Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международный банк, его составляющие и значение для мировой финансовой среды




Всемирный банк — это международная кредитная организация, объединяющая четыре тесно связанных между собой финансовых института: Международный банк реконструкции и развития (учрежден в 1945 году, 177 членов, которые одновременно являются и членами МВФ, делая взносы в обе эти организации, доля капитала каждого члена МБРФ варьируется в зависимости от его квоты в МВФ), Международную ассоциацию развития (основана в 1960 году, 156 членов), Международную финансовую корпорацию (учреждена в 1956 году, 161 член), Международное агентство по инвестиционным гарантиям (учреждено 1988 году, 120 членов).

Всемирный банк предназначен для кредитования экономики развивающихся стран. Но в отличие от обычных коммерческих банков, он оказывает техническую помощь, консультирует, как выгоднее использовать кредиты, и всячески содействует капиталовложениям в экономику этих стран. Тем не менее, функции институтов Всемирного банка несколько отличаются друг от друга.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) создан в результате подписания странами Соглашения в Бреттон-Вудсе. В 1947 году Генеральная Ассамблея ООН утвердила Соглашение, определяющее отношения между Банком и ООН. В нем, в частности, говорится, что вследствие характера своих международных обязанностей и положений Устава, Банк является независимой международной организацией и должен функционировать как таковая. Соглашением предусматривается представительство банка на Генеральной Ассамблее ООН, в ЭКОСОСе, в региональных экономических комиссиях ООН, в Программе развития ООН. Банк считается специализированным учреждением ООН, его обязанности перед ООН состоят в участии в консультациях и предоставлении неконфиденциальной информации. В свою очередь, ООН взяла на себя обязательство воздерживаться от рекомендаций Банку относительно отдельных займов или условий финансирования. Штаб-квартира Банка находится в Вашингтоне.

Целями МБРР является:

- предоставление гарантий по частным иностранным капиталовложениям с целью их стимулирования;

- прямое участие в осуществлении заграничных капиталовложений;

- содействие развитию международной торговли;

- поддержание платежных балансов отдельных стран.

Основные направления деятельности МБРР:

- предоставление долгосрочных кредитов странам-членам Банка, включая частные фирмы (последним займы выдаются в случае предоставления правительственных гарантий соответствующей страны);

- предоставление займов развивающимся странам на создание в них инфраструктуры, развитие сельского хозяйства, образование и подготовку кадров.

Обычно займы МБРР сопровождаются такими условиями, как:

- создание благоприятного климата для деятельности ТНК;

- девальвация национальных валют;

- либерализация контроля над экспортом;

- ликвидация субсидий производителям;

- освобождение иностранных вкладчиков капитала от налогов;

- свободный вывоз прибылей;

- предоставление гарантий от национализации и др.

Высшим органом Банка является Совет управляющих, в функции которого входят:

- определение общей политики Банка;

- прием новых членов;

- принятие решений о размерах капитала Банка;

- распределение чистого дохода.

Исполнительным органом является Директорат, состоящий из 20 директоров-распорядителей, из которых 5 назначаются странами-членами, имеющими наибольшее число акций, а 15 избираются управляющими из числа представителей остальных стран-членов. Директорат избирает Президента Банка, осуществляющего оперативное руководство деятельностью Банка и отвечающего за штат служащих. Финансовые средства Банка образуются из взносов стран-членов, из займов на международных рынках ссудного капитала и банковской прибыли.

Международная ассоциация развития (МАР) была создана в 1960 году как филиал МБРР и имеет статус специализированного учреждения ООН. МАР во многих отношениях сходна с МБРР. Обе организации финансируют проекты развития, имеют один и тот же штат, а президент Банка является одновременно президентом МАР. Главное различие между этими двумя организациями в порядке формирования финансовых средств для кредитования и в условиях предоставления займов развивающимся странам. МБРР большую часть своих финансовых средств получает на мировых финансовых рынках и предоставляет займы развивающимся странам под более низкий процент и на более длительные сроки погашения, чем это делают коммерческие банки. МАР предоставляет развивающимся странам беспроцентные кредиты, а источниками финансирования являются взносы стран-доноров.

Целями МАР является:

- содействие экономическому развитию;

- повышение производительности труда;

- повышение уровня жизни в странах-членах МАР.

Членство открыто для всех стран-членов МБРР в сроки и на условиях, которые могут устанавливаться МАР. Структура МАР аналогична структуре МБРР:

- Совет управляющих;

- Исполнительный директорат;

- президент.

Члены Совета управляющих, Исполнительного директората и президент в силу занимаемой должности, а также должностные лица штатные служащие МБРР по совместительству выполняют аналогичные обязанности в МАР. Штат сотрудников МАР разделен на 4 сектора: операции, финансирование, политика, планирование и исследования.

Основная часть финансовых ресурсов МАР поступает из трех источников:

- переводов из прибыли МБРР;

- капитала, подписчиками которого являются государства-члены;

- взносов наиболее богатых членов МАР.

Пополнение средств происходит, как правило, каждые три года.

34 государства-члена согласились предоставить 18 млрд. долл. США в ходе десятого привлечения средств МАР (МАР-10), проходившего в 1993-1996 годах, для усиления борьбы с нищетой, проведения экономических реформ, улучшения менеджмента и обеспечения экологически устойчивого развития наиболее бедных стран мира.

Кредиты МАР предназначаются для беднейших и наименее кредитоспособных стран и выделяются с учетом размера их территории, годового дохода на душу населения и степени эффективности экономической политики. Только страны с годовым доходом на душу населения, составляющим менее чем 1305 долл., могут пользоваться займами МАР. Погашение займов начинается по истечении 10-летнего льготного периода в течение 35-40 лет без процентов.

Международная финансовая корпорация (МФК) в качестве филиала МБРР была создана в 1956 году путем ратификации его Устава. Имеет статус специализированного учреждения ООН.

Целью МФК является содействие экономическому росту стран-членов путем поощрения предпринимательства в производственной сфере, дополняя, таким образом, деятельность МБРР. Высшим, органом МФК является Совет управляющих. Каждый управляющий и заместитель управляющего МБРР от стран, являющихся одновременно членами МБРР и МФК, в силу занимаемой должности является управляющим и заместителем управляющего в составе Совета управляющих Международной финансовой корпорации. За исключением отдельных полномочий, сохраняемых согласно уставу МФК только за членами Совета (такие, как прием новых членов, определение условий приема, повышение или понижение уставного капитала, приостановка членства, внесение поправок в устав), управляющие делегировали Директорату. Ежегодное собрание МФК проводится одновременно с ежегодным собранием МБРР.

Директорат, состоящий из 24 директоров, которыми по должности являются директора-исполнители МБРР, отвечает за проведение текущей деятельности МФК.

Президентом, МФК является президент Всемирного банка. В процессе планирования и принятия решений он опирается на группу менеджеров, включающую семь вице-президентов. Исполнительный вице-президент отвечает за общее управление и текущие операции.

Банковская консультативная комиссия, состоящая из 10 руководящих работников ведущих международных финансовых институтов, проводит регулярные встречи с управленческим составом МФК для обмена мнениями о политике и деятельности корпорации.

Деловой консультативный комитет состоит из известных промышленников, банкиров и государственных деятелей всех частей мира, которые делятся своими знаниями, опытом и взглядами по вопросам бизнеса с руководством МФК.

Ресурсы МФК состоят, главным образом, из взносов государств-членов, кредитов МБРР, процентов с предоставленных займов, финансовых сборов, дивидендов и участия в прибылях, доходах от продажи акций, платы за услуги, депозитов и операций с ценными бумагами, а также из средств, извлеченных на международных рынках капитала.

Три принципа определяют региональные и отраслевые задачи МФК:

- принцип катализатора: привлечение к участию в проекте частных инвесторов;

- принцип рентабельности для обоснования сотрудничества с частным сектором;

- принцип участия в МФК как меры, дополняющей естественный рыночный процесс.

МФК содействует развитию частного сектора путем:

- финансирования (займы, собственный капитал, совместные средства);

- мобилизации ресурсов (объединение предоставляемых займов, страхование, предоставление гарантий, капиталовложения в частные компании);

- управления рисками;

- технической помощи и консультирования;

- разработки стратегии сотрудничества с МБРР по вопросам оценки частного сектора, его налогообложения в отдельных странах, разработки национальных стратегий реформирования финансового сектора.

