Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уголовно-правовая характеристика злоупотребления

должностными полномочиями (ст. 285 УК)

Состав данного преступления, совершаемого специальным субъектом – должностным лицом, является материальным. Кроме преступных действий, выражающихся в злоупотреблении должностными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности, законодатель требует наступления в результате преступных действий существенного вреда законным интересам граждан или организации либо охраняемых законом интересов общества или государства (ч. 1 ст. 285 УК РФ). Если нет в деянии хотя бы одного из этих признаков, состав преступления отсутствует.

Понятие должностного лица и характеристика его признаков подробно даны в предыдущем лекционном материале (лекция № 6).

Основным объектом злоупотребления должностными полномочиями являются интересы государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления. В качестве дополнительных объектов выступают интересы граждан, организаций, общества и государства, что и определяет повышенную общественную опасность данного преступления.

Существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом общественных или государственных интересов – это прежде всего нарушение конституционных прав и свобод граждан (гл. 2 Конституции РФ). Существенным нарушением может считаться даже причинение легкого вреда здоровью гражданина. Для организации существенными являются, например, вмешательство в ее деятельность, а также ограничение свободы предпринимательства, если это повлекло крупные убытки. Для общества и государства существенным нарушением может быть создание помех в работе государственных органов или органов местного самоуправления.

Должностное лицо, издавшее заведомо незаконный приказ или распоряжение подчиненному лицу, не осознававшему незаконность такого приказа или распоряжения и исполнившему его, подлежит ответственности как исполнитель преступления.

Ученые считают, что злоупотребление служебными полномочиями может совершиться и путем бездействия, когда должностное лицо сознательно не выполняет свои обязанности[73]. Данное мнение подтверждается также указанным выше постановлением Пленума Верховного Суда РФ, в котором отмечается, что ответственность по ст. 285 УК наступает также «за умышленное неисполнение должностным лицом своих обязанностей, если бездействие совершалось из корыстной или иной личной заинтересованности, объективно противоречило тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено должностными полномочиями, и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, общества и государства»[74].

В данном случае состав злоупотребления полномочиями конкурирует с составом халатности (ст. 293 УК РФ). Отличительным признаком здесь является характер вины по отношению к последствиям. При злоупотреблении - вина в форме прямого или косвенного умысла. При халатности – неосторожность, как правило, в форме преступной небрежности. Следовательно, при злоупотреблении полномочиями должностное лицо предвидит наступление вредных последствий в результате его бездействий (например, существенное нарушение прав и законных интересов граждан) и в лучшем случае относится к наступлению этих последствий безразлично, т. е. сознательно их допускает. При халатности должностное лицо таких последствий не предвидит, но могло и должно было предвидеть, если бы добросовестно выполняло свои должностные обязанности.

С субъективной стороны кроме умышленной вины (умысел прямой или косвенный) в составе злоупотребления должностными полномочиями в качестве обязательного признака выступает мотив преступления. Это корысть или иная личная заинтересованность должностного лица.

Иная личная заинтересованность как мотив злоупотребления служебными полномочиями или служебного подлога может выражаться в стремлении получить имущественную выгоду, месть, карьеризм, желание показать себя в выгодном свете, скрыть свои профессиональные недостатки, уйти от ответственности за допущенные ошибки и др.

Частное лицо не может быть соисполнителем данного должностного преступления, но может быть привлечено по ст. 285 УК в качестве организатора, подстрекателя или пособника с применением ст. 33 УК РФ. Если это лицо проходит в составе организованной группы, оно может быть привлечено к ответственности, например, по п. «б» ч. 3 ст. 287 или по п. «а» ч. 4 ст. 290 УК без применения ст. 33 УК РФ.

Квалифицированным видом злоупотребления служебными полномочиями является совершение данного преступления лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 285 УК, а также в составах: ч. 2 ст. 286, ч. 2 ст. 288, ч. 3 ст. 290 УК). Это лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ или конституциями или уставами субъектов Российской Федерации, непосредственно исполняющие полномочия государственных органов (сводный перечень государственных должностей РФ утвержден указом Президента РФ от 11.01.95 № 32 «О государственных должностях Российской Федерации»[75]).

Под главой местного самоуправления понимаются глава муниципального образования и глава местной администрации.

Тяжкие последствия являются в данном составе особо квалифицирующим признаком (ч. 3 ст. 285 УК). К тяжким последствиям можно отнести, например, причинение смерти или тяжкого вреда здоровью хотя бы одному человеку, крупную аварию на производстве, нанесение материального ущерба в особо крупном размере. При квалификации в этих случаях возможна дополнительная квалификация по другим статьям УК.

Максимальная санкция за данное преступление – до 10 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ)

Данная статья состоит лишь из одной части следующего содержания:

Учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме.

Максимальное наказание – до двух лет лишения свободы с широкой альтернативой других видов наказаний, не связанных с лишением свободы, в том числе штраф до трехсот тысяч рублей и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет со штрафом до восьмидесяти тысяч рублей.

Объектом данного преступления являются интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Объективная сторона состоит из действий, указанных в данной норме. Однако, предоставление преимуществ организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо покровительство такой организации в иной форме могут осуществляться должностным лицом и в форме бездействия. Состав формальный. Законодатель не требует последствий данного преступления, признавая само деяние общественно опасным.

Субъект специальный – должностное лицо. Преступление совершается только с прямым умыслом. Хотя мотив в законе и не указывается, следует подразумевать, что преступление совершается из корыстной или иной личной заинтересованности.

Получение взятки как преступление коррупционного характера (ст. 290 УК РФ)

Попытки создания более действенного уголовного закона как средства противодействия коррупции сегодня предпринимаются путем совершенствования уголовного законодательства. Речь идет о федеральном законе № 97 от 4 мая 2011 г., который коснулся, в частности, ст.ст. 204, 290, 291 УК РФ. Дополнительно была создана ст. 2911 УК РФ, предусматривающая особую ответственность посредников во взяточничестве. Очевидно, что законодатель сделал упор в борьбе с взяточничеством на существенное увеличение штрафных санкций, которые имеют пугающие размеры (например, «от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки»)[76].

В законе представлена новая формулировка диспозиции ч. 1 ст. 290 УК РФ «Получение взятки» следующего содержания:

«Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе –

наказывается штрафом в размере от двадцатипятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки».

Объектом данного преступления выступают интересы государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления (гл. 30 УК РФ).

В качестве предмета получения взятки являются деньги в российских рублях или иностранной валюте, ценные бумаги, иное имущество, а также право на имущество.

С объективной стороны преступление выражается в принятии взятки самим должностным лицом, либо его родными и близкими с его согласия или если оно не возражало против этого, либо получении взятки через посредника. Взятка всегда получается за совершение какого-то действия (бездействия) по службе, которое входит в полномочия должностного лица, или за общее благоприятствование в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.

Пленум Верховного Суда РФ указал, что под выгодами имущественного характера следует понимать занижение стоимости передаваемого имущества, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. Это может быть также предоставление санаторных или туристических путевок, проездных билетов, оплата расходов и развлечений должностного лица или членов его семьи, выполнение ремонтных и строительных работ и т. д. При возбуждении уголовного дела эти имущественные выгоды должны иметь денежную оценку (п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»[77].

Способствование действиям (бездействию) взяткодателя заключается в оказании в силу занимаемого должностного положения воздействия на другое должностное лицо, в полномочия которого входят соответствующие действия (бездействие). Использование должностным лицом при этом личных отношений, не связанных с его должностными полномочиями, не может рассматриваться как использование должностного положения.

Общее покровительство – защита, оказание внимания, помощи должностным лицом своему подчиненному за вознаграждение.

Попустительство по службе означает потворствовать, потакать выгодным для взяткодателя действиям или бездействию. Такого рода взяточничество, как правило, характерно для систематического вознаграждения начальника подчиненным лицом (п. 4 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 г. № 6).

Получение взятки считается оконченным преступлением с момента получения должностным лицом хотя бы части взятки, если она передавалась по частям. При этом не имеет значения, выполнило должностное лицо обусловленное действие или нет, собиралось выполнить или нет[78].

Ответственность взяткополучателя наступает независимо от того, до или после совершения им действий (бездействия), он получил взятку. Таким образом, взятка может быть подкупом должностного лица и может выступать в качестве благодарности (вознаграждения) за уже выполненное действие (бездействие), когда никакой предварительной договоренности о вознаграждении не было. В этом случае часто возникает проблема разграничения взятки и подарка. Федеральный закон от 27.07.2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 17) запрещает государственным служащим получать в связи с выполнением ими должностных обязанностей от физических и юридических лиц подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги и т. п.

Однако ст. 575 ГК РФ делает исключение, разрешая дарение государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с выполнением ими служебных обязанностей обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти минимальных размера оплаты труда. Речь идет именно о дарении (договоре дарения), не связанном с какими-то взаимовыгодными условиями.

Взятка может быть получена должностным лицом лично или через посредника, который действует по поручению взяткополучателя или взяткодателя.

Часть 2 ст. 290 УК предусматривает получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере –

наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

В примечании к данной норме поясняется, что значительным размером взятки в настоящей статье, ст.ст. 291 и 2911 УК признается «сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки – превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки – превышающие один миллион рублей» (п. 1 примечания).

«Под иностранным должностным лицом в настоящей статье, ст.ст. 291 и 2911 УК понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени» (п. 2 примечания).

Получение указанными должностными лицами взятки за незаконные действия (бездействие) (ч. 3. ст. 290 УК) наказывается штрафом от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки и лишением свободы от 3-х до 7-ми лет с лишением права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Речь идет о неправомерных действиях (бездействии) должностного лица или если эти действия совершались вопреки интересам службы либо содержали в себе преступление или иное правонарушение (п. 10 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 г. № 6).

Если за взятку должностным лицом совершается преступление, в этом случае имеет место реальная совокупность уголовно-правовых норм.

Повышенная общественная опасность преступления в ч. 4 ст. 290 УК связана с субъектом. Это относится к лицам, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а также должность главы органа местного самоуправления. (Характеристика этих субъектов была дана при анализе состава ст. 285 УК РФ).

Взятку следует считать полученной группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п. «а» ч. 5 ст. 290 УК), если в совершении преступления участвовали два и более должностных лица, заранее договорившихся об этом. Преступление считается оконченным после принятия взятки хотя бы одним из группы лиц. При этом взяткодатель может и не знать, что дает взятку группе лиц, давая ее одному должностному лицу.

При получении взятки группой лиц ее размер определяется путем сложения сумм, полученных каждым.

Под организованной группой следует понимать группу лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений, состоящую из подразделений (подгрупп, звеньев и т. п.), характеризующихся стабильностью состава, единым руководством, согласованностью действий, наличием возможной специализации в выполнении конкретных действий и другие формы обеспечения деятельности преступного сообщества (преступной организации) (постановление Пленума Верховного суда РФ от 10 июня 2010 г. № 12 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем»; см. также постановление Пленума ВС РФ от 27.12.02 г. № 29 в ред. от 06.02.07 г. № 7 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое»).

Участие в получении взятки вместе с должностным лицом лица не должностного следует квалифицировать по ст. 33 и ч. 1 ст. 290 УК РФ как соучастие в получении взятки. Однако в число организованной группы могут входить и не должностные лица, выполняющие определенную роль по обеспечению рассматриваемого преступления, где ст. 33 при квалификации преступления не требуется.

Получение должностным лицом нескольких взяток, не связанных единым умыслом, следует квалифицировать по совокупности преступлений. Совокупность преступлений образует и одновременное получение взяток от нескольких лиц, если эти лица не связаны между собой единой просьбой к должностному лицу.

Вымогательство взятки (п. «б» ч. 5 ст. 290 УК) означает требование должностным лицом взятки под угрозой совершения действий, способных причинить существенный вред законным интересам гражданина, либо поставление его в условия, при которых он вынужден дать взятку, чтобы предотвратить вредные последствия для его законных интересов (п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 г. № 6).

Крупный размер получения взятки (п. «в» ч. 5 ст. 290 УК) определен в примечании к закону в сумме, превышающей 150 тыс. руб. Он исчисляется в денежном выражении. Стоимость предмета взятки исчисляется в зависимости от цен на товары на основании заключения эксперта.

Особо крупный размер взятки (ч. 6 ст. 290 УК) определен в примечании к закону – превышающий один миллион рублей.

Максимальная санкция: штраф от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишение свободы от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки.

От коммерческого подкупа (ст. 204 УК РФ) получение взятки отличается по двум основным признакам – по субъекту и объекту. Субъектом состава ст. 204 является не должностное лицо, а лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации. Объектом коммерческого подкупа выступает нормальная экономическая деятельность.

Дача взятки (ст. 291 УК РФ)

(в редакции Федерального закона от 04.05.2011 г.)

Часть первая данной статьи определяет: «Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника –

наказывается штрафом в размере от пятнадцатикратной до тридцатикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере десятикратной суммы взятки».

Объектом данного преступления являются государственная власть и интересы государственной службы в различных ее формах. В качестве факультативных объектов могут выступать законные интересы граждан, организаций, общества и государства.

Объективная сторона выражается в форме действия, направленного на передачу предмета взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (денег, вещей, ценностей) или выражается в предоставлении выгод имущественного характера за совершение действий (бездействие), входящих в служебные полномочия должностного лица в пользу взяткодателя или представляемых им лиц либо за общее покровительство или попустительство по службе (ч. 1 ст. 291)

Часть вторая ст. 291 УК предусматривает в качестве квалифицирующего обстоятельства значительный размер взятки, где наказание в виде лишения свободы увеличивается до трех лет со штрафом в размере пятнадцатикратной суммы взятки.

Часть третья данной статьи предусматривает повышенную ответственность взяткодателя при передаче взятки указанным должностным лицам за совершение заведомо незаконных действий (бездействия) этого лица по службе в пользу взяткодателя. Наказание в данном случае увеличено до восьми лет лишения свободы со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

В части четвертой в качестве квалифицирующих признаков дачи взятки предусмотрены: а) группа лиц по предварительному сговору или организованная группа; б) в крупном размере. Наказание в виде лишения свободы – от пяти до десяти лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

Часть пятая предусматривает особо крупный размер взятки и предусматривает максимальное наказание от семи до двенадцати лет лишения свободы со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

Субъектом дачи взятки может быть любое лицо, вменяемое и достигшее шестнадцатилетнего возраста.

Вина выражается в форме прямого умысла. Мотив и цель преступления для квалификации значения не имеют.

В примечании к статье говорится, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию или расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Характеристика состава посредничества во взяточничестве (ст. 2911 УК РФ)

Данный состав введен в Уголовный кодекс Российской Федерации федеральным законом от 04.05. 2011 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в уголовный кодекс Российской Федерации и кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».

Статья содержит пять частей, т. е. пять самостоятельных норм.

Часть 1 ст. 2911 формулирует основной состав преступления. «Посредничество во взяточничестве, т. е. непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере», –

наказывается штрафом в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы взятки.

Особенностью данной нормы является ограничение привлечения посредника во взяточничестве к уголовной ответственности требованием наличия значительного размера передаваемой взятки. Этот размер определен в примечании к данному закону в сумме не менее двадцати пяти тысяч рублей. В старом законе такого ограничения не было. Следовательно, новый закон фактически смягчает уголовную ответственность для посредника, т. к. передача взятки до суммы 25 тысяч для него не наказуема.

Квалифицирующий признак ч. 2 данной статьи связан с посредничеством во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) либо лицом с использованием своего служебного положения.

Часть 3 ст. 2911 УК включает квалифицирующие обстоятельства:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в крупном размере.

Часть 4 ст. 2911 УК предусматривает посредничество во взяточничестве в особо крупном размере, где санкция в части лишения свободы - на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

Часть 5 ст. 2911 УК предусматривает уголовную ответственность за обещание или предложение посредничества во взяточничестве с санкцией до 7 лет лишения свободы в сочетании со штрафом в размере от десятикратной до шестидесятикратной суммы взятки.

Субъектом данного преступления может быть любое физическое лицо, вменяемое, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

Преступление может быть совершено только с прямым умыслом.

Рассматриваемая статья в примечании предусматривает возможное освобождение посредника во взяточничестве от уголовной ответственности при условии, если это лицо после совершения преступления активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве.

Посредничество во взяточничестве опасно для общества тем, что оно существенно помогает налаживать преступную связь между взяткодателем и взяткополучателем. Кроме того, посредники часто выступают и в роли подстрекателей и организаторов в сфере взяточничества. Не случайно законодатель предусмотрел это в части пятой данной статьи. Однако очевидно, что статья об ответственности за посредничество во взяточничестве может быть применима только по крупным взяткам, в то время как посредники чаще всего совершают свои действия в низовом звене коррупции, где крупные суммы передаются взяткополучателю не так часто. Думается, в этом заключается недостаток нового закона.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие, виды и формы коррупции | Воспрепятствование законной предпринимательской
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.