КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогической культуры руководителя
Педагогическая культура руководителя – это сложное социально-психологическое образование, приобретенная система взаимообусловленных знаний, навыков и умений, способов мышления, эмоциональных средств выразительности, которая во взаимосвязи с высокоразвитыми личностными качествами офицера позволяет успешно решать учебно-воспитательные задачи. Педагогическая культура представляет собой определенную степень овладения руководителем педагогическим опытом, степень совершенства его учебной, воспитательной деятельности, достигнутый уровень развития личности руководителя как педагога. Содержание педагогической культуры содержится в служебно-должностных обязанностях командира подразделения ГПС. Педагогические функции командира подразделения: 1. планирует учебно-воспитательный процесс в подразделении, определяет цель и конкретное содержание занятия (учения); 2. выбирает оптимальные методы и формы обучения и воспитания, соответствующую учебно-материальную базу; 3. лично проводит занятия по боевой подготовке и воспитательные мероприятия; 4. активизирует познавательные возможности обучаемых, воспитывает у них потребность и стремление к самосовершенствованию; 5. определяет характер самообразования и самовоспитания подчинённых; 6. организует практическую отработку приёмов и действий на технике, добивается согласования и эффективности в работе коллектива спасателей; 7. руководит учебно-воспитательной работой младших командиров; 8. систематически контролирует учебно-воспитательный процесс в подразделении, своевременно и объективно оценивает его результат; 9. вносит необходимые коррективы в организацию и содержание своей практической деятельности.
Все эти педагогические функции реализуются в педагогической деятельности командира подразделения, которая в структурном отношении включает в себя: гностический (исследовательский) ·
· конструктивный · коммуникативный · организаторский Рассмотрим содержание, прежде всего, конструктивной организаторской, коммуникативной деятельности командира подразделения, как педагога (в его деятельности эти компоненты являются доминирующими). Конструктивная деятельность командира подразделения - это деятельность, связанная с отбором, проектированием учебно-воспитательного материала и созданием планов. Это то основание, на котором строится организаторская и коммуникативная деятельность руководителя. Это отнюдь не значит, что и содержание и методы педагогической деятельности - плод усилий одного педагога. Он опирается на учебные планы, программы, инструкции, учебные и методические пособия и руководства. Но всё, к чему прикасается учитель и воспитатель, должно преобразовываться под влиянием тех задач, которые он ставит перед собой, работая с данными конкретными людьми, в данной конкретной обстановке. Организация служебно -педагогического процесса в целом и каждого занятия начинается с их планирования, т.е. с проектировочной, конструктивной деятельности командира подразделения. Характер этой деятельности меняется по мере овладения педагогическим мастерством. До того, как руководитель начинает действовать, он должен продумать содержание и способ действия, спроектировать последовательность педагогической деятельности. Конструктивная деятельность руководителя включает проектировку: 1. содержание будущей деятельности (учебных занятий, учений, воспитательных мероприятий) 2. системы и последовательности собственных действий (что, как и в какой последовательности должен делать педагог)
3. системы и последовательности действий подчинённых (коллектива в целом, отдельных групп в нём и конкретных сотрудников в зависимости от их особенностей). Несмотря на то, что при конструировании содержания учебно-воспитательного процесса в подразделении офицер опирается на программы, учебные и методические пособия, не все руководители, даже много лет проводившие учебные занятия с подчинёнными, справляются с этой деятельностью успешно. Установлено, что, прежде всего, успешность конструктивной деятельности зависит от знаний педагогом предмета, методов, теории и истории педагогики, наличие у него широкого научного и культурного кругозора, компетентности, знания психологии личности и коллектива. При этом разным уровням культуры соответствует разный уровень знаний. Культуру отличает и качество знания методики они умело применяют её на практике. Хотя у мастеров-педагогов знание специальности является ведущим, но успех обучения зависит и от знания психологии людей. Замечено, что незнание психологии подчиненного выступает, как правило, препятствием к овладению педагогической культурой. Таким образом, конструктивная деятельность необходима во всём профессионально-педагогическом процессе и является условием высокой его результативности. Организаторская деятельность. В деятельности офицера каждое педагогическое действие носит организаторский характер. Однако качество конструктивной и проектировочной деятельности может быть более высоким, чем организаторской. Бывает и наоборот, педагога выручают организаторские навыки и умения, находчивость. И недостаточно продуманное занятие или мероприятия проходят удовлетворительно. Организаторская деятельность руководителя имеет три аспекта: 1) организация своей деятельности (рассказа, беседы, показа) 2) организация своего поведения (педагогические действия в реальных условиях деятельности) 3) организация деятельности подчинённых (коллективной, групповой, индивидуальной), их действий и поступков в такой системе и последовательности, которая позволила бы офицеру осуществить ближайшие и конечные цели своей педагогической деятельности.
Успех организаторской деятельности зависит от того, как педагог умеет сочетать эти аспекты. Педагогическая деятельность – совместная деятельность руководителя и подчинённых. Ее успех во многом зависит от того, как сложатся взаимоотношения между ними, каким будет уровень коммуникативной деятельности офицера. Во взаимоотношениях отдельных сотрудников и целых коллективов с командиром, как правило, образуется стереотип - положительный или отрицательный, - подчинённые воспринимают или только положительную, или только отрицательную сторону в личности руководителя, в его требованиях к себе. Между умением устанавливать взаимоотношения с подчинёнными и уровнем педагогической культуры просматривается глубокая зависимость. Каждая из областей педагогической деятельности сложна и в свою очередь имеет определенную структуру: одни компоненты в ней являются ведущими, другие составляют фон. Каждый из аспектов деятельности связан с другими, требует от военного педагога большего или меньшего внимания и напряжения в зависимости от уровня подготовленности и мастерства. Структура деятельности педагога динамична. Она изменяется по мере овладения мастерством, формирования педагогических способностей и ростом педагогического стажа. Наиболее интенсивные изменения происходят с ростом педагогической культуры В структурном плане педагогическая культура представляет собой синтез психолого-педагогических убеждений и мастерства, общего развития и профессиональных качеств, этики и системы многогранных отношений, стиля деятельности и поведения. Фундаментом педагогической культуры является мировоззрение - сплав знаний, убеждений и практического действия. Так как мировоззрение человека определяет: его помыслы и чувства, нравственные качества и гражданскую ответственность за результаты своего труда. Педагогическая культура является проявлением общей культуры в условиях педагогического процесса. Основными структурными компонентами педагогической культуры являются:
* мастерство учителя; * мастерство воспитателя; * система личностных качеств; * специфические качества руководителя подразделения риска Мастерство учителя (методиста) состоит: - в знании целей и задач обучения подчиненных; - во всестороннем знании профессионального дела и содержания учебных предметов; - в знании дидактических принципов и методов; - во владении методикой обучения конкретной учебной дисциплиной; - в знании сущностей и особенностей: - служебно-педагогического процесса; - психологии обучения; - психологических закономерностей подготовки сотрудников и коллективов. - в наличии необходимых навыков и умений: передавать знания; организовать формирование навыков и умений; использовать ТСО; поддерживать контакт с аудиторией; владеть различными элементами педагогической техники и др. Мастерство руководителя - это совокупность: - простых и сложных навыков, умений, сформированных на основе психолого-педагогических знаний; - положительных мотивов; - воспитанных чувств и воли, приобретённых как в процессе практической деятельности и общения офицера с людьми, так и путём целенаправленного воспитания. Основу, на которой формируется и совершенствуется педагогическая культура офицера, составляет его личностные качества: а) идейно-нравственные - ответственность, принципиальность, товарищество и т.д.; б) профессиональная компетентность; в) морально-профессиональные - целеустремленность, решительность, настойчивость, дисциплинированность, трудолюбие, стойкость, самообладание, честность, скромность, мужество, любовь к своей профессии и др. г) организаторские - плановость в работе, распорядительность, умение осуществлять контроль и учет своей работы и работы подчиненных и т.д.; д) специфические качества педагога - педагогическая наблюдательность. воображение и мышление, качества речи, педагогическая требовательность и такт и др. Специфические качества руководителя подразделения ГПС МЧС. 1. Педагогическая наблюдательность характеризуется: - постоянством и систематичностью проведению наблюдению за поведением и деятельностью подчиненных; - умением по мелким и незначительным признакам видеть особенности внутреннего мира сотрудника, его переживания и настроения; - умением видеть и разбираться в индивидуальных особенностях подчиненного, в качествах его ума, воли, характера и т.п.; - умением по внешним проявлениям деятельности заметить все изменения, происходящие в личности подчиненного; - умением увидеть и разгадать те причины и мотивы, в силу которых пожарный ведёт себя так, в результате чего у него возникло положительное или отрицательное отношение к службе, к своим обязанностям, к командиру, к окружающим людям. 2. Педагогическое воображение: - умение мысленно представить внутренний мир, психическое состояние подчиненных; - умение правильно, ясно и живо представить возможные факторы, влияющие на поведение воина и на его отношение к окружающей действительности; - умение предвидеть важнейшие варианты вероятного поведения подчиненных в той или иной ситуации, под воздействием того или иного фактора (слова, действия, приема, примера); - умение представить и спланировать основные мероприятия, действия по обучению, воспитанию или перевоспитанию различных категорий подчинены. Педагогическое воображение характеризуется широтой, содержательностью и реальностью. Преувеличение или преуменьшение представлений о человеке приводит к ошибочным действием, высказываниям и к отрицательной реакции подчиненных. 3. Педагогическое мышление: - умение быстро анализировать своё поведение и поведение воинов, их отношение к службе, к командиру, выделять основные элементы и приз наки в поведении каждого подчинённого и коллектива в целом; - умение синтезировать, мысленно устанавливать связи, объединять отдельные моменты в своей деятельности и деятельности подчиненных в их отношении к учебному процессу, к окружающему; - умение абстрагироваться от случайного в поведении подчиненных или обобщать, объединять факты, моменты в их поведении, в отношении к служебной деятельности; - умение осуществлять конструктивную, организаторскую, коммуникативную, проектировочную и гностическую деятельность, мгновенно принимать решения и находить эффективные пути для их осуществления; - умение делать правильные выводы из своей деятельности и давать объективную оценку действиям и знаниям подчинённых. 4. Педагогическая культура речи руководителей. В зависимости от содержания, выразительности и форм речи она оказывает положительное или отрицательное влияние на сознание, чувства и волю подчиненных. Для педагога-мастера характерны следующие качества речи: 1. высокая культура, содержательность и гармоничная развитость во всех её видах (командной, пропагандистской, речь общения); 2. высокая моральное отношение к слову - верность данному обещанию, ответственность высказываний и поступков; 3. владение эмоционально-выразительными средствами речи, что в педагогике относя к элементам педагогической техники (интонация, темп, выразительность, тембр, мимика, жестикуляция). Высокая культура речи руководителя, её выразительность и содержательность помогают более доходчиво убедить, доказать, разъяснить, делают возможным глубже влиять на сознание и эмоционально-волевое состояние подчиненных. 5. Педагогическая требовательность. Она проявляется в отношениях офицера к подчиненным, к самому себе, к людям. Это внутреннее свойство личности и выражение уровня развития педагогического мастерства командира. Наибольшей эффективности требовательность достигает при определенных педагогических условиях: - требовательность должна основываться на глубоком знании своего дела и своих подчиненных; - исходить из личных интересов, из интересов дела, общества, коллектива; - требовательность должна быть постоянной, не от случая к случаю, и распространяться на всех подчинённых в равной степени; - она должна быть справедливой, учитывать разумные интересы коллектива и каждой личности; - требовательность к подчиненным должна сочетаться с требовательностью к самому себе; - она должна сочетаться с заботой о подчиненных и уважением их личного достоинства; - по форме предъявления она должна быть тактичной, несовместимой с грубостью. 6. Педагогический такт. В нем выражается высоко-моральное отношение офицера к подчиненным и окружающим его людям, искреннее уважение их, умение владеть собой и соблюдать меру в применении педагогических воздействий. Существенными признаками педагогического такта являются: * требовательность без грубости и мелочной придирчивости; * естественность, простота общения, не допускающая фамильярности и панибратства; * принципиальность и настойчивость без упрямства; * внимательность и чуткость к подчиненным без подчеркивания этого; * юмор и ирония без насмешливости, унижающего человека; * воздействие в форме требований, внушений, предупреждений и предложений без подавления и унижения личности подчиненного; * умения выражать распоряжения, указания и даже просьбы без подчеркивания своего превосходства, без упрашивания и высокомерия; * умение слушать собеседников, не выражая безразличия и превосходства; * серьёзность подхода к ответу подчиненного независимо от его правильности и грамотности. По своей внутренней структуре педагогический такт представляет собой совокупность сложных интеллектуальных навыков и умений, сформированных на основе специфических психолого-педагогических и этических знаний, воспитанных чувств, воли, положительных мотивов поведения. 7. Педагогическая техника -это целесообразный подбор приёмов и средств педагогического воздействия, быстрота, легкость и совершенство их применения. Педагогическая техника включает в себя: а) навыки и умения организации учебных занятий и различных воспитательных мероприятий; б) приемы выразительного показа руководителем своего отношения и определенных чувств к действиям подчиненных, умения пользоваться техникой речи, словом (постановка голоса, тон, стиль и культура речи, интонация, жесты, мимика и т.д.); в) учет личностных качеств воспитанников, особенностей коллектива, создание различных педагогических ситуаций воспитательного воздействия на человека; г) овладение техническими средствами обучения и воспитания, наглядными пособиями, умение педагогически правильно использовать в учеб но-воспитательном процессе кино, телевидение, магнитофонные записи, различные наглядные пособия, д) педагогический учет и контроль обученности и воспитанности подчиненных, выполнения ими требований уставов, отношения сотрудников ГПС к службе, конкретных актов поведения, различных воспитательных ме роприятий и документов. Таким образом, по своей сущности педагогическая техника - непременный и важнейший элемент военно-педагогической деятельности офицера, его педагогического мастерства. Владение педагогической техникой требует от офицера глубоких психолого-педагогических знаний, специальной практической подготовки. Все рассмотренные качества составляют ту основу, на которой формируется и совершенствуется педагогическая культура и мастерство офицера. Вывод по первому вопросу: Педагогическая культура представляет собой определенную степень овладения руководителем педагогическим опытом, степень совершенства его учебной, воспитательной деятельности, достигнутый уровень развития личности руководителя как педагога. Содержание педагогической культуры содержится в служебно-должностных обязанностях командира подразделения ГПС. УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 2 Приложение 2
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5165; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |