Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функциональная асимметрия полушарий

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ
  1. ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ
  1.1. Общие принципы восприятия
1 Восприятие абстрактных признаков Восприятие конкретных признаков
2 Восприятие времени Восприятие пространства
3 Инвариантное узнавание Конкретное узнавание
4 Объект воспринимается как состоящий из частей Объект воспринимается как нечто целостностное(гештальт)
5 Восприятие знака Восприятие значения
  1.2. Вербальное восприятие
6 Воспринимаются логическая структура, абстрактная лексика, способность к оперированию формой и аналитические функции речи Воспринимаются интонация, особенности эмоциональной окраски, т.е. смысл речи
  1.3 Восприятие музыки
7 Воспринимаются музыкальные ритмы Воспринимаются музыкальные мелодии
8 Воспринимаются звуки высокого тона (женская речь) Воспринимаются звуки низкого тона (мужская речь)
  1.4. Восприятие текстов
9 Воспринимаются грамматический порядок слов и знаков в тексте Воспринимаются индивидуальные особенности почерка (аналог интонации)
10 Чтение текстов - звуковое -осуществляется “по слогам”, смысл извлекается из слов только после их звукового воспроизведения, хотя бы в форме внутренней речи.   Скорость извлечения смысла ограничена скоростью звукового воспроизведения (350-500 слов в минуту) Чтение текстов - семантическое – осуществляется по словам - “скорочтение”, слова рассматриваются как иероглифы, непосредственно несущие смысл без необходимости их звукового воспроизведения даже в форме внутренней речи. Скорость чтения не ограничена скоростью внутренней речи и достигает до 20000 слов в минуту.
11 Восприятие глагольных предложений, формально-логически отражающих движение Воспринимаются именные предложения, “телеграфный стиль”, движения нет, есть вечное “здесь и сейчас”
12 Воспринимаются текст и числа   Воспринимаются пиктограммы, графики, иероглифы
  2. ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ
13 Производится индуктивная обработка информации Производится дедуктивная обработка информации
14 Обработка информации производится последовательно в виде дискретных символов, когда познание происходит ступенчато, шаг за шагом, и благодаря этому носит аналитический характер. Обработка информации производится одновременно на основе общего, зрительного и пространственного восприятия
15 Производится анализинформации на основе последовательного изучения состава, признаков и свойств объектов Производится синтезинформации на основе изучения сходств и различий объектов.  
16 Производится оценка временных соотношений Производится оценка пространственных отношений
  3. ПРОЦЕССЫ МЫШЛЕНИЯ
17 Мышление носит характер абстрактного, формального, логического, математического (естественно-научного) Мышление носит характер конкретного, наглядного, образного, гуманитарного, комплексного
18 Мышление основано на синтаксисе Мышление основано на семантике
19 Мышление на уровне сознательного, основанное на критическом походе, все подвергающее сомнению Мышление на уровне подсознательного, основанное на некритическом восприятии информации “как данного”,
  4. ВЫСШАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ГЕНЕРАЦИЯ НЗ)  
20 Логико-знаковое мышление определяет цели, формирует модель НЗ, удобную для анализа, но в чем-то условную и ограниченную Образное мышление создает новый, полнокровный и натуральный образ НЗ.  
21 Доминирование левого полушария ассоциируется у человека с большим словарным запасом, активным его использованием, с высокой двигательной активностью, целеустремленностью, высокой способностью экстраполяции, предвидения, прогнозирования. Правое полушарие воспринимает целостность НЗ (гештальт) и не способно дробить НЗ на части на основе зеркальной симметрии.  
22 В обычных условиях, в спокойной обстановке анализа доминирует рассудочное, но медленное, левое полушарие. В трудных условиях (стресс, адаптация к любым новым условиям, решение нестандартных интеллектуальных и поведенческих задач) происходит переход на автоматическое, быстрое правое полушарие
23 Люди с левополушарным доминированием относятся к мыслительному типу в науке Люди с правополушарным доминированием относятся к художественному типу в искусстве. Есть мнение, что правое полушарие обеспечивает самосознание человека.
24 Формальный анализ и планирование будущего Эмоциональное переживание настоящего (“здесь и теперь”, вечное “сейчас”)
  Формируется абстрактно-логическое “истинное” НЗ постепенно, из отдельных, тщательно изученных МЭЗ. Формируется конкретное “истинное” НЗ одновременно благодаря схватыванию практически всех признаков и связей.
26 Левое полушарие обеспечивает переработку когнитивной рутинной, знакомой информации ОИС     Правое полушарие обеспечивает обработку новой информации, связанной с когнитивной новизной НЗ. Правое полушарие отвечает за гениальные озарения.

