Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государство и право в условиях кризиса социализма 531

XI.

Государство и право в условиях кризиса социализма 529

отношений в ряде регионов страны: вводится чрезвычайное положение в частях Северо-Осетинской и Ингушской респуб­лик.

С целью урегулирования межнациональных противоре­чий и проведения устойчивой национальной политики в ап­реле создается Госкомитет по делам федерации и националь­ностей.

Обострение политической борьбы вызвало необходи­мость принятия указа «О мерах по предотвращению вмеша­тельства политических партий и их структур в деятельность государственных органов, предприятий, учреждений и иных организаций».

В мае был принят Указ, регламентирующий порядок про­ведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пике­тирования. В июле — положение о борьбе с преступностью и коррупцией, в сентябре были приняты «дополнительные меры по укреплению правопорядка в Российской Федера­ции».

В начале июня 1993 г. президентским указом устанавлива­ется порядок работы Конституционного совещания. В сен­тябре принимается Указ «О поэтапной конституционной ре­форме в Российской Федерации», положение о федеральных органах власти на переходный период и положение о выбо­рах депутатов Государственной Думы.

В сентябре же издаются Указы «О досрочных выборах Президента Российской Федерации», о формировании Цент­ральной избирательной комиссии по выборам в Государст­венную Думу Федерального Собрания Российской Федера­ции. Выборы народных депутатов были назначены на 26 сен­тября и 3 октября.

Ликвидация советской системы приняла в центре край­ние формы (события 3—4 октября 1993 г.), на местах этот процесс протекал спокойнее. Уже в конце сентября был издан Указ «Об ответственности лиц, противодействующих проведению поэтапной конституционной реформы» и поста­новление правительства «О мерах по усилению охраны обще­ственного порядка». 4 октября Москва объявляется в состоя­нии чрезвычайного положения со всеми вытекающими пра­вовыми последствиями.


Формирование новых органов власти начинается с октяб­ря 1993 г. В самом начале месяца принимается Положение о выборах депутатов Государственной Думы. Здание «Белого дома» 5 октября передается под резиденцию правительства. Одновременно издается Указ «О мерах по ликвидации пос­ледствий попытки вооруженного государственного перево­рота». Через два дня — Указ «О расследовании вооруженного мятежа в г. Москве».

7 октября был издан Указ Президента «О Конституцион­ном Суде Российской Федерации». 11 октября — Указ о выбо­рах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 15 октября принимается Положение о всенарод­ном голосовании по проекту Конституции. Тогда же создает­ся Министерство безопасности Российской Федерации. Для завершения работы над проектом новой Конституции было сформировано Конституционное совещание, состоящее из Государственной и Общественной палат. В конце октября проводится ряд мер по реорганизации Совета безопасности Российской Федерации. При Президенте учреждается Ко­миссия законодательных предположений.

6 ноября 1993 г. был принят Указ Президента «О проекте Конституции Российской Федерации, представляемом на всенародное голосование». В конце месяца принимается По­ложение о Государственном гербе Российской Федерации (старинный двуглавый орел был восстановлен в правах). 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция РФ. Указом Президента в декабре 1993 г. произ­водится преобразование и реорганизация Совета Мини­стров, структура и деятельность которого сообразуется с по­ложениями Конституции Российской Федерации. Совет Ми­нистров преобразуется в Правительство Российской Федера­ции. В январе 1994 г. оформляется типовая структура феде­ральных органов исполнительной власти — министерства, комитеты, службы, управления, агенства и пр. Защита свобо­ды информации потребовала создания общей Судебной пала­ты по информационным спорам при Президенте Российской Федерации. При Президенте образуется также Обществен­ная палата для политических, правовых и социально-эконо-» мических консультаций, а в августе 1994 г. — управления по взаимодействию с политическими партиями, обшественны-


ми объединениями, фракциями и депутатами палат Феде­рального Собрания. В июне Указом были определены меры по реализации Договора об общественном согласии, акта, призванного обеспечить социальный мир в обществе, нахо­дящемся в состоянии кризиса. К преодолению кризиса влас­ти был направлен Указ 3 октября 1994 г. «о мерах по укрепле­нию единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» — акт, принятый в годовщину октябрьских собы­тий в Москве.

Весной-летом 1994 г. вносится ряд изменений в регламент Государственной Думы. Сама Дума в течение года принимала большое число постановлений, вносящих изменения в ранее принятые правовые акты или формирующих новые право­вые институты, нормы и отрасли (в УК. ГК, ГПК, УПК, КЗоТ и др.).

С весны 1992 г. Верховный Совет принимает ряд законов, регламентирующих деятельность и структуру местных орга­нов власти. В марте принимается закон о краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной админи­страции, в июне — закон «о местном самоуправлении в РСФСР» и «о дополнительных полномочиях местных Сове­тов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям»; в июле — «об установлении переходного пе­риода по государственно-территориальному разграничению в РФ» и «о закрытом административно-территориальном об­разовании». В июле и ноябре вносятся изменения в закон о выборах народных депутатов местных Советов.

После октябрьских событий 1993 г. в Москве принимается Указ Президента «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Фе­дерации». 22 октября принимается Положение об основных началах организации и деятельности органов государствен­ной власти в субъектах федерации (краях, областях, городах, автономных областях и округах). Принимаются положения о выборах в Московскую городскую Думу и в Московскую об­ластную Думу. В конце месяца принимаются Указы о реформе местного самоуправления и о выборах в органы метного самоуправления. На их основе издаются положения. Советы заменяются собраниями представителей, думами, муници­пальными комитетами. Возникают институты глав админи-


 

та.

 


 


страции, мэров, старост и т. п. Тогда же принимаются Основ­ные положения о выборах в органы местного самоуправле­ния. В марте 1994 г. создается специальное Управление Адми­нистрации Президента по работе с территориями — делается новая попытка усилить контроль центра за местами. Одно­временно был издан Указ «О мерах по обеспечению реформы местного самоуправления».

В июле принимается Положение о Комиссии по подготов­ке договоров о разграничении предметов ведения и полномо­чий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации, де­лалась очередная попытка разграничить сферы влияния центра и мест.

Формирование нового управленческого аппарата потре­бовало принятия специального Указа, регламентирующего порядок организации и систему государственной службы в России. Создается (в июне 1993 г.) Совет по кадровой полити­ке при Президенте. В июле принимается положение о прове­дении аттестации руководителей и специалистов структур­ных подразделений центральных органов федеральной ис­полнительной власти и положение о проведении конкурса при приеме на эти должности. Для всех работников бюджет­ной сферы в августе была введена единая тарифная сетка по оплате труда'. В ноябре создается Управление делами Прези­дента Российской Федерации, в декабре принимается единое Положение о федеральной государственной службе.

Тысячелетний путь развития российского права не завер­шен. Удивительно, но даже долгие периоды разрывов в наци­ональной правовой традиции не меняют общей картины — российское право, как и российская государственность, — это единый процесс со множеством нюансов, но и множеством повторений. Особенности его национального характера про­слеживаются в правовых построениях, структурах и языке права. Мы можем говорить о таких чертах, как приоритет­ность коллективных начал над индивидуальными, юридичес­кого лица над физическим, нечеткость правовых границ при определении прав собственника, большое число условностей


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Государство и право в условиях кризиса социализма 627 | II. Государство и право Древней Руси
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 241; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.