Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействие двигательных навыков

Понятие об умениях высшего порядка.

На основе ранее усвоенных знаний и навыков формируется двигательные умения высшего порядка. Эти умения связаны с самостоятельным решением двигательных задач. Умения высшего порядка являются конечной целью обучения.

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ ВЫСШЕГО ПОРЯДКА - это такой уровень овладения двигательным действием, при котором проявляется способность к самостоятельному решению новых двигательных задач.

Пример:

В спортиграх и единоборствах двигательные умения высшего порядка теснейшим образом связаны с интеллектуальной деятельностью за­нимающихся. Так, чтобы целесообразно применять знания и навыки в игре, нужно уметь наблюдать, ориентироваться, разгадывать намерения против­ника, быстро находить решения и т.д.

В гимнастических видах спорта успешность выполнения тех или иных двигательных действий во многом зависит от состояния спортивной площадки, снарядов и другого инвентаря. В частности, известны случаи, когда из-за мощной работы кондиционеров в зале у художественных гимнасток из­менялась траектория бросков предметов, в результате чего девушкам прихо­дилось корректировать технику бросков.

По существу, именно умения высшего порядка являются конечной це­лью обучения.

 

Формирование одних двигательных навыков может оказывать определенное влияние на усвоение других навыков. Это явление получило название перенос навыков.

В частности, выделяют положительный и отрицательный переносы навыков:

Положительным переносом наз.такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык облегчает процесс формирования последующего.

Положительный перенос навыков проявляется тем ярче, чем больше сходства между структурой двигательных действий.

Пример: а) управление велосипедом – управление мотоциклом;

б) акробатические прыжки – прыжки в воду;

в) метание малого мяча – метание гранаты.

Отрицательным переносом наз.такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык затрудняет формирования следующего.

Пример: а) прыжок в высоту – барьерный бег;

Кроме того, выделяют следующие варианты переноса навыков:

1. односторонний перенос – возникает в тех случаях, когда формирование одного навыка содействует образованию другого, а обратного влияния не обнаруживается (пр.ходьба-бег)

2. взаимный перенос – перенос навыков с одного двигательного действия на другие и обратно (пр.управление велосипедом – управление мотоциклом)

3. прямой перенос – характеризуется тем, что формирование одного навыка сразу же влияет на создание другого в каком-либо упражнении (пр.кроль на спине - кроль на груди)

4. косвенный перенос – такой вид переноса, при котором ранее сформированный навык создает только благоприятные предпосылки для приобретения нового (пр.акробатические прыжки – прыжки с шестом)

5. ограниченный перенос – происходит в тех случаях, когда структура изучаемых действий имеет большое сходство (однако в этом случае перенос навыков осуществляется в весьма узком диапазоне: пр.перенос навыков удара в теннисе и бадминтоне)

6. обобщенный перенос – имеет место в тех случаях, когда ранее освоенный навык влияет на формирование целого ряда движений, которые могут и не иметь структурного сходства с ним (пр.трудно обнаружить сходство в движениях велосипедиста и конькобежца, однако оба способа передвижения имеют одну задачу – необходимость сохранить равновесие)

7. перекрестный перенос – представляет собой перенос навыков на симметричные органы тела (пр.движение, освоенное правой рукой, без спец.подготовки выполняется левой)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.