Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории социализации

Социализация как адаптация.

Акцентируются разные механизмы интернализации.

В теории научения – классическое оперантное научение.

В теории социального научения – наблюдаемое поведение.

Психоаналитическая трактовка – рассматривает рационализацию.

Процесс достижения известного соответствия человека требованиям социальной среды – это и есть адаптация. Нарушение этого процесса – дезадаптация.

Бихевиоризм – адаптация: достижение человеком состояния социального равновесия между индивидом и группой, как отсутствие конфликтных отношений с ближайшим социальным окружением.

Психоанализ – адаптация: формирование и развитие защитных механизмов и развитие защитных механизмов личности, они играют стабилизирующую и дестабилизирующую роль.

Существуют два пути адаптации:

1. изменение мира под себя (Фрейд)

2. изменения себя под мир

Факторы обеспечения успешности социальной адаптации:

1. способность к изменению своих ценностных ориентаций и Я- концепции

2. умение находить баланс между своими жизненными ориентациями и социальной ролью

3. по Колбергу: ориентация не на конкретные социальные требования, а на принятие универсальной системы ценностей

Общие положения исследований социализации, как адаптации:

· социализация понимается, как конечный процесс

· ход и содержание социализации представляется как однозначно – заданные социальные требования

· социализация – количественный процесс изменения человека под влиянием внешних обстоятельств, а не как смена качественного своеобразных фаз

· социализация выступает как процесс, как реакция, следующая за изменениями социальной ситуации. Критерий успешности – «заглядывание вперёд».

Основные подходы исследования социализации:

1. Биогенетические теории (Холл и Гейзел)

2. Социогенетические теории (Бенедикт и Маргарет Мид)

3. Интрокционистские теории (Дж. Мид и Кули)

4. Социально – экологический подход (Бронфенбеннер)

5. Теория социального научения (Скиннер и Бандура)

6. Психоаналитические теории (Фрейд, Блос, Эриксон)

7. Когнитивистские теории (Пиаже, Колберг)

.

(Кули, Фрейд, Мид, Пиаже, Колберг и Эриксон)

Чарльз Хортон Кули: Американские ученые Чарльз Хортон Кули (1864-1929) и Джордж Герберт Мид (1863-1931) считали, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром.

Огромное значение в социализации индивида, по мнению Ч. Кули, играют первичные группы (семья, друзья, и т. д.). Мнения родителей, друзей, соседей становятся для ребенка настолько важными, что под их влиянием у него развивается способность выделять себя из группы и осознавать свое "Я", которое Ч. Кули назвал "зеркальным Я". Другие люди - это своеобразные зеркала, в которые смотрится индивид и формирует своё собственное Я как некую сумму зеркальных Я, отражающих личностный мир других.

Таким образом, человеческое Я оказывается результатом взаимодействия индивида с окружающими его людьми. Личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнения о нем окружающих. "Зеркальное Я" становится важнейшим элементом самосознания ребенка. Благодаря этому, у него формируется самооценка, умение смотреть на себя глазами окружающих людей, вырабатывается чувство гордости, уважения или унижения за собственное Я.

С возрастом у детей вырабатывается чувство самоконтроля под влиянием требования окружающих. Они все в большей степени учитывают нормы и ценности социального окружения.

Джордж Герберт Мид развил дальше и систематизировал теорию "зеркального Я", Он полагал, что необходимой стороной взаимопонимания и согласованного социального взаимодействия является способность человека, формирующаяся еще в детстве, принимать (примерять) на себя роли других людей.
Главное в формировании этой способности, по его мнению, принадлежит детским играм. В ходе игры дети поставлены перед необходимостью принимать на себя определенные роли (к которым у них может быть различное ценностное отношение), что влечет за собой развитие их самосознания, усвоение ими норм и ценностей социальной группы, ее требований и установок по отношению к ним.
Критерием формирования зрелого Я служит способность индивида принимать на себя роль "обобщенного другого", под которым Дж. Мид понимал некий обобщенный образ коллективных требований и установок по отношению к данному индивиду.

Процесс формирования личности, как считает Дж. Мид, проходит три различные стадии:

· Первая стадия - имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его.

· Вторая стадия - ролевые игры, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, воспитателя, продавца и т. д. В процессе игры они воспроизводят эти роли. На этой стадии у детей развивается способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, который придают им другие члены общества.

