Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. Современные информационные технологии и их значение




В широком смысле информа́тика (ср. со сходными по звучанию и происхождению нем. Informatik и фр. Informatique, в противоположность традиционному англоязычному термину англ. computer science — компьютерные науки — в США или англ. computing science — вычислительная наука — в Британии) есть наука о вычислениях, хранении и обработке информации. Она включает дисциплины, так или иначе относящиеся к вычислительным машинам: как абстрактные, вроде анализа алгоритмов, так и довольно конкретные, например, разработка языков программирования.

Темами исследований в информатике являются вопросы: что можно, а что нельзя реализовать в программах (теория вычислимости и искусственный интеллект), каким образом можно решать специфические задачи с максимальной эффективностью (алгоритмы), в каком виде следует хранить и восстанавливать информацию специфического вида (структуры данных), как программы и люди должны взаимодействовать друг с другом (пользовательский интерфейс и языки программирования) и т. п.

Отдельной наукой информатика была признана лишь в 1970-х; до этого она развивалась в составе математики, электроники и других технических наук. Некоторые начала информатики можно обнаружить даже в лингвистике. С момента своего признания отдельной наукой информатика разработала собственные методы и терминологию.

Первый факультет информатики был основан в 1962 году в университете Пёрдью (Purdue University). Сегодня факультеты и кафедры информатики имеются в большинстве университетов мира.

Информационные ресурсы общества

В аграрной цивилизации главными ресурсами были земля и низко квалифицированная рабочая сила. В индустриальном обществе главенствует капиталоемкая технология переработки природных ресурсов, а к труду предъявляются повышенные квалификационные требования. Основой индустриальной цивилизации стали гигантские вещественно-энергетические потоки, которые часто недостаточно рационально использовались в экономике.

Переход общества к постиндустриальной эпохе и наукоемким технологиям вводит в активный оборот информационные ресурсы и еще более повышает требования к квалификации труда специалистов. Но именно информация дает возможность рационально распоряжаться всеми иными видами ресурсов. Интенсивное использование информации позволяет значительно снизить материалоемкость и энергоемкость продукции. Индустриальное производство эпохи дымящихся труб и постоянно горящих факелов на основе знания, понимания и точной информации преобразуется в экологически чистое, часто безотходное и экономически эффективное производство постиндустриального общества. Главная проблема любой экономики – преодолеть ограниченность ресурсов. Но имеющиеся ресурсы можно использовать различным способом. Ключевым моментом здесь является решение о том, где и как сосредоточить экономические ресурсы. Концентрация ресурсов в нужное время, в нужном месте, для решения главного, приоритетного направления – вот в чем помогает информация при принятии экономических решений.

Специалист ведет систематический поиск информации и создает свою персональную, научную базу знаний. Эта база знаний содержит данные о тех сферах изменений, которые, вероятнее всего, хранят в себе новые возможности и отвечают квалификации и личным интересам специалиста. Любая практическая деятельность зиждется на теории, даже если проводники этой деятельности и не подозревают об этом. Наука и практика основываются на экономической и социальной теориях, согласно которым изменения – вполне нормальное и естественное явление. Кроме того, исходя из этой теории, главная задача общества видится в получении чего-то иного, отличного от предыдущего.

В сферах внешней деловой среды проявляются и создают условия для новых возможностей изменения в трех областях:

последствия демографических изменений;

культурные изменения, вызывающие трансформации восприятия, настроений и ценностей жизни;

научно-информационные изменения, связанные с расширением границ и результатов познания мира.

Таким образом, база знаний профессиональных идей вырастает из информации об изменениях. Образно говоря, можно себе представить дерево изменений деловой среды с семью могучими ветвями, каждая ветвь которого привлекает специалиста своими вероятными прорывами и новыми экономическими возможностями. Достижения специалистов, активно использующих идеи создания и ведения профессиональных баз знаний на основе дерева изменений, доказывают реальность данного подхода.

Средства информатики обеспечивают оперативный и эффективный доступ к обширным базам данных, электронным журналам и иным изданиям, что существенно повышает скорость наполнения, полноту и качество профессиональной базы знаний. Это облегчает поиск изменений, делает его систематическим и целенаправленным.

Информационные технологии – это совокупность методов, процессов, программных и технических средств, объединенных в технологическую цепочку и обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение (транспортировку) и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности. Основу новой информационной технологии составляют распределенная компьютерная техника, "дружественное" программное обеспечение и развитые коммуникации.

Информационная технология (ИТ) в своем развитии прошла несколько этапов. До второй половины XIX в. основу информационной технологии составляли перо, чернильница и бухгалтерская книга. Коммуникация (связь) осуществлялась путем направления пакетов (депеш). Продуктивность информационной обработки была крайне низкой: каждое письмо копировалось отдельно вручную; помимо счетов, суммируемых также вручную, не было другой информации для принятия решений.

На смену "ручной" информационной технологии в конце XIX в. пришла " механическая ". Изобретение пишущей машинки, телефона, диктофона, модернизация системы общественной почты-все это послужило базой для принципиальных изменений в технологии-обработки информации и, как следствие, в продуктивности работы. По существу, "механическая" технология проложила дорогу к формированию организационной структуры существующих учреждений.

40 – 60-е гг. XX в. характеризуются появлением " электрической " технологии, основанной на широком использовании электрических пишущих машинок со съемными элементами, копировальных машин на обычной бумаге (типа ксерокса), портативных диктофонов. Они улучшили учрежденческую деятельность за счет повышения качества, количества и скорости обработки документов. Многие современные учреждения базируются на "электрической" технологии.

Появление во второй половине 60-х годов больших производительных ЭВМ на периферии учрежденческой деятельности (в вычислительных центрах) позволило сместить акцент в информационной технологии на обработку не формы, а содержания информации. Это было началом формирования "электронной" или "компьютерной" технологии. Как известно, информационная технология управления должна содержать как минимум три важнейшие компоненты обработки информации: учет, анализ и принятие решений. Эти компоненты реализуются в "вязкой" среде – бумажном "море" документов, которое становится с каждым годом все более необъятным.

Начиная с 70-х годов, сформировалась тенденция перенесения центра тяжести развития АСУ на фундаментальные компоненты информационной технологии (особенно на аналитическую работу) с максимальным применением человеко-машинных процедур. Однако по-прежнему вся эта работа проводилась на мощных ЭВМ, размещаемых централизованно в вычислительных центрах. При этом в основу построения подобных АСУ была положена гипотеза, согласно которой задачи анализа и принятия решений относились к классу формализуемых, поддающихся математическому моделированию. Предполагалось, что такие АСУ должны были повысить качество, полноту, подлинность и своевременность информационного обеспечения лиц, принимающих решения, эффективность работы которых будет возрастать благодаря увеличению числа анализируемых задач.

С появлением ПК на "гребне микропроцессорной революции" происходит принципиальная модернизация идеи АСУ: от вычислительных центров и централизации управления к распределенному вычислительному потенциалу, повышению однородности технологии обработки информации и децентрализации управления. Такой подход нашел свое воплощение в системах поддержки принятия решения (СППР) и экспертных системах (ЭС), которые характеризуют новый этап компьютеризации технологии организационного управления, по существу, – этап персонализации АСУ. Системность – основной признак СППР и признание того, что самая совершенная ЭВМ не может заменить человека. В данном случае речь идет о структурной человеко-машинной единице управления, которая оптимизируется в процессе работы: возможности ЭВМ расширяются за счет структуризации пользователем решаемых задач и пополнения ее базы знаний, а возможности пользователя – за счет автоматизации тех задач, которые ранее было нецелесообразно переносить на ЭВМ по экономическим или техническим соображениям. Становится возможным анализировать последствия различных решений и получать ответы на вопросы типа "что будет, если...?", не тратя времени на трудоемкий процесс программирования.

Современная информационная технология отличается тем, что в ней широко используются электронные способы наполнения, хранения и распространения информации посредством информационно-коммуникационных общественных сетей. Указание на общественный характер очень важно: в целом телематический комплекс не имеет одного собственника-хозяина. В новой информационной технологии громадные объемы информации становятся мгновенно доступны всегда и везде в пределах планеты. Информационная технология есть способ сбора, хранения и распространения информации от мест ее создания до мест использования знаний.

Итак, информационная технология – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, повышения их надежности и оперативности. В современной экономике предприятие понимается как совокупность информационных, человеческих и технологических ресурсов и методов их




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.