Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гипертоническая болезнь

Гипертоническую болезнь рассматривают как заболевание, развивающееся на почве нарушений кортико-висцеральных со­отношений в связи с возникновением очага застойного возбуж­дения в области сосудорегулирующих центров в коре головно­го мозга и подкорке.

Лечебно-профилактическое значение физических упражне­ний характеризуется их способностью влиять на процессы воз­буждения и торможения в коре головного мозга. Применение физических упражнений значительно усиливает возникновение рефлекторных связей — кортико-мышечных, кортико-сосудистых, а также мышечно- и висцеро-кортикальных, а также моторовисцеральных. Усиление временных связей способствует более согласованной функции основных систем организма — дыхания, кровообращения, обмена веществ и др. При применении лечебной физкультуры, осуществляемой при активной деятельности всех звеньев нервной системы, происходит улуч­шение центральной нервной регуляции, в том числе и системы кровообращения.

Применение лечебной физической культуры при гипертони­ческой болезни оправдано также положительным влиянием различных видов физических упражнений на сосудистую реак­тивность.

Цель применения лечебной гимнастики сводится к усилению общего обмена веществ, уменьшению спазма сосудов и снижению артериального дав­ления. При лечении гипертонической болезни I и II стадий веду­щее значение имеет режим активного отдыха с использова­нием дозированных физических нагрузок в сочетании с рацио­нальным питанием. Целесообразно также применение лечеб­ной физкультуры в комплексе с психотерапией. При этом последнюю рассматривают как метод, способ­ствующий созданию у больного психического спокойствия, как фона к более полноценному использованию лечебной физкуль­туры.

Лечебная физическая культура показана в различных ста­диях гипертонической болезни. Наиболее целесообразно ее применять в начальной стадии заболевания, когда в клиниче­ской картине преобладают явления функциональных нервных расстройств.

Врачебные наблюдения показывают, что лечебная гимна­стика положительно влияет на снижение жалоб больных. Обычно больные указывают, что после процедуры лечебной гимнастики они не чувствуют скованности в движениях, их походка (особенно при нарушении вестибулярного аппарата) становится более уверенной. Жалобы на боль и тяжесть в го­лове, головокружение и др. значительно снижаются или исче­зают и больные чувствуют себя бодрее. Если же после проце­дуры лечебной гимнастики больной ощущает такую уста­лость, что ему хочется полежать, то процедура эта была прове­дена неправильно и нагрузку необходимо уменьшить.

В борьбе с субъективными проявлениями заболевания эф­фективен лечебный массаж. С его помощью можно облегчить ряд жалоб больных (тяжесть в голове, головная боль и др.), а также снизить артериальное давление. С этой целью приме­няют массаж головы, шеи и области надплечья, ко­торый оказывает успокаивающее и болеутоляющее действие, способствует более уравновешенному состоянию больных, сни­жает общую возбудимость.

Состояние больных после курса лечения значительно улуч­шается (субъективные проявления заболевания, общее состоя­ние, работоспособность).

Задачи применения лечебной физической культуры при ги­пертонической болезни следующие.

1. Укрепление и оздоровление всего организма больного.

2. Уравновешивание процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

3. Урегулирование координированной деятельности всех звеньев кровообращения, улучшение их функций и снижение сосудистого тонуса в прекапиллярных артериях и артериолах.

4. Развитие резервной функции систе­мы кровообращения и всего организма больного за счет регу­лярной дозированной тренировки физическими упражнениями.

5. Повышение окислительно-восстановительной фазы обмена веществ и улучшение трофических процессов в тканях и орга­нах.

6. Уменьшение различных субъективных проявлений за­болевания (головные боли, головокружение, нервность, напря­женность, одышка и др.) и повышение в связи с этим общей трудоспособности.

Методические указания для проведения лечебной гимнастики:

1. В процессе лечебной гимнастики физическую нагрузку равномерно распределяют на весь организм больного.

