КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система цен в экономике, принципы дифференциации цен. 23 страница
Говоря об этом, следует упомянуть, что одностороннее изменение или расторжение договора строительного подряда может быть осуществлено по решению суда либо без обращения в суд путем отказа от исполнения договора полностью или частично. При этом можно указать на довольно большое число норм о подряде, допускающих односторонний отказ от исполнения без обращения в суд. Чаще всего такая возможность предусматривается как реакция на строго определенные договорные нарушения. Так, подрядчик вправе отказаться от договора в случае обнаружившейся невозможности использования предоставленных заказчиком материалов или оборудования без ухудшения качества работ (п. 3 ст. 745 ГК) или когда нарушение заказчиком своих обязанностей препятствует исполнению договора подрядчиком (п. 2 ст. 719). Односторонний отказ заказчика как реакция на договорные нарушения возможен в случае некачественного выполнения работ (п. 3 ст. 723) либо выполнения их с недостатками, позволяющими полагать, что работа не будет выполнена надлежащим образом (п. 3 ст. 715), и др. Важно заметить, что из самой сущности подряда вытекает (если иное не предусмотрено договором) право заказчика в любое время без объяснения причин расторгнуть договор путем отказа от исполнения. Заказчик при этом принимает на себя определенные последствия по оплате подрядчику вознаграждения за выполненную часть работы и по возмещению убытков, вызванных расторжением договора (ст. 717 ГК). Достаточным основанием для отказа заказчика от договора иногда признается лишь предположение о возможной неспособности стороны исполнить принятые на себя обязательства. Так, отказ от исполнения может последовать, если подрядчик несвоевременно приступил к работе или обнаружится, что он выполняет работу медленно и окончание ее к сроку становится явно невозможным (п. 2 ст. 715 ГК). Частным случаем основания для изменения или расторжения договора без обращения в суд является правило ст. 752 ГК о консервации строительства. Основанием консервации служит любая причина, в том числе не зависящая от сторон (стихийные бедствия, отсутствие бюджетного финансирования и проч.). В подобных обстоятельствах работы приостанавливаются, а объект строительства консервируется. Судьба договора решается по усмотрению сторон, поскольку ГК не содержит нормы, которая связывала бы консервацию с окончательным прекращением договорных отношений. По соглашению сторон возможно как расторжение договора, так и изменение его условий, прежде всего о сроке договора. В последнем случае на подрядчика возлагается обязанность после отмены консервации возобновить работы на прежних или иных условиях. Правила ст. 752 ГК о последствиях консервации носят императивный характер. В соответствии с ними на заказчика возлагается обязанность оплатить подрядчику в полном объеме выполненные до момента консервации работы, а также возместить расходы, вызванные необходимостью прекращения работ и консервации строительства <*>, с одновременным зачетом выгод, которые подрядчик получил или мог получить вследствие прекращения работ. -------------------------------- <*> В частности, расходы, связанные с переброской подрядчиком строительных материалов и механизмов в другое место.
§ 4. Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ
1. В рамках договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик - принять и оплатить их результат (ст. 758 ГК). Этот договор тесно связан с договором строительного подряда, проектные и изыскательские работы предшествуют началу строительства и являются для него необходимой предпосылкой. Как самостоятельный вид договора, он сравнительно нов для российского гражданского права. Отдельные нормы, посвященные проектным и изыскательским работам, появились в Основах гражданского законодательства 1991 г., а более детальное регулирование он получил лишь в действующем ГК. Общие положения о подряде применяются к отношениям по выполнению проектных и изыскательских работ, если иное не установлено § 4 гл. 37 ГК. Помимо ГК среди законов, в той или иной части регулирующих проектные и изыскательские работы, следует выделить Федеральные законы от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности", от 25 февраля 1999 г. "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", от 17 ноября 1995 г. "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", Градостроительный кодекс РФ. Принятие специального закона, посвященного проектно-изыскательским работам, не предусмотрено. Большое значение для регулирования этой сферы деятельности имеют подзаконные акты, важная роль отводится строительным нормам и правилам, государственным и отраслевым стандартам. С принятием Федерального закона от 27 декабря 2002 г. "О техническом регулировании" <*> начался процесс замены государственных и отраслевых стандартов на технические регламенты. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. I). Ст. 5140.
2. Сторонами договора являются заказчик и подрядчик (изыскатель). На стороне заказчика может выступать любое лицо; каких-либо ограничений законодательство здесь не содержит. Специальные требования к правосубъектности подрядчика устанавливаются в законодательстве о лицензировании. Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" (п. 1 ст. 17) предусмотрел необходимость лицензирования деятельности по инженерным изысканиям для строительства и по проектированию зданий и сооружений I-го и II-го уровня ответственности. Право проведения изысканий, связанных с геологическим изучением недр, может принадлежать лишь обладателю лицензии на пользование недрами (ч. 4 ст. 11 Закона РФ "О недрах"). Обязанности подрядчика, как правило, возлагаются на специализированную организацию, выполняющую проектные и изыскательские работы, либо на подрядчика по договору строительного подряда, если это предусмотрено в договоре (п. 2 ст. 743 ГК). Учитывая сложность, капиталоемкость строительных работ, в этой сфере все большее распространение получает схема взаимодействия, в рамках которой обязанность по проведению проектно-изыскательских работ первоначально возлагается на подрядчика по договору строительного подряда, и уже он, в свою очередь, привлекает проектные и изыскательские организации, заключая с ними отдельные договоры. Привлечение субподрядчиков, разрешение вопросов, связанных с множественностью лиц в обязательстве, происходят по общим правилам договора подряда. Никаких исключений или особенностей по сравнению с общими положениями о подряде здесь нет. 3. Форма договора, как правило, письменная. Отдельных правил для данной разновидности договора ГК не устанавливает. При его заключении следует руководствоваться общими положениями о форме сделок. Специальные законы могут предусматривать обязательность письменной формы договора. 4. Предмет договора - проектные и изыскательские работы, по итогам которых подрядчик обязан подготовить и передать заказчику техническую документацию, предоставить данные по полученным результатам изыскательских работ. Понятие проектной документации применительно к строительству, реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений дано в п. 1 ст. 61 Градостроительного кодекса РФ. Она понимается как совокупность графических и текстовых материалов, определяющих объемно-планировочные, конструктивные и технические решения для строительства, реконструкции и капитального ремонта указанных объектов, а также благоустройства их земельных участков. Проектная документация разрабатывается в соответствии с градостроительной документацией, строительными нормами и правилами, согласовывается с соответствующими органами архитектуры и градостроительства, органами государственного контроля и надзора в соответствии с федеральным законодательством субъектов Федерации. Дополнительные требования к проектной документации для реализации инвестиционного проекта установлены в ст. 1 Закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". Помимо планировочных, конструкторских и технических решений она должна отвечать требованиям обоснования экономической целесообразности, объема, сроков капитальных вложений. В состав проектной (технической) документации могут входить чертежи, графики, технико-экономические обоснования, расчеты цен (сметы) работ и другие документы. Конкретные требования к их составу и содержанию необходимо уточнять дополнительно в каждом конкретном случае, руководствуясь как законами, так и подзаконными нормативными актами, в первую очередь строительными нормами и правилами. Используемая ранее в сфере строительства Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство зданий и сооружений, введенная в действие Постановлением Минстроя России от 30 июня 1995 г. N 18-64 (СНиП 11-01-95), в настоящее время не действует. Категория "изыскательские работы" в законе не раскрывается. В общем виде изыскательские работы можно охарактеризовать как подготовительные для строительной или иной промышленной деятельности. Цель изыскательских работ - установить возможность такой деятельности вообще, а если это возможно, то определить, при соблюдении каких условий и требований допустимо проводить работы, использовать их результат (исходя из физических, химических, биологических свойств явлений внешнего мира). Примерный перечень изыскательских работ (по группам) дается в утверждаемых Госстандартом классификаторах видов экономической деятельности. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2003 г. N 108 <*> 2003 - 2004 гг. являются переходным периодом для введения Общероссийского классификатора видов экономической деятельности вместо Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 2003. N 8. Ст. 762.
