Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административные принципы организации




 

1. принципы эффективности заключаются в том, что достижение поставленных целей осуществляется с минимальными издержками и потерями. Это соответствует общесистемному принципу выбора решений. Для оценки и стимулирования эффективной работы подразделений организации необходимо определять их вклад в достижение целей предприятия и затраты
1.1.приницип единства цели (единство руководства) «Одна голова. один план» - по А.Файолю. Для организации должна быть сформулирована единая цель, которую должны знать и разбелять все сотрудники организации. Каждый сотрудник должен вносить свой вклад в достижений целей организации, чтобы она стала эффективной. Как минимум, цель должна хотя бы обсуждаться коллективом. Кроме того, знание и принятие целей предприятия сотрудниками предприятия позволяет обеспечить согласованность и непротиворечивость целей, формируемых на уровне подразделений и отдельных сотрудников. Понимание и разделение целей организации ее сотрудниками обеспечивает их мотивацию
1.2.принцип разделения труда Данный принцип входит в группу принципов эффективности, поскольку непосредственно обеспечивает эффективность организации. Из определения организации как деятельности известно, что основная цель этой деятельности заключается в группировании ролей и структуризации работ на основе разделения труда. Чем лучше сгруппированные роли соответствуют целям и задачам организации и способностям и мотивам сотрудников, тем эффективнее будет организация. Разделение труда ведет к росту специализации работников, повышению их профессионализма и освоению навыков при выполнении постоянных работ, а значит - к росту производительности труда, в конечном счете. Таким образом, принцип может быть сформулирован следующим образом: виды деятельности на предприятии должны выть выявлены и сгруппированы так, чтобы обеспечивать достижение поставленных целей а максимальной степени и эффективно. К этому следует добавить, что разделение труда имеет определенные пределы
1.3.принцип вознаграждения Вознаграждение персонала должно стимулировать достижение целей, доставляя удовлетворение собственникам и наемным работникам. При этом должна обеспечиваться гарантия справедливости вознаграждения, поощрение энергичного и экономичного достижения целей и отсутствие переплат. Система оплаты и вознаграждения дифференцируется по различным категориям работников, по степени значимости и трудоемкости выполнения поставленных задач
2.принцип структуризации Эти принципы отражают, как должны строиться связи между элементами системы и группироваться работы (практически - это принципы построения структуры управления организацией)
2.1.принцип единоначалия Подчиненный должен получать приказы только от одного руководителя и отчитываться только перед одним руководителем. Если этот принцип выполняется, то в отношениях по вертикали возникает меньше противоречий, и у подчиненного появляется больше личной ответственности за результаты. Если подчиненный получает указания от нескольких руководителей, то возникает масса отрицательных последствий: подчиненный может выбирать более вы годную работу и не получать заданного фирмой результата, дисциплина подчиненного падает, между руководителями возникают противоречия и конфликты
2.2.скалярный принцип (принцип иерархии) Для эффективности принятия решения должны быть четко определены линии полномочий от руководителей к непосредственным подчиненным. Скалярная цепь - это цепь линий соподчинения, протягивающаяся от высшей власти до нижних звеньев. Этот принцип непосредственно связан с принципом единоначалия, в соответствии с которым у подчиненного должна быть связь только с непосредственным руководителем. В скалярном принципе принцип единоначалия уточняется: ни один руководитель не имеет права отдавать указания подчиненному нижнего уровня через голову его непосредственного руководителя. Однако линия непосредственного соподчинения не всегда является кратчайшим путем для передачи ин формации. В больших организациях цепь бывает неоправданно длинной, особенно в государственных организациях, построенных по иерархическому принципу. Таким образом, данный принцип обеспечивающий управляемость организации и надежность информационного обмена, может вступать в противоречие с необходимостью обеспечения оперативности принятия решений. Особенно в высоких структурах.
2.3.принцип диапазона контроля (норм управляемости) Основная причина структуризации предприятия связана с невозможностью контролировать одному управляющему большое количество подчиненных и с неэффективностью выполнения всеми работниками одних и тех же функций (отсутствие специализации). Данный принцип формулируется следующим образом: для каждого руководителя существует предельнос число подчиненных, которое следует учитывать при структуризации предприятия. Диапазон контроля зависит от способностей управляющего, уровня сложности выполняемых работ и других факторов, влияющих на потребность во времени на контроль. Для сложных объектов управления норма управляемости составляет 5-8 единиц, для простых - 10-12 и более. "
2.4.принцип централизации и делегировании полномочий Централизация управления и делегирование полномочий - это два метода перераспределения ролей в организации. Централизация является принципом естественного порядка: в любой системе управляющее воздействие формируется в каком-либо центре - в мозгу, органе управления. Централизация управления это сосредоточение полномочии и ответственности на определенном верхнем уровне. В случае рассредоточения полномочий и обязанностей на нижних уровнях управления централизация оборачивается децентрализацией. Делегирование полномочий эmo передача на нижний уровень управления полномочий по принятию решений управления при сохранении ответственности на верхнем уровне. Таким образом, делегирование полномочий отличается от децентрализации тем. что при делегировании ответственность за принимаемое решение вниз не передается, а при децентрализации передается вместе с полномочиями.
2.5.принцип паритета полномочий (власти) и ответственности Ответственность за принятые решения должна быть не меньше и не больше полномочий, выделенных данному руководителю. Власть без ответственности - безответственность, ответственность без власти - безвластие. По выражению А.Файоля, ответственность двигается за властью как нитка за иголкой. Каждая обязанность работника аппарата управления должна быть подкреплена соответствующим полномочием, правом на распоряжение определенными ресурсами для выполнения обязанности
3.принципы организации работ (формальной организации) Эти принципы показывают, как организовать работу, как распределить права и обязанности, как использовать ресурсы.
3.1.принцип порядка А.Файоль выделяет материальный и социальный порядок. В первом случае следует придерживаться принципа «Каждой вещи свое место, каждая вещь на своем месте». Во втором случае — «Каждому человеку свое место, каждый человек на своем месте». Цель принципа порядка - правильная расстановка ресурсов во избежание потерь времени. Смысл материального порядка не в формальном выполнении требования расположить материальные объекты правильно и красиво, а в том, чтобы любой материальный объект можно было бы оперативно найти и запустить в производство. За видимостью порядка зачастую стоит беспорядок. Так, нужный материал (например, доски нужного типоразмера) может располагаться в аккуратно сложенных штабелях, но в самом низу. Таким образом, принцип материального порядка реализуется в непосредственной связи с оперативно-производственным планом, диспетчированием и принципами технической и технологической подсистем управления
3.2.принцип дисциплины Принцип основан на «уважении соглашений, рассчитанных на то, чтобы обеспечить повиновение, прилежание, энергичность и внешнее проявление уважения» (А.Файоль). Соглашения могут обсуждаться и не обсуждаться, то есть вырабатываться непосредственно руководством. Соглашение может быть устным или письменным - например, в коллективном договоре с профсоюзами или в рамках «писаных стандартных инструкций», по выражению Г.Эмерсона. Для эффективной реализации принципа необходимы хорошие руководители на всех уровнях, ясные и точные соглашения и предусмотренные для этого разумно применяемые санкции. Хорошие руководители укрепляют дисциплину своим авторитетом, своей ответственностью и требовательностью к себе. Дисциплина - это то. что лидер делает (принцип обучения летного состава: «делай, как я»). Ясность инструкций позволяет более четко контролировать круг обязанностей каждого сотрудника. Санкции необходимы для мотивации исполнения принципа дисциплины
3.3.принцип стабильности Данный принцип заключается в обеспечении постоянства кадрового состава. Целесообразность принципа стабильности обоснована затратами на отбор и расстановку кадров, а также на обеспечение выхода работника на пик производительности. Как говорилось в одной репризе А.Райкина при обращении к бывшим выпускникам ВУЗов: «Забудьте все. чему вас учили в институте». В этой шутке имеется доля истины даже для самого лучшего студента. Для его адаптации на рабочем месте требуется определенный промежуток времени - как с психологической точки зрения (надо познакомиться, запомнить людей, войти в контакт), так и с профессиональной точки зрения (ознакомиться и получить навыки в рамках узкой специализации на рабочем месте). Невыполнение принципа стабильности часто приводит к тому, что на высшие посты попадают посредственные управляющие. А на воспитание и формирование управляющего на высший пост требуется много денег и времени. Как бы то ни было, сотрудники увольняются из фирмы но естественным причинам. С другой стороны, старый возраст персонале) - это отсутствие перспективы развитие. По этому реализация принципа стабильности также связано с чувством меры и пропорций
3.4.нормирование операций Смысл принципа - в определении объема работ административного работника на основе норм выполнения управленческих операций и четкого планирования сроков их выполнения. Однако следует учитывать ограничение для применения этого принципа: нормированию поддаются несложные рутинные операции работников нижнего и среднего уровня управления (печатные работы, составление документации, сбор материалов). Работа высших управляющих, а также новые и не рутинные операции всех работников нормированию не подлежат. Результаты нормирования административных работ выражаются в определении потребности в такого рода работников, обеспечении принципа вознаграждения и повышении ответственности работников за выполняемую работу
3.5.полный, оперативный и надежный учет Данный принцип выделяет специальную учетную функцию и общую функцию контроля. Цель такого учета в получении информации, предостерегаю/цеп о возможных опасностях в работе организации. Такая информация позволяет заглянуть в будущее. Дело не в количестве документов (Г.Эмерсон выделяет две крайности - отсутствие учетных документов или их излишнее количество), в характеристиках информации, которые можно получить в этих документах. Главные характеристики этой информации это полнота, оперативность и надежность получаемой информации. Основными объектами учета на производственном предприятии, с точки зрения Г.Эмерсона, являются себе стоимость и производительность труда. Проблема экономии материальной себестоимости решается за счет минимизации цены при определенном качестве материалов - что также должно быть отражено в учете. При этом сам учет должен быть достаточно экономичным
4.принципы организации нормального психологического климата (неформальной организации). К этой группе относятся принципы мотивации работников организации. 4.1.принцип инициативы В рамках административной работы определенное место занимает творчество, которое само по себе является прекрасным стимулом для активной деятельности. К творческим работам, в частности, относятся принятие решений, обдумывание плана. Доля таких работ в общем объеме растет при переходе на более высокий уровень управления. Принцип инициативы заключается в том, что управляющий должен делиться творческой работой с подчиненными, вовлекая их в процесс принятия решений. Этим он усиливает заинтересованность подчиненных в реализации решений (как своих собственных) и повышает их уровень энергии и усердия. Управляющий должен принести в жертву свое тщеславие, от него требуется большой такт и определенная сила для реализации принципа инициативы. Подчиненные должны иметь свободу делать предложения и их реализовывать
4.2.принцип справедливости Управляющий в отношении подчиненных должен руководствоваться, в первую очередь, моральными принципами, не забывая про юридические законы. Справедливость является результатом сочетания благожелательности с правосудием. Благожелательное отношение стимулирует рвение и преданность работников при выполнении обязанностей. Справедливость нуждается в здравом смысле (Г.Эмерсон даже выделяет отдельно принцип здравого смысла). «Какою мерою мерит работодатель, той же мерою возмерится и ему. Поэтому как хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и поступай с ними сам» [12, с.149]. Основа для реализации данного принципа - в человеческих качествах самого руководителя. При назначении его на должность, таким образом, следует учитывать наличие у него благожелательности, честности и чувства справедливости
4.3.принцип корпоративного духа Сотрудники должны работать как одна команда, одна семья. Личные интересы должны быть подчинены общим интересам организации. Управляющий при этом не должен увлекаться отдачей указаний только в письменной форме, поскольку этим он отдаляет себя от коллектива. Кроме того, он должен отказаться от использования принципа «разделяй и властвуй»



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.