Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и показатели качества продукции

В настоящее время наиболее передовой опыт в области качества продукции и применении системного подхода в управлении качеством продукции накоплен в разных фирмах промышленно развитых стран.

В истории развития системного подхода управления качеством можно выделить пять этапов:

1. Качество продукции как соответствие стандартам.

2. Качество продукции как соответствие стандартам и стабильность процессов;

3.Качество продукции, процессов, деятельности как соответствие рыночным требованиям;

4. Качество как удовлетворение требований и потребностей потребителей и служащих;

5. Качество как удовлетворение требований и потребностей общества, владельцев (акционеров), потребителей и служащих.

Начало формированию системного подхода управления качеством в США заложила система Тейлора. Она включала понятия верхнего и нижнего пределов качества, поля допуска, вводила такие измерительные инструменты, как шаблоны и калибры (проходные и непроходные калибры).

Кроме того, с целью обеспечения успешного функционирования системы Тейлора обосновывалась необходимость независимой должности инспектора по качеству. Основу мотивации составляла система штрафов за дефекты, а также увольнение работника. Система обучения сводилась к профессиональному обучению и обучению работать с измерительным и контрольным оборудованием.

Таким образом, все отмеченные выше особенности системы Тейлора делали ее системой управления качеством каждого отдельно взятого изделия. Однако вскоре стало ясно, что поскольку любое производство - это прежде процесс, то и управлять надо процессами.

Второй этап формирования системного подхода управления качеством – внедрение статистических методов контроля качества. Появились контрольные карты, обосновывались выборочные методы контроля качества продукции и регулирования техпроцессов. В 1924 г. была создана под руководством доктора Р.Л. Джонса, которая заложила основы статистического управления качеством. Это были контрольные карты, выполненные В. Шухартом, первые понятия и таблицы выборочного контроля качества, разработанные X. Доджем и X. Ромигом. Системы качества усложнились, так как в них были включены службы, использующие статистические методы. Усложнились задачи в области качества, решаемые конструкторами, технологами и рабочими. Возникла новая специальность — инженер по качеству, который должен анализировать качество и дефекты изделий, строить контрольные карты и т.п. Таким образом, акцент с инспекции и выявления дефектов был перенесен на их предупреждение путем выявления причин дефектов и их устранения на основе изучения процессов и управления ими.

В результате внедрения на предприятии вышеперечисленных новшеств происходит процесс усложнения мотивации труда. К профессиональному обучению добавилось обучение статистическим методам анализа, регулирования и контроля.

Третий этап формирования системного подхода управления качеством связан с выдвижением концепции тотального (всеобщего) управления качеством, автором которой был американский ученый А. Фейгенбаум. Им была разработана модель системы управления качеством продукции. Модель Фейгенбаума - это треугольник с боковыми сторонами, разделенными на пять частей горизонтальными линиями, каждая часть в свою очередь подразделяется вертикальными линиями, что образует в общей сложности во всех пяти частях 17 функций (участков), в основу которых практически положен только контроль качества продукции.

На этом этапе появились документированные системы качества, устанавливающие ответственность и полномочия, а также взаимодействие в области качества всего руководства предприятия, а не только специалистов служб качества. Больше внимания в мотивации стало уделяться человеческому фактору, т.е. увеличивалось значение морального стимулирования.

Главными мотивами качественного труда были признаны работа в коллективе, признание достижений коллегами и руководством, забота фирмы о будущем работника, его страхование и поддержка его семьи. Более серьезными стали требования к качеству в контрактах, более ответственными гарантии их выполнения.

В 1970—1980 гг. на смену системе тотального управления качеством приходит система тотального менеджмента качества, с формированием которой связан четвертый этап развития систем управления качеством.

Система тотального менеджмента качества является комплексной системой, ориентированной на постоянное повышение качества, минимизацию производственных затрат и поставки точно в срок. Основной лозунг системы тотального менеджмента качества базируется на принципе: улучшению нет предела.

Применительно к качеству действует целевая установка — стремление к отсутствию дефектов, к затратам - отсутствие непроизводительных затрат, к поставкам - точно в срок. При этом осознается, что достичь данных пределов невозможно, но к этому надо постоянно стремиться и не останавливаться на достигнутых результатах.

Одной из ключевых особенностей системы является использование коллективных форм и методов поиска, анализа и решения проблем, постоянное участие в повышении качества продукции всего коллектива. В этот же период в США были изданы две монографии Э. Деминга: «Качество, производительность и конкурентоспособность» и «Выход из кризиса». В них изложена философия Деминга, знаменитые «14 пунктов», которые легли в основу всеобщего (тотального) качества.

Таким образом, главной целевой установкой систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000, было обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и представление ему доказательств в способности предприятия сделать это, что являлось несомненным плюсом данной системы. Однако к отрицательным сторонам последней можно отнести слабо выраженную целевую установку на экономическую эффективность.

Развитие пятого этапа формирования системного подхода управления качеством начинается в 1990-е гг. В данный период происходит усиление влияния общества на предприятия, а предприятия стали все больше учитывать интересы общества. Это привело к появлению стандартов ИСО 14 000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции. Сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 14 000 становится не менее популярной, чем на соответствие стандартам ИСО 9000. Усиливается внимание руководителей предприятий к удовлетворению потребностей своего персонала.

В 1990 г. Большая тройка американских автомобильных компаний разработала стандарт ОS-9000 «Требования к системам качества». Несмотря на то, что он базируется на стандарте ИСО 9001, его требования усилены отраслевыми (автомобилестроительными), а также индивидуальными требованиями каждого из членов Большой тройки и еще пяти крупнейших производителей грузовиков.

Основным достижением этого этапа формирования системного подхода управления качеством стало внедрение стандартов ИСО 14 000 и ОS -9000.

Стандарт — нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующийся отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон и утвержденный признанным органом (или представителем), в котором могут устанавливаться для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в конкретной области.

Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники и практическом опыте и направлены на достижение оптимальной пользы для общества.

Нормативные документы по стандартизации в РФ подразделяются на следующие категории:

- государственные стандарты РФ - ГОСТ РФ;

- отраслевые стандарты - ОСТ;

- технические условия - ТУ;

- стандарты предприятия и объединения - СТП;

- стандарты научно-технических и инженерных обществ - СТО.

В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований разрабатывают стандарты следующих видов:

- стандарты основополагающие;

- стандарты на продукцию, услуги;

- стандарты на процессы;

- стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

В зависимости от масштабности распространения стандартов они подразделяются на:

- национальные — стандарты, принятые национальным органом по стандартизации одной страны;

- региональные — стандарты, принятые региональной международной организацией по стандартизации;

- межгосударственные — стандарты, принятые государствами, присоединившимися к соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии, сертификации, и применяемые ими непосредственно;

- международные — стандарты, принятые Международной организацией по стандартизации (ИСО).

Отличительными особенностями российской системы по стандартизации являются: максимальное сближение требований отечественных и международных стандартов; сохранение обязательности требований государственных стандартов лишь к той части показателей, которые во всем мире подлежат законодательному регулированию (например, показателей безопасности для человека и окружающей среды).

Список рекомендуемой литературы:

1. ГОСТ Р ИСО 9004-2001 Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности

2. Переверзев И.П., Логвинов С.И., Логвинов С.С. Организация производства на промышленных предприятиях: Учеб.пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006, стр.73-83

3. Динес В.А., Ларин В.М. и др. Конкурентоспособность и экономическая устойчив ость промышленного предприятия. – Саратов, 2003, стр. 87-95.

4. Васильева н.А. Матеуш Т.А., Миронов М.Г. Экономика предприятия. – М.: Юрайт-Издат, 2005, стр. 93-108

5. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник – М.: ИНФРА-М, 2004, стр. 80-100

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стандарты и системы качества | Сущность и виды прибыли предприятия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 235; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.