Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА: «Медицинская служба вооруженных сил РФ в чрезвычайных ситуациях»




ЛЕКЦИЯ

Балабанов В.А.

Разработал

 

кандидат медицинских наук

начальник кафедры сервис безопасности

подполковник внутренней службы

«____»______________________2012 г.

 

 

Лист регистрации изменений

Номер измене­ния Номера листов Основание для внесения изменений   Подпись Расшифровка подписи   Дата Дата введения изменения
заменен­ных новых аннулиро­ванных
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

 

Утверждена на кафедральном заседании

№ протокола _________

«___» __________200__ г.

 

Зав. кафедрой военной и экстремальной медицины

ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава

______________Анисимов М. М

 

Составитель:

Зав. кафедрой Анисимов М. М

 

 

Красноярск

1. Значение темы: Для своевременного и полного оказания медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени будут привлекаться формирования и учреждения медицинской службы МО РФ. В связи с этим врачи должны знать организацию работы медицинских формирований МО РФ.

2. Цели обучения:

2.1. Общая цель: знать задачи военной медицины в Единой государственной системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в мирное время.

2.2. Учебная цель: знать систему лечебно-эвакуационных мероприятий в войсках при чрезвычайных ситуациях мирного времени. Ознакомиться с задачами, штатной структурой и организацией работы медицинского отряда специального назначения.

2.3. Психолого-педагогическая цель: Подготовка квалифицированных специалистов по организации работы формирований МО РФ по оказанию медицинской помощи пострадавшим в ЧС.

3. Учебные вопросы и расчет времени:

Вступление 5 мин.

1. Задачи военной медицины в Единой государственной

системе предупреждения и ликвидаций последствий

чрезвычайных ситуаций в мирное время 30 мин.

2. Медицинские формирования МО РФ: предназначение,

задачи, структура врачебно-сестринских бригад и бригад

специализированной медицинской помощи. 10 мин.

3. Задачи, принципы развертывания и

организация работы медицинского отряда специального

назначения (МОСН) 40 мин.

Заключение 5 мин.

ИТОГО 90 мин.

 

4. Список литературы:

4.1. основная:

· Сахно И.И., Сахно В.И. Медицина катастроф (организационные вопросы). – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002. – 560 стр.

4.2. дополнительная:

· «Военная медицина и катастрофы мирного времени» Э.А. Нечаев, Москва, НИО Квартет. 2004

· «Организация и тактика медицинской службы» А.М.Шепелев, О.В.Бабенко, учебник, С-Петербург, 2005

5. Наглядные пособия: Презентация по теме № 10 Ms. Power Point;

6. Технические средства: графопроектор, мультимедийный проектор, ноутбук.

 


Введение

Анализ опыта ликвидации последствий ЧС мирного времени как у нас, так и за рубежом свидетельствует, что достаточно эффективной системы прогнозирования чрезвычайных ситуаций, спасения пострадав­ших, оказания им медицинской помощи и лечения до сих пор не имеет ни одно государство мира. Вместе с тем предварительное планирование работы службы экстренной медицинской помощи в условиях катастрофы и умелая организация ее деятель­ности существенно повышают шансы пострадавших на спасение.

Качество же медицинской помощи зависит не только от быстроты реагирования медицинских подразделений, но и от слаженности дейст­вий всех участников ликвидации медицинских последствий ЧС. Это говорит о важности комплексного подхода к использованию сил и сре­дств медицинской службы Вооруженных сил при решении этих задач и их взаимодействия с медицинскими учреждениями других министерств и ведомств.

События 2-ой половины 20 века с очевидностью показывают, что научно-технический прогресс не только способствует повышению производительности труда, росту благосостояния людей, но и таит много опасностей для общества. Последние сопровождаются неуклонным увеличением количества чрезвычайных ситуаций в мире и в России.

 

1. Задачи военной медицины в Единой государственной системы

предупреждения и ликвидаций последствий

чрезвычайных ситуаций в мирное время

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чс и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, сни­жение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращению действия харак­терных для них опасных факторов.

Ст.16 закона «О защите населения и территории о чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера» гласит, что для ликвидации чрезвычай­ных ситуаций могут привлекаться специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований. Порядок их привлечения определяется Президентом PФ.

Таким образом, чрезвычайные ситуации по своим последствиям требуют привлечения дополнительных сил для ликвидации их последст­вий. Другими словами, возникает несоответствие между потребными си­лами и средствами для ликвидации чрезвычайной ситуации и ее после­дствий и их явно недостаточным наличием.

В 90 годы в России в ответ на участившиеся чрезвычайные ситуации, основываясь на опыте работы медицинской службы, создается новое направление - медицина катастроф.

Учитывая все возрастающие масштабы катастроф в нашей стране, создана и постоянно совершенствуется Единая государственная система борь­бы с этими явлениями. Составной частью является Всерос­сийская служба медицины катастроф (ВСМК), которая функционально объединяет службу медицины катастроф Минздрава России, службу эк­стренной медицинской помощи Министерства обороны России и других министерств и ведомств. Для организации их взаимодействия созданы координационные межведомственные комиссии BСMK на разных уровнях.

Таким образом, военно-медицинская служба является полноправ­ным участником ВСМК. Для более эффективной работы службы создаются специальные военно-медицинские формирования. Представители военно-медицинской службы работают в составе координирующих органов. Этим, в основном, и определяются ее задачи в Единой государственной сис­теме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами военной медицины являются:

1. Научно обоснованное прогнозирование и моделирование возмож­ных ЧС в местах дислокации войск на основе анализа природно-климатических и социально-экономических особенностей региона;

2. Прогнозирование величины и структуры санитарных потерь, изу­чения особенностей течения поражений и заболеваний, а также разработка принципов и методов оказания медицинской помощи и лечение пострадавших;

3. Создание специальных органов управления, военно-медицинских формирований для участия в ликвидации последствий различных стихийных бедствий и катастроф, их подготовка и оснащение;

4. Участие совместно с ВСМК в планировании организации и проведении лечебно-эвакуа­ционных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических ме­роприятий в районах чрезвычайных ситуаций.

Главнейшей задачей службы медицины катастроф при ликвидации последствий ЧС является организация и проведение лечебно-эвакуаци­онных мероприятий. Успешное решение данной задачи в значительной степени зависит от особенностей ЧС, прогноза развития событий в ходе ликвидации медико-санитарньх последствий и степени готовности специальных сил и средств медицинской службы. При этом нужно учи­тывать большое число случайных факторов, которые могут повлиять на исход ситуации. К ним относятся: потеря медперсонала и разрушение лечебно-профилактических учреждений, потеря (уничтожение) медицин­ского имущества, разрушение зданий, дорог и линии связи, нарушения энерго- и водообеспечения, возникновение вторичных очагов поражения, скудность и недостоверность поступающей информации.

Разнообразие катастроф и связанные с этим различные условия деятельности медслужбы исключают наличие единой, на все случаи, сис­темы организации лечебно-эвакуационного обеспечения насе­ления. Однако общим является массовость санитарных потерь, и поэто­му нет возможности оказания одномоментной исчерпывающей медпомощи пострадавшим в зоне катастрофы, и возникает необходимость проведе­ния их эвакуации. Это положение напоминает условия деятельности военно-медицинской службы в ходе военных действий.

Отсюда вытекает необходимость понимания того, что процесс ока­зания медицинской помощи и лечение пострадавших должны гармонично сочетать­ся с их эвакуацией. При этом помощь оказывается с учетом дальнейшей эвакуации, а эвакуация осуществляется с учетом состояния ране­ного и нуждаемости в оказании следующего вида медицинской помощи и лечения. При этом мы не должны забывать, что эвакуация "вредна" пострадав­шему, тем не менее, является вынужденным мероприятием.

Для медицинской эвакуации предпочтительней использовать ско­ростные и щадящие транспортные средства.

Основой лечебно-эвакуационного обеспечения в условиях разли­чных катастроф является этапная система оказания медпомощи и лече­ния пораженных с эвакуацией по назначению. Ее сущность заключается в последовательном и преемственном оказании пораженным (больным) медицинской помощи в очаге поражения и на этапах медицинской эвакуации, а также в способности обеспечить оказание нуждающимся (20%) специа­лизированной медицинской помощи. Однако для этих целей в очаге поражения и вблизи него, как правило, бывает недостаточно сохранившихся ЛПУ и средств эвакуации.