С точки зрения удельного веса в развитии российской промышленности двумя основными группами являются изыскания, связанные со строительством (включая инженерно-геологические и экологические), и разведочно-изыскательские работы (включая геолого-разведочные, геофизические и геохимические) в области изучения недр и гидрографических изысканий. Предмет договора на выполнение проектных и изыскательских работ выделяется среди предмета иных подрядных договоров в первую очередь тем, что деятельность подрядчика не направлена на создание, уничтожение или изменение свойств объектов материального мира - вещей. Работы по преимуществу носят интеллектуальный характер, в ряде случаев связаны с созданием или использованием объектов интеллектуальной собственности, что наиболее характерно для архитектурных проектов. Характеризуя договор на выполнение проектных работ, законодатель делает четкий акцент на техническом характере проектной документации, тем самым подчеркивая отличие его предмета от предмета договоров на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и иных договоров на создание объектов интеллектуальной собственности. Однако с практической точки зрения всегда важно иметь в виду возможность получения такого результата, который будет подпадать под действие норм законодательства об авторском праве, что нужно учитывать при формулировании условий договора. У изыскательских работ имеется иная особенность. Результат изысканий, т.е. те данные, которые получит подрядчик по выполнении договора, определить заранее при его заключении нельзя; указывается лишь, по каким вопросам должны быть эти данные получены (для других договоров подряда описание итогового результата с большей или меньшей степенью подробности дается в задании заказчика при заключении договора). Для заказчика и его планов данные и выводы материалов изысканий могут оказаться как положительными, так и отрицательными, например, когда выясняется отсутствие возможности капитального строительства на принадлежащем заказчику земельном участке. Цена работы к существенным условиям договора не отнесена. В отсутствие соглашения о цене она определяется по правилам п. 3 ст. 424 ГК, как та, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги. Государство принимает меры к регулированию цен на проектно-изыскательские работы, устанавливая в строительных нормах и правилах цены, которые можно отнести к числу рекомендуемых. Они применяются, если цена работ прямо не установлена в договоре либо договором предусмотрена возможность применения порядка ценообразования (или его отдельных элементов), установленных в СНиПах. Регулируемая цена рассчитывается исходя из объема и сложности работ, включает в себя компенсацию издержек подрядчика и стоимость работ как таковых. Для расчета рекомендуемой цены используется базовая ставка, умножаемая на различные коэффициенты. Срок договора на выполнение проектно-изыскательских работ относится к числу его существенных условий. Это вытекает из содержания общих положений о подряде - ст. 708 и п. 2 ст. 702 ГК. В отсутствие соглашения о сроке договор считается незаключенным. В обязанности подрядчика входят: выполнение работы в соответствии с заданием и иными расходными данными на проектирование; согласование готовой технической документации с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления; передача заказчику готовой технической документации и результатов исследовательских работ. Передача задания и исходных данных отнесена в п. 1 ст. 759 ГК к обязанностям заказчика, однако по поручению заказчика задание может быть подготовлено и самим подрядчиком, что все больше распространяется на практике. В последнем случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком. Таким образом, возникновению прав и обязанностей по договору подряда часто предшествует особое правоотношение по разработке задания и сбору исходных данных, а проектирование осуществляется в два этапа. Первый заключается в подготовке и согласовании сторонами задания, второй - в подготовке проекта и (или) изыскательских работах. Исходя из смысла ст. 758 ГК обязанности подрядчика перед заказчиком возникают, лишь когда задание получено подрядчиком либо утверждено заказчиком. Любые отклонения от задания на проектирование, исходной документации и условий договора подрядчик допускает только по соглашению с заказчиком. Законом "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что в случаях, когда для строительства требуется разрешение органа архитектуры и градостроительства, этот орган выдает заказчику архитектурно-планировочное задание (п. 3 ст. 3). Данный документ нельзя отождествлять с заданием заказчика. Его роль и назначение - определить для конкретного архитектурного проекта требования градостроительной документации, обязательные экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные требования, требования по охране памятников истории и культуры, указания на строительство в особых условиях (сейсмозона, зона вечной мерзлоты и др.), требования по соблюдению правил граждан и юридических лиц, интересы которых затрагиваются в ходе строительства. Такое задание может рассматриваться в качестве дополнительных исходных данных к заданию заказчика подрядчику. Права заказчика давать подрядчику обязательные указания или корректировать работы на стадии их выполнения ГК не предусматривает. Любые предложения заказчика, уточнения по заданию на проектирование или изыскание принимаются подрядчиком по его усмотрению, по сути требуют соглашения сторон. Условия задания на проектирование должны быть сформулированы до начала работ (ст. 758 ГК), однако в отношении иных данных, предоставляемых заказчиком помимо задания, такого правила не предусмотрено. Формально заказчик вправе предоставлять их и после начала работы. Дополнительные исходные данные (например, результаты последних геологических или сейсмических исследований) должны быть приняты подрядчиком и учтены в работе. Однако если это повлечет увеличение объема работ или издержек подрядчика, цена договора должна быть изменена с соблюдением порядка, предусмотренного общими положениями о подряде. Отсутствие у заказчика прав давать подрядчику обязательные указания, корректировать условия исходного задания делают формальной стадию согласования проекта между подрядчиком и заказчиком. На этой стадии заказчик лишь проверяет качество созданного проекта, его соответствие требованиям задания, договора и нормативных актов, т.е. выполняет действия, предваряющие стадию приемки-передачи работы. Что происходит, если заказчик отказывается согласовывать техническую документацию, делает отметку "не согласовано", ГК об этом не говорит. Это один из болезненных вопросов взаимоотношений подрядчика и заказчика, поскольку, несмотря на наличие самого подробного задания, проект (техническая документация) может быть выполнен по-разному. Выбор конкретного варианта планировочного, конструктивного и технического решения в рамках поставленной задачи предоставляется подрядчику, и не всегда решение является наиболее оптимальным с точки зрения интересов заказчика. Поэтому в договорах на выполнение проектных работ очень важно предельно четко и подробно указывать стадии проектирования, их промежуточные этапы, по окончании которых заказчик рассматривает промежуточные результаты и вносит коррективы и предложения к дальнейшей работе над документами. Помимо согласования технической документации с заказчиком, нормативными правовыми актами может устанавливаться ее обязательное согласование с компетентными организациями, проводящими экспертизу (абз. 2 п. 1 ст. 760 ГК). Такое согласование проводится совместно заказчиком и подрядчиком. В договоре на выполнение проектных работ следует оговорить порядок действий сторон при согласовании технической документации, распределить между сторонами права и обязанности. Техническая документация может подлежать государственной экспертизе как сама по себе, так и в рамках экспертизы инвестиционных проектов, входя составной частью в документацию по инвестиционному проекту. Порядок проведения государственной экспертизы инвестиционных проектов определяется Правительством РФ (п. 2 ст. 14 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"). Как правило, экспертиза проводится по отраслевому принципу. Экспертиза в области промышленной безопасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" <*>. Экологическая экспертиза осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. "Об экологической экспертизе" <**>. Экспертиза безопасности гидротехнических сооружений (для проектов строительства гидравлических электростанций) предусмотрена Федеральным законом от 21 июля 1997 г. "О безопасности гидротехнических сооружений" <***>. Экспертиза безопасности ядерных установок осуществляется в соответствии с законодательством РФ об использовании атомной энергии. Экспертиза градостроительной и проектной документации предусмотрена Градостроительным кодексом РФ, выделяющим специальные органы государственной экспертизы градостроительной и проектной документации. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3588; 2000. N 33. Ст. 3348; 2003. N 2. Ст. 167. <**> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4556; 1998. N 16. Ст. 1800. <***> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3589; 2001. N 1 (ч. I). Ст. 2; N 53 (ч. I). Ст. 5030; 2002. N 52 (ч. I). Ст. 5132.
Экспертиза архитектурного проекта, как правило, включает в себя две стадии - экспертизу ведомственную, т.е. когда документация проверяется на соответствие конкретным отраслевым требованиям (экологическим, противопожарным, санитарно-гигиеническим), и межведомственную, рассматривающую документацию комплексно, на соответствие всем предъявляемым в ней требованиям, включая ведомственные. По итогам государственной экспертизы заказчику выдается разрешение (согласование) на использование документации (реализацию проекта) либо делаются замечания, которые необходимо устранить. Замечания устраняются подрядчиком, причем расходы на дополнительные работы следует отнести на сторону, отвечающую за то, что такие недостатки возникли (заказчик - если это вызвано недостатками исходного задания, подрядчик - если это вызвано ненадлежащим выполнением работ). По итогам согласования техническая документация или материалы с результатами изысканий передаются подрядчиком заказчику. С передачей технических документов или материалов изысканий от подрядчика к заказчику обязанности подрядчика по выполнению работ считаются исполненными. Однако ряд иных, специфических обязанностей у подрядчика остается. Подрядчик не вправе передавать техническую документацию третьим лицам без согласия заказчика (ч. 2 п. 1 ст. 760 ГК). Подрядчик гарантирует заказчику, что у третьих лиц отсутствуют какие-либо права воспрепятствовать выполнению работ или ограничить их выполнение на основании подготовленной подрядчиком технической документации (п. 2 ст. 760 ГК). На подрядчике лежат обязанности, связанные с ответственностью за ненадлежащее выполнение подрядных и изыскательских работ (ст. 761 ГК). Ценность результатов проектных и изыскательских работ зависит от ценности информации или объекта интеллектуальной собственности, зафиксированных на материальном носителе - документе. Физические свойства документа позволяют его легко воспроизводить, изготавливать экземпляры и передавать их. Свободное распоряжение ими со стороны подрядчика может, с одной стороны, нарушать интересы заказчика, с другой - быть попросту несправедливым: заказчик заказывал и оплачивал создание документации для себя и права на результат работ должны принадлежать именно ему. Поэтому права использовать результаты работы для себя, а также передавать их третьим лицам подрядчик не имеет. Заметим, что названное ограничение установлено лишь в отношении технической документации; на результаты изыскательских работ в силу буквального содержания ч. 2 п. 1 ст. 760 ГК оно не распространяется. Гарантии подрядчика, касающиеся отсутствия у третьих лиц каких-либо прав воспрепятствовать выполнению работ или ограничить их выполнение на основании подготовленной подрядчиком технической документации, выражается в обязанности подрядчика возместить убытки заказчика, если третьи лица предъявили соответствующие требования и они были признаны правомерными. Воспрепятствовать выполнению работ или ограничить их третьи лица могут по разным основаниям. Например, в силу наличия исключительных прав на архитектурный проект, использованный подрядчиком для подготовки технической документации (это возможно, когда подрядчик использовал чужой проект или его существенные части без согласия правообладателя; договор между подрядчиком и автором проекта о передаче подрядчику прав на его использование признан недействительным и т.д.), либо в силу того, что техническая документация была подготовлена ранее для другого заказчика и передана ему. Часто при разработке архитектурного проекта нарушаются права третьих лиц (например, при планировке одного из помещений в многоквартирном жилом доме предусмотрено использование помещений, находящихся в общей долевой собственности жильцов, а их согласия на это не получено). Здесь, несмотря на то что проект согласуется сторонами совместно, ответственность за возможность его реализации будет нести перед заказчиком подрядчик. Обязанностям подрядчика корреспондируют обязанности заказчика, поименованные в ст. 762 ГК. Правила ст. 762 диспозитивные и могут быть изменены по соглашению сторон. За выполненную работу заказчик обязан уплатить подрядчику установленную цену. Цена выплачивается полностью после завершения работ, а если работа выполняется этапами - то частями после выполнения каждого из них. Такой принцип расчетов соответствует общим положениям о подряде. Техническую документацию, полученную от подрядчика, заказчик вправе использовать только на цели, предусмотренные договором. При этом заказчик без согласия подрядчика не может передавать техническую документацию и разглашать содержащиеся в ней данные. Из этого можно сделать вывод, что информация, содержащаяся в технической документации, защищается не только как коммерческая тайна заказчика, но и как коммерческая тайна подрядчика. Заметим также, что с точки зрения буквального содержания нормы речь идет о технической документации и содержащейся в ней информации, а не о материалах и данных результатов изыскательских работ. Обязанность заказчика содействовать подрядчику в выполнении изыскательских работ, по нашему мнению, возлагается на него не всегда, поскольку связана с необходимостью отразить объем и условия такого содействия в договоре. При