Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комбинированные методы разработки управленческих решений 1 страница

Формализованные методы разработки управленческих решений

Неформализованные методы разработки управленческих решений

Характеристика методов разработки управленческих решений

 

1. Характеристика методов разработки управленческих решений

Под способом или методом принятия решений понимается специфический технологический процесс процесс формирования в сознании менеджера измененного по сравнению с моментом принятия решения и реально достижимого через конкретные действия состояния возглавляемой менеджером организации и те средства, которые были использованы при формировании в сознании менеджера такого измененного состояния. Естественно, менеджер, практическая управленческая деятельность которого состоит из решений и действий, должен в совершенстве овладеть именно технологией принятия управленческих решений. В основе используемых практикующими менеджерами технологий могут лежать его собственный житейский опыт, связанный со знанием окружающего мира и закономерностей, лежащих в основе его функционирования, а также его собственные эмоции, ощущения, его профессионально-образовательный уровень, степень знакомства с накопленным другими практикующими менеджерами опытом, если он, конечно, восприимчив к чужому опыту. Таким образом, можно сделать вывод, что менеджер должен использовать различные способы и методы при принятии управленческих решений, которые позволяют достичь поставленной цели.

 

2. Неформализованные методы разработки управленческих решений

Многие проблемы менеджмента не представляется возможным решить формализованным путем. В данном случае управленческие решения могут разрабатывать исходя из личного опыта, знаний, интуиции, самого менеджера, членов его команды или привлеченные извне компетентностные специалисты.

Неформализованные (эвристические) методы принятия решений отличает творческий подход к поиску альтернатив, они основываются на аналитических способностях ЛПР. Это совокупность логических приемов и методик выбора решений руководителями путем сопоставления альтернатив, с учетом накопленного опыта.

Неформализованные методы решения используются если:

1) отсутствует необходимая информация или ее получение требует больших затрат, или информация не устраняет неопределённость;

2) статистическая (количественная) информация недостаточна достоверна;

3) информация качественная, но не поддается количественным измерениям;

4) имеет место нестандартная проблема

Преимущество неформализованных методов - принимаются оперативно, недостаток – методы не всегда гарантируют выбор безошибочных решений, интуиция может подвести менеджера.

В таблице 1 представлена некоторая выборка неформализованных методов разработки управленческих решений.

 

