Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы развития стратегического подхода к управлению




Минск

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

О.Н. Монтик

ЭМБРИОЛОГИЯ

ГИСТОЛОГИЯ,

ЦИТОЛОГИЯ,

Гистоморфология наружных половых органов.

Преддверие влагалища состоит из слизистой, мышечной оболочек и адвентиции. Слизистая состоит из многослойного плоского эпителия и собственной пластинки слизистой оболочки, содержащей простые разветвленные трубчато-альвеолярные железы, выделяющие слизистый секрет. Мышечная оболочка состоит из поперечнополосатой мышечной ткани. Адвентиция - из рыхлой соединительной ткани.

Половые губы представляют собой складки кожи с обильными прослойками жировой ткани, содержащие большое количество сальных и потовых желез. В основе губ лежит поперечнополосатая мышечная ткань.

Клитор состоит из двух пещеристых тел покрытых белочной оболочкой. Снаружи - слизистая оболочка состоящая из плоского многослойного эпителия и собственной пластинки из рыхлой соединительной ткани.

 


 

 

Учебное пособие

 

для студентов 1 и 2 курсов очной формы обучения по специальности: 111201 – Ветеринария

Составители:

 

доктор ветеринарных наук,

профессор Салаутин Владимир Васильевич

 

 

кандидат ветеринарных наук,

доцент Акчурин Сергей Владимирович

 

 

кандидат ветеринарных наук,

доцент Акчурина Ирина Владимировна

 

 

кандидат ветеринарных наук,

доцент Зирук Ирина Владимировна

 

 

 

 

 

 

Курс лекций для студентов специальности

1-26 02 01 «Бизнес-администрирование»

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение  
Тема 1 Общая характеристика стратегического менеджмента  
1.1 Основные понятия и сущность стратегического менеджмента  
1.2 Этапы развития стратегического подхода к управлению  
1.3 Предприятие (организация) как система и объект стратегического управления  
1.4 Сущность организационного эффекта  
1.5 Особенности стратегического менеджмента  
1.6 Система и структура стратегического менеджмента  
1.7 Школы, базовые концепции и принципы стратегического менеджмента  
1.8 Преимущества и недостатки стратегического управления  
1.9 Производственная и маркетинговая концепции развития организации  
1.10 Управленческий персонал стратегического управления организации  
1.11 Требования к менеджеру при разработке стратегии организации  
Контрольные вопросы к теме 1  
Тема 2 Особенности и методические основы разработки конкурентоспособных стратегических управленческих решений    
2.1Особенности принятия решений в стратегическом менеджменте  
2.2Требования к качеству и эффективности стратегических решений  
2.3Основы анализа стратегических решений  
2.4Прогнозирование в стратегическом менеджменте  
2.5Использование экономико-математических методов при принятии стратегических управленческих решений  
2.6Экономическое обоснование стратегических решений  
Контрольные вопросы к теме 2  
ТЕМА 3 Миссия и цели организации  
3.1Сущность и механизмы формирования миссии организации  
3.2Основные субъекты влияния на организацию при формировании миссии  
3.3Цели организации по направлениям деятельности и факторам производства  
3.4Цели роста (диверсифицированного роста) и сокращения  
3.5Последовательность установления целей в рамках стратегического менеджмента  
3.6Иерархия и дерево целей  
Контрольные вопросы к теме 3  
ТЕМА 4 Анализ среды в стратегическом менеджменте  
4.1Понятие внутренней и внешней среды организации  
4.2Анализ внутренней среды организации  
4.3.Роль организационной (корпоративной) культуры в стратегическом управлении  
4.4Анализ внешней среды организации: влияние на нее макроокружения и непосредственного окружения  
4.5Матрица SWOT и таблица профиля среды  
4.6Методы портфельного анализа среды  
Контрольные вопросы к теме 4  
Тема 5 Конкурентное окружение организации и прогнозирование его изменения  
5.1 Конкуренция и конкурентоспособность как движущие силы экономического развития  
5.2Конкурентные преимущества и теория конкурентного преимущества М. Портера  
5.3Методы анализа конкурентных позиций  
5.4 Формирование конкурентных преимуществ  
5.5Анализ конкурентоспособности товаров и организаций  
5.6 Оценка интенсивности конкуренции на целевом рынке предприятия  
5.7Определение профиля отрасли и движущие силы развития отрасли  
5.8Анализ ближайших конкурентов и их возможных действий  
5.9Ключевые факторы успеха организации  
Контрольные вопросы к теме 5  
Тема 6 Основные типы стратегий бизнеса  
6.1Области и уровни выработки стратегии деятельности  
6.2Типы стратегий организации  
6.3Корпоративная, оперативные и функциональные стратегии  
6.4Эталонные стратегии развития: концентрированного роста, интегрированного роста, диверсифицированного роста, сокращения  
6.5Стратегии в области антикризисного управления  
Контрольные вопросы к теме 6  
Тема 7 Выработка и корректировка стратегии  
7.1Факторы, определяющие стратегию организации  
7.2Шаги определения стратегии  
7.3Анализ текущей стратегии  
7.4 Анализ портфеля продукции  
7.5Выбор стратегии и ее оценка  
7.6Корректировка стратегии  
Контрольные вопросы к теме 7  
Тема 8 Реализация стратегии  
8.1Руководство процессом выполнения стратегии  
8.2 Стадии реализации стратегии  
8.3Области проведения стратегических изменений  
8.4 Факторы, влияющие на выбор организационной структуры  
8.5Организационные структуры управления реализацией стратегии  
8.6 ОСУ на основе функциональных специализированных отделов  
8.7Региональные ОСУ (ОСУ по географическому признаку)  
8.8Децентрализованные хозяйственные подразделения  
8.9ОСУ по признаку стратегических бизнес – групп  
8.10 Матричные ОСУ  
8.11Проблемы проведения стратегических изменений в организациях  
8.12Основы политики руководства организации в стратегической области  
8.13Соответствие стратегии и организационной культуры  
8.14Мотивация достижений стратегических результатов  
Контрольные вопросы к теме 8  
Тема 9 Организация стратегического контроля  
9.1Роль контроля в реализации стратегии  
9.2Типы систем контроля  
9.3Уровни управления и системы контроля  
9.4 Система мониторинга реализации организацией своей стратегии  
9.5Контроллинг как метод стратегического менеджмента  
Контрольные вопросы к теме 9  
Тема 10 Инновационная политика организации  
10.1Предпосылки, обуславливающие необходимость инновационного развития организаций  
10.2 Классификация и жизненный цикл инноваций  
10.3Функции управления инновациями  
10.4Концепция непрерывного совершенствования организации  
10.5Оценка эффективности инноваций  
10.6.Управление инновациями в рамках стратегического менеджмента  
10.7Содержание и основные стадии инновационного процесса  
10.8Методы оценки стоимости инновации и стоимости лицензии  
Контрольные вопросы к теме 10  
Литература  
   

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Высокая динамика и сложность внешней среды, в которой функционируют отечественные организации, требуют от любой из них и высокой скорости их адаптации к изменяющимся внешним условиям. Секрет успеха состоит не только в предвидении будущего, но и в создании организации, которая могла бы воспринимать изменения как нормальные условия ее существования.

В большинстве случаев на отечественных предприятиях отсутствует ясная и четко сформулированная стратегия их развития. Как правило, вопросы стратегического управления предприятием решаются на основе прошлого опыта и интуиции руководства.

В то же время, опыт ведущих западных предприятий, которые смогли добиться успеха, свидетельствуют о том, какую важную роль играет продуманная и обоснованная стратегия развития предприятия. Процесс управления на них основывается на применении принципов и подходов стратегического менеджмента.

Целью преподавания дисциплины «Стратегическое управление» является приобретение студентами теоретических знаний, формирование их профессиональной компетентности и формирование у них практических навыков работы в области стратегического менеджмента организациями, действующими в рыночной экономике.

Основными задачами изучения дисциплины являются:

овладение слушателями теоретическими знаниями в области стратегического менеджмента как науки управления и практическими навыками в реализации теоретических положений;

формирование у студентов способности к моделированию и прогнозированию развития организации для эффективного решения проблем стратегического менеджмента;

отработка методов и способов реализации конкретных стратегий деятельности организаций.


