КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Э. Мэйо и Хоторнский экспериментII этап. Э.Мэйо родился в Австралии. В университете изучал этику, философию и логику. Переехав в Шотландию, он много занимался медициной и исследованиями в области психопатологии. Э. Мэйо в Хоторне (1924 - 1939) возглавил серию экспериментов, проведенных на заводе фирмы «Вэстерн электрик» недалеко от Чикаго. Исследования проводились в четыре этапа. На первом этапе изучалась роль влияния интенсивности освещения на производительность труда. На втором этапе исследовались неконтролируемые факторы, определяющие увеличение производительности труда. Было выяснено, что на производительность т руда влияют методы руководства и улучшение взаимоотношений. Задачей третьего этапа экспериментов было совершенствование непосредственного руководства людьми, улучшение отношений между сотрудниками и их отношения к работе. На этом этапе была разработана программа, состоящая из бесед 20тыс.сотрудников с психологами об их отношении к выполняемой ими работе. Во время четвертого этапа эксперимент проводился на участке по производству банковской сигнализации. На данном этапе анализировали воздействие материального стимулирования на рост групповой производительности труда. Параллельно с этим изучались стиль руковоства и структура межличностных отношений. Эти эксперименты показали, что можно повлиять на психологию людей и изменять их отношение посредством формирования небольшой неформальной группы [4]. Они заложили фундамент для формирования поведенческого, или бихевиористского [5], подхода (был направлен на преодоление недостатков концепции человеческих отношений) в индустриальной психологии и основы современного менеджмента. Следствием этих экспериментов было возникновение понятия « хоторнский эффект » - положительные результаты эксперимента (повышение производительности труда) вызываются не специально создаваемыми изменениями (улучшение условий труда или его организации), действие которых и выступает предметом исследования в экпериментальной ситуации, а вмешательством ученых. Главный вывод этого эксперимента заключается в следующем! предприятие представляет собой социальную систему, состоящую из неформальных групп, регулирующих человечекое повеение.
Из проведенных исследований Мэйо сделал выводы:
Так же Мэйо сформулировал принципы, которые могут быть полезны и использоваться в управлении организацией:
Ч. Барнард и целенаправленные организации. Ч. Барнард дал определение целенаправленной (формальной) организации и составляющих ее элементов, назначения, выделил субъективные и объективные аспекты власти руководителей. Суть идей Ч. Барнарда может быть выражена в следующих положениях:
1-й. общее назначение (цель); 2-й. система стимулов, которые будут побуждать людей вносить свой вклад в достижение поставленной цели; 3-й. система власти, которая склоняет членов группы соглашаться с решениями администраторов; 4-й. коммуникации.
Д.Макгрегор и теория X – теория Y. Наблюдая за взаимоотношениями руководства и персонала, Макгрегор пришел к выводу, что управляющий строит свое поведение относительно подчиненных в соответствии со своими личными представлениями о работниках и их способностях. Проведенные исследования позволили Макгрегору описать систему руководства с двух противоположных позиций, каждую из которых может занять руководитель по отношению к своим подчиненным, и была названа ТЕОРИЕЙ X и ТЕОРИЕЙ Y. В соответствии со взглядами Макгрегора теория X – это управление и контроль посредством прямого применения власти. В этом случае человек выступает как объект властного воздействия. Напротив, теория Y основана на принципе интеграции или создания таких условий, к которых члены данной организации наилучшим образом достигали бы целей, направляя свою энергию на достижение успеха предприятия.
А.Чандлер, Дж.Томсон, П.Лоуренс, Дж.Лорш и исследование влияния внешней среды на организацию. А.Чандлер установил, что с изменением стратегии компаний соответствующим образом меняется и их организационная структура. Необходимость стратегических перемен диктуется требованиями внешней среды. Изменение условий функционирования предприятия приводит к изменению стратегии, а это оказывает прямое воздействие на организационную схему. Также взаимосвязь между окружающей обстановкой и структуры организации выявил Дж.Томсон., показав разницу между закрытыми и открытыми организациями. Так, закрытая организация стремится к определенности и ориентирована на внутренние факторы, которые связаны с достижением ее целей. Открытая организация признает взаимозависимость организационной структуры и е окружения, пытается достичь стабилизации в своих отношениях с учитывая при этом требования внешней среды. В конечном счете ВСЕ организации тесно связаны со своим окружением: они приобретают ресурсы в обмен на выпускаемую продукцию, их технологии базируются на реальностях окружающего мира. Исследования влияния внешней среды на организацию после Чандлера и Томсона продолжили преподаватели гарвардской школы бизнеса Полом Лоуренсом и Джей Лоршом.. Они сравнили 2 компании: имеющие лучшие результаты в «динамичном» бизнесе, и лучшие компании в стабильной, мало меняющейся отрасли, при этом учитывая их организационную структуру и систему управления. И установили, что лучшие фирмы в бизнесе, для которого характерны стабильность используют функциональную схему организации и простые системы управления. Напротив, лидеры в динамичном производстве имеют более децентраизованную форму организации и более сложные системы управления, чем их конкуренты. Лоуренс и Лорш выдвинули и обосновали положение о том, что между организацией и средой не только существуют отношения адаптации, но внешние характеристики среды, с одной стороны, и внутренние структурные и поведенческие параметры – с другой, неразрывно связаны объективными закономерностями и взаимозависимостями Р. Сайерт, Дж. Марч, Г. Саймон и модель «мусорной корзины». Наиболее известными теоретиками данного этапа являются Ричард Сайерт, Джеймс Марч, Гельерт Саймон. Сайерт и Марч предприняли построить теорию фирмы, действующей в условиях разрешения конфликтов между подразделениями в организации. Однако источниками конфликтов они считали естественное для любой организации распределение ответственности за достижение разных целей и «ограниченную рациональность» менеджеров в их стремлении справиться с проблемами управления. В последующем Марч и Саймон выдвинули концепцию организации как «мусорной корзины», выразив этим сое отношение к конфликту целей и интересов, неопределенности проблем, иррациональности решений, которые имеют место во внутриорганизационных отношениях. Модель «мусорной корзины» применима к особому типу организационной структуры, известному как организованная анархия ( университеты, мозговые центры, исследовательские организации ). В организациях подобного рода предпочтения не имеют четких определений и во многих случаях непоследовательны. Технологии неясны, участие негибкое, с массой примеров периодической заменой работников по принципу «пришел – ушел», а также непрерывной смены персонала в результате текучести кадров. Таким образом, модель «мусорной корзины» можно рассматривать как одну из моделей нерационального принятия решений, с которыми приходится иметь дело менеджерам.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |