КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность педагогического процесса. Дидактика
Педагогический процесс – это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагогическая система ориентируется на цели воспитания и всецело подчиняется целям образования. Движущими силами педагогического процесса являются разрешение объективных и устранение субъективных противоречий. Общим объективным противоречием является несоответствие реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляет современное общество. Например, противоречие педагогического процесса и развития личности в детском возрасте; между общественными и личностными интересами; между коллективом и личностью; между сложностью общественной жизни и недостатком житейского опыта для их понимания и др. Субъективные противоречия: между целостностью личности и функциональным подходом к её формированию; между творческим процессом становления личности и шаблонностью педагогического процесса; между деятельным и словесным воспитанием; между гуманизацией и технократизацией педагогического процесса. Основной закон педагогического процесса – общая устойчивая тенденция воспитания как обязательного присвоения подрастающим поколениям социального опыта старших поколений Методы педагогического процесса – это способы профессионального взаимодействия педагога и обучаемых с целью решения образовательно-воспитаельных задач. Обучение - способ организации образовательного процесса, упорядоченное взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на достижение учебных и образовательных целей. Обучение, с одной стороны, самым надежный путь получения систематического образования, а, с другой, оптимальный способ социальной адаптации человека к обществу и современной жизни. Процесс обучения является предметом дидактики. Дидактика - отрасль педагогики, изучающая теоретические основы процесса обучения, а также разрабатывающая новые технологии и системы обучения. Впервые этим словом в начале 17 века немецкий педагог В. Ратке обозначал искусство обучения и выдвинул его главные задачи: чему и как учить. До сих пор это главные вопросы современной дидактики, которая признает, что: - процесс обучения носит двусторонний характер и является совместной деятельностью педагогов и учащихся; - процесс обучения, развития и воспитания учащихся осуществляется под руководством педагога; - процесс обучения носит целенаправленный, планомерный и организованный характер; - процесс обучения строится в соответствии с закономерностями возрастного развития учащихся; - процесс обучения является целостной системой. Главными категориями дидактики выступают - обучение, знания, навыки, умения, преподавание,, учение, содержание, формы, методы, результаты. 1. Обучение - специфически организованное взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на достижение поставленных целей. Сущность обучения - формирование у обучаемых знаний, умений и навыков. 2. Знания - совокупность усвоенных представлений, сведений, понятий о разнообразных предметах и явлениях объективного мира. 3. Навыки - доведенные до высокой степени совершенства и автоматизма двигательные, сенсорные и умственные действия. 4. Умения - достигнутая в процессе обучения способность творчески использовать знания и навыки в практической деятельности. 5. Преподавание - это упорядоченная деятельность педагогов по реализации дидактических целей, которая включает: - разъяснение учащимся целей и задач обучения; - передачу новых знаний о явлениях, событиях, предметах и законах; - организацию и управление учебно-познавательной деятельностью учащихся; - оказанию помощи при затруднениях в учебно-познавательной деятельности; - стимулирование интереса, самостоятельности и творчества учащихся, - организацию эвристической и исследовательской деятельности учащихся; - управление переходом теоретических знаний в практические умения и навыки; - проверку и оценку учебных достижений учащихся, изменений в их развитии. 6. Учение — это деятельность обучаемых, включающая; - восприятие, освоение, закрепление знаний и их применение на практике; - приобретение умений и навыков и их использование в практической деятельности; - стимулирование к поиску, решению учебно-познавательных задач, создание собственной положительной мотивации учения; - самооценку, самоконтроль и самодиагностику собственных учебных достижений; - овладение способами управления своей учебно-познавательной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.). 7. Процесс обучения имеет свое содержание. Это система знаний, умений, навыков, которыми учащиеся овладевают в процессе обучения в определенном типе учебных заведений. Так, например, содержание общего образования является базисом для всестороннего развития учащихся, формирования их интеллекта, познавательных интересов и подготовки к трудовой деятельности. Содержание образования определяется системой общественных потребностей, социальных и научных достижений, а также системой педагогических возможностей. Кроме того, оно формируется на следующих принципах - гуманизма, научности, системности и последовательности, доступности и соответствия возрастным возможностям обучаемых. 8. Обязательным элементом учебного процесса выступает форма обучения. Она также как и метод обучения (путь достижения целей обучения) позволяет освоить учащемуся содержание образования, прийти к результатам обучения. Эффективность процесса обучения определяется: успешностью обучения и академической успеваемостью в балльных оценках, качеством знаний (их полнота, глубина, системность, действенность, прочность) и степенью сформированности навыков и умений, уровнем развития учащихся, запасом усвоенных понятий и способов деятельности, и обучаемостью (способность к усвоению знаний, навыков и умений). Вместе с этим выделяются и внешние критерии эффективности учебного процесса - адаптация выпускника к социальной жизни и профессиональной деятельности, уровень образованности или профессионального мастерства, готовность повысить образование и темпы роста процесса самообразования и др.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |