Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структурные характеристики группы

Понятие группы и классификация групп.

Ситуационные характеристики группы

Структурные характеристики группы

Понятие группы и классификация групп

Характеристики малых групп

Литература.

1. Брасс А.А. Основы менеджмента. - Минск. – ИП «Экоперспектива», 1999.

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, - 3-е изд.- М.: Гардарики, 1999.-528с. Брасс А.А. основы менеджмента. - Минск. – ИП «Экоперспектива», 1999.

3. Основы менеджмента / Под ред.А.Г.Поршнева. – Москва, 2006 – Электронный учебник.

4. Основы менеджмента. Учебное пособие для вузов под ред. А.А.Радугина. - Москва: «Центр», 1998.

 

 

Взаимодействие организации и человека начинается обычно с того, что организация ожидает от человека, что он будет выполнять определенную роль, для которой она его принимает. Человек смотрит на организацию как на место, где он получает работу и соответствующее вознаграждение.

 

Но это взаимодействие гораздо шире. Человек выполняет работу в окружении людей. И кроме всего прочего он еще и член группы, в рамках которой он работает. При этом группа оказывает огромное влияние на поведение человека. Человек тоже своими действиями вносит определенный вклад в жизнь группы.

 

Каждый из нас одновременно принадлежит ко многим группам: мы члены своих семей и семей бабушек, дедушек, двоюродных сестер и братьев, большинство людей принадлежит к нескольким группам друзей. Для образования таких групп особенно благоприятная трудовая среда – на работе мы проводим порой треть жизни.

 

 

Термин «группа» обычно употребляется в смысле – малая группа.

Малая группа – относительно обособленное объединение небольшого количества людей (обычно не более десяти человек), которые находятся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляют совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени. Основа взаимодействия членов группы – обычно общий интерес или достижение общей цели.

 

Характерные особенности группы:

1. Взаимодействие между членами группы – это непосредственные контакты (социальное взаимодействие): личные разговоры, наблюдение поведения друг друга, совместная работа. Таким образом, формальное взаимодействие имеет «человеческую» форму.

2. Группа должна иметь стабильную групповую структуру.

3. Члены группы должны разделять общие цели.

4. Члены группы воспринимают себя самих как единое целей. Во внешних контактах человек выступает от имени группы. Он говорит не о себе, а о группе в целом, употребляя местоимения «мы», «у нас», «наши», «нам».

 

Классификация групп может быть проведена по нескольким признакам:

1 По размеру: большие и малые группы.

2 По сфере совместной деятельности: управленческие, производственные и т.д. группы.

3 По уровню развития: высокоразвитые и слаборазвитые группы.

4 По степени формализации (принцип создания): формальные и неформальные группы.

5 По цели существования: целевые (проектные), функциональные, по интересам, дружеские группы.

6 По периоду функционирования: постоянные и временные группы.

 

Существует два основных типа групп: формальные и неформальные. Оба типа имеют значение для организации и оказывают влияние на членов организации.

 

Формальные группы – обычно выделяются как структурные подразделения организации. Имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, формально закрепленные функции и задачи. Так, бухгалтерия на предприятии создается для выполнения регулярной функции – ведения учета и составления отчетности. Это постоянная формальная группа. В организации могут создаваться и временные формальные группы для решения определенной целевой задачи, разработки проекта.

 

Почему возникают формальные группы? Это – результат разделения труда в организации, когда создаются обособленные структурные подразделения для выполнения отдельных функций, для решения целевых задач. Для этого нужна совокупность людей, имеющих определенную квалификацию, профессию и готовых выполнить эту работу.

 

Неформальные группы – создаются не распоряжениями руководства, а членами организации в соответствии с их симпатиями, общими интересами, привычками и так далее. Во многом этот процесс происходит спонтанно. Они существуют во всех организациях, хотя их никогда не отражают в схемах организационной структуры.

 

Но, тем не менее, неформальные группы обычно имеют свои неписаные правила и нормы поведения, люди хорошо знают, кто входит в неформальную группу, а кто нет. Здесь складывается определенное распределение ролей. Обычно группа имеет явно или неявно выраженного лидера. Бывают случаи, когда неформальные группы оказывают на своих членов большее влияние, чем формальные структуры.

 

Почему возникают неформальные группы? Это результат естественного стремления человека к объединению с другими людьми, потребность человека иметь с общение. Причины вступления в неформальные организации люди часто не осознают.

 

Важнейшие причины вступления человека в группу следующие.

 

Принадлежность. Самая первая причина вступления в неформальную группу – удовлетворение потребности в чувстве принадлежности. Это одна из самых сильных эмоциональных потребностей человека. Однако, несмотря на то, что сегодня потребность в принадлежности широко признается, большинство формальных организаций сознательно лишают людей возможности социальных контактов (конвейерные линии, индивидуальная работа, запрещение перерывов, перекуров и так далее). Поэтому рабочие часто вынуждены обращаться к неформальным организациям, чтобы эти контакты обрести.

Помощь. В идеале подчиненный должен иметь возможность без стеснений обращаться к своему начальнику для обсуждения проблем. Но многие люди считают, что начальник формальной организации подумает о них плохо (правильно это или нет – вопрос для менеджера). Кто-то боится критики. Во многих ситуациях люди считают более удобным просить помощи у своих коллег. Например, новичок просит помощи у опытного работника. Это полезно обоим: дающий ее прибрел престиж и самоуважение, получающий – необходимое объяснение.

Защита. Люди всегда знали, что сила – в единстве. Самые первые профсоюзы зародились именно в социальных группах, которые собирались в пивных и обсуждали претензии к начальству. И сегодня работники низовых уровней управления защищают друг друга от разных правил посредством неформальных групп (скрывают допущенные ошибки, выполняют друг за друга какую-то работу, «страхуют» временное отсутствие на работе и так далее. Когда начальству не доверяют – эта защитная функция приобретает еще большее значение.

Доступ к неформальной информации. Люди хотят знать, что происходит вокруг них, особенно если это затрагивает их работу и их положение. Но все же во многих формальных организациях система внутренних коммуникаций не позволяет сделать это полноценно. Поэтому человеку нужен доступ к иным каналам – слухи. Это может удовлетворить потребности отдельной личности в психологической защите и принадлежности, а также обеспечить более быстрый доступ к нужной для работы информации.

Тесное общение и симпатии. Группа дает человеку возможность препровождения времени в приятном для него окружении, возможность избежать одиночества и состояния потерянности, ненужности. Каждый человек стремится быть нужным, любимым, принадлежать кому-то. Группа может решить эти проблемы.

 

Таблица 1 – Отличия формальных и неформальных групп:

 

Сравниваемый параметр Формальная группа Неформальная группа
Цели деятельности Официально предписаны Определяются самими членами
Взаимоотношения между членами группы Официальные Неофициальные
Характер (структура) отношений Вертикальное соподчинения Равноправные, дружеские, хотя и выделяется лидер
Организационная основа взаимодействия Права и обязанности Власть и политика
Основное внимание уделяется Должности Человеку как личности
возглавляет Руководитель (формальный лидер) Неформальный лидер
Источник власти лидера Делегируется руководством Личностный, исходит от группы
Регулятор поведения в группе Правила Нормы
Способы приведения поведения в соответствие нормам и правилам Вознаграждения и штрафы Санкции

 

 

В организации могут работать самые разные группы. Но есть ряд общих факторов, характеризующих построение группы, ее структуру и процесс функционирования группы в ее окружении.

Зная характеристики групп, менеджер может влиять на них и в какой-то мере определять результат их работы.

 

Структурные характеристики группы включают в себя следующие моменты:

- состав группы (однородная или неоднородная),

- статус (кто занимает какую позицию),

- роли (кто что делает),

- коммуникации в группе (кто с кем и как контактирует),

- сплоченность - личные симпатии и антипатии между членами группы,

- нормы поведения, конформизм (кто на кого оказывает влияние и кто кого готов слушать и подчиняться).

 

Характеристики состава членов группы. На работу группы оказывают влияние следующие факторы: личностные характеристики человека, его способности, образование, жизненный опыт.

 

Группу, состоящую из схожих людей, называют гомогенной. В такой группе сильнее влияние друг на друга и быстрее вырабатывается чувство общности. Это дает хорошие результаты в исполнительских группах.

 

Группа из разных людей - гетерогенная. Она более эффективная в работе над сложными проблемами, работе творческого характер. Более предпочтительная для управленческой команды.

 

Представьте, как будет отличаться работа групп, состоящих только из молодых людей или только из пожилых, только из женщин или из мужчин, преимущественно холериков или сангвиников, консерваторов и новаторов, и так далее (смешанные студенческие группы – как правило самые активные и работоспособные).

 

Статус членов группы – это положение работника в группе в соответствии с занимаемой должностью (формальный, официальный статус), а также положение в группе, которое отводят работнику другие ее члены (неформальный, неофициальный статус).

 

Статус может зависеть от разных признаков: название должности, титул, звание, привилегии, образование, социальные таланты, информированность, накопленный опыт.

 

Статус оказывает влияние на власть норм над индивидом. Сотрудники с высоким статусом часто имеют большую свободу в отклонении от норм, чем другие члены группы. Люди с высоким статусом имеют больше возможностей противостоять давлению соответствовать нормам.

 

Роли в группе. Роль – набор ожидаемых шаблонов поведения, приписываемый индивиду, который занимает определенное положение в социальной группе.

Роли могут быть функциональными – связанными с занимаемой должностью, либо неформальными (командными) – связанными с индивидуальными навыками и опытом.

 

Наряду с формальным распределением ролей в группе обязательно складывается неформальное распределение ролей, обычно группой признаваемое. Иногда эти роли называют командными.

 

Здесь можно назвать такие роли: одни берут на себя роль генератора идей, другие склонны координировать усилия группы, третьи – заботятся о взаимоотношениях в группе, поддерживают хороший климат в коллективе, четвертые следят за тем, чтобы был порядок в работе, все выполнялось в срок и доводилось до конца. Есть люди, которые выполняют роль структуризаторов – ставят перед группой цели, отслеживают влияние окружения на решаемые группой задачи. Роли определяется способностями и внутренним призванием людей. Считается, что в хорошо функционирующих группах человек имеет возможность вести себя в соответствии со своими способностями.

Нормальная работа группы требует обеспечить две основные направленности ролей: целевые и поддерживающие роли.

 

Целевые роли обеспечивают решение групповых задач и их выполнение (инициатор деятельности, информатор, генератор идей, проработчик идей, собирающий мнения, обобщающий мнения, координатор).

Поддерживающие роли способствуют поддержанию отношений в группе, снижению напряженности, активизации деятельности группы (поощряющий и воодушевляющий других, призывающий других к участию, выражающий чувства группы, помогающий найти компромисс).

 

Однако бывают и роли, когда человек ориентируется на свои личные интересы (пытается доминировать к группе, подавлять чужие мнения, добиваться признания своих идей, придираться к мелочам).

Можно предложить схему распределения ролей в эффективной команде менеджера.

 

             
 
 
       

 


- целевые роли

 

- поддерживающие роли

 

Рис. Распределение ролей в эффективной команде менеджера.

 

Сплоченность или симпатии и антипатии между людьми. В основном носят индивидуальную окраску. Однако выяснено, что на установление дружеских отношений между людьми влияют следующие моменты:

 

- Личностные характеристики взаимодействующих людей, оказывают исключительно большое влияние. Люди любят тех, кто похож на них, близок по духу, вкусу, предпочтениям. Исследования показывают, что люди испытывают влечение к тем, кто имеет одинаковую с ними или близкую расу, национальность, образование, систему взглядов. Естественно, существуют и исключения. Но люди со схожими личностными характеристиками имеют больше шансов установить дружеские отношения.

 

- Наличие территориальной близости в расположении этих людей. Чем ближе располагаются рабочие места членов группы, тем выше вероятность того, что они установят дружеские отношения. То же самое можно сказать и о близости мест жительства (студенческие группы бывают более сплоченными, как правило, если большая часть живет в одном общежитии).

 

- Частота встреч, а также ожидание того, что в будущем встречи будут происходить довольно часто – увеличивают вероятность установления дружеских отношений.

 

- Насколько успешно функционирует группа – успех ведет к развитию у людей положительного отношения друг к другу в большей степени, чем неуспех.

 

- Наличие одной цели, которой подчинены действия членов группы, - способствует развитию дружеских отношений. Отмечено, что если члены группы разобщены решением индивидуальных задач, взаимные симпатии складываются реже.

 

- Широкое участие членов группы в принятии решений – усиливает дружеские отношения в группе.

Нормы – это общепринятые правила индивидуального или группового поведения и деятельности, сложившиеся в результате взаимодействия группы, принятые и выполняемые ими.

 

Нормы складываются под воздействием различных факторов:

- прямые указания руководства,

- фактор выживания и успешной работы группы,

- фактор снижения напряженности в коллективе,

- фактор первенства (так сложилось с самого начала),

- критические события в истории данной группы,

- соблюдение традиций, которые сложились в прежних группах каждого из членов коллектива.

 

Конформизм – проявляются в виде так называемого общественного влияния на человека. Группа оказывает на человека давление, требуя следовать групповым нормам и интересам. Человек может сопротивляться этому давлению. Но человек и может уступить – подчиниться, то есть выступить конформистом.

 

Что лучше? Однозначно сказать нельзя.

С одной стороны, конформизм может привести к тому, что человек хотя и осознает неверность своих действий, но выполняет их в силу того, что так делает группа. История человечества знает массу примеров того, как «стадный инстинкт», или в наших терминах – безоговорочный конформизм, лежал в основе страшных преступлений.

С другой стороны – без конформизма не может быть создано сплоченной группы, не будет установлен баланс в отношениях между человеком и группой. Поэтому в условиях такой двойственности в оценке конформизма важно выяснять «на месте» – какие факторы и в какой мере требуют от члена группы делать уступки общественному влиянию.

 

Что оказывает влияние на степень конформизма в поведении человека?

 

- Характер решаемых задач. Если задачи четко не определены и не имеют однозначного ответа, то это заставляет человека больше поддаваться влиянию группы.

 

- Единодушие в групповом поведении – усиливает степень влияния группы на человека. Человеку легче возразить или не соглашаться, когда кто-то еще в группе имеет мнение, отличающееся от группового.

 

- Численность группы. Группа в пять человек оказывает более сильное влияние на индивида. С ростом численности группы влияние может ослабевать.

 

- Близость руководства и частота контактов с руководством. Если начальник часто присутствует и участвует в принятии решений членом группы, то это приводит к повышению конформизма в поведении подчиненного.

 

- Личностные отношения – чем они лучше между членами группы, тем выше степень конформизма.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 21 | Ситуационные характеристики группы. Ситуационные характеристики группы связаны с размером группы, ее пространственным положением, задачами
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.