Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление промышленностью и энергетикой


6.1. Управление промышленностью.

Учитывая рыночный характер экономики – управление промышленностью имеет весьма ограниченный характер, многие говорят о государственном регулировании (за исключением стратегических отраслей – оборонка, атомная энергетика.

Основной орган - Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России - до 2008 г. Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации).

 

Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 438 «О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации».

 

Осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере:

· промышленного и оборонно-промышленного комплексов;

· в области развития авиационной техники;

· технического регулирования и обеспечения единства измерений;

· науки и техники в интересах обороны и безопасности государства;

· внешней и внутренней торговли;

· народных художественных промыслов.

 

Также в пределах своей компетенции осуществляет функции

- федерального органа по техническому регулированию.

См. также Федеральный закон от 27. 12. 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

 

Основные направления деятельности: разработка и представление в Правительство РФ стратегий развития различных отраслей промышленности (авиационная, судостроение, металлургия, ОПК, химпром, фармацевтика), регулирование деятельности промышленных предприятий (с помощью Технического регулирования – технические регламенты, сертификация и координация деятельности находящихся в его ведении агентств.

 

В ведении Минпромторга находится:

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).

 

Действует на основании Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 17. 06. 2004 г. № 294.

Отдельные полномочия – в ФЗ от 27. 12. 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Территориальные органы – межрегиональные территориальные управления.

 



Основные функции:

- оказание государственных услуг, управление государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии;

- обеспечение единства измерений;

(осуществляет лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений, а также функции по государственному метрологическому контролю и надзору);

- осуществление работ по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров);

- осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов и обязательных требований стандартов (sic – смешение функций);

- создание и ведение федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов и единой информационной системы по техническому регулированию.

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 594 от 25 сентября 2003 года, которым утверждено «Положение об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации», а также в соответствии с решением суда города Санкт-Петербург от 20 февраля 2006 г., обязанность публиковать на своем официальном сайте все тексты государственных стандартов и общероссийских классификаторов возложена на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии России, однако данный орган не выполняет свои обязательства и продолжает распространять официальные тексты стандартов на платной основе.

За 5 лет принят только один технический регламент (требования к бензину и дизельному топливу).

 

6.2. Управление энергетикой.

 

Основной орган:

Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России - с 2008 года отдельное министерство, до этого Минпромэнерго) – в ведении Правительства РФ.

 

Постановление Правительства РФ от 28.05.2008 № 400 «О Министерстве энергетики Российской Федерации».

 

Функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере:

- топливно-энергетического комплекса, в том числе по вопросам электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности;

- магистральных трубопроводов нефти, газа и продуктов их переработки;

- возобновляемых источников энергии;

- освоения месторождений углеводородов на основе соглашений о разделе продукции (см. также Федеральный закон от 30. 12. 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» - правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции);

- в сфере нефтехимической промышленности;

- функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере производства и использования топливно-энергетических ресурсов.

 

Учитывая важность топливно-энергетического комплекса в экономике России практически для всех ее секторов, косвенное влияние достижения стратегических целей Министерства, просматривается практически для всех стратегических целей Правительства России.

 

Управление атомной энергетикой.

 

Регламентируется в т.ч. Федеральным законом от 21. 11. 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».

 

Центральное место - Государственная корпорация «Росатом».

Создана и действует на основании ФЗ от 1 декабря 2007 г. N 317-Ф3 «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

Фактически заменило Федеральное агентство по атомной энергии (Росатом).

 

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» (Госкорпорация «Росатом») объединяет более 250 предприятий и научных организаций, в числе которых все гражданские компании атомной отрасли России, предприятия ядерного оружейного комплекса, научно-исследовательские организации и единственный в мире атомный ледокольный флот. Госкорпорация «Росатом» является крупнейшей генерирующей компанией в России, которая обеспечивает более 40% электроэнергии в европейской части страны. Росатом занимает лидирующее положение на мировом рынке ядерных технологий, занимая 1 место в мире по количеству одновременно сооружаемых АЭС за рубежом; 2 место в мире по запасам урана и 5 место в мире по объему его добычи; 4 место в мире по генерации атомной электроэнергии, обеспечивая 40% мирового рынка услуг по обогащению урана и 17% рынка ядерного топлива.



 

Историческая справка: Федеральное агентство по атомной энергии (Росатом) — в 2004—2008 годах федеральный орган исполнительной власти России, осуществлявший функции по управлению атомной отраслью промышленности России. Основано 9 марта 2004 года указом Президента России № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» на базе упразднённого Министерства Российской Федерации по атомной энергии.

Подчинялось непосредственно Правительству. Во времена существования СССР министерство, правопреемником которого можно считать Росатом, в целях секретности носило название Министерства среднего машиностроения СССР.]

 

Государственная корпорация (ст. 7.1. Федерального закона от 12. 01. 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»):

 

1. Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.

Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.

В случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, за счет части ее имущества может быть сформирован уставный капитал. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов.

 

Основные полномочия Росатома (установлены законом):

а) разрабатывает предложения по формированию государственной политики в области использования атомной энергии, включая научно-техническую, инвестиционную и структурную политику, по развитию и безопасному функционированию атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов Российской Федерации, представляет данные предложения на рассмотрение Президента Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации и обеспечивает их реализацию;

б) участвует в разработке обязательных для применения и выполнения федеральных норм и правил, устанавливающих требования к безопасному использованию атомной энергии, и согласовывает их в установленном порядке;

в) издает нормативные правовые акты регламентирующие (ст. 8):

- порядок государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;

- выдачи сертификатов-разрешений на транспортирование (перевозку) ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них;

- устанавливающие формы отчета в области государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, порядок и сроки представления отчета, формы государственного регистра ядерных материалов;

- Корпорация может признавать не действующими на территории РФ акты Министерства среднего машиностроения СССР, Министерства атомной энергетики и промышленности СССР, Государственного комитета СССР по использованию атомной энергии, а также признавать утратившими силу акты Министерства Российской Федерации по атомной энергии, Федерального агентства по атомной энергии.

г) Корпорация обеспечивает управление государственным запасом специального сырья и делящихся материалов, его содержание, хранение и обращение, а также передачу находящихся в федеральной собственности ядерных материалов юридическим лицам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 

Важно: юр. лицо имеет полномочия по принятию общеобязательных НПА!

 

Кроме того, акты Президента Российской Федерации, определяющие полномочия Федерального агентства по атомной энергии в установленной сфере деятельности, применяются в отношении Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Финансовый контроль и надзор | Управление в сфере использования природных ресурсов. Экологический контроль

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.007 сек.