Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общегеографические учения

Лекция №8

 

Сущность данной группы учений определяется формули­ровкой самого заголовка. К их числу мы относим учения о географической среде, о геосистемах, о геоэкологии и о конструктивной географии.

Учение о географической среде. Понятие «географиче­ская среда» было введено в науку еще в конце XIX века французским географом Элизе Реклю и русским географом-эмигрантом Л. И. Мечниковым. В марксистской литературе его впервые употребил Г. В. Плеханов. Более чем за столетие своего существования это понятие постепенно углублялось, становясь ядром соответствующего учения. Но одновремен­но оно вызывало постоянные споры и разногласия. Некото­рые из них в известной мере сохранились и до наших дней.

Особенно бурные споры происходили в 60—70-х годах. Они служили отголоском дискуссий о «единой географии» и о системе географических наук. При этом главных спор­ных вопросов было два.

Первый вопрос — о толковании самого понятия «геогра­фическая среда», который буквально разделил географов и близких к ним философов на два лагеря. Сторонники более широкой трактовки считали, что понятия «географическая среда» и «природа» в конце XX века стали синонимами, по­скольку человек «окультурил» уже всю планету. Сторонники более узкой трактовки полагали, что «географическая среда» и «природа» — это понятия одного плана и когда-ни­будь действительно сольются. Но пока еще географической средой человеческого общества следует называть только ту часть географической оболочки Земли, которая по существу представляет собой сферу жизни и деятельности человека. По расчетам А. М. Рябчикова, проведенным в 70-х годах, че­ловек освоил и эксплуатирует немногим более 50% террито­рии земной суши, и в том числе интенсивно 15—17%. По со­временным оценкам — 68%.

Не меньше, если не больше споров вызвал вопрос о том, что входит в понятие о географической среде и, соответ­ственно, по каким законам она развивается. При этом также обозначились две трактовки — широкая и узкая. В. А. Анучин и его сторонники считали, что географическая среда включает разнокачественные — и природные, и об­щественные — элементы. Поэтому в ней взаимодействуют природные и общественные законы. Кроме того, сторонни­ки этой трактовки включали в географическую среду и са­мого человека как часть природы и биосоциальное сущест­во. Представители иной точки зрения, возглавлявшиеся акад. С. В. Калесником, предлагали включать в понятие о географической среде только те элементы и те тела и силы природы, которые, хотя и созданы человеком, но сохраняют природные аналоги (поля, сады, пастбища, пруды, каналы, лесные полосы). Они категорически отрицали правомер­ность включения в географическую среду самого человека, поскольку во взаимоотношениях с природой он играет роль «хозяина», а также существование «переходных» законов. Они полагали, что преобразовательная деятельность людей в природе подчиняется общественным законам, хотя дальней­шее развитие «очеловеченной» природы происходит по ес­тественным законам.

За прошедшее с тех пор время в этих вопросах появи­лось больше ясности, но многие разногласия еще остаются. Так, по определению Э. Б. Алаева географическая среда — это та часть географической оболочки..., кото­рая тем или иным способом, в той или иной мере освоена человеком, вовлечена в общественное производство и со­ставляет, таким образом, материальную основу существова­ния человеческого общества.

С другой стороны, акад. В. М. Котляков в последние годы не раз писал о том, что географическая оболочка в своем первобытном, естественном виде уже не существует, как практически уже нет и естественных ландшафтов.

В какой-то мере примирению обеих сторон способство­вало появление в 70-х годах в своем роде компромиссного термина «окружающая среда». Под окружающей средой по­нимают всю среду обитания и производственной деятельно­сти человеческого общества, весь окружающий человека материальный мир, включая и природную и техногенную среду. В тех же случаях, когда имеется в виду только при­родная среда, правильнее говорить об «окружающей при­родной среде».

Учение о геосистемах. Понятие о геосистеме, являющее­ся краеугольным камнем соответствующего учения, было введено в научный обиход акад. В. Б. Сочавой в 1963 году. Под геосистемами В. Б. Сочава понимал природные образо­вания, возникающие в сфере наземной жизни и в сфере мо­рей и океанов. Природной геосистемой он называл конкрет­ную территорию, на которой отдельные компоненты приро­ды находятся в тесной связи друг с другом, с соседними участками, с человеческим обществом, с космосом. Позднее В. Б. Сочава предложил свою иерархию геосистем с выделе­нием трех главных уровней: планетарного (вся географиче­ская оболочка Земли, физико-географический пояс), регио­нального (природные зоны, подзоны, провинции и др.) и ло­кального или топологического. Он считал учение о геосисте­мах стержнем всей физической географии [98].

В дальнейшем это учение получило развитие в работах многих известных физико-географов, а сам термин «геосис­тема» широко вошел в научный обиход в качестве синонима природного географического комплекса. В качестве одного из примеров именно такой трактовки можно привести вы­сказывание А. Г. Исаченко о том, что «природный географи­ческий комплекс или геосистема — есть особого рода материальная система, состоящая из взаимообусловленных географических компонентов, взаимосвязанных в своем размещении и развивающихся во времени как части цело­го».

Однако затем была предпринята попытка перенести по­нятие «геосистема» и на системы социально-экономической географии — например, территориально-производственные комплексы, системы расселения, территориально-рекреаци­онные, природно-технические и другие системы. Следова­тельно, это учение, возникшее как физико-географическое, со временем перешло в ранг общегеографических. По со­временным представлениям существует три основных класса геосистем. Во-первых, это природные геосисте­мы, к которым принято относить естественные, практически неизмененные человеком системы. Во-вторых, это собствен­но антропогенные системы, целиком созданные человеком и не имеющие аналогов среди природных геосистем (напри­мер, города, промышленные объекты). В-третьих, это наибо­лее распространенные природно-антропогенные системы — территории разных рангов, на которых происходит взаимо­действие природных и антропогенных процессов.

В новом, расширительном понимании учение о геосисте­мах служит одной из главных предпосылок интеграции в географии. На это обращали внимание акад. В. М. Котляков, В. С. Жекулин, С. Б. Лавров и другие геогра­фы.

Учение о геоэкологии. Термин «экология» в буквальном переводе с греческого означает «наука о местообитании». Он был предложен еще в 1866 году немецким биологом Эрнстом Геккелем и стал применяться для характеристики взаимоотношения организмов растительного и животного мира с окружающей природной средой. Затем на этой осно­ве в рамках биологии зародилось учение об экологии, кото­рое стало быстро развиваться на основе исследования взаи­моотношений организмов и среды, сообществ и популяций этих организмов, а с 30-х годов XX века — и экосистем как природных комплексов, состоящих из совокупности живых организмов и окружающей их среды. В таком классическом понимании данная наука продолжала оставаться биологи­ческой экологией или биоэкологией.

В принципе биоэкологией она оставалась и после того, как включила в свою орбиту и человека. Сам термин «эко­логия человека» появился еще в начале 20-х годов, но широ­кое распространение получил уже во второй половине XX века, когда экология человека стала рассматриваться как биологическая дисциплина, изучающая адаптацию человека (популяции) к определенным природным условиям. При этом сам человек фигурировал в данном процессе как био­логический вид, занимающий свою экологическую нишу в общей экосистеме Земли.

Однако в дальнейшем экология вышла далеко за рамки биологии как таковой, превратившись в межпредметный комплекс научных направлений. Иногда этот комплекс на­зывают «Большой» (или всеобщей) экологией и включают в него аналитическую и прикладную экологию, экологию че­ловека, социальную экологию, биоэкологию, геоэкологию и некоторые другие структурные звенья. Вспомним и «эколо­гию культуры», предложенную акад. Д. С. Лихачевым.

С позиций географии особый интерес представляет соци­альная экология, под которой С. Б. Лавров понимает также разветвленный междисциплинарный комплекс наук, изучаю­щий взаимоотношения между обществом и окружающей средой, принципы организации человеческой деятельности с учетом объективных экологических законов. Поскольку со­циальная экология берет на себя изучение проблем, связан­ных с взаимоотношениями природы и общества (именно об­щества, а не отдельного человека!), то в поле ее зрения неиз­бежно попадает и вся «вторичная природа», к которой отно­сят то, что создано людьми и что, собственно говоря, в пер­вую очередь порождает экологические проблемы. Подобной расширенной трактовки ныне придерживаются и многие крупнейшие биологи-экологи (акад. С. С. Шварц, акад. А. В. Яблоков, Н. Ф. Реймерс), а также такой авторитет в этих вопросах, как акад. Н. Н. Моисеев.

Что же касается собственно геоэкологии, то это понятие возникло на Западе в 30-х годах XX века. Конечно, не следу­ет думать, что интерес географии к подобной проблематике появился только в это время. Фактически именно география с самого своего возникновения занималась изучением среды обитания людей, взаимоотношениями человека и природы.

В данном случае речь идет только о термине. Из совет­ских географов первым обратил внимание на необходимость исследования взаимосвязей географии и экологии акад. В. Б. Сочава в 1970 году. Вначале геоэкологию рассматривали как своего рода гибридное направление, объединяющее эко­логические и географические подходы к изучению экосис­тем и геосистем. Но затем шаг за шагом это понятие расши­рялось и уточнялось — прежде всего благодаря работам акад. И. П. Герасимова, Д. Л. Арманда, А. Г. Воронова, В. С. Же-кулина, Ф. Н. Милькова, В. С. Преображенского, С. Б. Лавро­ва, Ю. Д. Дмитревского, Н. Ф. Глазовского, А. Г. Исаченко, Ю. Н. Гладкого, К. М. Петрова и др. Актуальные пробле­мы геоэкологии в той или иной мере обсуждались на всех последних съездах Географического общества СССР, но в особенности на IX (1990) и X (1995) съездах.

Постепенно сложилось и современное представление о геоэкологии, как о составной части большого междисципли­нарного комплекса экологических проблем и сферы пере­крытия географии и экологии. Согласно одному из опреде­лений геоэкология — это наука, изучающая необра­тимые процессы и явления в природной среде и биосфере, возникшие в результате интенсивного антропогенного воз­действия, а также близкие и отдаленные во времени послед­ствия этих воздействий.

Соответственно были сформулированы и две основные задачи геоэкологии: 1) изучение воздействия внешних усло­вий, включая антропогенные, на геосистемы, 2) исследова­ние воздействия природных условий на состояние и разви­тие триады: растение — животное — человек. Были намече­ны основные «отраслевые» направления геоэкологии: физи­ко-географическое, историко-географическое, экономико-географическое, социально-географическое, ее главные тер­риториальные аспекты: локальный, региональный, глобаль­ный (акад. М. И. Будыко, Ю. Н. Гладкий, С.Б.Лавров), гео­экология Мирового океана, а также положено начало эколого-экономическому районированию (Ю. Д. Дмитревский, Н. Н. Клюев), ландшафтной геоэкологии.

Однако все это не означает, что учение о геоэкологии можно считать уже сложившимся. Существует еще много неясностей в определении ее задач и границ, в формирова­нии понятийного аппарата. Недавно А. Г. Исаченко высказал мнение о том, что в современной геоэкологии «чистая» география еще значительно преобладает над экологией. По­этому он даже предложил называть ее не геоэкологией, а экологической географией. Экологическая география по А. Г. Исаченко — раздел географической науки или особое исследовательское направление в ней, предметом которого является изучение географической среды с экологической (гуманитарно-экологической) точки зрения и в целях реше­ния экологических проблем человечества.

