Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие риска. 1. Бордовская Н.В., Реан А.А.Педагогика: учебник для вузов

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ РИСКА

Дополнительная

Основная

1. Бордовская Н.В., Реан А.А.Педагогика: учебник для вузов. – СПб.: Питер.2001.

2. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация:Учеб. пособ. для студ. высш. пед.учеб. заведений. – М.: «Академия», 2001.

3. Подласый И. П. Педагогика: учебник.- М.: Высшее образование, 2007.

4. Педагогика: Уч. пособ. / В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов. –М.: Школа-Пресс.1997.

1. Ангеловски К. Учителя и инновации: Книга для учителя: Пер с нем. – М., 1991..

2. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках: Пособие. – М.: Арена, 1994.

3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А. ю. Педагогический словарь. – М.: «Академия». 2003.

4. Подымова Л.С. Подготовка учителя к инновационной деятельности. – М., 1995

5. Сластенин В.А,, Подымова Л.С. Педагогика: инновацион­ная деятельность. М., 1997

6. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт

разработки теории инновационного процесса в образовании. – М., 1991.

 

Вопросы и задания для самоконтроля.

 

1. Что означает термин «инновационные процессы» в образовании?

2. Что предполагает формирование инновационной среды в педагогическом коллективе?

3. Дайте характеристику основных критериев внедрения педагогических инноваций в образовательный процесс.

4. В чем смысл диагностической методики развития инновационной деятельности учителя?

 

 


 

Вопросы:

1 Понятие риска;

2 Основы методологии анализа и управления риском:

2.1 Анализ риска: понятие и место в обеспечении безопасности технических систем;

2.2 Оценка риска: понятие и место в обеспечении безопасности технических систем;

2.3 Общность и различие процедур оценки и управления риском;

2.4 Количественные показатели риска;

2.5 Приемлемый риск;

2.6 Сравнение рисков.

 

 

Специалисты различных отраслей промышленности в своих сообщениях и докладах постоянно оперируют не только определением «опасность», но и таким термином, как «риск». В научной литературе встречается весьма различная трактовка термина «риск» и в него иногда вкладываются отличающиеся друг от друга содержания. Например, риск в терминологии страхования используется для обозначения предмета страхования (промышленного предприятия или фирмы), страхового случая (наводнения, пожара, взрыва и пр.), страховой суммы (опасности в денежном выражении) или же, как собирательный термин для обозначения нежелательных или неопределенных событий. Экономисты и статисты, сталкивающиеся с этими вопросами, понимают риск как меру возможных последствий, которые проявятся в определенный момент в будущем. В психологическом словаре риск трактуется как действие, направленное на привлекательную цель, достижение которой сопряжено с элементами опасности, угрозой потери, неуспеха, либо как ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха, либо как мера неблагополучия при неуспехе в деятельности, определяемая сочетанием вероятности и величины неблагоприятных последствий в этом случае. Ряд трактовок раскрывает риск как вероятность возникновения несчастного случая, опасности, аварии или катастрофы при определенных условиях (состоянии) производства или окружающей человека среды. Приведенные определения подчеркивают как значение активной деятельности субъекта, так и объективные свойства окружающей среды. Общим во всех приведеннных представлениях является то, что риск включает неуверенность, произойдет ли нежелательное событие и возникнет ли неблагоприятное состояние. Заметим, что в соответствии с современными взглядами риск обычно интерпритируется как вероятностная мера возникновения техногенных или природных явлений, сопровождающихся возникновением, формированием и действием опасностей, и нанесенного при этом социального, экономического, экологического и других видов ущерба и вреда.

Под риском следует понимать ожидаемую частоту или вероятность возникновения опасностей определенного класса, или же размер возможного ущерба (потерь, вреда) от нежелательного события, или же некоторую комбинацию этих величин.

 

Применение понятия риск, таким образом, позволяет переводить опасность в разряд измеряемых категорий. Риск, фактически, есть мера опасности. Часто используют понятие «степень риска» (Level of risk), по сути, не отличающееся от понятия риск, но лишь подчеркивающее, что речь идет об измеряемой величине.

Все названные (или подобные) интерпретации термина «риск» используются в настоящее время при анализе опасностей и управлении безопасностью (риском) технологических процессов и производств в целом.

Точное понимание употребляемого термина станет ясным после дальнейшего ознакомления с содержанием настоящей главы.

Формирование опасных и чрезвычайных ситуаций - результат определенной совокупности факторов риска, порождаемых соответствующими источниками.

Применительно к проблеме безопасности жизнедеятельности таким событием может быть ухудшение здоровья или смерть человека, авария или катастрофа технической системы или устройства, загрязнения или разрушение экологической системы, гибель группы людей или возрастания смертности населения, материальный ущерб от реализовавшихся опасностей или увеличения затрат на безопасность.

Каждое нежелательное событие может возникнуть по отношению к определенной жертве - объекту риска. Соотношение объектов риска и нежелательных событий позволяет различать индивидуальный, технический, экологический, социальный и экономический риск. Каждый вид его обусловливают характерные источники и факторы риска, классификация и характеристика которого приведены в табл. 1.

Индивидуальный риск обусловлен вероятностью реализации потенциальных опасностей при возникновении опасных ситуаций. Его можно определить по числу реализовавшихся факторов риска:

где Rи - индивидуальный риск;

P - число пострадавших (погибших) в единицу времени t от определенного фактора риска f;

L - число людей, подверженных соответствующему фактору риска f в единицу времени t.

Источники и факторы индивидуального риска приведены в табл. 2.

 

Таблица 1 - Классификация и характеристика видов риска

 

 

Таблица 2 - Источники и факторы индивидуального риска

 

Индивидуальный риск может быть добровольным, если он обусловлен деятельностью человека на добровольной основе, и вынужденным, если человек подвергается риску в составе части общества (например, проживание в экологически неблагоприятных регионах, вблизи источников повышенной опасности).

Технический риск - комплексный показатель надежности элементов техносферы. Он выражает вероятность аварии или катастрофы при эксплуатации машин, механизмов, реализации технологических процессов, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений:

где Rт - технический риск;

DT - число аварий в единицу времени t на идентичных технических системах и объектах;

T - число идентичных технических систем и объектов, подверженных общему фактору риска f.

Источники и факторы технического риска приведены в табл. 3.

 

Таблица 3 - Источники и факторы технического риска

 

Экологический риск выражает вероятность экологического бедствия, катастрофы, нарушения дальнейшего нормального функционирования и существования экологических систем и объектов в результате антропогенного вмешательства в природную среду или стихийного бедствия. Нежелательные события экологического риска могут проявляться как непосредственно в зонах вмешательства, так и за их пределами:

где Rо - экологический риск;

DO - число антропогенных экологических катастроф и стихийных бедствий в единицу времени t;

O - число потенциальных источников экологических разрушений на рассматриваемой территории.

Масштабы экологического риска оцениваются процентным соотношением площади кризисных или катастрофических территорий DS к общей площади рассматриваемого биогеоценоза S:

.

Дополнительным косвенным критерием экологического риска может служить интегральный показатель экологичности территории предприятия, соотносимой с динамикой плотности населения (численности работающих):

,

где ОT - уровень экологичности территории;

DL - динамика плотности населения (работающих);

S - площадь исследуемой территорий;

DM - динамика прироста численности населения (работающих) в течение периода наблюдения t:

DM = G + F – U - V,

где G, F, U, V - соответственно численность родившихся за наблюдаемый период, прибывших в данную местность на постоянное местожительство, умерших и погибших, выехавших в другую местность на постоянное местожительство (уволившихся).

В этой формуле разность G - U характеризует естественный, а F - V - миграционный прирост населения на территории (текучесть кадров).

Положительные значения уровней экологичности позволяют разделять территории по степени экологического благополучия и, наоборот, отрицательные значения уровней - по степени экологического бедствия. Кроме того, динамика уровня экологичности территории позволяет судить об изменении экологической ситуации на ней за длительные промежутки времени, определить зоны экологического бедствия (демографического кризиса) или благополучия.

Источники и факторы экологического риска приведены в табл. 4.

Социальный риск характеризует масштабы и тяжесть негативных последствий чрезвычайных ситуаций, а также различного рода явлений и преобразований, снижающих качество жизни людей. По существу - это риск для группы или сообщества людей. Оценить его можно, например, по динамике смертности, рассчитанной на 1000 человек соответствующей группы:

,

где Rс - социальный риск;

C1 - число умерших в единицу времени t (смертность) в исследуемой группе в начале периода наблюдения, например до развития чрезвычайных событий;

C2 - смертность в той же группе людей в конце периода наблюдения, например на стадии затухания чрезвычайной ситуации;

L - общая численность исследуемой группы.

 

Таблица 4 - Источники и факторы экологического риска

 

Источники и наиболее распространенные факторы социального риска приведены в табл. 5.

Таблица 5 - Источники и факторы социального риска

 

Экономический риск определяется соотношением пользы и вреда, получаемых обществом от рассматриваемого вида деятельности:

,

где Rэ - экономический риск, %;

В - вред обществу от рассматриваемого вида деятельности;

П - польза.

В общем виде:

В = Зб + У,

где Зб - затраты на достижение данного уровня безопасности;

У - ущерб, обусловленный недостаточной защищенностью чело­века и среды его обитания от опасностей.

Чистая польза, т.е. сумма всех выгод (в стоимостном выражении), получаемых обществом от рассматриваемого вида деятельности:

П = Д - Зб – В > 0 или П = Д - Зп - Зб – У > 0,

где Д - общий доход, получаемый от рассматриваемого вида деятельности;

Зп - основные производственные затраты.

Формула экономически обоснованной безопасности жизнедеятельности имеет вид

У < Д - (Зп + Зб).

В условиях хозяйственной деятельности необходим поиск оптимального отношения затрат на безопасность и возможного ущерба от недостаточной защищенности. Найти его можно, если задаться некоторым значением реально достижимого уровня безопасности производства Кбп. Эту задачу можно решить методом оптимизации.

Использование рассматриваемых видов риска позволяет выполнять поиск оптимальных решений по обеспечению безопасности как на уровне предприятия, так и на макроуровнях в масштабах инфраструктур. Для этого необходимо выбирать значения приемлемого риска.

Приемлемый риск сочетает в себе технические, экологические, социальные аспекты и представляет некоторый компромисс между приемлемым уровнем безопасности и экономическими возможностями его достижения, т.е. можно говорить о снижении индивидуального, технического или экологического риска, но нельзя забывать о том, сколько за это придется заплатить и каким в результате окажется социальный риск.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Педагогическая наука и передовой педагогический опыт | Основы методологии анализа и управления риском
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.