Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные концепции маркетинговой деятельности




Маркетинг фокусирует внимание менеджеров, прежде всего, на удовлетворении нужд и потребностей целевых потребителей. Это требует соответствующей организации управления компанией. В рыночных условиях, характеризующихся высоким уровнем конкуренции, такое управление может быть только маркетинговым.

Задачей маркетингового управления является воздействие на уровень, время и характер спроса таким образом, чтобы это помогало организации в достижении стоящих перед ней целей. Поэтому маркетинговое управление – это, прежде всего, управление спросом.

Маркетинговое управление - это сознательный процесс, направленный на достижение желаемого объема продаж товара целевым покупателям. Но как добиться желаемого уровня спроса на производимую продукцию? Какая концепция должна координировать маркетинговые усилия?

В 12-м издании «Маркетинг менеджмента» Ф. Котлер выделяет пять конкурирующих концепций, которые организация может взять за основу маркетинговой деятельности:

• Производственная концепция.

• Товарная концепция.

• Сбытовая концепция.

• Маркетинговая концепция.

• Концепция холистического маркетинга.

В других книгах обычно выделяются следующие концепции:

• Концепция совершенствования производства

• Концепция совершенствования товара

• Концепция интенсификации коммерческих усилий

• Концепция маркетинга

• Концепция социально-ответственного маркетинга

Хронологически первой концепцией, которой руководствовались продавцы, была концепция совершенствования производства. Она утверждает, что потребители будут благосклонны к товарам, широко распространенным, доступным по цене. Поэтому необходимо сосредотачивать усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения Актуальна в 2 случаях: когда спрос на товар превышает предложение, здесь руководство должно искать способы увеличения объемов производства. Второй случай - когда себестоимость товара слишком высока и повышение производительности позволяет ее снизить.

Следующей концепцией была концепция совершенствования товара, утверждающая, что благосклонность потребителей к товарам можно завоевать, лишь предложив наивысшее качество и лучшие эксплуатационные характеристики. Поэтому руководство организации должно сосредоточить усилия на постоянном совершенствовании качества товара. Создание новых образцов продуктов без учета мнения потенциальных покупателей - обычная практика товарно- ориентированных компаний.

Один из высокопоставленных менеджеров GM несколько лет назад заявил: Публика не может знать, в каком автомобиле она нуждается, до тех пор, пока она не увидит, на что мы способны сегодня. Это приводит к маркетинговой близорукости.

Соса-сola сконцентрировалась на прохладительных напитках и не заметила возможности продажи кофе и свежих фруктовых соков, а спустя некоторое время этих напитков негативно сказалась на ее бизнесе.

Во второй половине 40-х годов была разработана концепция интенсификации коммерческих усилий. Она утверждала, что для того, чтобы покупатели приобретали товары в необходимых количествах, необходимо прилагать значительные усилия в сфере сбыта и стимулирования продаж.

Концепция интенсификации коммерческих усилий требует больших затрат и приводит к росту издержек и снижению прибыли организации. Н а практике этой концепции чаще всего придерживаются производители товаров и услуг, рынок сбыта которых ограничен и о необходимости которых потенциальный покупатель даже не задумывается. (рынок страхования). Нередко к этой концепции обращается руководство фирм, испытывающих трудности со сбытом, когда появляются признаки перепроизводства. Цель продажа произведенных товаров, а не производство продукции, в которой нуждается рынок.

Во второй половине шестидесятых годов была разработана концепция маркетинга, которая утверждает, что залогом получения прибыли и достижения других целей организации является определение нужд и потребностей целевых покупателей и их удовлетворение более эффективным способом, чем это делают конкуренты. Клиент всегда прав.(British Airways)

Концепция холистического (целостного) маркетинга основана на планировании, разработке и внедрении маркетинговых программ, процессов и мероприятий с учетом широты и взаимозависимости. Холистический маркетинг признает, что в маркетинговой деятельности важно все и, что зачастую бывает необходим расширенный, интегрированный подход.

Холистический маркетинг включает в себя четыре компонента:

• маркетинг взаимоотношений;

• интегрированный маркетинг;

• внутренний маркетинг;

• социально ответственный маркетинг.

Маркетинг взаимоотношений (партнерский маркетинг) – это практика построения долгосрочных взаимовыгодных взаимодействий с ключевыми рыночными партнерами компании в целях установления длительных привилегированных отношений

Маркетинг взаимоотношений предполагает формирование нужных отношений с нужными партнерами. Здесь требуется не только менеджмент взаимоотношений с покупателями (customer relationship management, CRM), но и менеджмент партнерских отношений (partner relationship management, PRM).

Всего существует три группы партнеров:

• работники;

• маркетинговые партнеры (каналы распределения, поставщики, дистрибьюторы, дилеры, различные агентства);

• члены финансового сообщества (акционеры, инвесторы, аналитики).