Учение о конструктивной географии. Каждая наука име­ет два главных направления исследований — фундаменталь­ное и прикладное. Под термином «прикладные исследова­ния» принято понимать совокупность научных работ, на­правленных на применение результатов прикладных иссле­дований к конкретным проблемам и видам практической деятельности. Все это полностью относится и к географии. Даже будучи на протяжении долгого времени преимуще­ственно описательной наукой, география была тесно связа­на с практикой. В качестве примеров такого рода приведем хотя бы практическую потребность Нидерландов, бывших в XVII веке крупнейшей морской державой, в географических знаниях и хороших географических картах. Или Великую Северную экспедицию в России, задуманную Петром I, ко­торая имела и теоретическое и большое практическое зна­чение.

Сам термин «прикладная география» возник после второй мировой войны на Западе, в условиях, когда география все больше переставала быть кабинетной, «уни­верситетской» наукой и начинала уделять гораздо больше внимания прикладным исследованиям. В 1964 году в струк­туре Международного географического союза появилась постоянная комиссия по прикладной географии. Зародились прикладная климатология, прикладная геоморфология, при­кладное ландшафтоведение и др. В СССР главным пропо­ведником идей прикладной географии стал Институт геогра­фии Сибири и Дальнего Востока в Иркутске, возглавляв­шийся акад. В. Б. Сочавой, а затем акад. В. В. Воробьевым. В качестве примеров прикладных географических исследо­ваний можно привести участие в проектировании полеза­щитных лесных полос, освоение Волго-Ахтубинской поймы, строительство Каракумского канала, а позднее — сооруже­ние БАМа.

Тем не менее по мере углубления научно-технической революции традиционное обслуживание географией запро­сов практики оказывалось уже недостаточным. Нужны были новые идеи, и одной из них стала выдвинутая акад. И. П. Ге­расимовым идея «к о нструктивной географи и». В общей форме она была высказана им еще в 1960 году, а сам этот термин был применен в 1965 году. В 1970 году И. П. Герасимов дал его обоснование на V съезде Географического общества СССР, а в 1976 году вышла его книга, спе­циально посвященная конструктивной географии. Бла­годаря им научная идея стала научной концепцией, сущ­ность которой можно передать следующим образом.

С началом НТР география стала превращаться из преж­ней описательно-познавательной в экспериментально-преоб­разовательную науку. Основным объектом ее исследования становятся не «белые пятна» на карте мира, а давно откры­тые и освоенные территории. Развитие конструктивной гео­графии тесно связано с новыми требованиями к использо­ванию естественных ресурсов, с сильным возрастанием воз­действия общества на природную среду. По существу, речь шла о новом научном учении, тесно связанном с преобразо­ванием природной среды и управлением этим процессом. Соответственно И. П. Герасимов считал, что современная конструктивная география должна быть нацелена на реше­ние двух крупнейших конкретных задач: 1) оптимизацию взаимодействия человеческого общества с природой, 2) ра­циональную территориальную организацию жизни самого общества. Он также рассматривал конструктивную геогра­фию как путь к дальнейшей интеграции в географии, под­черкивал ее идеологическое значение.

Концепция конструктивной географии многими геогра­фами была принята «в штыки». Ее противники доказывали, что наша наука и так всегда была и будет конструктивной. Высказывались опасения, что конструктивная география мо­жет поглотить всю систему географических наук. Однако школа И. П. Герасимова своими трудами доказала не только жизненность конструктивной географии, но и ее постепен­ное перерастание в научное учение. Начиная с 1975 года академический институт географии издал серию из 20 книг под общим названием «Проблемы конструктивной геогра­фии». Их авторами выступили И. П. Герасимов, И. В. Комар, В. С. Преображенский, Г. М. Лаппо и другие ученые. В цент­ре внимания этой серии, как и всей конструктивной геогра­фии, стоит человек, общество, удовлетворение их потреб­ностей.

Добавим, что понятие о конструктивной географии шире понятия о прикладной географии, поскольку оно охватывает весь цикл исследований — от фундаментальных до приклад­ных.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Философия К. Маркса | И многоступенчатых зубчатых передач
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.