этот другой будет реагировать на различные стимулы. Когда увеличивается количество этих «понятых ролей», «размножается» и Я - человек постепенно учится общаться с разными людьми и по-разному представляться каждому из них. И в любом случае, он - это он, идентичность сохраняется, благодаря тому, что человек принимает каждую из ролей как свою: «Когда ребенок принимает какую-то роль, он имеет в себе самом те стимулы, которые вызывают этот особый отклик или группу откликов... Дети собираются, чтобы «поиграть в индейцев». Это значит, что ребенок обладает определенным набором стимулов, которые вызывают в нем те отклики, которые они должны вызывать в других и которые соответствуют «индивиду».

Благодаря чему возможно это восприятие? - задается вопросом Мид. Интеракция осуществляется как процесс передачи символов — особых знаков, которыми обмениваются участники взаимодействия. Смысл, заложенный в знаках, понятен общающимся, следовательно, личность формируется с помощью символов, которые приобретаются в процессе социализации.

Мид описывает игровой процесс как один из важнейших механизмов социализации. Это не просто способ овладения ролями, но и средство познания общезначимых символов. Процесс игры имеет несколько стадий, которые каждый человек проходит последовательно. Первую Мид называет игрой (play), а вторую - соревнованием (game). Игра еще не предполагает организации. В ней много от животных инстинктов, и ее основу составляет подражание. Ребенок просто играет, не проникая в суть социального процесса, строящегося на взаимодействии ролей. Но его отклики на стимулы, предлагаемые игрой, первоначально спонтанные и выбранные им произвольно, постепенно организуют систему: «Он играет в то, например, что предлагает себе какую-нибудь вещь и покупает ее; он дает себе письмо и забирает его обратно; он обращается к себе как родитель,

как учитель; он задерживает себя как полицейский. Он обладает некоторым набором стимулов, которые вызывают в нем самом отклики того же свойства, что и отклики других. Он принимает эту игру откликов и организует ее в некое целое».

В процессе игры ребенок усваивает роли «значимых других» - людей, которых он сам определяет для себя как значительных. Именно поэтому он хочет выполнять их роли, более того, в процессе игры он ощущает себя этими людьми, а не самим собой. Только так он может научиться определенному отношению к Я другого человека и представить, как это другое Я воспринимает его самого. Игра на этом этапе носит индивидуальный характер, но суть ее — в освоении ролей других.

Соревнование - коллективная игра, и для того, чтобы участвовать в ней, ребенку необходима не только команда, вместе с которой он мог бы играть, но определенные навыки. В первую очередь, полученная на первом этапе способность принимать чужие роли. Далее потребуется также умение корректировать свои отклики в соответствии с реакцией других: «Если мы сопоставим игру с ситуацией, имеющей место в организованном соревновании, мы заметим, что существенным различием между ними является тот факт, что ребенок, который участвует в каком-либо соревновании, должен быть готов принять установку любого другого участника этого соревнования, и что различные роли должны находиться в определенной взаимосвязи друг с другом». Бейсбольная команда становится для ребенка (и для Мида) прообразом общества. Каждый из членов команды должен знать, что

сделает другой, необходимо, чтобы установки отдельного индивида стали установками каждого. Такая игра идет по правилам, которые знают все и которым должны подчиняться. Совокупность правил делает коллективную игру организованной, а эту организацию уже можно обозначить важнейшим для Мида понятием «обобщенный другой».

Трудно проследить, из каких конкретных личностей складывается этот «обобщенный другой», поскольку речь идет о способности индивида абстрагироваться от ориентации и интересов отдельных членов группы (то есть от того, чему научился на первой стадии), воспринимая установки группы в целом, социальной организации, в которую включен индивид. Через идентификацию с обобщенным другим усваиваются общие социальные стандарты. Мы усваиваем, для начала, ценности своей социальной группы, затем уровень обобщения возрастает и возникает понятие о ценностях общенационального или общегосударственного масштаба и т.д. до социетального уровня. Непрерывно отражая себя, реагируя на то, как нас видят другие, мы становимся компетентными в производстве и выражении социальных символов.

К основным институтам социализации (относительно устойчивым формам социальной практики по передаче социальных норм, культурных ценностей и способов поведения индивидов для обеспечения их интеграции в общество) относятся семья, система образования, институты культуры, СМИ, религия - все они существуют в обществе для осуществления, в том числе, и этой функции. Все они организованы и делают это целенаправленно. Одновременно группы сверстников и знакомых, которые социализируют личность стихийно, не менее значимы для личности.

Влияние различных институтов социализации отличается в различные периоды истории - в современном обществе значение религии снижается почти повсеместно, а роль СМИ, распространяющих и популяризирующих определенные образцы, стили и нормы поведения, возрастает



1.


3. Каковы основные эле

4- Определите понятие «ц^Г^1 КШС СИСТСМЫ?
культуры? "«ость» и его значение для

1 йт'*«-»«*»»ЧИяВ!ияе?


 


-


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятию «личность». В чем
сущность понимания личности как биосоциального
существа?

2. Что такое социальный статус? Опишите основные
положения статусно-ролевой концепции личности.

3. Что такое социальная роль и социальные ожидания?
Каково их значение в обществе?

4. Опишите процесс социализации личности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Взаимодействие культур | План занятия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.