Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государство и право в условиях кризиса социализма 627




XI.

Государство и право в условиях кризиса социализма 525

венности имуществом и денежными средствами», могут уча­ствовать во внешнеэкономической деятельности, создавать банки, страховые и акционерные общества, совместные ком­мерческие предприятия, заниматься издательской деятель­ностью, формировать различные фонды.

В области уголовного права внимание законодателя вновь привлекла спекуляция «в связи с усилившимися негативными явлениями на потребительском рынке и использованием этих обстоятельств в целях извлечения незаконных дохо­дов... при переходе к рыночной экономике...». Законом СССР (октябрь 1990 г.) под спекуляцией понималась скупка това­ров, на которые установлены государственные розничные цены в предприятиях торговли, продажа товаров со складов, баз и т. д. в нарушение установленных правил, сокрытие това­ров от покупателей, уклонение от регистрации. Дальнейшее развитие рыночных отношений изменило представления о спекуляции и о ее соотношении с легальной торговой дея­тельностью.

В целом законодательство периода перестройки заложи­ло правовую основу для радикальных социально-экономичес­ких преобразований последующих лет.

* * *

Современные тенденции правового развития России, можно сказать, только намечаются. Несмотря на большое ко­личество изданных актов (а может быть, именно в силу этого), главные стратегические направления развития лишь формируются. Общая задача, поставленная перед законода­телем — обеспечить правовую базу рыночным отношениям — не может считаться достаточно конкретизированной. Реша­ется она двумя способами: изданием актов общего значения (основ, кодексов, актов широкого радиуса действия) и кон­кретных, узконаправленных норм, регулирующих отноше­ния, которые представляются законодательно наиболее важ­ными и актуальными.

Развитие рыночных отношений потребовало принятия специальных законов «о товарных биржах и биржевой тор­говле» (февраль 1992 г.) и о «несостоятельности (банкротст­ве) предприятий» (ноябрь 1992 г.). Эти акты были приняты


на фоне нарастающих инфляционных процессов, усиления частнохозяйственных начал и экономического ослабления государственного сектора экономики.

Для решения хозяйственных споров между предприятия­ми и более четкого урегулирования этой процедуры в марте 1992 г. принимается Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и вносится ряд соответствующих из­менений в ГК и ГПК РСФСР. Экономическая политика кон­версии в оборонной промышленности потребовала приня­тия в марте 1992 г. специального акта.

В мае и июне 1992 г. принимаются законы, направленные на интенсификацию обращения объектов недвижимости — закон о «залоге» и дополнения к закону «о приватизации госу­дарственных и муниципальных предприятий». В июне вно­сится ряд существенных изменений и дополнений в Граждан­ский кодекс, также ориентированных на развитие рынка и рыночных отношений.

Тогда же, в июле, принимается целый пакет законов, на­правленных на развитие новых экономических начал. Среди них: «о крестьянском (фермерском) хозяйстве», «о земель­ной реформе», «о банках и банковской деятельности в РСФСР», «о предприятиях и предпринимательской деятель­ности», «о конкуренции и ограничении монополистической деятельности-на товарных рынках», «о приватизации госу­дарственных и муниципальных предприятий в РСФСР». Все основные положения этих актов позже (в конце 1994 г.) вой­дут в принятую Государственной Думой первую часть Граж­данского кодекса.

В декабре 1992 г. принимается закон, предоставивший гражданам право получать в частную собственность и на про­дажу земельные участки. Земля перестает быть монопольной собственностью государства.

Вместе с тем правительство предпринимает меры по регу­лированию выходящих из-под контроля хозяйственных отно­шений. В феврале 1993 г. был образован Комитет по земель­ным ресурсам и землеустройству. Тогда же принимается пра­вительственное постановление «о государственном регули­ровании цен на хлеб и хлебобулочные изделия». В апреле принимается положение о Госкомитете Российской Федера­ции по промышленной политике. Однако начала хозяйствен-


ной децентрализации и автономии все шире вторгаются в экономику.

В феврале 1993 г. принимается Указ Президента «О мерах по регулированию порядка обращения и погашения привати­зационных чеков» — широкая акция по приватизации госу­дарственной собственности предполагала оживление ком­мерческого оборота, частной инициативы и ослабление госу­дарственных монополий. В марте при Президенте учрежде­ны Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам, а пра­вительство принимает постановление об усилении валютно­го и экспортного контроля. В апреле принимается положе­ние о Фонде поддержки предпринимательства и развитии конкуренции. В мае формируется Совет по развитию пред­принимательства при правительстве, в августе была образо­вана межведомственная комиссия по содействию организа­ции акционерных промышленных компаний и финансово-промышленных групп (в начале декабря).

В 1993 г. принимается ряд актов, регламентирующих про­цессы акционирования, а также направленных на либерали­зацию внешнеэкономической деятельности.

В декабре принимается Положение о российском фонде федерального имущества и Положение о Продовольствен­ной комиссии Совета Министров — тем самым делается по­пытка сформировать механизмы общегосударственного эко­номического регулирования. Параллельно происходит регла­ментация деятельности налоговых и аудиторских служб.

С конца декабря начинается реализация Государственной программы приватизации государственных и муниципаль­ных предприятий. Легализируются новые формы собствен­ности (трасты). В феврале 1994 г. создается Комиссия по то­варным биржам при Госкомитете по антимонопольной поли­тике и поддержке новых экономических структур, а также принимаются акты о порядке лицензирования бирж и о госу­дарственном комиссаре на товарной бирже.

В мае 1994 г. с указа Президента начинается новый этап в реформе государственных предприятий — на базе ликвидиру­емых федеральных предприятий предлагалось создавать «ка­зенные заводы». Параллельно уточнялась государственная налоговая политика в отношении государственных предпри­ятий и принимались меры по укреплению платежной дисцип-


лины. Проблема неплатежей встала во весь рост: в июне при­нимается Указ «О продаже государственных предприятий-должников» Меры по обеспечению государственного управ­ления экономикой предлагались также в июльском указе Пре­зидента.

Одновременно (март 1994 г.) была выработана и утвержде­на постановлением правительства Программа демонополиза­ции экономики и развития конкуренции на рынках Россий­ской Федерации, в сентябре принимается правительствен­ное постановление об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику. В октябре были рас­ширены полномочия правительства по передаче объектов федеральной собственности в муниципальную собствен­ность.

Реорганизация системы высших органов власти и управ­ления начинается с внесения изменений во внутренний поря­док их работы. В феврале и июне 1992 г. вносится ряд измене­ний в Регламент Верховного Совета РСФСР. В апреле ряд изменений и дополнений был внесен в текст Конституции РСФСР. В октябре был принят закон «О защите конституци­онных органов власти в Российской Федерации», в ноябре — внесены изменения в закон «О выборах народных депутатов РСФСР». В декабре принимается закон «о Совете Мини­стров — Правительстве Российской Федерации».

Постановлениями Правительства в декабре-январе 1992— 93 гг. создаются комитеты по торговле и по муниципальному хозяйству, Федеральная служба занятости.

В феврале 1993 г. был издан Указ Президента Российской Федерации о статусе представителей Президента в краях, об­ластях, автономных областях и округах, Москве и Санкт-Пе­тербурге. Принимаются положения о Президентском Сове­те, о Совете глав администраций при Президенте Россий­ской Федерации, об Администрации Президента, уточняется структура Государственно-правового управления Прези­дента.

Столкновение разных ветвей власти создало кризисную ситуацию в стране. И 20 марта 1993 г. Президент издал Указ «О деятельности исполнительных органов до преодоления кризиса власти». Происходит обострение межнациональных





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.