В маркетинге взаимодействия особое внимание обращается на то, что функции маркетинга должны выходить далеко за пределы маркетинговой службы и распространяться по всему бизнесу. Важно отметить, что эта прогрессивная концепция по своему определению не обходит стороной ряд других перспективных направлений маркетинга. К ним, например, относят: маркетинг влияния[13, 110], когнитивный[1] [199]и креативный маркетинг [143]. Ключевым моментом является то, что в маркетинге взаимодействия особым образом подчеркивается значимость личности, личных контактов, компетентности в системе маркетинговых коммуникаций. Этим важнейшим элементам человеческих ресурсов справедливо уделяется самое пристальное внимание вплоть до трансформации их в коммуникативный капитал предприятия [110, с.296-327].

Отмечая положительное воздействие концепции маркетинга взаимодействия на развитие маркетингового мышления, тем не менее, следует обратить внимание на ее коммуникационно-рефлексивный, что затрудняет отделение причины от следствия с помощью традиционных методов и средств. Кроме того, концепция маркетинга взаимодействия (или ее варианты, названные маркетингом взаимоотношений с потребителями [43], маркетингом долгосрочных партнерских отношений [68, 85]) оказывается достаточно уязвимой в условиях неразвитых рыночных отношений, в которых работает, например, основная часть российских банков.

В данном случае под неразвитостью рыночных отношений между банками и клиентами мы подразумеваем крайнюю асимметрию в части потребностей российского сообщества и возможностей их удовлетворения со стороны банковского сектора и государства в лице основного регулятора банковской системы – ЦБ РФ.

О степени несбалансированности интересов общества, банков и власти в определенной степени свидетельствуют данные, представленные в таблице 3, которые получены путем систематизации взятых из различных источников основных признаков потребительского поведения указанных субъектов.

Таблица 3 – Несбалансированность интересов общества, банков и власти

Основные признаки потребительского поведения:
россиян банков власти (ЦБ РФ)
- не копить на черный день, думать только «о дне прожитом»; - взять взаймы без просчета возможности возврата долга; - стойкое недоверие к банкам при операциях сохранения и преумножения имеющихся накоплений. - выбор приоритетов в пользу корпоративных и государственных структур; - слабое внимание к ипотеке и кредитованию малого бизнеса; - повышенное внимание к развитию потребительского кредитования; - стремление заручиться поддержкой государства при проведении кредитно-денежных операций; - скрытое сопротивление долгосрочному инвестиционному кредитованию и явное сопротивление инновациям в реальном секторе экономики. - стремление к снижению автономии банковской деятельности; - пассивность в создании конкурентной банковской среды; - крайне осторожная позиция при определении процента рефинансирования банков

 

По теории графов «сотрудничество невозможно внутри несбалансированных групп» [60, с.257]. С опорой на эту аксиому и руководствуясь данными таблицы 3, можно сделать вывод о невозможности массового развития «равновесных» партнерских отношений между указанными субъектами банковского маркетинга. В данном случае можно говорить только об избирательной восприимчивости потребностей «ключевых» для банков групп клиентов и соответствующей к ним адаптации в рамках концепции маркетинга взаимодействия.

Интегрированный маркетинг предполагает разработку маркетинговых мероприятий и создания полностью интегрированной маркетинговой программы по созданию, продвижению и предоставлению ценности для потребителей.

Интегрированный маркетинг – двухуровневая система

Первый уровень реализует различные маркетинговые функции и представлен службами сбыта, рекламы, управлением производством и реализацией продукции. Все функции должны быть взаимоувязаны и скоординированы.

Второй уровень реализует задачи согласования работы всех отделов компании («Маркетинг слишком важен, чтобы отдавать его только отделу маркетинга» основатель HEWLETT PACKARD)

Внутренний маркетинг – обеспечение принятия надлежащих маркетинговых принципов всеми сотрудниками организации, и особенно ее высшим руководством.

Внутренний маркетинг включает наем и обучение работников, а также их стимулирование к высокому уровню обслуживания клиентов.

Маркетинг – это не столько отдел, сколько ориентация компании. Он должен присутствовать во всех ее структурных подразделениях.

Социально ответственный маркетинг – понимание этического, экологического, правового и социального контекстов маркетинговых мероприятий и программ.

Задание: Изучить вопрос нарушения этических принципов в рекламной деятельности России и Европы. (Источники: доклад по материалам журнала «Маркетинг в России и за рубежом»,Интернет)

Концепция социально ответственного маркетинга провозглашает задачей организации установление потребностей, желаний и интересов целевых рынков и их удовлетворение более эффективными и продуктивными, чем у конкурентов, способами, сохраняющими или повышающими благосостоянии, как потребителей, так и общества в целом.

 

 


[1] Когнитивный – связанный с сознанием, с мышлением. Направление в психологии, исходящее из признания первичности умственной деятельности человека, а не его поведенческих реакций, что характерно для бихевиоризма: словарь Л.П.Крысина.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1019; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.