· Третья стадия - коллективные игры. Дети учатся осознавать ожидания членов группы, оценивать свое поведение в соответствии с правилами, стандартами, установленными в группе, обществе, выраженных в социальных нормах. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности. С этого момента индивид начинает формироваться как личность, обладающая своим зрелым субъективным Я. Он становится активным членом группы, участвующим в решении общих проблем, разделяя общие заботы и интересы группы.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) - австрийский психолог, основоположник психоаналитической ориентации в социологии. 3. Фрейд рассматривал социализацию как сложный процесс взаимодействия природного и социального. По его мнению, социализация есть происходящий в социальной среде процесс обуздания физиологических побуждений (особенно сексуальных), противоречащих нормам культуры социального окружения. В структуре личности 3. Фрейд выделяет три части: Ид ("Оно"), Эго ("Я"), Суперэго ("Сверх-Я").

Ид ("Оно") - это первоначальная, основная часть структуры личности. Содержание Ид целиком бессознательно и включает в себя основные родовые инстинкты и воспоминания, которые оказались вытесненными из сознания. Ид - источник энергии, включающий в себя либидо (энергию созидающую) и мортидо (энергию разрушающую), направленный на удовлетворение инстинктов и получение удовольствия.
Эго ("Я") - та часть структуры личности, которая находится в контакте с внешней реальностью. Эго контролирует поведение человека, помогает ему ориентироваться в окружающем мире. С одной стороны, Эго следует бессознательным инстинктам, а с другой - подчиняется нормативам и требованиям реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает употреблять в пищу несъедобные продукты; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи. Следующая часть структуры личности - Суперэго ("Сверх-Я"). Это, в первую очередь, совокупность всех установок, ценностей усвоенных ребёнком от своих родителей (первичной группы). Оно служит судьей или цензором деятельности и мыслей Эго. 3. Фрейд указывал на три функции Суперэго: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. В качестве совести Суперэго ограничивает, запрещает, судит сознательную деятельность.

Суперэго стремится усовершенствовать поведение человека в соответствии с культурой, законами, запретами,

Принятыми в обществе, т.е. с коллективным сознанием. Эти три компонента структуры личности активно воздействуют на формирование личности ребенка. Детям приходится, следуя принципу реальности, ждать случая, когда они могут удовлетворять потребности Ид, в то же время они должны подчиняться моральным требованиям, предъявляемыми родителями и собственным формирующимся Суперэго. Эго несет, ответственность за поступки, поощряемые или наказываемые Суперэго, поэтому человек может испытывать чувство либо гордости, либо вины.

Таким образом, человек находится в конфликте с обществом. Личность изнутри раздирают две силы: инстинкты, влечения, стремление остаться самим собой, отдаться удовлетворению своих желаний и влияние общества, его требований, законов, запретов, направленных на подавление его желаний, на подчинение социальным нормам.

Сторонник психоаналитической ориентации в социологии американский ученый Эрик Хомбергер Эриксон (1902 - 1994) обратил внимание на то, что наряду с описанными 3. Фрейдом фазами психосексуального развития, существуют и психологические стадии развития человеческого "Я", в ходе которых индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде.

Становление личности, по Э. Эриксону, не заканчивается в подростковом возрасте, оно растягивается на весь жизненный цикл. На своем жизненном пути личность проходит стадии развития, связанные с преодолением эмоциональных кризисов. Согласно теории Э. Эриксона, жизненный цикл развития состоит из восьми стадий; первые пять приходятся на детство, а последние три соответствуют определенным периодам в жизни взрослых. На каждой стадии в жизни индивида возникает специфический кризис, или сомнение, а переход от одной стадии к другой происходит в результате преодоления этого кризиса (даже если он разрешается не полностью).

Совершенно другой, отличный от психоанализа подход, предложил швейцарский учёный Жан Пиаже (1896-1980). Он создал теорию когнитивного (от лат. cognitio - знание, познание) развития. Согласно Ж. Пиаже, способность мыслить развивается по мере прохождения четырех последовательных стадий, каждая из которых способствует овладению новыми познавательными навыками. На первой, сенсометерной стадии (от лат. sensus - восприятие, чувство) у детей (до двух лет) формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира. На второй, предоперациональной стадии (от 2 до 7 лет), ребенок учится различать символы и их значения. На третьей, стадии конкретных операций (от 7 до 11 лет), дети обретают умение мысленно совершать действия, которые они раньше выполняли только руками. На последней, стадии формальных операций (от 12 до 15 лет), подростки могут решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, размышлять о будущем.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социализация как интернализация | В дальнейшем совершенствуются умения и навыки, усвоенные на этой стадии Ж. Пиаже делал акцент на активности личности в развитии своих мыслительных способностей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3742; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.