Таблица 1

Неформализованные методы разработки управленческих решений

№ п/п Наименование метода Краткая характеристика методов решения
  Ассоциативный методы (метод свободных ассоциаций) Известные решения (даже из других областей) ассоциативно переносятся на данную управленческую проблему/ При использовании ассоциативных методов (association tecnique) человеку показывают какой-либо предмет, а потом его просят сказать о нем то, что в первую очередь приходит на ум. Наиболее известный из них — метод словесных ассоциаций (word association), когда респонденту показывают по одному слову из списка, и он должен подобрать к нему слово, которое первым приходит на ум. Слова, касающиеся темы опроса, разбросаны по всему списку и называются тестовыми словами. В списке много нейтральных слов, написанных, чтобы не было пустых мест. Такие слова скрывают истинную цель исследования. Вот несколько слов из исследования "Выбор универмага": "местоположение", "парковка", "посещение магазина", "качество" и "цена". Каждый ответ стенографируется и отвечать нужно быстро, поэтому легко установить, кто из респондентов сомневается или думает (больше трех секунд). Ответы записывает интервьюер, а не респондент. При этом он дает то время на ответ, которое необходимо респонденту, чтобы его записать. Таким образом ассоциативная методика опроса позволяет респондентам раскрыть свои внутренние чувства относительно интересующей исследователя темы. Ответы анализируются на основании подсчетов числа повторов слов-ассоциаций; секунд, потерянных перед тем как ответить; респондентов, которые вообще не смогли подобрать ассоциации к словам в пределах отведенного периода времени. Людей, которые вообще не смогли ответить, оценивают как слишком эмоциональных респондентов, чьи эмоции мешают им при ответе на вопросы. Часто ассоциации разделяют на благоприятные, неблагоприятные или нейтральные. Дальше показано, как на примере подробных ответов можно установить скрытые чувства и отношение человека относительно исследуемого вопроса. Существует несколько вариантов проведения стандартного метода словесных ассоциаций, а именно респондентов могут попросить назвать не одно, а первые два, три или четыре слова, которые приходят на ум. Этот метод также находит применение в контрольных тестах в отличие от метода свободной ассоциации. В контрольных тестах респондентов могут спросить: "Какие универмаги приходят вам на ум в первую очередь, когда речь идет о высококачественных товарах?" Более подробную информацию можно получить, применив завершающие методы, которые являются естественным продолжением методов ассоциации.  
  Атака на недостатки Определяются недостатки, связанные с решением какой-либо проблемы, и вырабатываются меры по их устранению. Таким образом обсуждаются все альтернативы
  Блокнот индивидуальный Возникающие в любой момент времени идеи относительно решения проблемы фиксируются в личном блокноте, записной книжке и т.п.
  Блокнот коллективный Метод коллективного блокнота подобен методу идейной инженерии. Всем опрашиваемым по проблеме выдаются так называемые блокноты для идей, содержащие точное описание проблемы. От каждого требуется ежедневно заносить в свой блокнот все идеи, возникшие у него относительно данной проблемы. Приблизительно через месяц все блокноты с идеями сдают координатору, который упорядочивает материал, резюмирует его и извлекает принципиальные решения. Результаты этой обработки могут изучать и обсуждать все участники. Преимущество данного метода заключается в том, что здесь, как и в случае метода идеи Дельфи, участники не нуждаются в координации по времени и месту проведения группового заседания Метод в основе своей аналогичен "индивидуальному блокноту", однако в данном случае блокноты получают несколько экспертов, каждый из которых знает, что он является участником экспертной группы. Возможен вариант, когда в начале работы все эксперты собираются вместе и им рассказывают о сущности возникшей проблемы и формулируют задачу. Далее каждый эксперт работает со своим блокнотом в течение определенного времени (при этом также возможно, что разные эксперты сосредотачиваются на разных сторонах проблемы). Второй этап реализации экспертизы заключается в том, что блокноты собираются, информация систематизируется (исследовательской командой или руководителем экспертной группы) и далее в очном совместном обсуждении накопленного и систематизированного материала эксперты приходят к решению проблемы.
  Буффало Выдерживается следующая последовательность этапов: сбор информации, нахождение проблемы, выработки идей, предложений, поиск окончательного решения
  Вопросник В его основе – список вопросов, составляемый в произвольной или заданной форме. Вопросы могут являться частью многих формализованных или неформализованных методов или самостоятельным методом, который позволяет сфокусировать или локализовать проблемную область исследования. Метод контрольных вопросов применяют для психической активизации творческого процесса. Цель этого метода — с помощью наводящих вопросов подвести к решению задачи. Метод могут применять Этапы нахождения решений (5-й и 7-й) проходят по правилам мозговой атаки. как в индивидуальной работе, когда исследователь сам себе задает вопросы и ищет на них ответы, так и при коллективном обсуждении проблемы в процессе мозговой атаки. В практике изобретательства применяют вопросники, составленные А. Осборном, Э. Раудзенпом, Т. Эйлоартом, Д. Пирсоном, Г. Бушем и др. За рубежом широко распространен вопросник А. Осборна, включающий 9 групп вопросов: Какое новое применение объекту можно предложить? На какой другой объект похож данный объект и что можно скопировать? Какие модификации можно получить путем вращения, изгиба, скручивания, поворота, изменения функций, цвета, формы, очертаний? Что в техническом объекте можно увеличить (размеры, прочность, количество элементов и т. д.)? Что в техническом объекте можно уменьшить (уплотнить, сжать, ускорить, сузить, раздробить)? Что в техническом объекте можно заменить (элемент, материал, привод и т. д.)? Что в техническом объекте можно преобразовать (схему, компоновку, порядок работы и т. д.)? Что в объекте можно сделать наоборот? Какие возможны новые комбинации элементов объекта? Отметим, что в этих вопросах содержатся рекомендации относительно апробирования того или иного эвристического приема (инверсия, аналогия, дробление, перенос, динамизации и т. д.) для решения поставленной задачи. Вопросник по Т. Эйлоарту отличается тем, что в нем вопросы об-разуют определенный алгоритм действий для решения технической задачи. Такой метод приближается к направленному поиску по определенной программе.  
  Гордона (метод синектики) Формирование рабочей группы из неспециалистов по рассматриваемой проблеме. Цель метода – преодолеть устоявшиеся представления, использовать нетрадиционные подходы в решении проблемы Одним из наиболее эффективных методов стимулирования творческой деятельности является синектика. В ее основу положен принцип классического мозгового штурма, но этот штурм осуществляет профессиональная или полупрофессиональная группа, которая от одного штурма к другому накапливает опыт решения задач. При синектическом штурме допустимы элементы критики, но главное? предусмотрено обязательное использование четырех специальных приемов, основанных на аналогии: прямой аналогии (как решаются задачи, похожие на данную); личной (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта, и попытайтесь рассуждать с его точки зрения); символической (сформулируйте в двух словах образное определение сути задачи); фантастической аналогии (как эту задачу решили бы сказочные персонажи). Автор метода синектики У. Гордон создал в 1960 г. фирму "Синектикс" (США). Эта фирма сотрудничает с крупнейшими промышленными фирмами, корпорациями и высшими учебными заведениями, обучая синектической атаке инженеров и студентов. Классическая синектика Метод классической синектики применяется в небольшой группе (5?7 участников). Другие условия применения метода (правила ведения дискуссии, профессиональный и социальный состав группы и т.д.) соответствуют условиям, существующим при организации классического мозгового штурма. Синектический процесс включает в себя три фазы: 1. Объявляется проблема. Выясняются содержание проблемы, эффективные взаимосвязи, возможно, новое формирование проблемы, 2. Производится отчуждение содержания проблемы. С помощью определенной техники отчуждения (прямые, личные и символические аналогии) группа удаляется от проблемы, т. е. сознательно абстрагируется от обстоятельств дела. 3. Формируются подходы к решению проблемы. Понятия, проявляющиеся в конце процесса отчуждения, сопоставляются с постановкой проблемы; из этого вырабатываются идеи для решения проблемы. Модель организации мозгового штурма методом классической синектики · Формирование группы и ознакомление ее участников с проблемой ведущим руководителем; · Синектическое заседание группы; · Рассмотрение и отбор идей и предложений ведущим руководителем; · Повторное синектическое заседание; · Повторное рассмотрение идей и предложений руководителем. Во время синектических заседании ведущий должен полностью контролировать ход процесса, постоянно вмешиваясь в дискуссию. Этой функцией можно овладеть лишь благодаря определенной профессиональной подготовке. Другие участники синектического заседания также могут эффективно работать лишь после нескольких тренировочных заседаний. Синектическая конференция Синектическая конференция содержит много существенных элементов классической синектики. В данном случае конференция не имеет строгого, многоступенчатого характера. Для синектической конференции характерно, когда в ходе обсуждения решение находят с помощью аналогий. В ходе синектической конференции произвольно формируются аналоги, из которых затем вырабатываются идеи для решения какой-либо проблемы. В этом методе четко выраженная фаза отчуждения отсутствует. Участники синектической конференции должны в совершенстве владеть классической синектикой. Визуальная синектика При визуальной синектике отчуждение и стимулирование достигается с помощью рассматриваемых изображений. Группе участников, рассматривающих определенную проблему, демонстрируют, различные диапозитивы. Первое изображение участники описывают совместно, после чего анализируют ситуацию (отчуждение). Из элементов или отношений рассмотренного изображения выводят идеи для решения проблемы. Если поток идей иссякает, то переходят к следующему диапозитиву. В методе визуальной синектики можно использовать крупные изображения на календарях, рекламных проспектах и т.д. 1961 г. в США вышла книга Уильяма Гордона "Синектика: развитие творческого воображения". "Книга открыла новую главу в истории методов поиска новых творческих решений!" – воскликнули сторонники "творческого озарения по инструкции". Описанный в книге подход к организации творческого процесса, правила работы и обучения творцов новых идей (сейчас бы сказали – "креативщиков") по началу оказал большое влияние на разработчиков новой техники. И не смотря на то, что книга так и не была издана у нас, ее идеи вскоре, через каких-то 5 – 10 лет после издания, плавно перекочевали в умы советских, тогда большей частью – внешторговских – рекламистов. Слово "синектика" – греческого происхождения и буквально означает соединение воедино различных, зачастую очевидно не совместимых элементов. Идея синектики состоит в объединении отдельных творцов в единую группу для совместной постановки и решения конкретных творческих задач. Метод основан на использовании бессознательных механизмов, проявляющихся в мышлении человека в момент творческой активности. Гордон, предложив свой метод, восстал против традиционной точки зрения на природу творческих возможностей, согласно которой природа творчества – это главенство индивидуального гения. Гордон не отрицал великой роли "индивидуального озарения" в поиске новых творческих решений и при этом стал автором дуалистического взгляда на природу творчества. С одной стороны непостижимая стихийность, уникальность каждой личности, с другой – необходимость системы "направленного поиска решений". Попытка объединить эти взгляды и привели Гордона к идее "группового мышления". В ситуации когда люди – "синекторы" – объединены в группу, от них требуется высказывать свои мысли и чувства по поводу поставленной творческой задачки. Нерациональная форма обсуждения является причиной проявления в памяти метафор, образов. Расторможенность мышления в группе синекторов приводит к стимулированию подсознания и к проявлению творческой интуиции. Феномен "инсайта" проявляется довольно часто в работе хорошо тренированной, подготовленной группы, когда она действует слаженно, фиксируясь на более или менее нерациональной основе своих рассуждений по проблеме, некоторое время избегая попыток формулировать окончательно завершенные идеи и мысли. Особенностью этого метода, отличающей его от метода мозгового штурма, является организация влияния группы на творческую активность индивидов. При этом внимание уделяется попыткам превзойти самого себя, отказу от стандартных подходов. Творческое соревнование участников имеет в группе синектеров большое значение – каждый стримиться "взять на себя" наибольшую часть выдвигаемых творческих решений. Считается, что изящество решений, выдаваемых группой, является функцией имеющихся у участников разнообразия знаний, интересов. эмоциональных особенностей. Важным критерием для отбора членов группы является эмоциональный тип. Он влияет на то, как человек подходит к поставленной задаче. Здесь обнаруживается еще одна существенная линия отличий синектики от мозгового штурма. Подбор группы генераторов мозгового штурма состоит в выявлении активных творцов, обладающих различными знаниями. Их эмоциональные типы особо не учитываются. В синектике же, совсем наоборот. Скорее будут выбраны два человека с одним и тем же багажом знаний и опыта, если при этом они совершенно различны в эмоциональной сфере. Часто в состав группы включают авторитетного креативщика, который призван играть роль "третейского судьи" или "адвоката" при столкновении "непримиримых" творческих позиций, а так же он должен помочь участникам группы говорить "на одном языке", примирять чрезмерные творческие амбиции отдельных синектеров. В режиме "адвоката" авторитет сразу же – в процессе работы группы – выявляет и отвергает слабые стороны выдвигаемых идей, концепций, подходов. Итак, синектика определяет творческий процесс как умственную активность в ситуации постановки и решения творческой задачи, где результатом является творческое или художественное решение. Два слова об "операторах синектики". Операторы синектики – суть конкретные психологические факторы, которые ведут вперед творческий процесс. Операторы предназначены для пробуждения, активизации сложных психологических состояний. Идеологи синектики исходят из предположения о том. что решая какую – либо творческую задачу, бессмысленно пытаться убедить себя или других людей быть творческим, вовлеченным в творчество, интуитивным или же – допускать в своих творческих фантазиях очевидные несуразности, несоразмерности, несовместимости. То есть – необходимо дать инструменты. Средства, позволяющие человеку делать это. Обобщенно синектика включает в себя два психологических оператора, два базовых процесса: превращение незнакомого в знакомое; превращение знакомого в незнакомое. Синектика это метод коллективного творчества. Он имеет немало общих черт с мозговым штурмом, однако, если brainstorming является разовым мероприятием и разовым инструментом для групповой кооперации, то синектика предполагает создание постоянно действующей творческой группы. Принципы синектики были заложены американцем В. Дж. Гордоном, организовавшем в 1952 году творческую группу по подготовке изобретателей. В 1960 году Гордон создал фирму по обучению творческому мышлению в сфере техники "Синектисинкорпорейтид". Правила набора синектической группы таковы: группа комплектуется из представителей различных профессий (в первую синектическую группу вошли биолог, дизайнер, психолог и архитектор); критерием отбора при комплектовании служат способности кандидатов, такие как наличие практического опыта в своей области деятельности и гибкость мышления; в группу должны войти люди с различным складом характера, кроме того, участие ограничивается возрастными рамками (группы состоят из людей в возрасте от 25 до 40 лет); после того, как проектная фирма определяет своих людей (3-4 кандидатуры), достойных войти в группу синекторов, последнюю дополняют два-три специально приглашенных со стороны специалиста, призванных обеспечить профессиональную неоднородность формирования. Так же как и в "мозговых атаках", генерация идей происходит во время специальных сессий. Продуктивность группы, как показывает опыт, сильно зависит от личности руководителя. Интересно отметить, что никто из синекторов, кроме руководителя группы, не посвящается в конкретные условия творческой задачи, что предохраняет участников от шаблонов восприятия задачи. Обсуждение начинается с рассмотрения неких общих признаков задачи. Так, решая задачу обеспечения быстрого охлаждения газовых смесей в конкретных устройствах, руководитель может предложить группе начать с дискуссии на тему переноса атмосферного тепла. После получения ряда общих идей группа обращает свое внимание на конкретную задачу, чему в немалой степени способствует талант ее руководителя. Решение конкретной проблемы осуществляется в два этапа: сначала непривычное превращают в обычное, "одомашнивают", а затем происходит обратный ход - превращение обычного в необычное. Решение конструируется при помощи одного из четырех типов аналогий, причем выбор конкретной аналогии опять же остается за руководителем группы: Прямая аналогия предполагает сопоставление проектируемого устройства с уже известными объектами и ответ на вопрос: "Как в принципе решаются такие задачи?" Фантастическая аналогия обязывает синектора рассмотреть проблему глазами несуществующих существ, либо использовать для ее решения фантастический элемент. Символическая аналогия предписывает кратко и метафорично(поэтично, аллегорично) описать суть проблемы. Субъективная аналогия предполагает вживание синектора в образ явления или объекта техники, с которыми связана текущая проблема. За тридцать лет использования синектики стало ясно, что удобнее всего прибегать к услугам синектической группы в промежутке между исследовательской и проектно-конструкторской работой.    
  Декомпозиция Метод декомпозиции позволяет расчленить сложные явления на более простые. Чем проще элементы, тем полнее проникновение в глубь явления и определение его сущности. Например, систему управления персоналом можно расчленить на подсистемы, подсистемы – на функции, функции – на процедуры, процедуры – на операции. После расчленения необходимо воссоздать систему управления персоналом как единое целое, т. е. синтезировать. При этом применяется метод декомпозиционного моделирования, где модели могут быть логическими, графическими и цифровыми. Можно выделить несколько наиболее часто встречающихся методов декомпозиции. 1. Рассмотрение проблемы в рамках отдельных интервалов времени с принятием решений и оценками для каждого интервала. Этот метод представляется целесообразным в следующих случаях: если относительное изменение переменных в рассматриваемом интервале времени мало, их можно считать постоянными, что облегчает моделирование; переменные системы действительно меняются дискретно в определенные моменты времени, например, если финансирование проекта меняется каждые три года, то, вероятно, целесообразно осуществлять структурное разбиение на трехлетние интервалы времени; появляется возможность принимать решения не сразу, а поэтапно, так как при этом число переменных на любом интервале времени. 2. Разбиение на основе научных дисциплин. Такая декомпозиция удобна тем, что позволяет легче осуществить разделение работ между различными исполнителями и руководителями. При этом следует иметь в виду, что при этом могут ослабевать контакты между представителями различных направлений, а при необходимости учета тесной взаимосвязи между различными частными проблемами это нежелательно. 3. Декомпозиция в соответствии с интересами и целями различных групп, организаций. Например, исследование транспортной проблемы может быть проведено с точки зрения интересов населения, владельцев, органов власти. 4. Разбиение проблемы на основе ее рассмотрения применительно к различным географическим областям. Такая декомпозиция удобна, если введение изменений в одну область не вызывает значительных изменений в других областях. Таким образом, декомпозиция производится исходя из определенных представлений о системе, т.е. на основании некоторой модели системы. рассмотрению вопроса о том, какие модели брать на основании декомпозиции. Прежде всего, напомним, что при всем практически необозримом многообразии моделей формальных типов моделей немного: это модели «черного ящика», состава, структуры, структурной схемы, причем каждая из них может быть в своем статическом или динамическом варианте. Это позволяет организовать нужный перебор типов моделей, соответствующих различным методам структурного разбиения. Такие модели называют формальными моделями. Тем не менее, основанием для декомпозиции может служить только конкретная, содержательная модель рассматриваемой системы. выбор же формальной модели лишь подсказывает, какого типа должна быть модель-основание; для того, чтобы формальная модель стала основанием для декомпозиции, ее следует наполнить содержанием, т.е. превратить в содержательную модель. При этом возникает вопрос о полноте проводимого анализа. Полнота декомпозиции обеспечивается полнотой содержательной модели, которая строится на основе выбранной формальной модели. Это означает, что, прежде всего, следует позаботиться о полноте формальной модели. Именно благодаря формальности, абстрактности такой модели часто удается добиться ее абсолютной полноты. Рассмотрим некоторые формальные модели. 1. Схема входов организационной системы на рисунке 1а является полной: к ней нечего добавить (перечислено все, что воздействует на систему), а изъятие любого элемента лишит ее полноты. 2. К числу полных формальных моделей относится схема любой деятельности человека, которая в «Капитале» применялась для анализа процесса труда (рисунок 3а). В схеме выделены: субъект деятельности; объект, на который направлена деятельность; средства, используемые в процессе деятельности; окружающая среда; все возможные связи между ними. 3. Формальный перечень типов ресурсов (рисунок 4а) состоит из энергии, материи, времени, информации (для социальных систем добавляются кадры и финансы). При анализе ресурсного обеспечения любой конкретной системы этот перечень не дает пропустить что-то важное. 4. Если в качестве модели жизненного цикла принять формулировку «все имеет начало, середину и конец», то такая модель также является формально полной. Разумеется, эта модель носит слишком общий характер, поэтому при рассмотрении жизненного цикла проблем (см. пример 2 ниже) приходится использовать более детальные модели. Таким образом, полнота формальной модели должна быть предметом особого внимания. Поэтому одна из важных задач информационного обеспечения системного анализа и состоит в накоплении наборов полных формальных моделей. При разработке моделей сложных систем важно, таким образом, учитывать следующие аспекты. 1. Полнота модели-основания, обеспечиваемая полнотой формальной модели. Следует отметить, что полнота модели основания обуславливает также целостность представления анализируемой системы на всех уровнях агрегирования. 2. Иерархичность структуры, присущая рассматриваемой системе. 3. Возможность использования количественных показателей (индикаторов) состояния на каждом уровне декомпозиции (агрегирования). 4. Возможность информационного обеспечения и состав пользователей моделей. 5. Организация работ по моделированию в виде последовательных этапов. Примеры декомпозиции и агрегирования систем на основе различных моделей. Пример 1. Системный анализ целей развития морского флота Декомпозиция целей проводилась по формальной модели входов организационной системы (рис. 1а). Первый уровень дерева целей представлен на рис. 1б. Здесь входы организационной системы соответствуют определенным подцелям: «нижестоящие системы» (здесь клиентура) – подцель 1; «вышестоящие системы» (здесь государство) – подцель 2; «окружающая среда» (здесь флоты других государств) – подцели 3 и 4. Следует подчеркнуть, что объект декомпозиции должен сопоставляться с каждым элементом модели-основания. Пример 2. Декомпозиция процесса решения системных задач В этом случае декомпозиция производится по модели-основанию, соответствующей формальной модели «жизненный цикл». Эта модель позволяет декомпозировать анализируемый период времени «жизни» системы от возникновения до окончания. Такая декомпозиция предполагает разбиение на этапы, которое дает представление о последовательности действий, начиная с обнаружения проблемы и кончая ее ликвидацией. Пример 2. Декомпозиция жизненного цикла проблем (по Н.П.Федоренко) приведена на рисунке 2.
 
 


Пример 3. Декомпозиция модели эргатической системы на основе формальной модели деятельности.

 

Для исследования и повышения уровня производственной безопасности в качестве формальной модели была выбрана модель деятельности вообще (рисунок 3а), а затем входящим в нее элементам была придана соответствующая интерпретация (рисунки 3б и 3в). Модель 3в, по-видимому, более содержательна, благодаря тому, что из элемента формальной модели «средство» выделены в отдельно учитываемый элемент не только технологии, но и продукты труда и используемое сырье. При моделировании воздействия на окружающую среду это особенно важно, поскольку позволяет рассмотреть проблемы загрязнения при переработке, хранении сырья, безопасности продукции, утилизации отходов. Здесь уместно еще раз подчеркнуть, что модели имеют целевую предназначенность, т.е. изменение целей моделирования требует изменения модели.

 
 


Пример 4. Декомпозиция на базе источников, стоков и потоков объектов. При этом в качестве объектов могут рассматриваться деньги, материалы, люди, загрязняющие вещества, энергия и т.д. На рисунке 4 показана модель взаимодействия окружающей среды, промышленности и потребителя на основе формальной модели «источник – поток – сток». Подобные модели, как правило, используются при составлении уравнений материального баланса.

 

  Дискуссионная группа Наиболее демократичным методом выработки совместного решения является дискуссия или способ публичного обсуждения какой-либо проблемы. Особенности дискуссии состоят в том, что к моменту начала обсуждения уже существуют сложившиеся многообразные подходы к решению данной проблемы. Именно наличие различных мнений, позиций, нередко конфликтных, служит основанием для применения дискуссии при выработке управленческого решения. Она проводится посредством постановки конкретной проблемы и открытого публичного обсуждения путей ее решения, совместного выбора из них наиболее эффективного. Дискуссия предполагает свободное изложение участниками своих позиций, сопоставление различных подходов, обсуждение преимуществ и недостатков. Каждый член группы лаконично излагает свои предложения (письменно или устно) по решению проблемы. Эти предложения обсуждаются. На основании предложенных альтернатив руководитель принимает решения Групповая дискуссия повышает мотивацию и эго-вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности. Объектом дискуссионного обсуждения могут быть: реальные случаи, или казусы; проблемы различного характера; ситуации межличностного взаимодействия; ситуации морального выбора. Ценность последнего метода чрезвычайно велика, поскольку именно однородность группы по уровню нравственного развития обеспечивает ее эффективность. Практика показывает, что значительное расхождение в показателях нравственной зрелости среди участников группы может парализовать ее деятельность даже в тех случаях, когда перед ней стоят чисто инструментальные цели. Метод обсуждения нравственных проблем преследует как диагностические, так и конструктивно-воспитательные цели: осознание участниками последствий выбора того или иного типа поведения, адекватного для окружающих и для функционирования собственного «я» в системе отношений. Метод групповой дискуссии способствует уяснению каждым участником своей точки зрения, развитию инициативы, коммуникативных качеств и умения пользоваться своим интеллектом. Задачи, которые помогает решать метод групповых дискуссий: а) обучать участников анализу реальных ситуаций, навыку отделять важное от второстепенного, формулировать проблемы; б) прививать умение слушать и взаимодействовать с другими людьми; в) моделировать особо сложные ситуации; г) продемонстрировать характерную для большинства проблем многозначность возможных решений; д) обучение навыку формулирования проблемы и отличать важной от второстепенного; е) учит преодолевать приверженность старым образцам; ж) развивает умение преодолевать страх перед неизвестностью, недоверие к себе, боязнь быть застигнутым врасплох. Правда, все разновидности метода анализа проблемных ситуаций имеют общий недостаток - обращенность преимущественно к интеллектуальной стороне личности. Кроме того, человек реагирует не на ситуацию, а на свое восприятие этой ситуации, зависящее от системы его установок (отношений и самоотношения). Классифицировать формы групповой дискуссии, можно по разным основаниям. 1. По структурированности: o структурированные дискуссии — в них задается тема для обсуждения, а иногда и четко регламентируется порядок проведения дискуссии (формы, организованные по принципу "мозговой атаки"). o неструктурированные дискуссии — в них ведущий пассивен, темы выбираются самими участниками, время дискуссии формально не ограничивается. 2. По характеру обсуждаемого материала Семилет Н. В. предлагает рассматривать дискуссии: o тематические — обсуждаются значимые для всех участников группы вопросы и проблемы; o биографические — ориентированные на прошлый опыт, анализируются трудности личной или профессиональной жизни отдельного участника. Интеграции направлены на него, остальные высказывают своё мнение, выражают свои чувства, реагируют на его поведение, предлагают обратную связь. o интеракционные — материалом которых служат структура и содержание взаимоотношений между участниками группы. На этих дискуссиях реализуется принцип «здесь и теперь». o дискуссии, ориентированные на задачу — материалом служит содержание отдельных упражнений и игр тренинга, в ходе которых необходимо выполнить какую-либо задачу. [21, с. 140]. Виды групповых дискуссий по уровню организации и содержанию хорошо представлены в Приложении 2. Преимущества групповой дискуссии: 1. Позволяет членам группы прояснять собственную позицию и уточнять взаимные позиции участников группы. 2. Позволяет выявлять многообразие подходов и точек зрения по поставленным проблемам и вопросам. 3. Дает всестороннее видение предмета обсуждения. Дискуссионные методы применяются при разборе разнообразных ситуаций из практики работы или жизни участников, при анализе предлагаемых ведущим сложных ситуаций межличностного взаимодействия и в других случаях. В некоторых направлениях тренингов групповая дискуссия становится главнейшим, а иногда и единственным методом групповой работы (группы встреч К. Роджерса, групп-анализ).
  За - против Группа, состоящая из 10-15 человек, определяет возможные решения поставленной проблемы и в схематизированном виде представляет их на суд специального жюри. На его заседании каждый вариант «обвиняют» и каждый вариант «защищают» по 2 человека, доводы которых фиксируются на специальном табло. На втором этапе они меняются ролями, что позволяет выявить дополнительные доводы «за» и «против». На третьем этапе все эти доводы обсуждаются жюри (сначала по группам, а затем совместно), которое с их помощью совершенствует варианты и выбирает лучший из них Он является одним из методов выбора оптимального варианта решения проблемы. Сначала формируется жюри в составе экспертов. Затем к каждому прикрепляются представители концепции “за”, защитники этого варианта; такое же количество представителей концепции “против”. На первом этапе представители противоположных концепций по очереди приводят свои аргументы, фиксируемые на табло доводов. На втором этапе представители концепций меняются позициями. Каждому варианту члены жюри присваивают свои бальные оценки, на основе которых отбираются оптимальные варианты. На заключительном этапе жюри образует из своего состава подгруппы, которые независимо друг от друга занимаются совершенствованием принятых вариантов.
  Инвентарный метод Составление перечня трудностей, стоящих на пути решения данной проблемы. Обсуждаются варианты устранения или преодоления барьеров в принятии и реализации решения. Инвентаризация: методы Инвентаризация на определенную дату При инвентаризации на определенную дату все запасы физически пересчитываются на дату составления баланса. В этом случае должен пересчитываться каждый материал. На время подсчета весь склад целиком должен быть заблокирован для движений материала. Периодическая инвентаризация Периодическая инвентаризация представляет собой метод, посредством которого запас подсчитывается через регулярные интервалы времени в рамках финансового года. Эти интервалы (или циклы) зависят от кода периодической инвентаризации, установленного для материалов. Периодическая инвентаризация позволяет, например, подсчитывать быстроподвижные запасы более часто, чем запасы с малой частотой движения. Постоянная инвентаризация При методе постоянной инвентаризации запасы постоянно подсчитываются в течение всего финансового года. В этом случае важно обеспечить, что каждый материал физически подсчитывается по крайней мере один раз в течение года. Постоянная инвентаризация предоставляет высокую степень гибкости, так как процесс подсчета может быть распределен по всему году. Непрерывная инвентар. при помещении на склад. место (только при активир. СУС) При первоначальном занятии складского места система управления складами затребует инвентаризацию. При подтверждении приемки материала на склад осуществляется инвентаризация и ее результаты вводятся в систему. Обычно в том же году не проводится дальнейшей инвентаризации для данного складского места. Этот метод обычно используется для большей части складских мест, для которых проводится инвентаризация. Однако, иногда в течение финансового года не происходит физической приемки запаса на складское место. Для мест, в которые не помещен запас, должна проводиться инвентаризация на определенную дату в конце финансового года. Непрерывная инвентар. на основании контроля нулевого запаса (только при активир. СУС) Метод управления по нулевому запасу использует тот факт, что складское место освобождается при выдаче запаса. В документе транспортного заказа делается пометка, указывающая, что данное складское место должно быть проверено. При выдаче запаса со склада работник склада проверяет, освободилось ли фактически данное складское место. Транспортный заказ подтверждается с результатами подсчета. Если данное место не свободно, то объем складских запасов автоматически корректируется в системе управления складами. Разница также должна быть затем подстроена в системе управления запасами. Тем самым завершается инвентаризация для данного складского места. Выборочная инвентаризация Чем больше число материалов, хранимых в компании, тем больше время и расходы, затрачиваемые на подсчет запасов данных материалов. Время и усилия, требуемые на инвентаризацию, могут быть значительно сокращены с помощью ограничения подсчета лимитированным числом материалов и экстраполяции результатов для всех единиц учета запаса. Это выборочный принцип также используется при контроле по качеству - инспектируется только выборочная проба и результаты экстраполируются для всего количества. Результаты инвентаризации, осуществляемой этим способом, допустимы только если удовлетворяются определенные требования: ● Число единиц учета запаса, задействованных при инвентаризации, должно быть достаточно большим ● Число единиц учета запаса, задействованных при инвентаризации, должно быть достаточно репрезентативным Для проведения выборочной инвентаризации используется ряд статистических методов: ● Проба выбирается произвольно из единиц учета запаса, задействованных в инвентаризации. Размер выборочной пробы зависит от вероятной степени достоверности, которая должна быть получена при экстраполяции результатов подсчета для всех единиц учета запаса. ● С помощью проведенных результатов экстраполяция осуществляется для всех единиц учета запаса, задействованных в выборочной инвентаризации. ● Если имеется лишь малое отклонение между экстраполированной стоимостью и балансовой стоимостью и если вероятность ошибки в процессе экстраполяции мала, то данная выборочная инвентаризация считается успешной. Выборочная инвентаризация считается успешной, если оцененные отклонения настолько малы, что ими можно пренебречь. Как и при классической инвентаризации, корректируются только стоимости запасов фактически подсчитанных элементов; стоимости запасов остальных единиц учета запаса не изменяются. Если выборочная инвентаризация не является успешной, то для единиц учета запаса, которые не были подсчитаны, осуществляется полная инвентаризация. Выборочная инвентаризация на определенную дату В этом случае подсчет выполняется на периодической основе. При процессе выборки движения складских запасов или изменения к бухгалтерским сальдо на производятся. Непрерывная выборочная инвентаризация Она может производится в течение длительного промежутка времени. Бухгалтерские сальдо периодически обновляются в соответствии с полученными данными. Поэтому изменения в балансовых стоимостях включаются в калькуляции выборочной инвентаризации.  
  Инцидент Метод используется в случае, если вместо отдельных разрозненных идей к обсуждению предлагается целостная концепция, в общих чертах раскрывающая одну из них. Выслушав изложенную ведущим концепцию, участники высказывают свои суждения по воду нее, уточняют некоторые вопросы, это помогает лучше понять суть проблемы и быстрее найти способы ее решения. Управление инцидентами Речь идет о классическом процессе возобновления работы после сбоя [7]. Например, в случае аварийного завершения программного процесса выполняется его перезапуск. Достоинства: в отличие от резервирования и "классического" проактивного управления, данный метод позволяет максимально рационально использовать ресурс оборудования (он полностью вырабатывается - вплоть до выхода устройства из строя). Этот метод одинаково применим к сбоям оборудования, ПО и виртуальных объектов (например, сервисов). Его результаты не зависят от времени наработки на отказ компонентов и назначенного срока службы системы. Метод управления инцидентами применим также к событиям, связанным с производительностью, безопасностью и т.п. Он может задействоваться в условиях эволюции (развития и модернизации) объектов управления. Недостатки: иногда подразумевает простой оборудования в период восстановления его работоспособности после сбоя. Эта проблема решается за счет резервирования наиболее важных компонентов ИТ-ресурсов. Применимость: необходима автоматизированная система мониторинга и управления, требуются эксплуатирующий персонал для обнаружения и устранения инцидентов и внедрение процесса управления инцидентами. Данный подход применим для сбоев средней частоты и воздействия (область 5), но управление относительно безобидными инцидентами из области 6 (которые можно было бы игнорировать, если бы не их количество) приведет к росту общей стоимости каждого из них (добавится стоимость управления). В области 4 (отсутствие регулярных сбоев) затраты на службу эксплуатации могут оказаться необоснованными.    
  Кепнер-Трего Способ воронки, разработанный Чарльзом Кепнером и Бенджамином Трегом, - многошаговый анализ сложной ситуации. Эффективен, когда для принятия качественного решения нужно обработать большой объем информации и учесть максимум точек зрения. Методика Кепнера–Трего (Kepner–Tregoe Technique)— один из инструментов систематизированного поиска фактической причины возникновения проблем,применяется в различных областях человеческой деятельности, где есть потребность в организованном, систематическом мышлении, чтобы разрешить проблемы. Методика Кепнера–Трего — это специальный, хорошо отлаженный, синхронизированный и документируемый анализ основной причины и метод принятия решений. Это сознательный, пошаговый подход к систематическому решению проблем, принятию рациональных решений и анализу потенциальных рисков и возможностей. Он помогает максимизировать навыки критического мышления, систематически организовывать и выстраивать по приоритетности информацию, ставить задачи, оценивать альтернативы и анализировать последствия. Общая информация Чарльз Кепнер и Бенджамин Трего (Kepner & Tregoe) в своей классической работе «Рациональный менеджер» (The Rational Manager, 1965), посвященной рациональному управлению, предложили собственную систему для преодоления проблем, содержащую пять основных принципов. Предложенную ими систему анализа проблем можно условно описать как систематическую деятельность по последовательному отсечению всех лишних факторов, основанную на максимальном использовании знаний и опыта. Предназначение и область применения Метод Кепнера-Трего (Kepner-Tregoe Method) предназначен для анализа ситуаций и поиска корневой причины, приведшей к их появлению. Область применения данного метода весьма широка: · анализ управленческих решений; · анализ причин сбоев технических систем; · анализ проектной деятельности · и так далее… Метод применим при выполнении анализа как одним специалистом, так и группой специалистов. Преимущества и ограничения применения Основным преимуществом данного метода является системность в анализе различных обстоятельств и факторов, связанных с проблемой при поиске корневой причины. Основным ограничением служит требование к подробной диагностике обстоятельств, сопутствующих проблеме, и детальной информации об исследуемом объекте (в качестве подобной информации, например, можно использовать имеющуюся диаграмму Ишикавы для исследуемого объекта). Принцип использования При применении метода используются 5 последовательных шагов: 1. Поиск проблемы. Проблемы определяются путем сравнения фактической работы (состояния) с предполагаемым образцом (например, SLA). Важнейшее из действий – это сравнение того, что могло бы произойти, с тем, что на самом деле происходит. Проблема найдена, когда выявлено определенное несоответствие. Пример: «Пользователь: «Помогите, замерзаю. Отопление не работает» Оператор: «А горячая вода есть?» П: «И ее нет» О: «Нигде нет? Ни на кухне, ни в ванной комнате?» П: «Да вообще нигде нет. Все пять радиаторов холодные» О: «Давно?» П: «Отопления нет с 7 утра, а горячей воды с 4 вечера» О: «Какое у Вас отопление?» П: «На газу живу» О: «Ваш адрес?» П: «Улица Героев-Гавриловцев, 41» О: «Ждите, помощь идет» 2. Формирование точного и полного описания проблемы. Оно вытекает из ответов на четыре типа вопросов: · сущность – что происходит? что работает не так? · время – когда работало? когда перестало? как часто ломается? · место – кто затронут? где проявляется? · масштаб бедствия – сколько пострадавших? каков ущерб? Чтобы очертить рамки существования проблемы, нужно также описать и обратный аспект: что же не происходит, выяснив области, где нет проблем.
Сущность Время Место Масштаб бедствия
Нет отопления С 7 утра В квартире Все 5 радиаторов холодные
Нет горячей воды С 4 вечера В квартире В ванной и на кухне

3. Определение возможных причин. При этом рассматривается текущая ситуация Это включает ответы на ряд вопросов:

Возможно, аналогичные компоненты в аналогичной среде работают – в чем отличие?
В чем отличие от нормального состояния?
Какие изменения были в последнее время? какие работы проводились?
Для наглядного представления информации об инфраструктуре используем диаграмму Ишикавы для нашего примера:


Рисунок 1. Диаграмма Ишикавы для метода Кепнера-Трего

В качестве наиболее вероятных причин можно выделить отказ термостата и отсутствие газа на входе в нагреватели.

4. Определение методов тестирования наиболее вероятных причин. Причина проблемы будет обнаружена при сравнении ситуаций, в которых она проявляется, с подобными ситуациями, в которых с этой проблемой сталкиваться не приходилось. Проблемы редко касаются всего сразу. Многие из них чаще всего свойственны в отдельности какой-либо части инфраструктуры, конфигурационной единице или их компоновке, а также конкретному периоду времени и т. п. Выявление потенциальных причин проблемы предполагает выявление уникальных свойств или обстоятельств присущих событиям, связанным с проблемой – ключей к определению корневой причины. Например, если искать проблему, существование которой оказалось характерным для работы ночной смены, то начать следует с анализа разницы между деятельностью специалистов дневной и ночной смен, включая разницу в контроле за их работой и в самом характере их работы.

Составляем перечень причин и методов их проверки:

Возможные причины Методы тестирования Ожидаемый результат проверки
Отказ термостата на нагревателе «Прозвон» термостата в положении «Включено» на соответствие техническим характеристикам. Термостат пропускает ток и имеет сопротивление в соответствие с техническим паспортом
Отсутствие подачи газа на нагреватель в квартире Проверка показаний манометра на трубе подачи газа в квартиру Манометр показывает давление газа ~0,2-0,3 МПа Запорный кран находится в положении «Открыто»
Отсутствие подачи газа в дом Проверка показаний манометра на магистральной трубе подачи газа в дом Манометр показывает давление газа ~0,3-0,4 МПа Запорный кран находится в положении «Открыто»
   

5. Проверка на соответствие реального состояния ожидаемым результатам. В ходе проверки было выявлено, что термостат вышел из строя. Его замена привела к устранению проблемы.

 

 

  Круглый стол практике проведения совещаний все более распространенной формой становятся «круглые столы». Основной и традиционный замысел «круглого стола» - полное равенство его участников, отказ от субординации. Диалог за «круглым столом» имеет высокую степень эффективности. На обычных совещаниях каждый участник строит свое выступление по классической схеме: выступление ¦ изложение ¦ заключение. Поэтому здесь трудно избежать повторов и общих мест, ведущих к потере времени. А за «круглым столом» фактически идет общий разговор, каждый участник встречи чем-то обогащает его. Каждый участник может выступить как с развернутым мнением, так и подать короткую реплику, выразить одобрение, согласие / несогласие. Различают два типа «круглых столов»: Характеризуется небольшим количеством участников (не более 10), которые непосредственно общаются друг с другом. Если публика и присутствует, то в качестве наблюдателя. Используется в научной дискуссии, в учебном процессе. Рассчитан на публику. В результате возникает эффект соучастия присутствующих во всем происходящем за «круглым столом». Ведущий круглого стола не претендуя на роль главного авторитета, выступает в качестве «дирижера» дискуссии. Гибко не навязывая своего мнения, он направляет беседу в нужное русло, поддерживает активность, обеспечивает равенство в выражении мыслей, при необходимости перестраивает план разговора, проявлять находчивость, обладать остротой и смелостью суждений. Подготовка «круглого стола» Необходимо выделить тему, вопросы для обсуждения; продумать содержание, логику своего выступления, сформулировать новое, подобрать необходимые факты, иллюстрации, позаботиться о максимальной лаконичности изложения своих мыслей Метод круглого стола (термин заимствован из журналистики) предусматривает обсуждение какой-либо проблемы из выбранной предметной области, в котором принимают участие с равными правами несколько специалистов компании. Обычно вначале участники высказываются в определенном порядке, а затем переходят к живой свободной дискуссии. Число участников дискуссии колеблется от трех до пяти-семи. Большинство общих рекомендаций по извлечению знаний, предложенных ранее, применимо и к данному методу. Однако существует и специфика, связанная с поведением человека в группе. Во-первых, подготовка круглого стола потребует дополнительных усилий от аналитика: как организационных (место, время, обстановка, минеральная вода, чай, кворум и т. д.), так и психологических (умение вставлять уместные реплики, чувство юмора, память на имена-отчества, способность гасить конфликтные ситуации и т. д.). Во-вторых, большинство участников под воздействием «эффекта фасада» будут говорить совсем не то, что они сказали бы в другой обстановке, т. е. желание произвести впечатление на других участников дискуссии будет существенно влиять на их высказывания. Этот эффект часто наблюдается на защитах диссертаций: члены ученого совета задают не тот вопрос, который им действительно интересен, а тот, который демонстрирует их собственную компетентность. Ход беседы за круглым столом удобно записывать на магнитофон, а при расшифровке и анализе результатов учитывать этот эффект, а также взаимные отношения участников. Задача дискуссии - коллективно, с разных точек зрения, под разными углами обсудить и исследовать спорные моменты, связанные с корпоративной информацией. Любая компания средней величины богата таким дискуссионным материалом: описание бизнес-процессов в разных подразделениях, способы и формы хранения документации, оптимальные маршруты документооборота - вот далеко не полный перечень дискуссионных проблем. Для остроты дискуссии на круглый стол приглашают представителей разных «группировок влияния» и разных поколений. Это также уменьшает опасность получения односторонних однобоких знаний. Несколько практических советов по процедурным вопросам круглого стола. Перед началом дискуссии ведущему полезно: · убедиться, что все правильно понимают цель дискуссии (т. е. что происходит сеанс извлечения данных и знаний); · установить регламент выступлений (не более 5-7 мин); · четко сформулировать тему. По ходу дискуссии важно проследить, чтобы слишком эмоциональные и разговорчивые специалисты предприятия не подменили тему и чтобы критика позиций друг друга была обоснованной. Вообще говоря, профессионализм при проведении дискуссии в конечном счете определяет ее плодотворность.  
  Круговой метод Решение проблемы пускается «по кругу», в процессе чего предложенные руководителем идеи дополняются и развиваются
  Латеральное (боковое) мышление Анализируются все возможности, выходящие за пределы рассматриваемого решения. Метод дает возможность поиска неординарных решений Латеральное мышление (lateral thinking) – из области творческого, это метод нестандартного подхода и решения задач. Сам термин (описывающий принцип целой научной концепции) предложил в конце 1960-х гг. Эдвард де Боно, ныне один из самых авторитетных в мире экспертов в сфере креативности, «гуру менеджмента». Пару слов об авторе. Он родился в 1933 году на Мальте, там же окончил университет, продолжил изучать медицину, психологию и физиологию в Оксфорде и затем преподавал там, а также в Кембридже, Гарварде, Лондоне. В настоящее время, наряду с лекторской и консультационной практикой, много внимания уделяет деятельности в Наднациональной организации мышления (Supranational Thinking Organization) в Гааге. Автор почти полусотни книг, переведенных на 35 языков. Самой важной из них сам он считает «Я прав – вы заблуждаетесь», а самой популярной является «Шесть шляп мышления». Почитайте, очень интересно! Например, «шляпы»: Красная – эмоции, а отсюда – интуиция, чувства и предчувствия. Желтая – преимущества. Черная – осторожность, следовательно, суждение и оценка с позиции «а правда ли это?» Зеленая – творчество, т.е. идеи и предложения, поиск альтернатив. Белая – информация и вопросы, связанные ней: что имеем, чего не хватает? Синяя – организация мышления: чего достигли и что делать дальше? «Меняя» головной убор, можно переключаться на разные аспекты того, что приняли за тему, проблему и т.п. Но для понимания принципа действия «шляп» (или обуви, или... разные образы могут использоваться) не обойтись без экскурса в область теории, раскрывающую научную суть изобретенной Э.де Боно концепции. Дело в том, что он сумел предложить новый подход к работе восприятия, который открыл, моделируя информационную систему, способную к самоорганизации. Именно он ввел понятие паттерна (от лат. patronus – модель, образец для подражания, шаблон, стиль, узор, выкройка), столь употребимого ныне в психологии и социологии. Паттерн обозначает распределение процессов, стимулов в пространстве и времени, т.е. структуру, в которой выделены как ее целостность, так и «моментальность», изменчивость. Так вот, рассматривая паттерны, ученый обнаружил разные их виды, в т.ч. сдерживающие, а затем разработал инструмент, позволяющий перестраивать («реструктурировать») паттерны, уходя от ограничивающих и создавая благоприятные. Это и есть латеральное мышление. Сравним его с традиционным логическим. В противовес ему, латеральное мышление не предполагает обязательного пошагового движения мысли, при котором ошибка в исходной позиции или любом одном действии неминуемо приведет к неправильному выводу. Латеральное мышление позволяет делать «скачки» в любом направлении и допускает ошибку как промежуточный шаг, не приводящий, однако, к соответствующим последствиям для результата. Почему? Оно избавляет от стереотипов и создает новые модели – оригинальные, творческие, поскольку привлекает интуицию. Этот способ мышления составляют креатив плюс инсайт плюс... юмор. Он парадоксален, но эффективен. Не напоминает ли вам это технику «мозгового штурма»? Она построена именно на латеральном подходе. В то же время, этот подход не отменяет логику. Логическое мышление, по Э.де Боно – вертикальное, латеральное – боковое, оба достойны внимания и применения. Второе находит идею, первое – развивает ее. Автор метода сравнивает латеральное мышление с задним ходом автомобиля, искусство владения которым может помочь выбраться из тупика, хоть использовать только его – невозможно, да и не нужно. Пять методических советов от Эдварда де Боно: 1. Уйдите от клише и установившихся моделей мышления. 2. Сомневайтесь в допускаемом. 3. Обобщайте альтернативы. 4. Хватайтесь за новые идеи и смотрите, что получится. 5. Находите новые точки входа, от которых можно оттолкнуться. Латеральное мышление ищет решение трудных проблем с помощью необычных методов, которые игнорируются обычным логическим мышлением. Инструменты латерального мышления бросают вызов нормальной работе самоорганизующейся системы мозга человека. Сегодня более качественное и лучшее обслуживание клиента является основой успеха в бизнесе, но не единственным условием. Творческие способности и инновации — основные источники длительного и глобального успеха в современном изменяющемся мире. Методы латерального мышления были разработаны в 1968 году и опубликованы в книге Эдварда де Боно «Механизмы ума» в 1969. Эти техники простые, мощные и убедительные. Сравнивая латеральное мышление с традиционным логическим, мы видим, что в противовес ему, латеральное мышление не предполагает обязательного пошагового движения мысли, при котором ошибка в исходной позиции или любом одном действии неминуемо приведет к неправильному выводу. Латеральное мышление позволяет делать «скачки» в любом направлении и допускает ошибку как промежуточный шаг. Почему? Оно избавляет от стереотипов и создает новые модели — оригинальные, творческие, поскольку привлекает интуицию. Этот способ мышления составляют креатив плюс юмор. Он парадоксален, но эффективен. Техника «мозгового штурма» построена именно на латеральном подходе. Большинство бизнесменов не способны мыслить оригинально, потому, что они не в состоянии избавиться от тирании логических рассуждений. Их воображение блокировано. Эдвард де Боно создал техники для поддержания «телефонной линии» с подсознанием, на случай, если у этого беспорядочного хранилища есть что нам сказать. Эдвард сам часто слушает музыку, долго принимает горячую ванну, работает в саду. Он замыкается у себя в загородном доме, наблюдая за птицами и долго гуляя за городом. Также по возможности часто беря отпуск, чтобы мозг находился «под паром»: ни гольфа, ни вечеринок с коктейлями, ни бриджа — никакой сосредоточенности, только езда на велосипеде. За время, пока он ничего не делает, его мозг получает постоянный поток «телеграмм» из подсознания, и они превращаются в сырой материал для его рекламных сообщений. Однако для воплощения результатов работы подсознания требуется больше: тяжелая работа, открытый ум и неуправляемое любопытство. Мировая практика уже продемонстрировала яркие примеры эффективных находок в латеральном маркетинге. Одна Лондонская строительная компания никак не могла добиться, чтобы потенциальные клиенты приходили смотреть ее дома. Тогда директор подумал о том, как бы сделать, чтобы дома сами пошли навстречу людям. Был построен макет здания в натуральную величину. Затем его погрузили на баржу и отправили в путешествие по Темзе. Время от времени судно бросало якорь у густо заселенных берегов. В результате за три месяца дом посетили 26 тыс. человек. Для того, чтобы мыслить нешаблонно и создавать действительно что-то новое, полезно понимать, как можно этот шаблон разорвать. В большинстве случаев в творческом процессе мы проходим ряд этапов, о которых полезно знать. В данном уроке будет описана знаменитая схема латерального мышления Эдварда де Боно. Осознание процесса креативного мышления поможет понять, как сделать свое творческое мышление лучше и быстрее. Существует множество схем, описывающих творческое мышление человека. Суметь из всех них построить единый тренинг просто невозможно, поэтому мы выбрали одну, как нам кажется, наиболее известную и сильную теорию Эдварда де Боно: латеральное мышление, а также на схожие концепции. Кроме того, в тренинге содержится множество упражнений и примеров, которые призваны дополнить уроки по развитию ваших креативных способностей. В своей концепции Эдвард де Боно пытался найти новое латеральное мышление, как отдельный вид мышления, отличающийся от вертикального логического и горизонтального фантазийного видов мышления. Новое мышление, которое планировал описать де Боно, должно было приводить к созданию чего-то нового из того, что уже известно. Другими словами, латеральное мышление должно было из известной идеи (или нескольких идей) создавать абсолютно новую концепцию… Латеральный (лат. lateralis - боковой, от latus – бок) – означает «боковой» или «смещенный». Таким образом, латеральное мышление – это мышление, смещенное (перенаправленное) относительно традиционного мышления. Каким образом мышление можно сместить или перенаправить? Эдвардом де Боно было выделено несколько этапов латерального мышления: 1. Выбор фокуса. Чтобы что-то создать новое нужно обязательно выбрать область творческой деятельности, определенную уже известную идею, концепцию, вещь и т.п., от которых мы будем отталкиваться. Без такой отправной точки просто невозможно двигаться дальше. Чем лучше фокусировка, тем проще будет создавать что-то новое. Во втором уроке будут рассмотрены проблемы выбора, фокусировки и изучения идеи, которая может стать той самой отправной точкой для будущего креативного процесса. 2. Генерирование латерального разрыва. По сути создание разрыва в рамках установленного фокуса является главным этапом латерального мышления. Из некоторой логичной идеи, сформулированной на первом этапе, важно сделать определенное смещение, нарушающее логику этой идеи. Другими словами нам нужно модифицировать наш фокус. Каким образом это сделать будет рассказано в третьем уроке. 3. Установление связи. После того, как на в
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вычисление определенных интегралов. Формула Ньютона – Лейбница | Комбинированные методы разработки управленческих решений 2 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4799; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.