Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Восприятие. Адаптация как изменение чувствительности




Адаптация как изменение чувствительности.

Абсолютная чувствительность.

Чувствительность и пороги ощущений.

Ощущения

Психические познавательные процессы.

Когнитивные процессы:

· ощущения;

· восприятие;

· внимание;

· память;

· мышление;

· воображение.

- это простейший психический процесс отражения отдельных свойств предметов и внутренних состояний организма при непосредственном раздражении на органы чувств человека.

У человека 5 сенсорных систем:

· зрение;

· слух;

· тактильные ощущения;

· обоняние;

· вкус.

Классификация ощущений:

1. по модальностям;

2. Шеррингтона:

· экстероцептивные (поступают из вне: зрение, слух): 1)контактные; 2)дистантные;

· интероцептивные (изнутри: голод, мышечные явления);

· проприоцептивные (ощущения отражающие движения нашего тела).

Чтобы раздражитель вызвал у человека ощущения необходимо, чтобы он имел определенную силу.

Та минимальная сила раздражителя способная вызвать ощущения называется нижним порогом ощущения. Чем меньше эта величина, тем ниже порог и тем выше чувствительность.

Верхний порог ощущения – эта та максимальная величина раздражителя сверх которой раздражение перестает ощущаться.

Дифференцированная чувствительность характеризуется дифференцированным порогом ощущения.

Дифференцированный порог – эта та минимальная разница интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить.

Пример: два груза: 500 и 510 гр.

Подпороговые раздражители – раздражители такой силы, которую человек не может ощутить.

«+» позитивная (чувствительность повышается),

Пример: постепенно различаем предметы в темноте;

«-» негативная (снижение чувствительности в результате воздействия слабых раздражителей).

Сенсибилизация – это повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и/или упражнений.

Синестезия – это возникновение ощущения характерного для одного анализатора под влиянием раздражителя другого (редкий феномен: при звуковых мелодиях возникает картинка).

 

Восприятие (перцепция) – это отражение в сознании человека целостных предметов (не отдельных свойств) и явлений в совокупности их свойств при непосредственном их воздействии на органы чувств. Результатом этого процесса является перцептивный образ.

Пример: отдельные ноты – ощущение, мелодия - восприятие.

Восприятие (по Пиаже) представляет собой процесс выделяющий одни стороны объекта в ущерб другим – это понятие фигура-фон.

Процесс восприятия определяется не единичными ощущениями, а всем полем действующих на организм раздражителей или структурой воспринимаемой ситуацию в целом.

Свойства восприятия:

1. Предметность, то есть отнесенность перцептивного образа к определенному объекту;

2. Целостность, то есть образ всегда целостен, закончен;

3. Константность и постоянство, то есть мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине;

4. Осмысленность, то есть осознание того, что воспринимается;

5. Избирательность, то есть преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими (неизбежна). Она определяется, в первую очередь, мотивацией человека (интересно или важно);

Апперцепция – влияние прошлого опыта на восприятие.

Свойства восприятия определяющие его продуктивность:

· объем восприятия – количество объектов, которое может переработать человек в единицу времени;

· быстрота или скорость;

· точность и полнота перцептивного образа;

· надежность – это длительность восприятия с требуемой скоростью.

По этим показателям оценивается уровень перцептивных способностей человека.

Виды восприятия:

I. В зависимости от способностей воспринимаемого объекта:

Восприятие

(аспекты: когнитивные и эмоциональные):

· предметов;

· речи;

· музыки;

· социальная перцепция;

II. В зависимости от преобладающего органа чувств (по модальности):

· зрительная;

· осязательная/тактильная;

· слуховая;

· вкусовая;

· обонятельная.

III. По формам существования материи:

· пространства;

· времени;

· движения.

IV. По продолжительности перцептивного процесса:

· симультанное – одномоментное восприятие;

· сукцессивное – развернутое во времени.

Предмет или фигура и фон восприятия:

Необходимым условием восприятия является выделение предмета или фигуры из фона. Каждая часть воспринимаемого объекта зависит от того, в каком окружении она находится. Фон может искажать фигуру.

Пример: горизонтальная линия кажется короче вертикальной.

Гештальтпсихология – это направление исследовало закономерности восприятия и были открыты так называемые «законы гештльта», то есть факторы восприятия обеспечивающие выделение фигуры из фона:

I. Общий закон – «закон хорошей формы»:

Он означает тенденцию воспринимаемого образа принимать всегда хорошую форму, то есть законченную, простую, упорядоченную.

II. Так называемый «фактор сходства»:

Фигуры сходные по каким либо элементам (цвету, величине, форме) восприятия объединяются и группируются.

III. Фактор близости:

Близко расположенные фигуры обычно объединяются.

IV. Фактор «общей судьбы»:

Фигуры могут объединятся общим характером изменений.

V. Фактор «замкнутости»:

Замкнутая фигура воспринимается лучше.

VI. Фактор «группировки без остатка»:

Несколько фигур стараются группировать таким образом, чтобы не оставалось одной отдельно стоящей фигуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 676; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.