Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Биосоциальный статус человека




Человек существо и биологическое и социальное. Ведущая характеристика его существования как биосоциального существа является уровень взаимоотношений организма со средой.

Организм реагирует на различные внешние воздействия не отдельными автономными реакциями, а целиком. Это дает ему возможность не только адаптироваться к конкретной среде, но и повышать свою устойчивость путем приобретения нового опыта. Более того, человек сочетает в себе адаптацию и активное начало. Уравновешивая свое отношение со средой и нарушая это равновесие на достигнутом уровне ради выхода на другой, более высокий уровень развития человек эволюционирует.

Но зачем и откуда у человека субъективность восприятия? Она является результатом приобретения индивидуального опыта или же речь идет о некой врожденной и очень рано проявляющейся предрасположенности к восприятию организмом определенных свойств и элементов среды? Конечно, развитие организма, формирование его психики и поведения это результат истории вида и истории каждой конкретной особи.

Другими словами, кроме прижизненного индивидуального формирования субъективного образа среды имеет место врожденная, биологически обусловленная, специфика восприятия среды. Избирательность восприятия приводит к тому, что из единой физической среды формируется собственная физиологическая среда организма. Тем самым увеличиваются возможности вида в процессе своего воспроизводства.

Видоспецифическое поведение – генетически детерминированный комплекс фиксированных действий, представляющий собой «совокупность врожденных, в том числе и социально-групповых программ поведения, которые вырабатываются в ходе эволюции.

Как формируется это поведение?

Человек – это существо незрелорождающееся. Поэтому специфика развития человека заключается в том, что он формируется в длительной связи со своей матерью. Поэтому онтогенез человека необходимо рассматривать в рамках развития единой системы мать – дитя.

При этом мать это ведущий носитель доминантных свойств (нейрогормональной основы), а ее ребенок – как важнейшее условие подкрепления доминантного состояния, которое может полноценно поддерживаться только при наличии внешнего фактора – контакта матери с ребенком. более того, мать выступая доминантой в этой системе, обладает и соответствующем набором нервно-психических и поведенческих проявлений, которые оказываются наиболее значимыми для ее ребенка, предопределяя усвоение им определенных элементов видоспецифического поведения.

Это знание опровергает точку зрения на младенца как на чистую доску, на которой можно записать все что угодно. Существуют определенные программы физического и нервно-психического развития, современное и правильное развертывание которых определяет уровень психического развития ребенка и его включение в социальную среду. Еще в 1975 г. П.К. Анохин показал, что многое из того, что считается приобретенным после рождения в результате воспитания и обучения, на самом деле содержится в его генетике и заготовлено в виде «фиксированных соотношений нервных структур». По мере «созревания» функциональных систем организма идет корреляция генетических программ человека.

Значительные отклонения в темпах и уровнях развития наблюдается у людей, имеющих аномалии половых хромосом: вместо нормального набора половых хромосом ХХ у женщин и XY у мужчин, могут быть аномалии - X0 (снижен рост, отсутствие половой зрелости, грудных желез), XXY (гермофродиты), XXX (преждевременное половое созревание), XYY (сверхвысокий рост, сверхагрессивность) и во всех этих случаях – различные нарушения психики.

Отсюда обучение выступает как многокомпонентный процесс: приобретение навыков происходит частично вследствие созревания форм поведения, частично в результате собственного опыта, полученного в результате различных ситуаций, а также опыта научения, приобретенного с помощью подражания действиям других людей.

Но что такое возраст? Что такое пол?

Видовая продолжительность жизни – это возраст. Есть биологические критерии возраста и психологическое ощущение возраста.

Основные критерии биологического возраста: морфологические, физиологические и биохимические, развитие мозга и психического развития.

Морфологическая зрелость. Это скелетный возраст, зубной возраст, половое развитие и общее соматическое развитие.

При определении биологического возраста в период старения анализируют уровень остеофитов (разрастание костной ткани в области фаланг пальцев кисти и стопы и на позвонках), различные деформации в области суставов.

Критерии полового развития, последовательность и степень развития вторичных половых признаков: у женщин - развитие грудных желез, первые менструации, у мужчин – набухание сосков, ломка голоса и изменение гортани, волосы на лице и груди. Первые признаки полового созревания у девочек могут появиться в 8 лет, у мальчиков в 10. появление менструации до 8 лет – преждевременное половое созревание, после 15 – 16 лет задержка полового развития.

Физиологические и биохимические критерии биологического возраста: изменение метаболизма, показателей основного обмена веществ, углеводного обмена, индексы соотношения гормонов, показатели работы сердечно-сосудистой и дыхательной системы, частота дыхания, показатели крови и мочи.

Критерии развития мозга: изменение веса, показатели созревания различных зон коры мозга, величина и плотность расположения нейронов, длина аксонов, степень миелинизации, степень потери нейронов. У новорожденных сформированы все нервные клетки мозга, масса мозга составляет в среднем 347 и 352 г. К 6 месяцам вес мозга составляет 600 и 534 г и утраивается к 3 годам до 1076 и 1012 г. за счет роста аксонов, миенилизации нервных отростков, роста глиальных клеток, которые обеспечивают питание нейронов. К 7 – 8 годам вес мозга ребенка достигает взрослого значение. В коре мозга содержится 40 млр. нейронов. Но после 25 лет начинается ежедневное отмирание клеток мозга, после 40 лет ежедневно отмирает свыше 10 тыс. нейронов, появляются сенильные бляшки.

Критерии психического развития включают показатели развития моторики, сенсорных систем, когнитивных процессов, эмоциональное развитие, развитие мотивационной системы, волевой сфер, уровни развития личности и социальное развитие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 807; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.