КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ТЕМА: «Медицинская служба вооруженных сил РФ в чрезвычайных ситуациях»
ЛЕКЦИЯ Балабанов В.А. Разработал
кандидат медицинских наук начальник кафедры сервис безопасности подполковник внутренней службы «____»______________________2012 г.
Лист регистрации изменений
Утверждена на кафедральном заседании № протокола _________ «___» __________200__ г.
Зав. кафедрой военной и экстремальной медицины ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава ______________Анисимов М. М
Составитель: Зав. кафедрой Анисимов М. М
Красноярск 1. Значение темы: Для своевременного и полного оказания медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени будут привлекаться формирования и учреждения медицинской службы МО РФ. В связи с этим врачи должны знать организацию работы медицинских формирований МО РФ. 2. Цели обучения: 2.1. Общая цель: знать задачи военной медицины в Единой государственной системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в мирное время. 2.2. Учебная цель: знать систему лечебно-эвакуационных мероприятий в войсках при чрезвычайных ситуациях мирного времени. Ознакомиться с задачами, штатной структурой и организацией работы медицинского отряда специального назначения.
2.3. Психолого-педагогическая цель: Подготовка квалифицированных специалистов по организации работы формирований МО РФ по оказанию медицинской помощи пострадавшим в ЧС. 3. Учебные вопросы и расчет времени: Вступление 5 мин. 1. Задачи военной медицины в Единой государственной системе предупреждения и ликвидаций последствий чрезвычайных ситуаций в мирное время 30 мин. 2. Медицинские формирования МО РФ: предназначение, задачи, структура врачебно-сестринских бригад и бригад специализированной медицинской помощи. 10 мин. 3. Задачи, принципы развертывания и организация работы медицинского отряда специального назначения (МОСН) 40 мин. Заключение 5 мин. ИТОГО 90 мин.
4. Список литературы: 4.1. основная: · Сахно И.И., Сахно В.И. Медицина катастроф (организационные вопросы). – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002. – 560 стр. 4.2. дополнительная: · «Военная медицина и катастрофы мирного времени» Э.А. Нечаев, Москва, НИО Квартет. 2004 · «Организация и тактика медицинской службы» А.М.Шепелев, О.В.Бабенко, учебник, С-Петербург, 2005 5. Наглядные пособия: Презентация по теме № 10 Ms. Power Point; 6. Технические средства: графопроектор, мультимедийный проектор, ноутбук.
Введение Анализ опыта ликвидации последствий ЧС мирного времени как у нас, так и за рубежом свидетельствует, что достаточно эффективной системы прогнозирования чрезвычайных ситуаций, спасения пострадавших, оказания им медицинской помощи и лечения до сих пор не имеет ни одно государство мира. Вместе с тем предварительное планирование работы службы экстренной медицинской помощи в условиях катастрофы и умелая организация ее деятельности существенно повышают шансы пострадавших на спасение. Качество же медицинской помощи зависит не только от быстроты реагирования медицинских подразделений, но и от слаженности действий всех участников ликвидации медицинских последствий ЧС. Это говорит о важности комплексного подхода к использованию сил и средств медицинской службы Вооруженных сил при решении этих задач и их взаимодействия с медицинскими учреждениями других министерств и ведомств.
События 2-ой половины 20 века с очевидностью показывают, что научно-технический прогресс не только способствует повышению производительности труда, росту благосостояния людей, но и таит много опасностей для общества. Последние сопровождаются неуклонным увеличением количества чрезвычайных ситуаций в мире и в России.
1. Задачи военной медицины в Единой государственной системы предупреждения и ликвидаций последствий чрезвычайных ситуаций в мирное время Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чс и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращению действия характерных для них опасных факторов. Ст.16 закона «О защите населения и территории о чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера» гласит, что для ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований. Порядок их привлечения определяется Президентом PФ. Таким образом, чрезвычайные ситуации по своим последствиям требуют привлечения дополнительных сил для ликвидации их последствий. Другими словами, возникает несоответствие между потребными силами и средствами для ликвидации чрезвычайной ситуации и ее последствий и их явно недостаточным наличием. В 90 годы в России в ответ на участившиеся чрезвычайные ситуации, основываясь на опыте работы медицинской службы, создается новое направление - медицина катастроф. Учитывая все возрастающие масштабы катастроф в нашей стране, создана и постоянно совершенствуется Единая государственная система борьбы с этими явлениями. Составной частью является Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК), которая функционально объединяет службу медицины катастроф Минздрава России, службу экстренной медицинской помощи Министерства обороны России и других министерств и ведомств. Для организации их взаимодействия созданы координационные межведомственные комиссии BСMK на разных уровнях.
Таким образом, военно-медицинская служба является полноправным участником ВСМК. Для более эффективной работы службы создаются специальные военно-медицинские формирования. Представители военно-медицинской службы работают в составе координирующих органов. Этим, в основном, и определяются ее задачи в Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Основными задачами военной медицины являются: 1. Научно обоснованное прогнозирование и моделирование возможных ЧС в местах дислокации войск на основе анализа природно-климатических и социально-экономических особенностей региона; 2. Прогнозирование величины и структуры санитарных потерь, изучения особенностей течения поражений и заболеваний, а также разработка принципов и методов оказания медицинской помощи и лечение пострадавших; 3. Создание специальных органов управления, военно-медицинских формирований для участия в ликвидации последствий различных стихийных бедствий и катастроф, их подготовка и оснащение; 4. Участие совместно с ВСМК в планировании организации и проведении лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в районах чрезвычайных ситуаций. Главнейшей задачей службы медицины катастроф при ликвидации последствий ЧС является организация и проведение лечебно-эвакуационных мероприятий. Успешное решение данной задачи в значительной степени зависит от особенностей ЧС, прогноза развития событий в ходе ликвидации медико-санитарньх последствий и степени готовности специальных сил и средств медицинской службы. При этом нужно учитывать большое число случайных факторов, которые могут повлиять на исход ситуации. К ним относятся: потеря медперсонала и разрушение лечебно-профилактических учреждений, потеря (уничтожение) медицинского имущества, разрушение зданий, дорог и линии связи, нарушения энерго- и водообеспечения, возникновение вторичных очагов поражения, скудность и недостоверность поступающей информации.
Разнообразие катастроф и связанные с этим различные условия деятельности медслужбы исключают наличие единой, на все случаи, системы организации лечебно-эвакуационного обеспечения населения. Однако общим является массовость санитарных потерь, и поэтому нет возможности оказания одномоментной исчерпывающей медпомощи пострадавшим в зоне катастрофы, и возникает необходимость проведения их эвакуации. Это положение напоминает условия деятельности военно-медицинской службы в ходе военных действий. Отсюда вытекает необходимость понимания того, что процесс оказания медицинской помощи и лечение пострадавших должны гармонично сочетаться с их эвакуацией. При этом помощь оказывается с учетом дальнейшей эвакуации, а эвакуация осуществляется с учетом состояния раненого и нуждаемости в оказании следующего вида медицинской помощи и лечения. При этом мы не должны забывать, что эвакуация "вредна" пострадавшему, тем не менее, является вынужденным мероприятием. Для медицинской эвакуации предпочтительней использовать скоростные и щадящие транспортные средства. Основой лечебно-эвакуационного обеспечения в условиях различных катастроф является этапная система оказания медпомощи и лечения пораженных с эвакуацией по назначению. Ее сущность заключается в последовательном и преемственном оказании пораженным (больным) медицинской помощи в очаге поражения и на этапах медицинской эвакуации, а также в способности обеспечить оказание нуждающимся (20%) специализированной медицинской помощи. Однако для этих целей в очаге поражения и вблизи него, как правило, бывает недостаточно сохранившихся ЛПУ и средств эвакуации. В связи с этим возникает необходимость выдвигать в очаг отдельные подвижные медицинские группы или формирования (бригады врачебно-сестринские, специализированной медицинской помощи, медицинские отряды специального назначения, подвижные госпитали). Эти формирования, развернутые в очаге или на путях эвакуации для приема массовых санитарных потерь, их медицинской сортировки, оказания медпомощи и подготовки к дальнейшей эвакуации нуждающихся составляют 1 этап медицинской эвакуации. ЛПУ, завершающие оказание медицинской помощи и лечение пострадавших, являются вторым этапом медицинской эвакуации. На первом этапе медицинской эвакуации оказываются первая медицинская, доврачебная и первая врачебная, а в МОСН - и квалифицированная медицинская помощь. На втором этапе, то есть в лечебных учреждениях и госпиталях оказывается квалифицированная и специализированная медицинская помощь. Таким образом, оптимальным вариантом лечебно-эвакуационного обеспечения пострадавшего населения является двухэтапная система. Опыт показывает, что первая и доврачебная медицинская помощь оказываются в очаге вне этапов медицинской эвакуации. Главная цель при этом - временное устранение причин угрожающих жизни пораженных, предупреждения развития осложнений и подготовка к дальнейшей эвакуации. Учитывая, что очаги катастроф нередко возникают вдали от ЛПУ, а транспорта в достаточном количестве для эвакуации нет, возникает потребность развертывать этапы для оказания первой врачебной и квалифицированной медпомощи в очаге или вблизи от него. Только в этом случае возможен оптимальный результат в деле спасения жизни пострадавших. Если же очаг находится недалеко от ЛПУ, то в этом случае возможно одноэтапное лечебно-эвакуационное обеспечение большинства пораженных. Но это реально только при соответствии профиля ЛПУ структуре санитарных потерь и наличии достаточного количества койко-мест в стационаре. Из всех пострадавших с механической травмой до 65-70% и до 80% с терапевтической травмой будут нуждаться в помощи на этапе, оказывающем квалифицированную медицинскую помощь и лечении, то есть большая часть раненых не нуждается в специализированной медицинской помощи. Таким образом, при ликвидации медико-санитарных последствий может иметь место лечение "на месте" (одноэтапная система) и двухэтапная система, когда, привлекаются дополнительные силы и средства, и широко используется эвакуация пострадавших на большие расстояния. Принцип же ЛЭО и медицинский сортировки на этапах медицинской эвакуации идентичны таковым при медицинском обеспечении боевых действий войск. Кстати, опыт работы медицинской службы при катастрофах показал, что среди всех раненых обычно выделяются 4 сортировочные группы: - крайне тяжелые, нуждающиеся в симптоматическом лечении (20%) - тяжело пострадавшие, нуждающиеся в неотложных хирургических вмешательствах (20%) от всего потока пораженных: - среднепораженные, помощь может быть отсрочена до 6-8 ч. (20%) - легкопострадавшие, помощь может быть оказана амбулаторно (40%), Зная эти принципы и опираясь на них, учитывая особенности конкретной катастрофы, медицинская служба сможет организовывать лечебно-эвакуационное обеспечение пострадавшего населения с наибольшей эффективностью.
2. Медицинские формирования МО РФ: предназначение, задачи, структура врачебно-сестринских бригад и бригад специализированной медицинской помощи. В соответствии с руководящими документами Всероссийская служба медицины катастроф имеет многоуровневый характер: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Военно-медицинская служба, как участник Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций также имеет несколько уровней. Возглавляет силы экстренной медицинской помощи Вооруженных Сил РФ Всеармейский научно-практический центр медицины катастроф - федеральный уровень. Начальник центра подчиняется непосредственно начальнику Главного военно-медицинского управления МО РФ. На региональном уровне имеются медицинские формирования округов: медицинские отряды специального назначения, бригады специализированной медицинской помощи, врачебно-сестринские бригады, санитарно-транспортные средства, формирования санитарно-эпидемиологической службы. На территориальном и местном уровнях при гарнизонных госпиталях формируются врачебно-сестринские бригады постоянной готовности, а при крупных госпиталях и бригады специализированной медицинской помощи. Врачебно-сестринские бригады предназначены для оказания доврачебной и первой врачебной помощи в очаге катастроф, а также для проведения медицинской сортировки и подготовки, пострадавших к дальнейшей эвакуации. В составе бригады: 1-2 врача и 2-3 средних и младших медицинских работников. Бригады специализированной медицинской помощи предназначены для оказания соответствующего вида помощи на базе лечебно-профилактических учреждений. В составе бригады: 2-3 врача и 5-6 средних и младших медицинских работников. Для оказания неотложной квалифицированной и элементов специализированней медицинской помощи могут использоваться подвижные реанимационно-операционные комплексы.
3. Предназначение, задачи, принципы развертывания и организация работы медицинских отрядов специального назначения (МОСН) При значительных расстояниях от очага катастрофы до ближайших ЛПУ и невозможностью своевременно доставить в них всех пострадавших, к месту катастрофы, целесообразно выдвигать для оказания квалифицированной медицинской помощи медицинский отряд специального назначения. Эти формирования создаются, обычно, на базе окружных госпиталей. Задачи этого этапа медэвакуации следующие: - своевременный сбор и прибытие в район стихийного бедствия, крупной аварии, катастрофы, - прием, регистрация, медицинская сортировка пострадавших, - оказание квалифицированной медпомощи по неотложным показания и лечение в пределах установленных сроков, - временная госпитализация и лечение нетранспортабельных, - подготовка пострадавших к дальнейшей эвакуации в специализированные лечебные учреждения, - хозяйственно-бытовое обслуживание пострадавших (размещение, питание, уход), - ведение медицинского учета и отчетности, - сбор материалов и обобщение опыта работы отряда. Какими же силами и средствами для решения этих задач располагает МOCH? Как и любое другое медицинское формирования он имеет управление, основные подразделения и подразделения обеспечения (показать схему). По штатам мирного времени МОСН постоянной готовности имеет 114 человек личного состава, среди них 20 врачей. В составе медицинских групп отряда 26 человек, в том числе 13 врачей, имеющих специальность, соответствующую профилю. Медицинский отряд специального назначения имеет подразделения, предназначенные для развертывания этапа медицинской эвакуация и, кроме того, медицинские группы (переменная часть). Это предопределяет различные варианты использования МОСН: - МОСН развертывается в полном составе в одном районе; - MOСH развертывается только за счет своей постоянной части; - МОСН развертывается постоянной частью в одном районе, специализированные медицинские группы (переменная часть) работают на базе других лечебных учреждений; - в районе чрезвычайной ситуации на базе существующих стационарных лечебных учреждений, работают только медицинские группы отряда. В зависимости от характера ЧС, объема и условий предстоящей работы в каждом отдельном случае определяются состав, структурные подразделения и численность (в пределах штата) МОСН. В местах постоянной дислокации МОСН создают трехмесячные запасы медицинского, вещевого, технического имущества, а также других материальных средств. При убытии отрядов в район ЧС с собой берется имущество первой очереди на пять суток работы. Личный состав МОСH развертывает этап для оказания квалифицированной медицинской помощи. Для развертывания этапа можно использовать сохранившиеся здания, палатки, имеющиеся на оснащении МОСН или комбинированный способ, то есть, используя стационарные помещения и палаточный фонд. Место развертывания выбирают с учетом следующих факторов: - медико-тактическая обстановка, - наличие удобных путей эвакуации, - удаленность, обеспечивающая своевременную доставку пострадавших, - удовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние территории и помещений, - размер площадки (зависит от полноты развертывания отряда) должен быть примерно 400x500 м. Готовность первой очереди к приему пострадавших составляет 30 минут, готовность всех функциональных подразделений к оказанию квалифицированной с элементами специализированной медицинской помощи обеспечивается через 1,5-2 часа (показать схему развертывания). В сортировочно-эвакуационном (приемно-сортировочном) отделении проводится прием, регистрация, медицинская сортировка, оказывается доврачебная и первая врачебная помощь, осуществляется подготовка к эвакуации нуждающихся в ней. Имеющимся штатам приемно-сортировочного отделения можно провести сортировку и оказать первую врачебную помощь 600-700 пострадавшим с радиационными поражениями. Основную лечебно-диагностическую работу в отряде выполняет медперсонал хирургического (операционно-перевязочного) и госпитального отделений. Так для развертывания операционного блока и отделения реанимации интенсивной терапии может использоваться: 1. Подвижный операционно-реанимационный комплекс – за 16 час работы может оказать помощь 100 пострадавшим, в том числе выполнит 10-12 сложных полостных оперативных вмешательств и 10-14 нуждающимся комплекс противошоковых мероприятий. 2. Мобильный лечебно-диагностический комплекс оказать квалифицированную хирургическую помощь по неотложным показаниям 100-120 пострадавшим в сутки, включая проведения 60-72 оперативных вмешательств, проведение противошоковых мероприятий 20-25 пострадавшим При надлежащей организации работы за 16 часов в госпитальном отделении может быть оказана квалифицированная терапевтическая помощь 500 пострадавшим При работе МОСН в эпидемическом очаге необходимо, учитывая особенности возбудителя, соблюдать ряд условий и ограничений. Отряд должен работать в строгом противоэпидемическом режиме. Главной особенностью при этом будет сочетание оказания медицинской помощи и предупреждение распространения инфекции. До установления вида инфекционного возбудителя больные не эвакуируются из отряда. Обеспечение всем необходимым, то есть материально-бытовое обслуживание осуществляется через передаточные пункты. Личному составу МОСН проводится экстренная или специальная профилактика. Территорию отряда обозначают, организуется ее охрана органами милиции. Всю площадку целесообразно разделить на две зоны: зону строгого режима и зону ограничений. В первой зоне располагаются все функциональные подразделения МОСН, в зоне ограничений - управление, аптека, подразделения обеспечения и места для отдыха медперсонала. Зона строгого режима в свою очередь подразделяется на два отделения: обсервационное и изоляционное. Первое предназначено для приема и оказания помощи пострадавшим, не имеющим клинических признаков инфекции, второе - для поступающих с клиническими проявлениями заболевания или подозрительных на него. Отделение санитарной обработки усиливается за счет хирургического отделения и, в том числе, развертывается санпропускник для личного состава отряда. Изоляционное отделение отделяется от обсервационного коридором в 20-30 м, где размещается внутренний передаточный пункт и баклаборатория. Отряд усиливается подвижной группой санитарно-эпидемиологической службы. На сортировочном посту работает фельдшер (или даже врач-инфекционист) в средствах защиты. Пораженных с признаками инфекции направляют в сортировочную палатку изоляционного отделения, пораженных без признаков заболевания - в обсервационное отделение. В сортировочных палатках (на сортировочной площадке) работает врачебная бригада. Всем больным проводится полная санитарная обработка со сменой одежды и белья. При повседневной деятельности регулярно проводится текущая дезинфекция во всех функциональных отделениях. В госпитальных помещениях (палатках) производится боксирование. В каждом "боксе" может быть 1-2 больных. Боксы разделяются с использованием простыней. Медицинский персонал каждого подразделения размещается отдельно в зоне ограничения. В зону строгого режима медперсонал входит только через санитарный пропускник и только в защитной одежде. При этом вначале заходит дежурная смена обсервационного, а затем изоляционного отделения. Выход осуществляется в той же последовательности с обязательным снятием защитной одежды. В зависимости от складывающейся медико-тактической обстановки, MOСH может завершать лечение больных до исхода при соответствующем усилении или же передает пострадавших в инфекционный стационар. В последнем случае проводится заключительная дезинфекция и последующее свертывание отряда.
Заключение. Таким образом, опыт ликвидации последствий катастроф показывает, что военная медицина может быть использована в мирное время в качестве самостоятельной эффективно действующей организаций при различных катаклизмах естественного и искусственного происхождения в нашей стране и за рубежом. Но наибольший результат, как показывает опыт, может быть, достигнут в совместной работе с гражданскими органами здравоохранения, а также с другими государственными и общественными формированиями. Именно этот опыт совместного многоцелевого взаимодействия и взаимного усиления, научно-практического обогащения, следует считать оптимальным уровнем подхода к перспективам дальнейшего развития медицины катастроф.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |