Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 10. Контроль в речевом общении (коммуникативный мониторинг)

Контроль в речевом общении (коммуникативный мониторинг)

Речевое планирование непосредственно связано с контролемза осуществлением плана. Понятие контроля (власти, power) и языковых средств его осуществления является ключевым в теории речевого воздействия[Fowler 1979, Баранов, Паршин 1986, Киселева 1978].

Проблема контроля, осуществляемого в процессе коммуникации, имеет длительную историю научного осмысления. Классическим образцом может служить работа итальянского писателя XVI века Никколо Макиавелли «Государь», где коммуникация рассматривается с позицииидеологического контроля вне зависимости от норм морали.

Однако контроль наблюдается не только в политической коммуникации. Э. Берн и Э. Шостром рассматривают способы его осуществления в межличностных отношениях [Берн 1988, Шостром 1992]. Психологи выявили особый тип личности, ориентированный на речевое подчинение слушающего и речевой контроль, назвав его "маккиавеллистом". Установлено, что принадлежность индивидуума к этому типу влияет на выбор той или иной речевой стратегии[Ifert & Roloff 1997].

Применительно к речевой стратегииконтрольозначает, что в процессе речевого взаимодействияговорящий пытается направлять интеллектуальные и эмоциональные процессы слушающего (его интересы, оценки, рассуждения) таким образом, чтобы те в конечном счете привели его к нужному решению (состоянию). Контроль может предполагать как вербальные, так и невербальные действия, нацеленные на развитие коммуникативного контакта в желательном для говорящего направлении. Как, например, в следующей ситуации:

- Но вы, верно, не помните такую старуху, как я?

- Напротив, - сказал он. - Я прекрасно вас помню, - и прежде, чем она успела заманить его в ловушку воспоминаний о первой встрече, он предложил ей свой портсигар, и закуривание сигареты временно ее отвлекло. (Дафна дю Морье. Ребекка)

 

Для управления выводом желательных умозаключений используются специфические коммуникативные ходы; они же применяются для блокировки нежелательных выводов. Так, например, одна из базовых речевых стратегий - стратегия самопрезентации - включает речевую тактикууклонения от ответа (если говорящий обладает недостаточной или негативно влияющей на его имиджинформацией).

А. — Как вы считаете, N действительно талантливый музыкант?

Б. — Я бы не хотел обсуждать это. Мы старые друзья, и этим все сказано.

9.5. Как стать коммуникативным стратегом?

Речевые стратегии и тактики - часть наших знаний о мире, они пополняются и обновляются в течение жизни. Естественно, что отсутствие жизненного опыта ограничивает представления о типах речевого поведения в различных ситуациях. Как выражать соболезнование? Как отвечать на комплимент, похвалу? Какие слова говорить при знакомстве? Ответы на эти вопросы каждый интуитивно ищет исходя из своего индивидуального опыта, информации, почерпнутой из книг, рассказов других об аналогичных событиях. Однако это не исключает коммуникативных затруднений.

 

Задание 2

Попробуйте сформулировать публичную благодарность преподавателю, написавшему отзыв на Вашу дипломную работу. Как вы оцениваете с точки зрения иерархии «студент-преподаватель» выражение «благодарю за глубокий анализ моей работы»?

 

Некоторые типы речевых действий, особенно ритуальные, допускают освоение и заучивание их - вплоть до речевых формул. Другие могут быть продемонстрированы в виде удачных образцов, в которых целесообразно выявить обобщенную семантику. В частности, достаточно трудной для освоения является стратегия критики. В качестве примеров для анализа тактики корректной публичной критики можно привести следующие высказывания:

Мы ожидали чуть большей ответственности депутатов за судьбу страны" (Е.Гайдар, КП, 1992).

Идеальным вариантом представляется путь постепенных реформ… <> Однако нам неизвестен такой путь… <> Мы серьезно сомневаемся в жизнеспособности предложенного правительством варианта, основанного на возврате к централизованному контролю, и рекомендовали бы властям как можно скорее наполнить конкретным содержанием данные ими обязательства… (АиФ, 1991).

Речевая стратегия определяется коммуникативной целью говорящего. Однако в реальном общении он имеет, как правило, не одну цель, а несколько. Так, например, прося о чем-либо, говорящий хочет: 1) добиться выполнения просьбы, т.е. избежать отказа; 2) сохранить лицо, не унизить себя просьбой (вспомните «Не верь, не бойся, не проси»); 3) установить либо поддержать добрые отношения с адресатом. Естественно, что успешность общения оценивается по достижению максимального количества целей.

Следствием недооценки стратегических целей второго порядка является выбор неверной тактики — как, например, в следующем примере.

Тамара стояла возле плиты и готовила ужин: жарила яичницу с колбасой. <…>

- Тамара, — сказал я, — одолжи мне денег.

- Я же при тебе купила эти колотырки. Весь аванс ушел. Я сама думала: у кого бы перехватить. Честное слово!

- Я верю, — сказал я. — Извини, пожалуйста. <>

Не снимая пальто, я сел и набрал номер Лоди.

- У нас все в порядке. Спасибо, — отозвался Лодя. Он решил, что меня беспокоит его семейная жизнь и благодарил меня за заботу.

- Одолжи мне денег, — сказал я.

- Сколько?

- Сколько есть.

- На сколько?

- На сколько можешь.

Эта неопределенность повергла Лодю в размышление.

- Я могу дать тебе десять рублей на неделю, — предложил Лодя.

- Меня это не устроит.

- А больше у меня нет.

Я молчал. Лодя воспринял мое молчание как недоверие.

- Вообще у меня есть, признался Лодя. — Но они на срочном вкладе. Если я их оттуда возьму, я потеряю проценты.

Я молчал. Слушал.

- А вообще, если честно, проси у меня все, что хочешь. Я могу сделать тебе выгодный обмен, машину без очереди. А денег я не занимаю. Жадный я до денег.

- Спасибо, — сказал я, имея в виду машину без очереди.

- Ну, звони! — Лодя торопился окончить неприятный для себя разговор.

(Токарева. Пираты в далеких морях)

Кроме того что говорящий не реализовал свою интенцию, он поставил собеседников в неловкое положение, вынудив в одном случае оправдываться, а в другом ¾ признаться в "жадности до денег". Здесь также оказались нарушенными, как будет показано ниже, некоторые условия успешностии последовательность коммуникативных ходов. Таким образом, результатом выбора неудачной тактики явилась коммуникативная неудача.

 

Стратегии и тактики речевого поведения обладают национально-культурной спецификой [Верещагин, Ротмайр, Ройтер 1992]. Поэтому человек, попавший в чужую социокультурную среду, может испытывать затруднения в интерпретации некоторых речевых действий. Показательны в этом смысле наблюдения писателя Сергея Довлатова, эмигрировавшего в США.

Союзе все было по-другому. <> Если тебе открыто не хамят, значит, дело будет решено в положительном смысле. И даже когда хамят, еще не все потеряно. Поскольку некоторые чиновники хамят автоматически, рефлекторно. <> Здесь все иначе. Беседуют вежливо, улыбаются, наливают кофе. Любезно тебя выслушивают, затем печально говорят:

- Сожалеем, но мы лишены удовольствия воспользоваться данными предложениями. Наша фирма чересчур скромна для осуществления вашего талантливого, блестящего проекта. Если что-то изменится, мы вам позвоним". (Довлатов. Ремесло)

Ср. воспоминания И.Л. Гинзбург-Журбиной:

Американцы – мастера на комплименты. Их нельзя принимать за чистую монету.

Обычные первые слова при встрече: «Как ты чудесно выглядишь!» Подстрижешься – это тут же заметят и скажут: «Какая у вас чудесная стрижка!». Увидят тебя в новом наряде – и сразу заохают: «О, как вам это к лицу!» И даже твой корявый английский вызовет живое одобрение: «Как вы блестяще говорите! Неужели всего-ничего в Нью-Йорке?» Это трудно назвать лицемерием. Просто американцы в своем большинстве искренне доброжелательны. (Гинзбург-Журбина. Без поблажек. Автобиографическая проза.)

 

 

Изложенные выше рассуждения позволяют выделить основные параметры, определяющие выбор речевой тактикии коммуникативных ходовна этапе планирования. К ним следует отнести:

¨ общие знания о коммуникативной ситуации(уместность/неуместность определенного речевого акта);

¨ знание о соответствующем речевом акте(ритуальный, стереотипный, нестереотипный, вообще не имеющий прецедента в индивидуальном опыте);

¨ знания о собеседнике (как личности, как партнере).

Недостаток информации требует продумывания дополнительных коммуникативных ходовв построении прогнозаречевых действий, поиска альтернативных вариантов речевого поведения.

Таким образом, стратегия представляет собой когнитивный планобщения, посредством которого контролируется оптимальное решение коммуникативных задач говорящего в условиях недостатка информации о действиях партнера.

 

 

Задание 3

Подготовьте письма: а) с предложением оказать спонсорскую помощь группе студентов для поездки на научную студенческую конференцию; в) отказ в этой помощи.

 

Задание 4

Проанализируйте историю, описанную в пьесе Г. Горина "Поминальная молитва" (по мотивампроизведений Шолом-Алейхема), с точки зрения планирования и контроля коммуникации.

Пожилой вдовец Лейзер приходит сватать дочь молочника Тевье. Последний ничего не знает о намерениях своего знакомого и предполагает, что Лейзер хочет купить его корову.

Лейзер. Вы, наверное, уже смекнули, зачем я вас позвал?

Тевье. Да, реб Лейзер. И хоть я выпил вашу водку, прямо скажу: нет!

Лейзер. Прямо спрошу, почему?

Тевье. Живое существо, реб Лейзер. Душа за нее болит.

Лейзер. Но всему есть срок. Приходит возраст — надо отдавать! <> У вас, слава Богу, она не одна… Есть еще!

Тевье. Тут только начни. Возьмете одну, захотите другую.

Лейзер. Что мне делать с двумя?

Тевье. Да то же, что и с одной… Я вас не первый день знаю. (Лейзер — мясник).

Лейзер (растерян). Стоп, реб Тевье! (Подходит к столику, за которым сидит Менахем.) Слушай, Менахем, он не в себе, предлагает мне двух! <> Реб Тевье, вы знаете, я человек простой, но обеспеченный. Слава Богу, в доме все есть, только здесь пусто. (Показал на сердце). Приходишь вечером домой, ложишься в чистую постель, гасишь свечу, и такое одиночество… <>

Тевье (озадачен). Ну, и чем здесь может помочь бурая корова?

Лейзер (вздрогнул). Вы называете ее "коровой"?

Тевье. А как я ее должен называть?! <>

Лейзер. Реб Тевье, скажите всем, о чем мы говорим?

Тевье. Ясно о чем. О моей бурой корове…

Лейзер. О корове? Вы слышали, люди?.. Я говорил о вашей дочери Цейтл… (Г. Горин. Поминальная молитва)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проблемы планирования диалога | Тема 4 Реактивные топлива
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1084; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.