2. В качестве исходных положений преимущественно ис­пользуют положения сидя на стуле и лежа с приподнятым по­ложением корпуса в первую половину лечебного курса и при II и III стадиях заболевания, сидя, лежа и стоя — преимуще­ственно во второй половине курса лечения в I, II и III стадиях заболевания.

3. Лечебную гимнастику необходимо проводить в отдель­ном хорошо проветренном помещении в спокойной обстановке с применением индивидуального или малогруппового метода.

4. Гимнастические упражнения, применяемые больным ги­пертонической болезнью, должны быть доступны для выпол­нения, а потому простыми по построению, и не предъявлять повышенных требований к нервной системе, особенно в первую половину курса лечения. Во второй половине курса лечения упражнения постепенно усложняют, что способствует трени­ровке координационных механизмов.

5. Упражнения следует применять ритмично, в спокойном темпе, с большим объемом движений в суставах, дабы лучше использовать экстракардиальные, вспомогательные факторы аппарата кровообращения.

6. Упражнения применяют свободные, без усилия и выра­женного волевого напряжения. При наличии же предвари­тельной тренировки больного в I и II стадиях, преимуществен­но во второй половине курса лечения, разрешают применение упражнений с дозированным силовым напряжением, чередуя их с упражнениями на расслабление работавших мышечных групп и дыхательными упражнениями.

7. У больных необходимо развивать функцию полного ды­хания, способствующую снижению артериального давления.

8. Не следует применять гимнастических упражнений с вы­раженным усилием, большим объемом движений корпуса и го­ловы и др., вызывающих приливы крови к голове, а также де­лать резких и быстрых движений.

9. Для больных III стадией заболевания плотность нагруз­ки уменьшают за счет введения между упражнениями кратко­временных пауз и применения дыхательных упражнений.

10. При проведении лечебной гимнастики с больными пик­нического телосложения обращают внимание на укрепление брюшного пресса, используя гимнастические упражнения об­легченного типа, чередуя их с дыхательными в положении сидя и стоя, самомассаж и массаж живота. Лечебную гимнасти­ку необходимо применять в соответствии с режимом питания и включением разгрузочных дней.

11. Больным, страдающим головокружением и нарушени­ем статикодинамической устойчивости, в дополнение к упомя­нутым выше упражнениям назначают элементы вестибуляр­ной тренировки (упражнение на развитие равновесия, измене­ния положения головы в пространстве, упражнения с закры­тыми глазами и др.

Следует подчеркнуть лечебно-профилактическое значение умеренных пешеходных прогулок в загородных условиях или городских парках. Необходимо настойчиво рекомендовать различные виды трудовых процессов, особенно на воздухе: в летнее время — садовые, огородные работы, в зимнее — ра­боту по очистке территории от снега. Очень важно, чтобы больной заинтересовался этими занятиями. Применять следу­ет те виды трудовых процессов, которые нравятся больному, а тем самым могут вызывать положительные эмоции, чувство удовлетворенности и снижать степень нервно-психического напряжения.

Следует также рекомендовать рыбную ловлю (удочки, крючки, спиннинг); охоту же можно рекомендовать по индивидуальным показаниям при наличии тренированности больного, так как она связана с большой физической нагруз­кой. В хорошую погоду можно также использовать прогулки на лыжах. Катанье на коньках можно использовать преимуще­ственно в загородных условиях (в санаториях) и на городских катках при условиях небольшого числа катающихся. Кратко­временное купание (2—5 мин), преимущественно в утреннее и предвечернее время, разрешают в период установившейся теплой летней погоды, когда температура воды не ниже 20— 22°. В зависимости от общего состояния больного и субъек­тивных проявлений (в I и II стадиях по индивидуальным пока­заниям) разрешают и игры (крокет, городки, волейбол).

Различные физические нагрузки в течение дня следует че­редовать с пассивным отдыхом (преимущественно на воздухе и в тени).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Инфаркт миокарда | Лекция 5. Литература использованная при лектором при подготовке к лекции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.