В связи с этим возникает необходимость выдвигать в очаг отде­льные подвижные медицинские группы или формирования (бригады вра­чебно-сестринские, специализированной медицинской помощи, медицин­ские отряды специального назначения, подвижные госпитали). Эти фо­рмирования, развернутые в очаге или на путях эвакуации для приема массовых санитарных потерь, их медицинской сортировки, оказания медпомощи и подготовки к дальнейшей эвакуации нуждающихся составляют 1 этап медицинской эвакуации.

ЛПУ, завершающие оказание медицинской помощи и лечение пострадавших, являются вторым этапом медицинской эвакуации.

На первом этапе медицинской эвакуации оказываются первая ме­дицинская, доврачебная и первая врачебная, а в МОСН - и квалифици­рованная медицинская помощь. На втором этапе, то есть в лечебных учреждениях и госпиталях оказывается квалифицированная и специали­зированная медицинская помощь.

Таким образом, оптимальным вариантом лечебно-эвакуационного обе­спечения пострадавшего населения является двухэтапная система.

Опыт показывает, что первая и доврачебная медицинская помощь оказываются в очаге вне этапов медицинской эвакуации. Главная цель при этом - временное устранение причин угрожающих жизни пораженных, предупреждения раз­вития осложнений и подготовка к дальнейшей эвакуации.

Учитывая, что очаги катастроф нередко возникают вдали от ЛПУ, а транспорта в достаточном количестве для эвакуации нет, возникает потребность развертывать этапы для оказания первой врачебной и ква­лифицированной медпомощи в очаге или вблизи от него. Только в этом случае возможен оптимальный результат в деле спасения жизни постра­давших. Если же очаг находится недалеко от ЛПУ, то в этом случае возможно одноэтапное лечебно-эвакуационное обеспечение большинства пораженных. Но это реально только при соответствии профиля ЛПУ структуре санитарных потерь и наличии достаточного количества койко-мест в стационаре.

Из всех пострадавших с механической травмой до 65-70% и до 80% с терапевтической травмой будут нуждаться в помощи на этапе, оказы­вающем квалифицированную медицинскую помощь и лечении, то есть бо­льшая часть раненых не нуждается в специализированной медицинской помощи.

Таким образом, при ликвидации медико-санитарных последствий может иметь место лечение "на месте" (одноэтапная система) и двух­этапная система, когда, привлекаются дополнительные силы и средства, и широко используется эвакуация пострадавших на большие расстояния.

Принцип же ЛЭО и медицинский сортировки на этапах медицинской эвакуации идентичны таковым при медицинском обеспечении боевых дей­ствий войск.

Кстати, опыт работы медицинской службы при катастрофах пока­зал, что среди всех раненых обычно выделяются 4 сортировочные груп­пы:

- крайне тяжелые, нуждающиеся в симптоматическом лечении (20%)

- тяжело пострадавшие, нуждающиеся в неотложных хирургических вмешательствах (20%) от всего потока пораженных:

- среднепораженные, помощь может быть отсрочена до 6-8 ч. (20%)

- легкопострадавшие, помощь может быть оказана амбулаторно (40%),

Зная эти принципы и опираясь на них, учитывая особенности кон­кретной катастрофы, медицинская служба сможет организовывать лечеб­но-эвакуационное обеспечение пострадавшего населения с наибольшей эффективностью.

 

2. Медицинские формирования МО РФ: предназначение, задачи, структура врачебно-сестринских бригад и бригад специализированной

медицинской помощи.

В соответствии с руководящими документами Всероссийская служ­ба медицины катастроф имеет многоуровневый характер: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.

Военно-медицинская служба, как участник Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций также имеет несколько уровней. Возглавляет силы экстренной медицинской помощи Вооруженных Сил РФ Все­армейский научно-практический центр медицины катастроф - федераль­ный уровень. Начальник центра подчиняется непосредственно началь­нику Главного военно-медицинского управления МО РФ.

На региональном уровне имеются медицинские формирования окру­гов: медицинские отряды специального назначения, бригады специали­зированной медицинской помощи, врачебно-сестринские бригады, санитарно-тра­нспортные средства, формирования санитарно-эпидемиологической слу­жбы.

На территориальном и местном уровнях при гарнизонных госпита­лях формируются врачебно-сестринские бригады постоянной готовности, а при крупных госпиталях и бригады специализированной медицинской помощи.

Врачебно-сестринские бригады предназначены для оказания доврачебной и первой врачебной помощи в очаге катастроф, а также для проведения медицинской сортировки и подготовки, пострадавших к даль­нейшей эвакуации. В составе бригады: 1-2 врача и 2-3 средних и младших медицинских работников.

Бригады специализированной медицинской помощи предназна­чены для оказания соответствующего вида помощи на базе лечебно-про­филактических учреждений. В составе бригады: 2-3 врача и 5-6 средних и младших медицинских работников.

Для оказания неотложной квалифицированной и элементов специализированней медицинской помощи могут использоваться подвижные реанимаци­онно-операционные комплексы.

 

3. Предназначение, задачи, принципы развертывания и организация работы медицинских отрядов специального назначения (МОСН)

При значительных расстоя­ниях от очага катастрофы до ближайших ЛПУ и невозможностью своевременно доставить в них всех пострадавших, к месту катастрофы, целесообразно выдвигать для оказания квалифици­рованной медицинской помощи медицинский отряд специального назначения. Эти формирования создаются, обычно, на базе окружных госпиталей.

Задачи этого этапа медэвакуации следующие:

- своевременный сбор и прибытие в район стихийного бедствия, крупной аварии, катастрофы,

- прием, регистрация, медицинская сортировка пострадавших,

- оказание квалифицированной медпомощи по неотложным показания и лечение в пределах установленных сроков,

- временная госпитализация и лечение нетранспортабельных,

- подготовка пострадавших к дальнейшей эвакуации в специализированные лечебные учреждения,

- хозяйственно-бытовое обслуживание пострадавших (размещение, питание, уход),

- ведение медицинского учета и отчетности,

- сбор материалов и обобщение опыта работы отряда.

Какими же силами и средствами для решения этих задач распола­гает МOCH?

Как и любое другое медицинское формирования он имеет управле­ние, основные подразделения и подразделения обеспечения (показать схему).

По штатам мирного времени МОСН постоянной готовности имеет 114 человек личного состава, среди них 20 врачей.

В составе медицинских групп отряда 26 человек, в том числе 13 врачей, имеющих специальность, соответствующую профилю.

Медицинский отряд специального назначения имеет подразделения, предназначенные для развертывания этапа медицинской эвакуация и, кроме того, меди­цинские группы (переменная часть). Это предопределяет различные ва­рианты использования МОСН:

- МОСН развертывается в полном составе в одном районе;

- MOСH развертывается только за счет своей постоянной части;

- МОСН развертывается постоянной частью в одном районе, специализированные медицинские группы (переменная часть) работа­ют на базе других лечебных учреждений;

- в районе чрезвычайной ситуации на базе существующих стацио­нарных лечебных учреждений, работают только медицинские гру­ппы отряда.

В зависимости от характера ЧС, объема и условий предстоящей ра­боты в каждом отдельном случае определяются состав, структурные по­дразделения и численность (в пределах штата) МОСН.

В местах постоянной дислокации МОСН создают трехмесячные запасы медицинского, вещевого, тех­нического имущества, а также других материальных средств. При убы­тии отрядов в район ЧС с собой берется имущество первой очереди на пять суток работы. Личный состав МОСH развертывает этап для оказания квалифици­рованной медицинской помощи. Для развертывания этапа можно испо­льзовать сохранившиеся здания, палатки, имеющиеся на оснащении МОСН или комбинированный способ, то есть, используя стационарные помеще­ния и палаточный фонд.

Место развертывания выбирают с учетом следующих факторов:

- ме­дико-тактическая обстановка,

- наличие удобных путей эвакуации,

- удаленность, обеспечивающая своевременную доставку пострадавших,

- удов­летворительное санитарно-гигиеническое состояние территории и по­мещений,

- размер площадки (зависит от полноты развертывания отряда) должен быть примерно 400x500 м.

Готовность первой очереди к приему пострадавших составляет 30 минут, готовность всех функциональных подразделений к оказанию квалифицированной с элементами специализированной медицинской помощи обеспечивается через 1,5-2 часа (показать схему развертывания).

В сортировочно-эвакуационном (приемно-сортировочном) отделе­нии проводится прием, регистрация, медицинская сортировка, оказы­вается доврачебная и первая врачебная помощь, осуществляется под­готовка к эвакуации нуждающихся в ней.

Имеющимся штатам приемно-сортировочного отделения можно провести сортировку и оказать первую врачебную помощь 600-700 пострадавшим с радиационными поражениями.

Основную лечебно-диагностическую работу в отряде выполняет медперсонал хирургического (операционно-перевязочного) и госпита­льного отделений.

Так для развертывания операционного блока и отделения реанимации интенсивной терапии может использоваться:

1. Подвижный операционно-реанимационный комплекс – за 16 час работы может оказать помощь 100 пострадавшим, в том числе выполнит 10-12 сложных полостных оперативных вмешательств и 10-14 нуждающимся комплекс противошоковых мероприятий.

2. Мобильный лечебно-диагностический комплекс оказать квалифицированную хирургическую помощь по неотложным показаниям 100-120 пострадавшим в сутки, включая проведения 60-72 оперативных вмешательств, проведение противошоковых мероприятий 20-25 пострадавшим

При надлежащей организации работы за 16 часов в госпитальном отделении может быть оказана квалифицированная терапевтическая помощь 500 пострадавшим

При работе МОСН в эпидемическом очаге необходимо, учитывая особенности возбудителя, соблюдать ряд условий и ограничений. От­ряд должен работать в строгом противоэпидемическом режиме. Глав­ной особенностью при этом будет сочетание оказания медицинской по­мощи и предупреждение распространения инфекции. До установления вида инфекционного возбудителя больные не эвакуируются из отряда. Обеспечение всем необходимым, то есть материально-бытовое обслужи­вание осуществляется через передаточные пункты. Личному составу МОСН проводится экстренная или специальная профилактика. Террито­рию отряда обозначают, организуется ее охрана органами милиции.

Всю площадку целесообразно разделить на две зоны: зону стро­гого режима и зону ограничений. В первой зоне располагаются все фу­нкциональные подразделения МОСН, в зоне ограничений - управление, аптека, подразделения обеспечения и места для отдыха медперсонала.

Зона строгого режима в свою очередь подразделяется на два отде­ления: обсервационное и изоляционное. Первое предназначено для при­ема и оказания помощи пострадавшим, не имеющим клинических призна­ков инфекции, второе - для поступающих с клиническими проявлениями заболевания или подозрительных на него.

Отделение санитарной обработки усиливается за счет хирургичес­кого отделения и, в том числе, развертывается санпропускник для ли­чного состава отряда.

Изоляционное отделение отделяется от обсервационного коридором в 20-30 м, где размещается внутренний передаточный пункт и баклаборатория. Отряд усиливается подвижной группой санитарно-эпидемиологи­ческой службы.

На сортировочном посту работает фельдшер (или даже врач-инфек­ционист) в средствах защиты.

Пораженных с признаками инфекции направляют в сортировочную палатку изоляционного отделения, пораженных без признаков заболева­ния - в обсервационное отделение. В сортировочных палатках (на сор­тировочной площадке) работает врачебная бригада.

Всем больным проводится полная санитарная обработка со сменой одежды и белья. При повседневной деятельности регулярно проводится текущая дезинфекция во всех функциональных отделениях.

В госпитальных помещениях (палатках) производится боксирование. В каждом "боксе" может быть 1-2 больных. Боксы разделяются с использованием простыней.

Медицинский персонал каждого подразделения размещается отдель­но в зоне ограничения. В зону строгого режима медперсонал входит только через санитарный пропускник и только в защитной одежде. При этом вначале заходит дежурная смена обсервационного, а затем изоля­ционного отделения. Выход осуществляется в той же последовательно­сти с обязательным снятием защитной одежды.

В зависимости от складывающейся медико-тактической обстановки, MOСH может завершать лечение больных до исхода при соответствующем усилении или же передает пострадавших в инфекционный стационар. В последнем случае проводится заключительная дезинфекция и последую­щее свертывание отряда.

 

Заключение.

Таким образом, опыт ликвидации последствий катастроф показы­вает, что военная медицина может быть использована в мирное время в качестве самостоятельной эффективно действующей организаций при различных катаклизмах естественного и искусственного происхождения в нашей стране и за рубежом. Но наибольший результат, как показыва­ет опыт, может быть, достигнут в совместной работе с гражданскими органами здравоохранения, а также с другими государственными и об­щественными формированиями. Именно этот опыт совместного многоце­левого взаимодействия и взаимного усиления, научно-практического обогащения, следует считать оптимальным уровнем подхода к перспективам дальнейшего ра­звития медицины катастроф.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.