Представленные в таблица сведения о функциях левого и правого полушарий в принципе давно и хорошо известны. Здесь эти функции приведены в основном с одной целью - для того, чтобы показать, что при наличии явных и глубоких принципиальных различий в левом и правом полушариях у них тем не менее есть только одна позиция, в которой они сходятся по существу решаемой задачи, – это позиция № 25, которую можно сформулировать как «поиск, формирование и максимизация истинности НЗ».

Они не могут не сойтись, т.к. в принципе невозможна ситуация наличия двух различающихся истин.Но только левое полушарие обеспечивает поиск истинности одним ему присущим способом, а правое – другим.

Другим словами, левое ищет истинность НЗ на основе математических манипуляций и использования количественной меры, а правое – на основе интуиции и озарения.

Напомним определение понятия истинности. Опять же здесь следует отметить, что истинность – это ключевое понятие, исторически первоначально всегда являвшееся объектом исследования философов. К понятию истинности близко понятие истины. Но в наших исследованиях мы будем считать, что истина и истинность – это практически одно и то же, если обратное не оговорено. В истории философии истина понималась как соответствие знания вещам (Аристотель).

Приведем два наиболее известных современных определений истины и истинности.

1. Истинность системы знания означает ее внутреннюю согласованность: некоторое положение является истинным, если оно хорошо согласуется с другими положениями и представлениями, которыми обладает человек, задавшийся вопросом о его истинности. Здесь следует заметить, что наличие внутренней согласованности достаточно для усмотрения истины, но недостаточно для того, чтобы убедить в этой истине других, — для этого необходимы доказательства, в связи с чем современная европейская образовательная система базируется на обучении истинностному принятию решений.

2.Существует еще и семантическое понятие истины - классическое поня­тие истины, уточненное с помощью технических средств логичес­кой семантики [11]. Это уточнение было осуществлено польским мате­матиком и логиком А. Тарским в работе [12]. Тарский исходит из классического представления об истине, согласно которому термин «истинно» вы­ражает свойство нашего знания, в частности свойство высказываний, а не объективной действительности. Высказывание счита­ется истинным тогда и только тогда, когда оно утверждает, что дела обстоят так-то и так-то, и дела действительно обстоят именно так. Тарский показал, однако, что для обычного естественного язы­ка задача построения общего определения истины не может быть решена. Одной из причин этого является то обстоятельство, что в естественном языке имеются предложения, утверждающие собствен­ную ложность (типа «Я лгу»). Попытка применить к ним термин «истинно» согласно приведенной схеме ведет к противоречию. Тарский считает, что это противоречие возникает благодаря «семанти­ческой замкнутости» естественного языка, т. е. благодаря тому, что в этот язык входят и предложения, и имена этих предложений, и семантические предикаты — «обозначать», «истинно», «выполнять» и т. п. Для устранения подобных парадоксов Тарский считает необ­ходимым разделить язык на две части: объективный язык и метаязык. Определение истины должно формулироваться в мета­языке. В этом случае парадоксов не возникает. Семантическое понятие истины не только является одним из основных понятий логичес­кой семантики, оно существенно уточняет и философское пред­ставление об истине.

Для любого из этих определений истинность достигается за счет включения нормативно-ценностных факторов образования и функционирования знания в единую систему критериев, а не за счет абстрагирования от них, отказа от их учета.

Исходя из приведенных выше данных таблицы о функциональной асимметрии полушарий и анализа источников по этой тематике [7-10] удалось установить основные параметры топологии процессов генерации и формирования новых НЗ в результате информационного взаимодействия обоих полушарии мозга с внешней средой. Уточним дополнительно, что здесь рассматривается именно информационное взаимодействие без учета других, хоть и немаловажных аспектов данной проблемы.

 

3.2. Формализация процессов генерации и формирования новых НЗ

Для разработки топологии формирования новых НЗ рассмотрим те обстоятельства, которые нам понадобятся для уточнения данных таблицы в плане технологических аспектов реализации функций, и в первую очередь – по позиции №25.

Генерация НЗ по данным [7] осуществляется в правом полушарии на основании интуиции. Интуиция занимает одно из центральных понятий для данной работы, поэтому остановимся на анализе имеющихся ее определений и постараемся вычленить в них нечто общее, что позволит нам продвинуться в понимании происходящих в мозгу процессов.

· По Канту. Интуиция используется как первичное понятие по отношению к осознанию вещей и непосредственное потому, что не зависит от посредства понятий.

· По Гегелю. Интуиция — познание в виде чувственного созерцания. Она дает знание как «безоговорочно несомненное», «ясное, как солнце... только чувственное», тайна интуитивного познания и... «сосредоточена в чувственности».

· По Бергсону. Интуиция есть инстинкт, она возникает непосредственно, без предварительного научения как определяющей формы поведения. Она невыразима через анализ и синтез.

· По Словарю русского языка. Интуиция — безотчетное стихийное, непосредственное чувство, чутье, основанное на предшествующем опыте и подсказывающее правильное понимание способность постижения истины непосредственным путем, без обоснования ее при помощи доказательств.

 

· По Словарю иностранных слов. Интуиция — это чутье, проницательность, непосредственное постижение истины без логического обоснования, основанное на предшествующем опыте.

· По Оксфордскому словарю современного английского языка. Интуиция — внезапное понимание чего-то без сознательного рассуждения или изучения.

· По Словарю английского языка Вебстера. Интуиция — акт или процесс получения прямого знания или определенности без рассуждения или вывода; откровение, полученное инсайтом или природным знанием; внезапное понимание или познание.

· По Советскому энциклопедическому словарю. Интуиция — постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств. Сформировавшаяся на основе процесса существующего опыта субъективная способность выходить за его пределы путем мыслительного схватывания (озарения) или обобщения в образной форме непознанных связей, закономерностей.

· По Платону. Созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира) есть вид непосредственного знания, которое приходит как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума.

Из всех приведенных определений видно, что, будучи различными, толкования интуиции имеют и нечто общее.

· Это, во-первых, подчеркивание момента непосредственности интуитивного познания, достижимого без предшествующего рассуждения (в отличие от опосредованного, дискуссионного характера логического мышления).

· Во-вторых, уверенность в правильности результата (достоверность, безоговорочная несомненность, очевидность), как бы ничем не оправданная (никакими умозаключениями).

· В-третьих, значимость предварительного накопления знаний (длительная подготовка ума, предшествующие знания и опыт).

Отмеченные свойства выделяют особую роль именно неосознаваемости истоков интуиции правого полушария в создании прорывных, конструктивных творческих решений при создании НЗ.

Заметим при этом, что для правого полушария вполне логично вообще отсутствие проблемы асимметрии мозга, поскольку правое полушарие в принципе не может «видеть» мозг, состоящий из двух тождественных половинок, которые должны функционально коррелировать между собой, поэтому функции правого полушария менее очевидны в качестве объекта для научных исследованиях, чем функции левого.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Функции полушарий большого мозга (межполушарная асимметрия) | Описание последовательности процессов обработки информации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.