Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Итак, полная температура в вихревом течении определяется по формуле

Тотр* = Tw + 0,4∙(- Tw) (12)

Где есть осредненная по высоте h температура торможения в набегающем потоке с учетом ее уменьшения в пограничном слое. Для расчета коэффициента теплообмена используются формулы для турбулентного течения на пластине, основанные на введении определяющей температуры Эккерта [4] Топр по формуле (13).

(13)

Tw - температура стенки корпуса ЛА;

При звуковой скорости течения в вихре скорость Uопределяется по формуле

U = (14)

Определяющая плотность рассчитывается по формуле

(15)

При этом число Рейнольдса Reопр, которое зависит от определяющей плотности 𝜌опр и от определяющей вязкости μопр, запишется в виде

(16) (17)

Коэффициент теплообмена в вихревом течении рассчитывается по числу Рейнольдса, которое описано формулой (16), для турбулентного течения

aтурб = 0,0296 (Reопр)0.8Pr-0.67mопрСP/h (18)

и с учетом перехода для ламинарного течения:

aлам = 0,332 (Reопр)0.5Pr-0.67mопрСP/h (18а)

Тепловой поток к поверхности центрального блока составит

qw= aтурб∙(Тотр* - Tw) (19)


Глава 5. Тепловые потоки от струй двигателей

Маршевые двигатели первой ступени ЛА, начинающие свою работу при атмосферном давлении, характеризуются высокой тягой, высоким давлением в камере сгорания Роа, близким к атмосферному статическим давлением на срезе сопла Ра. Как правило, высокая температура в камере сгорания Т0 более 2900 К, является причиной не только конвективных, но и лучистых тепловых потоков в зоне действия струи. От момента старта и до подъема на высоту нескольких километров видимая граница струи представляет собой бочкообразную структуру из нескольких светящихся бочек. Диаметр их сначала не превосходит диаметр среза сопла dа, а далее с ростом степени нерасчетности струи n=, диаметр бочек увеличивается. Светящиеся днища бочек представляют собой видимое излучение на прямом скачке уплотнения, называемом диском Маха, а их боковые поверхности также являются контуром криволинейных скачков уплотнения, возникающих при взаимодействии сверхзвукового потока продуктов сгорания с внешним потоком воздуха вокруг ракеты. Наиболее интенсивные лучистые потоки в сторону конструкции днища и боковой поверхности ЛА от струй двигателей имеют место на старте, когда струя сжата внешним высоким давлением, что гарантирует высокую статическую температуру в первой излучающей бочке. Также дополнительный вклад в излучение в нижних слоях атмосферы вносят процессы догорания компонентов с участием атмосферного воздуха на границе взаимодействия струя – окружающий воздух.

Конвективные тепловые потоки на старте и в течение первых секунд полета незначительны, по сравнению с лучистыми. Можно отметить, что для многоблочных компоновок характерно наличие стартового заброса горячих продуктов сгорания двигателей в сторону донной области, длительностью несколько секунд. После выхода ракеты из облака отраженных от стартового сооружения горячих газов поверхность струй двигателя увлекает за собой взаимодействующие с ней слои воздуха, имеющие небольшую скорость движения и эжектируют в донную область внешний относительно холодный воздух. Давление в донной области на этом участке полета несколько ниже атмосферного.

Но по мере падения окружающего давления в атмосфере струя расширяется, диаметр бочки становится во много раз больше диаметра среза сопла. Если ЛА имеет многосопловую компоновку первой ступени, то соседние струи взаимодействуют между собой, создавая в областях взаимодействия повышенные давления и температуры, которые являются как дополнительными источниками излучения, так и причиной возникновения конвективных потоков в сторону днища ЛА.

Уже при переходе полета ЛА через трансзвуковой участок было зафиксировано крайне необычное явление прохождения ЛА через светящийся обруч, который возникал на срезах сопел первой ступени и продвигался вверх по направлению к носку ЛА в течение 1-2 секунд и исчезал, не достигнув начал ЛА. Явление распространения возмущения вверх по потоку возможно только в том случае, если ЛА еще не достиг звуковой скорости. Светящийся обруч был образован взаимодействующим горячих газов струй двигателей первой ступени с пограничным слоем на корме ЛА. Этому явлению сопутствует заброс горячих газов и к центру днища, который был впервые зафиксирован и объяснен О.Г. Федоровым (ГКНПЦ). При падении давления атмосферного воздуха по траектории полета увеличении скорости полета ЛА продукты взаимодействия локализуются над поверхностью днища первой ступени. При достижении чисел Маха полета примерно 0,8 скоростной напор внешнего потока приближается к своему максимуму и начинает превосходить скоростной напор возвратного вихревого течения в сторону донной области. Это и приводит к образованию горячего вихря, состоящего из смеси продуктов сгорания и воздуха, который распространяется вверх по корпусу ракеты до момента достижения звуковой скорости полета.

Но после прохождения трансзвукового участка скоростной напор внешнего потока падает. Границы расширяющихся струй двигателей становятся в несколько раз больше диаметра донного среза. Продукты взаимодействия воздуха и струй в условиях падающего скоростного напора и статического давления внешнего потока могут быть причиной отрыва пограничного слоя на боковой поверхности ЛА и распространения горячих газов смеси продуктов сгорания и внешнего атмосферного воздуха вверх по боковой поверхности конструкции хвостовых отсеков ЛА. Кроме того, по мере падения окружающего атмосферного давления, в зонах взаимодействия между струями многосоповых компоновок возникают области постоянного давления и постоянной температуры, которые сохраняются до конца работы двигателей. На величину газодинамических параметров в зонах взаимодействия влияют геометрические характеристики многосопловых компоновок. Но в целом, появление областей с постоянными параметрами, то есть областей развитого возвратного течения, объясняется эффектом «запирания» этих областей и нераспространения в них возмущений извне. Такое явление имело место, если в зонах взаимодействия устанавливалось давление, в два раза превышающее статическое давление по траектории ЛА, то есть возникал звуковой перепад давления между донной областью и внешним атмосферным давлением. Режим «запирания» характеризуется значительными конвективными и лучистыми тепловыми потоками к днищу ЛА. Он характерен для нижних ступеней ЛА.

Двигатели верхних ступеней ЛА являются двигателями средней и малой тяги. Полет при работе этих двигателей происходит практически в вакууме. Струи в вакууме расширяются свободно, их разворот определяется углом разворота потока Прандтля-Майера для невязкого ядра потока. Течение в невязком ядре рассчитывается легко при задании нескольких термодинамических и геометрических параметров. Из-за большого угла разворота струй в вакууме в область их конвективного воздействия могут попасть различные конструктивные элементы, находящиеся за срезом сопел. Однако лучистая компонента излучения двигателей верхних ступеней невелика.

Отдельный комплекс тепловых проблем несут с собой твердотопливные двигатели малой тяги, но эти вопросы не включены в рамки данного курса.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теплообмен в отрывной зоне, расположенной вверх по потоку перед носками боковых блоков | Распределение внутренней энергии молекул. Колебательная релаксация
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 896; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.