отсутствии в договоре соответствующих положений подрядчик выполняет работу полностью самостоятельно и не вправе требовать какого-либо содействия от заказчика, за исключением предоставления необходимых исходных данных. Ранее уже отмечалась возможность изменения заказчиком исходных данных для выполнения работ. Статья 762 ГК предусматривает необходимость оплаты возмещения подрядчику дополнительных расходов, вызванных таким изменением, при условии, что эти данные изменяются вследствие обстоятельств, не зависящих от подрядчика (обстоятельством, зависящим от подрядчика, может быть просрочка с его стороны). Эта обязанность направлена на компенсацию только дополнительных расходов. Поскольку цена договора подряда складывается из двух составляющих - компенсации издержек (расходов) подрядчика и суммы платы за работу, - дополнительный объем работ, вызванный изменением исходных данных, будет оплачиваться исходя из правил, установленных в общих положениях о подряде. Если гарантии подрядчика, предусмотренные в п. 2 ст. 760 ГК, оказались не соответствующими действительности, и третьи лица в связи с недостатками технической документации или выполненных изыскательских работ предъявили заказчику иски, заказчик обязан привлечь подрядчика к участию в деле. Какие последствия наступают, если этого не происходит, т.е. заказчик не извещает подрядчика о предъявленных к нему требованиях, либо подрядчик, получив соответствующее уведомление, сам уклоняется от участия в процессе, - нормы, посвященные подряду, не говорят. Наиболее верным в данном случае будет обратиться к аналогии закона и применить правило, установленное в ст. 462 ГК для обязанностей продавца и покупателя в случае предъявления иска об изъятии товара. В соответствии с этим непривлечение заказчиком подрядчика к делу освободит подрядчика от ответственности, если он докажет, что, участвуя в деле, мог бы предоставить удовлетворение требований частных лиц. Подрядчик, привлеченный заказчиком к участию в деле, но не принявший в нем участие, лишится права доказывать неправильность ведения дел заказчиком. 5. Ответственность сторон договора. Ответственность подрядчика за ненадлежащее составление технической документации и выполнение изыскательских работ урегулировано ст. 761 ГК. Подрядчик несет ответственность за любые недостатки независимо от времени их обнаружения - в момент приемки-передачи документации и материалов, в ходе строительства или в процессе эксплуатации объекта, созданного на основе технической документации или материалов изысканий. Сроки для обнаружения недостатков и предъявления заказчиком подрядчику связанных с этим требований в § 3 гл. 37 ГК не установлены. Подрядчик, выполнявший работы ненадлежащим образом, обязан по требованию заказчика безвозмездно переделать техническую документацию или провести дополнительные изыскательские работы, а также возместить заказчику причиненные убытки. Правило это диспозитивное и может быть изменено по соглашению сторон. Иные условия и формы ответственности могут быть предусмотрены в законе. Ответственность за несоответствие гарантий, указанных в п. 2 ст. 760, в ч. 2 п. 1 ст. 760 ГК, заключается, как уже говорилось, в возмещении убытков, причиненных заказчиком подрядчику. Заказчик возмещает подрядчику убытки, вызванные ненадлежащим выполнением своих обязательств, по общим правилам ГК. За просрочку в выплате цены договора заказчик уплачивает подрядчику проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК.
§ 5. Подрядные работы для государственных нужд
1. По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик - принять выполненные работы и оплатить их в полном объеме (п. 2 ст. 763 ГК). Подряду для государственных нужд посвящены в ГК шесть статей (ст. 763 - 768 ГК). В них раскрываются лишь самые общие особенности строительных и проектно-изыскательских работ, в которых на стороне заказчика выступает государство. Лаконичность ГК имеет объективные основания. С одной стороны, нормы § 5 гл. 37 ГК распространяются только на строительные и проектно-изыскательские работы, проведение которых уже урегулировано нормами гл. 37 ГК. С другой стороны, отношения с участием государства сложны и обладают спецификой. С юридической, а тем более с практической точки зрения большое значение в них имеют моменты публично-правового характера (особенности бюджетного финансирования, порядок подготовки к заключению и заключение договоров и др.). Потребностью в установлении четких правил поведения субъектов, а также в создании механизмов, препятствующих злоупотреблениям со стороны государственных чиновников и должностных лиц, обусловлена потребность в сравнительно большем количестве императивных норм, чем для других разновидностей обязательств. Поэтому конкретные правила, касающиеся отношений с участием государства, целесообразнее формулировать на уровне специальных нормативных актов, принимаемых в соответствии с ГК, но носящих, в том числе, комплексный характер и включающих нормы публично-правового характера или отсылки к таким нормам. Не случайно для подряда для государственных нужд ГК предусмотрел принятие специального закона (ст. 768).
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 244; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |