Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общение как восприятие людьми друг друга

Восприятие людьми друг друга

Способу общения. Вербальное общение - это общение с помощью языка. Невербальное общение - это общение спомощью других средств получения и передачи информации.

Сущность общения

Сущность общения.

ОБЩЕНИЕ

Общение - это взаимодействие, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого влияния и преследующее цель достижения изменений в мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой сферах участвующих в общении людей.

Функции общения:

- контактная - установление контакта как состояния обоюдной готовности людей к приему и передаче сообщений и поддержанию связи в форме их постоянной взаимоориентированности;

- информационная - обмен сообщениями, т.е. прем передача каких-либо сведений в ответ на запрос других людей, а также обмен мыслями, замыслами, решениями и т.д.;

- побудительная - стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий;

- координационная - взаимное ориентирование и согласование дей­ствий людей при организации и осуществлении совместной деятельнос­ти;

- понимания - не только адекватное восприятие и оценка смысла сообщения, но и понимание партнерами по общению друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т.д.);

- амотивная - возбуждения в партнере нужных эмоциональных переживаний (обмен эмоциями), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний инициатора общения;

- установления отношений - осознание и фиксирование человеком своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей общества, в котором предстоит действовать индивиду;

- оказания влияния - изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, устано­вок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, актив­ности и т.д.

Обычно общение различается по:

- количеству участников. Межличностное общение - это общение
между индивидами. Групповое общение - это общение между группами
(организованными), и массовое общение, если группы неорганизован­ные.

- положению общающихся. Контактное общение - это общение с помощью личных контактов людей. Дисконтактное общение - обще­ние с помощью, например, средств массовой информации.

- условиям. Официальное общение - общение в рамках социально организованных встреч. Неофициальное общение - общение по личной инициативе.

Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что на­зывают перцепцией. Поскольку человек вступает в общение все­гда как личность, постольку он и другим человеком-партнером по общению также воспринимается как личность. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С. Л. Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных.

Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется сам познаю­щий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности «про­чтении - другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий».

Однако в процесс общения включены как минимум два че­ловека, и каждый из них является активным субъектом. Следо­вательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому при­ходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию.

Одним из самых простых способов понимания другого че­ловека является уподобление (идентификация) себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях и взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предпо­ложение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Установлена тесная связь между идентификацией и другим близким по содержанию явлением — эмпатией. Эмпатия также определяется как особый способ восприятия другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление про­блем другого человека, как это имеет место при взаимопонима­нии, а стремление эмоционально откликнуться на его пробле­мы.

Эмпатияспособность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со все­ми его мыслями и чувствами. Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинакова.

Выделяют три уровня развития:

-первый уровень (низший): общаясь с собеседником, человек проявляет своеобразную сле­поту к состоянию, переживаниям, намерениям собеседника;

-вто­рой уровень — по ходу общения у человека возникают отрывоч­ные представления о переживаниях другого человека;

-третий уро­вень — отличает умение сразу войти в состояние другого человека не только в отдельных ситуациях, но и на протяжении все­го процесса взаимодействия.

Логическая форма познания личностных особенностей себя и других людей — рефлексия; она предполагает попытку логи­чески проанализировать некие признаки и сделать определенный вывод о другом человеке и его поступках (обобщение), а затем, опираясь на это обобщение, делать частные выводы о частных конкретных случаях взаимодействия; но часто и обобщающие и частные выводы делаются на малом, ограниченном числе при­знаков, являются неверными и ригидными (т.е. не корректиру­ются с учетом конкретных ситуаций).

Процесс понимания друг друга «осложняется» явлением реф­лексии. Под рефлексией здесь понимается осознание действую­щим индивидом того, как он воспринимается партнером по об­щению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразно удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последо­вательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в этом внут­реннем мире в свою очередь отражается мой внутренний мир.

Есть некоторые факторы, которые мешают правильно вос­принимать и оценивать людей. Основные из них таковы:

1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реаль­но начался процесс восприятия и оценивания другого чело­века.

2.Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к опре­деленной категории и формируется установка, направляю­щая внимание на поиск связанных с ней черт.

3.Стремление сделать преждевременные заключения о лич­ности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют «готовое» суждение о человеке сра­зу же после; того, как в первый раз повстречали или увидели его.

4.Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целост­ный образ только строго определенные личностные черты, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот об­раз, отбрасывается.

5.Эффект «ореола» проявляется в том, что первоначальное от­ношение к какой-то одной частной стороне личности пере­носится на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке — на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются. И, наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательно, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются превратно как своеко­рыстные.

6.Эффект «проецирования» проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собствен­ные качества и эмоциональные состояния. Человек, воспри­нимая и оценивая людей, склонен логически предположить: «Все люди подобны мне» или «Другие противоположны мне».

Упрямый подозрительный человек склонен видеть эти же качества характера у партнера по общению, даже если они объективно отсутствуют. Добрый, отзывчивый, честный че­ловек, наоборот, может воспринять незнакомого через «ро­зовые очки» и ошибиться. Поэтому, если кто-то жалуется, какие, мол, все вокруг жестокие, жадные, нечестные, не исключено, что он судит по себе.

7.«Эффект первичности» проявляется в том, что первая услы­шанная или увиденная информация о человеке или собы­тии, является очень существенной и малозабываемой, спо­собной влиять на все последующее отношение к этому человеку. И если даже потом вы получите информацию, которая будет опровергать первичную информацию, все равно по­мнить и учитывать вы больше будете первичную информа­цию.

На восприятие другого влияет и настроение самого че­ловека: если оно мрачное (например, из-за плохого самочув­ствия), в первом впечатлении о человеке могут преобладать негативные чувства. Чтобы первое впечатление о незнако­мом человеке было полнее и точнее, важно положительно «настроиться на него».

8.Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.

9.Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накап­ливается новая информация о нем.

10. «Эффект последней информации» проявляется в том, что, если вы получили негативную последнюю информацию о человеке, эта информация может перечеркнуть все прежние мнения об этом человеке.

Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление каузальной атрибуции. Оно представляет собой объяснение субъектом межличностного восприятия причин и методов пове­дения других людей. Объяснение причин поведения человека может быть через внутренние причины (внутренние диспози­ции человека, устойчивые черты, мотивы, склонности челове­ка), либо через внешние причины (влияние внешних ситуаций). Можно выделить следующие критерии анализа поведения:

постоянное поведение — в сходных ситуациях поведение однотипно;

отличающееся поведение — в других случаях поведение

проявляется иначе;

обычное поведение — в сходных обстоятельствах такое по­ведение

свойственно большинству людей.

Когнитивный психолог Келли в исследованиях показал, что постоянное, мало отличающееся поведение, да к тому же нео­бычное объясняется внутренними причинами, спецификой лич­ности и характера человека («Таким он уродился»).

Если в похожих ситуациях у человека постоянное поведе­ние, а в других случаях — другое, отличающееся поведение, и к тому же это обычное поведение (т. е. как и у других людей и таких же ситуациях), то такое поведение люди склонны объяснять через внешние причины («в этой ситуации вынуждены себя вести»).

Фриц Хайдер, известный как автор теории атрибуции, проанализировал «психологию здравого смысла», посредством ко­торой человек объясняет повседневные события. Хайдер счита­ет, что чаще всего люди дают разумные интерпретации. Но че­ловек склонен приходить к заключению, будто намерения и диспозиции других людей соответствуют их действиям.

Процессы каузальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми друг друга:

1. Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассмат­риваются как его возможные причины.

2. Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необы­чен, и ему предшествовало какое-нибудь уникальное собы­тие, то мы склонны именно это событие считать основной причиной совершенного поступка.

3.Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных, равновероятностных возмож­ностей для их интерпретации, и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий его вариант.

4.Фундаментальная ошибка атрибуции проявляется в тенден­ции наблюдателей недооценивать ситуационные и переоценивать диспозиционные влияния на поведение других, в тен­денции считать, что поведение соответствует диспозициям. Поведение других людей мы склонны объяснять их диспо­зициями, их индивидуальными особенностями личности и характера («Это человек со сложным характером»), а свое поведение склонны объяснять как зависящее от ситуации («В этой ситуации невозможно было вести себя иначе, а вообще я — совсем не такой»). Таким образом, люди объясняют свое собственное поведение ситуацией («Я не виноват, уж такая сложилась ситуация»), но считают, что другие сами несут ответственность за свое поведение.

Мы совершаем эту ошибку атрибуции отчасти потому, что, когда наблюдаем за чьим-либо действием, именно эта личность находится в центре нашего внимания, а ситуация относительно незаметна. Когда мы сами действуем, наше внимание обычно направлено на то, на что мы реагируем — и ситуация проявляет­ся более явно.

5. Культура также влияет на ошибку атрибуции. Западное мировоззрение склонно считать, что люди, а не ситуации явля­ются причиной событий. Но индусы в Индии с меньшей ве­роятностью, чем американцы, истолкуют поведение с точки зрения диспозиции, скорее они придадут большее значение ситуации.

На восприятие людей влияют стереотипыпривычные упрощенные представления о других группах людей, о кото­рых мы располагаем скудной информацией. Стереотипы редко бывают плодом личного опыта, чаще мы их приобретаем от той группы, к которой принадлежим, от родителей, учителей в дет­стве, от средств массовой информации. Стереотипы стираются, если люди разных групп начинают тесно взаимодействовать, узнавать больше друг о друге, добиваться общих целей.

На восприятие людей влияют и предубежденияэмоцио­нальная оценка каких-либо людей как хороших или плохих, даже не зная их самих, ни мотивов их поступков.

На восприятие и понимание людей влияют установки. Ус­тановкаэто неосознанная готовность человека опре­деленным привычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сфор­мированным образом без полного анализа конкретной ситуа­ции.

Установки имеют три измерения:

когнитивное измерение — мнения, убеждения, которых при­держивается человек относительно какого-либо субъекта или предмета;

аффективное измерение — положительные или отрицатель­ные эмоции, отношение к конкретному человеку или инфор­мации;

поведенческое измерение — готовность к определенным ре­акциям поведения, соответствующим убеждениям и пере­живаниям человека.

Установки формируются:

1) под влиянием других людей (родителей, СМИ), «кристал­лизуясь» к

возрасту между 20 и 30 годами, а затем меняют­ся с трудом;

2) на основе личного опыта в многократно повторяющихся

си­туациях.

Предвзятое мнение человека руководит тем, как он воспри­нимает и интерпретирует информацию. Изображение лица че­ловека на фотографии может совершенно по-разному восприни­маться («Это жестокий или добрый человек?»), в зависимости от того, что известно о данном человеке: гестаповец он или герой.

Эксперименты показали, что очень трудно опровергнуть ложную идею, неправду, если человек логически обосновал ее. Этот феномен, названный «стойкостью убеждений», показывает, что убеждения могут жить своей собственной жизнью и выживать после дискредитации доказательства, которое их породило. Не­верное мнение о других людях или даже о себе может продол­жать существовать несмотря на дискредитацию. Для того чтобы изменить убеждение, часто требуются более убедительные до­казательства, чем для того, чтобы создать его.

При межличностном общении важно уметь «снимать мас­ку», быть открытым и искренним. Без открытого общения не могут существовать теплые и близкие отношения с людьми. Человек, заинтересованный в том, чтобы лучше ориентировать­ся в особенностях своих отношений с окружающими, должен интересоваться реакциями других людей на его поступки в кон­кретных ситуациях, учитывать истинные последствия своего поведения. Собирая подобную информацию от разных людей, получаешь возможность увидеть себя как бы в разных зеркалах. Обеспечение других обратной связью — сведениями о том, ка­кие чувства и мысли вызывает у нас их поведение — может по­вышать взаимное доверие. Для того чтобы высказывать и при­нимать обратные связи, нужно обладать не только соответству­ющими умениями, но и смелостью.

Обратная связь в общенииэто сообщение, адресованное другому человеку, о том, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение.

 

«Ты-высказывание» «Я-высказывание»
Ты никогда меня не слушаешь! Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю.
Что ты все время разговариваешь параллельно со мной?     Мне сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает одновременно со мной. Возможно, если ты вниматель­но послушаешь меня, то потом у тебя будет меньше вопросов.
Вечно ты хамишь! Когда ты грубо разговариваешь со мной, я раздражаюсь и не хочу больше с тобой общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважи­тельным по отношению ко мне.
Ты ведешь себя ужасно! Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь бо­лее сдержан (спокоен, уступчив, внимателен и т.п.)
Ты всегда без спросу берешь мою тетрадь со стола! Когда с моего стола без спросу берут вещи, мне не­приятно. Может быть, я хочу с ней поработать. Поэтому, я не против, чтобы ты брал мою тетрадь, но вначале спроси у меня разрешения.
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В России за 1998 – 2002 годы | Методы психологической защиты
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.