ТЕМА 1. Общая характеристика стратегического менеджмента

Основные понятия:

Стратегия; стратегический менеджмент (управление); система и объект стратегического менеджмента; структура стратегического менеджмента; организационный эффект; школы, базовые концепции стратегического менеджмента; принципы стратегического менеджмента производственная и маркетинговая концепции развития организации; управленческий персонал; требования к менеджеру; стратегическая ориентация персонала.

 

1.1. Основные понятия и сущность стратегического менеджмента

В современных социально-экономических условиях успешное функционирование организации определяется ее способностью предвидеть изменения в ее внутреннем и внешнем окружении и определять свою деятельность в соответствии с обозначенными тенденциями бизнес-среды на долгосрочную и краткосрочную перспективу. При этом организация, как правило, преследует цель длительного устойчивого своего функционирования в выбранной сфере деятельности, а не краткосрочной работы и скорейшего закрытия. Это в интересах как собственников бизнеса, желающих получать дивиденды и другие доходы в течение ряда лет, так и управленцев и наемных работников, желающих получать стабильную заработную плату и сохранять рабочее место как источник обеспечения существования в течение длительного периода времени. Стабильность существования организации, длительность и результативность ее работы будут зависеть от того, насколько обоснованно и точно фирма определит свои цели на длительный период времени и насколько адекватно внешней среде определит задачи по достижению целей и мероприятия по их реализации. Поэтому в деятельности любой организации огромное значение приобретает именно долгосрочное стратегическое планирование.

Эффективность планирования в определяющей мере зависит от использования принципов планирования. К их числу относится «непрерывность». Реализация этого принципа предполагает разработку планов на различные временные отрезки, их частичное перекрытие. В этой структуре планов первичным является стратегический план, определяющий основные параметры развития предприятия на долгосрочную перспективу.

В литературе даются различные определения стратегического планирования, что объясняется различными объектами анализа и аспектами рассмотрения. Хотя сопоставление понятий свидетельствует, что принципиальных различий между ними нет. Стратегическое планированиеэто особый вид планирования, ориентированного, как правило, на долгосрочную перспективу и определяющего долгосрочные цели экономического развития организации и направления их достижения. Формирование стратегии – это формирование и выделение целей, определение и выделение необходимых средств для достижения поставленных целей в долгосрочной перспективе.

Исходным для определения понятия «стратегическое планирование» является понятие «стратегия». Оно имеет древнегреческое происхождение и означает искусство полководца находить правильные пути к достижению победы. Применительно к планированию развития социально-экономических систем стратегия представляет собой процесс выработки целей, определение необходимых средств и направлений действий. Результатом стратегического планирования является выбор основных приоритетов развития предприятия, рассчитанных на длительную перспективу. Поэтому нет необходимости и целесообразности стратегического планирования всех показателей работы предприятия, его структурных подразделений. Объектами стратегических решений и, соответственно, разработки стратегических планов могут быть рыночная стратегия (маркетинг), новая продукция и услуги, темпы развития предприятия, совершенствование производственной структуры, повышение финансовой устойчивости, кадровое развитие и т. д.

Стратегическое планирование – относительно молодой вид деятельности фирм. Его предтечей стало долгосрочное планирование, которое бизнес начал применять в 50-х годах нашего столетия. Уже долгосрочное планирование оказалось большим шагом вперед, оно дало возможность фирме расширить горизонт своего взгляда на будущее, связать текущую деятельность с более масштабными задачами. В конце 60-х годов на смену долгосрочному приходит стратегическое планирование. В стратегическом пла­нировании по сравнению с долгосрочным пространство деятельности фирмы становится более объемным, оно включает в себя как основные элементы внутренней среды экономической организации, так и внешние аспекты: социальные и политические факторы, вкусы и потребности покупателей, действия конкурентов и т.д. Кроме того, долгосрочные цели фирмы в стратегическом планировании перестают быть простым отражением условий текущей деятельности, а оказываются результатом анализа изменений во внешней и внутренней среде фирмы.

Стратегическое планирование имеет следующий алгоритм разработки планов. В целом оно состоит из следующих взаимосвязанных этапов:

1. Определение основных ориентиров развития;

2. Исследование внешней и внутренней среды организации (предприятия);

3. Проведение стратегического анализа;

4. Формирование вариантов стратегии;

5. Разработка окончательного стратегического плана исходя из проведенных разработок и предложений нижестоящих уровней управления.

Схематично последовательность выполнения этих работ представлена на рисунке 1.1.

 

Рисунок 1.1 – Схема последовательности выполнения работ по стратегическому планированию

Стратегическое планирование состоит из следующих видов деятельности:

ü планирование целевых показателей (дерево целей) на заданный временной период;

ü планирование продуктовой программы по различным направлениям бизнеса на основе маркетинговых исследований и выбора приоритетных направлений;

ü планирование необходимого объема и структуры потенциала (или условий) материально-технического, организационно-экономического, кадрового (трудового) и финансового для реализации продуктовой программы;

ü разработка инвестиционной программы развития, обеспечивающей выполнение продуктовой программы, и создание производственной базы на качественно новом уровне;

ü планирование экономического роста деятельности предприятия и эффективности использования его потенциала;

ü установление контрольных параметров для тактического плани­рования;

ü проведение стратегического контроллинга принятых программ развития;

ü формирование информационной базы для прогнозирования развития и стратегического планирования;

ü разработка системы мотивации и организационно-финансового со­провождения для своевременной и качественной реализации плана.

Основные функции и задачи стратегического планирования организации представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1– Основные функции и задачи стратегического планирования

Основные функции
1. Участие в формировании стратегии развития организации 2. Планирование основных направлений действий 3. Оценка потенциальных возможностей предприятия (научно-техни ческих, финансовых, коммерческих) 4. Определение необходимых ресурсов для реализации стратегических решений 5. Осуществление организационно–финансового сопровождения стратегического плана
Задачи
1.1. Анализ конъюнктуры, перспектив и состояния рынка 2.1.Разработка целевых программ по реализации стратегических целей 3.1. Оценка организационно–техноло-гического уровня готовности производства к реализации стратегических задач 4.1. Формирование требований к качеству и количеству необходимых ресурсов 5.1. Формирование мероприятий по реализации плана
1.2. Установление соотношения объема продаж по изделиям и по рынкам (внутреннему и веншнему) 2.2. Установление контрольных цифр (по масштабам производства, затратам и т.п.) 3.2.Оценка возможного роста потенциала предприятия 4.2. Определение источников финансирования 5.2. Стра-тегический контроллинг
1.3. Устано- вление первоочередных целей по результатам маркетинга 2.3. Анализ возможностей диверсификации производства 3.3. Оценка и выбор плановых решений 4.3. Формирование источников обеспечения ресурсами с учетом хозяйственного риска 5.3. Установление межхозяйственных связей по обеспечению ресурсами (кооперация, контракты и др.)
1.4. Разработка дерева целей по реализации стратегических направлений 2.4. Формирование стратегического бюджета 3.4. Расчет ожидаемых капитальных затрат на стратегические цели 4.4. Распределение ресурсов по стратегическим целям 5.4. Составление графиков и контроль-ных мероприятий
1.5. Оценка существующего потенциала предприятия 2.5. Оценка условий, необходимых для реализации плана 3.5. Оценка влияния возможных внешних факторов воздействия    
1.6. Установление требований к сбытовым и обеспечивающим службам, сетям технического обслуживания с учетом принимаемой стратегии 2.6. Формирование свободного стратегического плана 3.6. Оценка хозяйственного риска по стратегическим направлениям    

Стратегический менеджмент (управление) – это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности в результате позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.

Стратегический менеджмент - это процесс формулирования долговременных целей и намерений предприятия и выбор надлежащих направлений деятельности, а также соответствующее распределение тех ресурсов, которые необходимы для достижения поставленных целей.

Термин «стратегический менеджмент» был введен в обиход на стыке 60–70-х гг. ХХ в. для того, чтобы отражать отличие управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. Необходимость проведения такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях осуществления бизнеса. В качестве ведущей идеи, отражающей сущность перехода к стратегическому управлению от оперативного управления, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения, своевременно отвечать на вызов, брошенный внешней средой.

Необходимость стратегического управления организацией была вызвана рядом причин: ускорением изменений в окружающей среде; сокращением временных циклов развития НТР; интернационализацией бизнеса; повышением степени открытости национальных экономики и их ориентация на активное участие в международном разделении труда; развитием с помощью Интернета глобальной сети коммуникаций и информационных сетей; увеличением роли человеческих ресурсов; возрастанием конкуренции за ресурсы и ухудшением экологической обстановки.

Ядром стратегического менеджмента являются процессы разработки и реализации стратегии организации.

Термин «стратегия» (греческого происхождения «strategia» - stratos (войско) + ago (веду) означает «искусство развёртывания войск в бою», стратег – руководитель, облечённый высокими полномочиями) – набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений, искусство руководства, это общий комплексный план, предназначенный для обеспечения осуществления миссии и достижения хозяйственных целей организации с учётом внешних воздействий, возможностей и угроз.

Стратегия – это процесс формирования долговременных целей и намерений организации и выбор надлежащих направлений деятельности, а также соответствующее распределение тех ресурсов, которые необходимы для достижения поставленных целей.

В деловой жизни под стратегией понимается общая концепция того, как достигаются цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы.

Стратегия – это долгосрочное целерациональное направление развития организации, определяющее средства достижения целей и сферы ее деятельности, а также взаимоотношения внутри организации и ее позиции в окружающей среде.

Стратегический менеджмент можно определить как такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как ее основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.

Для того чтобы полностью раскрыть сущность стратегического менеджмента, рассмотрим основные его существенные черты:

1) стратегический менеджмент – это выработка направления долгосрочного развития организации для достижения своих целей в рамках выполнения избранной миссии;

2) стратегический менеджмент – это прогнозное управление, направленное на выработку концепции развития, позволяющей добиваться конкурентных преимуществ и выживать в долгосрочной перспективе в условиях жесткой конкурентной борьбы на внутреннем и внешнем рынках;

3) стратегический менеджмент – это выработка набора стратегий, их реализация во времени, фиксирование изменений, переформулирование стратегий, стратегический контроль и контроллинг и управление стратегическими решениями в целом;

4) стратегический менеджмент – это синтез интуиции и искусства высшего руководства вести организацию к стратегическим целям, высокий профессионализм и творческая инновационная активность персонала, ориентированные на обновление продукции на основе выполнения постоянно совершенствующихся текущих планов и поиска лучших решений из разрабатываемого числа альтернатив, учитывая последствия принимаемых решений;

5) стратегический менеджмент – это реализация разработанной стратегии за счет высокой корпоративной культуры, эффективной системы мотивации персонала, организации труда и планирования, оказывающих непосредственное воздействие на саму возможность разработки стратегии организации.

Таким образом, назначение стратегического менеджмента состоит в том, чтобы направлять ситуацию в нужное русло, в соответствии с принципом «опережающего отражения», т. е. предвосхищения угроз и их нейтрализации, для получения оптимальных результатов при минимальных затратах.

За последние 20 лет радикально изменилась среда, в которой функционируют белорусские предприятия. Плохое положение многих из них частично обусловлено отсутствием у директорского корпуса глубоких экономических знаний и опыта работы в условиях конкуренции.

Традиционно понятие «стратегический менеджмент» связывалось с крупными ТНК, имеющими возможность тратить большие средства на проведение изменений в системы управления. Однако идеи и принципы стратегического менеджмента пригодны для предприятий любых размеров.Организации стали использовать всё новые инструменты и методы к ведению бизнеса. Направления деятельности, обеспечивающие конкурентоспособность, ориентируются на команды с малым числом уровней управления, перестраивают ключевые виды деятельности. Эффективное функционирование организации в условиях рыночной экономики требует, чтобы были определены не только цели и способы их достижения, но и оценены шансы на успех и угрозы, которые могут возникнуть при его развитии. Таким образом, руководство организации должно разработать целостную концепцию развития и её будущую позицию на рынке и во внешнем окружении.

 

 

Появление приемов стратегического менеджмента и их внедрение в практику работы фирм явилось результатом эволюции различных управленческих систем. По мере эволюции управленческих задач разрабатывались различные системы управления, позволяющие принимать скоординированные и эффективные решения, ориентированные на растущий уровень нестабильности и непредсказуемости.

Становление стратегического менеджмента как самостоятельной области исследования и управленческой практики прошло четыре этапа:

1. Бюджетирование и контроль. Эти управленческие функции ак­тивно разрабатывались и совершенствовались уже в первой четверти XX в. Значительный вклад в их развитие внесла школа научного менедж­мента. Основная посылка бюджетирования и контроля – представле­ние о стабильной среде организации, как внутренней, так и внешней: существующие условия деятельности фирмы (например, технологии, конкуренция, степень доступности ресурсов, уровень квалификации персонала и т.п.) в будущем существенно не изменятся. Перемена начальных условий рассматривается как препятствие, преодолимое на основе прошлого опыта. Бюджетирование и контроль по-прежнему являются важнейшими методами управления, однако в настоящее вре­мя более точно определена область их успешного применения – это так называемые «жесткие» проблемы, которые характеризуются определенностью задач, средств для их решения, необходимого количества ресурсов.

2. Долгосрочное планирование. Этот метод сформировался в 1950-е годы. Он основывается на выявлении текущих изменений определен­ных экономических показателей деятельности организации и экстра­поляции выявленных тенденций на будущее. Этот под­ход оказался наиболее полезным для планирования использования ресурсов в долгосрочной перспективе с учетом как потенциального роста компании, так и запланированного сокращения производства того или иного вида продукции или услуг.

3. Стратегическое планирование. Его широкое применение в прак­тике бизнеса начинается с конца 1960-х – начала 1970-х годов. Этот подход основывается на выявлении трендов не только экономическо­го развития организации, но и среды ее существования. Среда пони­мается как сложная, структурированная система факторов, воздей­ствующая на организацию и ее конкурентов. Нестабильность среды при этом рассматривается как решающий фактор планирования. Такое планирование с учетом существующих тенденций в изменении конкурентного окружения опирается на выявленные сильные и слабые стороны организации, благоприятные возможности, предостав­ляемые переменами в окружении и угрозами со стороны конкурентов и социальных, политических, технологических и экономических фак­торов окружения.

4. Стратегический менеджмент. Как самостоятельная дисциплина он появляется в середине 1970-х годов. Подобно стратегическому планированию, стратегический менеджмент основывается на изучении изменений во внешней среде организации. Однако этот подход не сво­дится к восприятию окружения как фактора, ограничивающего про­цесс организационного планирования, но предполагает установле­ние ясно определенных целей и разработку путей их достижения на основе использования сильных сторон организации и благоприятных возможностей среды, а также компенсации слабых сторон и методов избегания угроз.

 

1.3. Предприятие (организация) как система и объект стратегического управления

Организация (от французского «organisation» - сообщаю стройный вид, устраиваю) – совокупности людей, групп, объединённых для достижения какой – либо цели на основе принципов разделения труда, обязанностей и иерархической структуры; общественное объединение, государственное учреждение» (из «Словаря иностранных слов» - М.: Русский язык, 1988).

Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Следовательно, любая организация – социально-экономическая система.

С учётом сложившихся в нашей стране традиций понятия «организация» и «предприятие» широко используются как взаимозаменяемые.

Предприятие – это самостоятельный хозяйственный субъект, обладающий правами юридического лица, основная первичная хозяйственная единица в экономической системе, которая, изготовляя и реализуя изделия, выполняя работы или оказывая услуги, обеспечивает достижение своих целей.

Основные цели предприятия – удовлетворение рыночных потребностей в его продукции, работах, услугах, обеспечение прибыльности, решение на основе получения прибыли социальных и экономических проблем, удовлетворение интересов собственников его имущества.

Предприятие основывается на государственной или частной формах собственности. Для предприятия характерны производственно-техническое, организационно-экономическое единство, хозяйственная самостоятельность.

Организации имеют следующие общие характеристики:

1) Цели конечные результаты или желаемые результаты, которых стремится достичь организация;

2) Ресурсы: целью всякой организации является наличие и преобразование ресурсов – трудовых, материальных, основных и оборотных средств, технологии и информацию. Люди – наиболее значимый элемент внутренней среды организации.

3) Разделение труда – закрепление данной работы за определёнными специалистами или подразделениями по профессиональному признаку.

Горизонтальное разделение труда представляет собой выделение относительно обособленных видов деятельности: функциональное, региональное, по виду выпускаемой продукции, по виду потребителя, проектное.

Вертикальное разделение труда (уровни управления или иерархии) является следствием необходимости управлять трудом большого числа людей, занимающих различной деятельностью. Оно отделяет работу по координации действий от самих действий, что и составляет сущность управления.

4) Уровни управления: все руководители организации выполняют управленческие действия, но разные. Условно выделяют три уровня управления, образующие форму пирамиды: высший, средний и низший (см. ниже).

Любая организация представляет собой единство двух подсистем: управляющей (системы менеджмента) и управляемой, отношения между которыми – взаимоотношения людей.

5) зависимость от внешней и внутренней среды: ни одна организация не может функционировать изолированно.

 

1.4. Сущность организационного эффекта

Наличие в организации групп людей приводит к резкому повышению эффективности их деятельности за счёт возникновения т.н. организационного эффекта по следующим причинам:

1) согласованного взаимодействия большого числа людей и технических средств по целям, задачам, времени и пространству;

2) специализации подразделений и отдельных сотрудников предприятия, приводящей к более высокой производительности труда;

3) взаимодополняемости, возникающая на базе специализации сотрудников и подразделений предприятия.

Организационный эффект есть выражение т.н. синергетического эффекта, образующего в сложных системах.

Синергия (от греч. synergos — совместный, согласованный) — особенность сложных систем, в которых сумма составляющих ее элементов, свойства и возможности целого превышают свойства и возможности ее частей. Это уникальное свойство больших систем особенно ярко выражается в их самоорганизации и возможности влиять на поведение системы путем воздействия на ограниченное число параметров.

Организационный эффект не возникает сам по себе. Для этого необходимы определённые действия, которые связывают с управлением.

Одним из главных инструментов достижения общих целей являются ОСУ (организационные структуры управления) – совокупность трёх элементов: исполнителей управленческих функций (подразделения, отдельные исполнители); их функциональных обязанностей; взаимосвязей между этими исполнителями.

 

1.5. Особенности стратегического менеджмента

В случае стратегического управления особенностью этого процесса является устремленность в будущее. При реализации функций стратегического менеджмента происходит движение от общего к частному, что соответствует движению от дальнего горизонта планирования к суете настоящего: миссия фирмы – стратегические цели – задачи – конкретные задания.

Сопоставление стратегического и оперативного менеджмента приведено в табл. 1.2

 

 

Таблица 1.2 – Сравнение стратегического и оперативного менеджмента

Признаки Стратегический менеджмент Оперативный менеджмент
     
Иерархические ступени В основном на уровне высшего руководства Включает все уровни с основным упором на среднее звено управления
Неопределенность Высокая Незначительная
Вид проблем Большинство проблем не структурировано Проблемы относительно хорошо структурированы
Временной горизонт Акцент на долгосрочные, а также на среднесрочные аспекты Акцент на кратко- и среднесрочные аспекты
Потребная информация В первую очередь из внешней среды В первую очередь из внутренней среды предприятия
Альтернативы планов Спектр альтернатив широк Спектр ограничен
Охват Концентрация на отдельных важных позициях Охватывает все функциональные области и интегрирует их
Степень детализации Невысокая Относительно большая
Основные контролируемые величины Потенциалы успеха (например, рост доли рынка) Прибыль, рентабельность, ликвидность, организация процессов
       

 

Принятие стратегических решений не сводится просто к выдвижению, оценке и отбору вариантов. Этот процесс проходит в условиях нестабильности внешней среды, что накладывает опре­деленные ограничения и создает трудности для планирования и повышает опасность риска.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.091 сек.