МФК является инвестиционным банком группы Всемирного банка для развивающихся стран. Она предоставляет займы непосредственно частным компаниям, не требуя гарантий правительства. МФК предлагает различные финансовые сделки и услуги компаниям в развивающихся странах-членах: долгосрочные займы в основных валютах по фиксированным или меняющимся ставкам; вложения собственного капитала, другие механизмы кредитования; предоставление гарантий и вспомогательное финансирование; менеджмент рисков. Корпорация консультирует деловые круги и правительства развивающихся стран по различным вопросам, включая физическую и финансовую реструктуризацию, разработку планов предпринимательской деятельности, идентификацию рынков, продукции, технологий, финансовых и технических партнеров.

Международное агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ) было создано в 1988 году как филиал Всемирного банка, но в финансовом отношении оно является независимым. Как специализированное учреждение Агентство входит в систему ООН.

Целью МАИГ является поощрение инвестиций на производственные цели в государствах-членах, особенно в развивающихся странах, путем:

- предоставления гарантий, включая страхование и перестрахование от некоммерческих рисков, инвестиций одного государства-члена МАИГ в другом;

- осуществления надлежащих вспомогательных мероприятий для содействия потоку инвестиций в развивающиеся страны и между ними.

Функциями МАИГ является:

- увеличение возможностей страховщиков путем совместного страхования или перестрахования;

- страхование инвестиций в странах, не подлежащих такому страхованию другими страховщиками в силу политики последних;

- обслуживание инвесторов, не имеющих доступа к другим официально признанным страховщикам;

- предоставление гарантий инвесторам различных национальностей, входящим в какой-либо многонациональный синдикат, что создает благоприятные условия для заключения страховых контрактов и урегулирования претензий.

МАИГ дополняет деятельность существующих страховщиков инвестиций посредством страхования и перестрахования.

МАИГ предлагает 4 основных типа гарантий от:

- неконвертируемости валюты – защита от потерь, возникающих в связи с невозможностью конвертировать местную валюту в иностранную для ее перевода за пределы страны пребывания;

- экспроприации – защита от потерь, вызванных действиями правительства страны пребывания по ограничению или ликвидации права собственности или контроля над нею, а также права на за страхованные инвестиции;

- войны и гражданских волнений — защита от убытков, вызванных военными действиями или гражданскими волнениями, ведущими к разрушению или нанесению ущерба материальным активам предприятия или к созданию препятствий для его деятельности;

- нарушений контракта — защита от убытков, связанных с тем, что инвестор не может добиться принятия решения суда или арбитражного суда и/или его выполнения по иску против страны пребывания, аннулировавшей или нарушившей инвестиционный контракт.

Высшим органом Агентства является Совет управляющих, который может делегировать свои полномочия Директорату, за исключением специально закрепленных за Советом (прием новых членов, приостановка членства, увеличение или сокращение капитала). Совет состоит из управляющих и их заместителей (по одному от каждой страны-члена). Председатель Совета избирается из числа управляющих.

Директорат состоит из 20 директоров и отвечает за общую оперативную деятельность Агентства. Председателем Директората является президент МБРР. Исполнительный вице-президент МАИГ назначается Директоратом по представлению председателя и выполняет свои функции под общим контроля Директората. Он отвечает за организацию работы, назначения и увольнения персонала. Должностные лица и другие штатные сотрудники МБРР работают в Агентстве по совместительству.

Важнейшим источником финансирования МАИГ является основной капитал. Конвенция МАИГ предусматривает, что промышленно развитые страны должны вносить 10% своей доли в конвертируемой валюте. Еще 10% каждая страна вносит в форме необращающихся на открытом рынке беспроцентных долговых обязательств. До 25% взносов развивающихся стран может вноситься в их собственной валюте. Членство открыто для всех членов МБРР и Швейцарии.

Главной задачей Международного центра по разрешению инвестиционных споров (МЦРИС), созданного в 1966г., является посредничество и разрешение инвестиционных споров между правительствами и частными иностранными инвесторами. МЦРИС создан согласно Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и резидентами других стран, подписанной на тот момент 139 государствами. Для обеспечения деятельности МЦРИС созданы Административный Совет и Секретариат. Административный Совет, председателем которого является Президент Всемирного Банка, состоит из одного представителя от каждого государства, ратифицировавшего Конвенцию (всего 126). Ежегодные встречи Совета привязываются по времени с объединенным ежегодными встречами МБРР и МФК. Обращение спорящих сторон за помощью к МЦРИС полностью добровольно. Однако, как только они согласились на арбитраж согласно Конвенции, они не могут забрать заявление в одностороннем порядке. За время деятельности МЦРИС зафиксировано более 40 обращений.

Банк международных расчетов (БМР) – Банк центральных банков, членами которого является 41 центральный банк различных стран. В 1988г. этот банк определил минимальный уровень достаточности собственного капитала для банков: в 1990г. отношение капитала к активам на уровне 7,15% с повышением до 8% в 1992г.

Банк был организован в связи с планом Янга для осуществления пересмотренного урегулирования различных фин. претензий между странами- кредиторами, связанных с выплатой репарациями после первой мировой войны. План Юнга был разработан взамен плана Дауэса о репарационных платежах, и Банк международных расчетов (БМР) взял на себя роль генерального агента. Банк открылся в мае 1930 г. на основе Швейцарской банковской хартии с местопребыванием в г. Базель, Швейцария. Первоначальный капитал состоял из 200 тыс. акций, разделенных поровну между центральными банками государств- спонсоров (Бельгия, Франция, Германия, Италия, Япония, Великобритания и США), которые они могли выкупить сами или продать другим. Доля США составляла 9,9%, но поскольку амер. правительство не могло позволить амер. представителю офиц. принимать участие в получении репарации с Германии, то группа частных банков вместо него представила совместные гарантии по капиталу первоначальным подписчикам. Вся доля амер. акций была продана на амер. рынке, при этом большая часть из них вернулась обратно к европейским держателям. Японская доля была также передана банковской группе и была куплена центральными банками стран - учредителей БМР. Федеральный резервный банк Нью-Йорка выступает в качестве амер. банка - корреспондента БМР.

Банк получил 300 млн. дол. прибыли от первой серии ссуд по плану Юнга в мае 1930 г. и распределил их между Германией и правительствами-кредиторами. Первый месячный фин. отчет был опубликован 30 июня 1930 г. Кроме выполнения своей основной задачи по инкассированию и передаче немецких репараций по назначению, БМР также выполнял др. функции, разрешенные по уставу: защиту валют, депозитные операции и переводы по поручению центральных банков, а также обычные агентские отношения с ними.

Во время второй мировой войны, в силу своей основной функции, а также того факта, что большую часть его активов составляли немецкие репарации, БМР вынужден был очень пристально следить за фин. ситуацией в Германии.

В резолюции Бреттон-Вудской конференции 1944 г. содержалась рекомендация ликвидировать БМР, поскольку были организованы МВФ и Международный банк реконструкции и развития. Однако ликвидации удалось избежать, и впоследствии БМР стал выполнять роль технического агента в рамках Соглашения о многосторонних взаимных расчетах в соответствии с послевоенным внутриевропейским соглашением, заключенным 18 ноября 1947г., которым впоследствии руководствовались все страны, участвующие в программе европейского восстановления. Деятельность БМР заключалась в техническом осуществлении компенсационных соглашений, включая дебетование и кредитование счетов компенсационных платежей по соглашениям для взаимных расчетов и сбор и анализ статистики по соглашениям по выплатам.

Позднее, в 1948г., по просьбе Организации европейского экономического сотрудничества, расположенной в Париже, организации европейских стран, участвующих в программе европейского восстановления, БМР согласился продолжать функции технического агента в рамках последующего соглашения о внутриевропейских платежах и взаимных зачетах.

Это соглашение было подписано 16 октября 1948г. в Париже правительствами 16 государств, участвующих в программе европейского восстановления, а также представителями англо-американской и французской зон Германии и свободной зоны г. Триеста. Это соглашение действовало в форме ежемесячных взаимных зачетов по счетам, предназначенным для внутриевропейских платежей, плюс использование прав заимствования, и было впоследствии продлено при внесении определенных изменений до июня 1950 г. Деятельность БМР по выполнению ежемесячных операций практически явилась продолжением его технической функции по соглашению 1948 г.

По мере увеличения его капитала БМР за время своего существования значительно расширил свою разнообразную деятельность, о чем свидетельствует следующее описание современной деятельности, представленное Федеральным резервным банком Нью-Йорка.

БМР является банком центральных банков. Почти все европейские центральные банки, а также центральные банки США, Канады, Японии, Австралии и Южной Африки участвуют или тесно связаны с разнообразной деятельностью БМР. БМР оказывает помощь центральным банкам в размещении валютных резервов, служит форумом для международного валютного сотрудничества, выступает в качестве агента или доверенного лица при осуществлении международных кредитных соглашений, а также ведет обширные научные исследования.

Управляя резервами центральных банков, БМР осуществляет традиционные формы инвестирования. Средства, не востребованные для кредитования др. центральных банков, размещаются на мировых финансовых рынках. Основными формами инвестиций являются депозиты в коммерческих банках и покупка краткосрочных обращающихся ценных бумаг, включая казначейские векселя США. Эти операции в настоящее время составляют основу деятельности банка. БМР также кредитует др. центральные банки за счет средств, полученных в качестве депозитов из центральных банков. Кредитные операции БМР могут быть в форме `свопов` с золотом, кредитов, обеспеченных золотом, или легко реализуемых на рынке краткосрочных ценных бумаг, кредитов под золото или размещенных в БМР валютных депозитов на ту же сумму и с теми же сроками погашения, необеспеченных кредитов в форме авансов или депозитов и кредитов на условиях `стэнд-бай`. Кроме того, также применяются различные сочетания указанных выше видов кредита. В области валютных операций БМР является участником соглашения ФРС об операциях `своп`. Однако БМР не имеет права предоставлять ссуды правительствам и открывать им определенные виды счетов. Также не разрешаются операции с недвижимостью. По уставу, при проведении банковских операций БМР должен гарантировать, что его действия не противоречат денежной политике центрального банка-клиента.

Кроме того, БМР периодически организует совещания экспертов для анализа экономических, валютных и др. вопросов, представляющих интерес для центральных банков. Он проводит исследования в области денежной и валютной политики и теории. На БМР возложена обязанность по наблюдению за международными финансовыми рынками, созданию банков данных для центральных банков Группы десяти стран и Швейцарии, а также по подготовке статистического обзора международного банковского дела. (Группа десяти стран состоит из Бельгии, Канады, Франции, Италии, Японии, Нидерландов, Швеции, Великобритании, США и Западной Германии. Швейцария принимает в ней участие.)

С юр. точки зрения, БМР является корпорацией, что оговорено в его уставе, как международная организация, созданная на основе Гаагского соглашения 1930г. За деятельность банка отвечает совет директоров. В совет директоров входят управляющие центральных банков Бельгии, Франции, Германии, Италии и Великобритании, а также пять представителей фин. бизнеса, промышленности и торговли, назначенных по одному от каждого из указанных выше пяти центральных банков их управляющими.

Статус БМР предусматривает, что эти 10 директоров могут избирать др. лиц в качестве кооптированных директоров из числа управляющих тех центральных банков-членов, чьи представители еще не входят в совет. Управляющие центральных банков Нидерландов, Швеции и Швейцарии являются такими кооптированными членами и уже много лет являются членами совета директоров. Совет директоров, состоящий из 13 членов, избирает из своего состава председателя банка.

Являясь международной организацией, БМР выполняет некоторые функции доверенного лица и депозитария для официальных групп. Напр., БМР предоставляет секретариат для Комитета управляющих центральных банков Европейского сообщества и Совета управляющих Европейского фонда валютного сотрудничества, а также для их подкомитетов и групп экспертов, занимающихся подготовкой документов для управляющих центральных банков. Далее, БМР выступает в качестве агента ЕФВС, исполняя фин. операции по урегулированию сальдо по счетам от имени стран - членов ЕС, участвующих в валютном союзе. БМР также отвечает за техническое управление системой взаимной краткосрочной валютной поддержки ЕС и за переводы платежей, связанные с операциями ЕС по заимствованию.

После создания БМР центральным банкам-участникам позволено сделать выбор между собственной подпиской на акции БМР и реализацией их в своих странах. Ок. 15% акций БМР не были приобретены центральными банками и в настоящее время принадлежат частным владельцам. Акции, выделенные США, не были приобретены ФРС, а были распространены по подписке среди ряда коммерческих банков. В 1930 г. акции были куплены на имя Первого нац. банка города Нью-Йорка (сейчас Ситибэнк Н. А.) синдикатом, состоящим из `Дж. Пи. Морган энд Компани, Первого нац. банка Чикаго, Первого нац. банка города Нью-Йорка. В 1930 г. БМР обязал Первый нац. банк города Нью-Йорка представлять и голосовать через доверенное лицо по амер. акциям. Хотя все акции обладают равными правами на участие в прибылях банка, частные владельцы не имеют права голоса или представительства на общих собраниях БМР.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 718; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.