Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расстройства личности в детском и подростковом возрасте

Актуальность темы.

Дисгармония личности, в детском и особенно в подростковом возрасте, влечет за собой возникновение трудностей в воспитании и обучении соответствующего контингента детей. Кроме того, она является базой для формирования девиантного, делинквентного и криминального поведения. Вопросы диагностики, психологической и социальной коррекции у данного контингента лиц представляют собой актуальную проблему современности.

Аннотация

АНОМАЛИИ РАЗВИТИЯ ХАРАКТЕРА

Словом «характер», по формулировке известного советского психолога Б. М. Теплова, обозначается совокупность стержне­вых психических свойств человека, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки в различных жизненных ситуаци­ях. Зная характер человека, мы можем предвидеть, как он по­ступит в определенных обстоятельствах и чего от него следует ожидать.

Характер человека представляет собой сплав врожденных (тип высшей нервной деятельности, по И. П. Павлову) и при­обретенных в результате воспитания качеств психической дея­тельности. Основы его закладываются к 4-5 году жизни ре­бенка. До 10-12 лет путем направленных воспитательных воз­действий можно еще внести существенные коррективы в фор­мирование характера, но далее возможно лишь перевоспитание, что является гораздо более сложным делом и приводит не к коренному преобразованию свойств характера, а лишь к изве­стной коррекции поведения человека.

Уклонения в развитии характера и поведения могут иметь разное происхождение. На одном полюсе находятся аномалии характера, связанные с действием патогенных биологических факторов в момент зачатия, во внутриутробном периоде раз­вития и в первые 2-3 года постнатального существования; они обозначаются термином: «ядерная» психопатия. На другом по­люсе находятся уклонения в характере и поведении, обусловлен­ные неблагоприятными условиями и дефектами воспитания ре­бенка(микросоциально-педагогическая запущенность). При них отсутствуют нарушения физиологической деятельности головно­го мозга, и потому при создании благоприятных условий воз­можна хорошая адаптация ребенка или подростка в социальной среде. Очевидно, что уклонения в характере и поведении ребен­ка или подростка, целиком связанные с действием социальных факторов, не могут считаться патологическими. Для их исправ­ления нужны меры не медицинского, а воспитательно-педагоги­ческого характера. Однако социальное и биологическое в чело­веке не могут быть оторваны одно от другого, они находятся в диалектическом единстве. Если социальная среда в периоде фор­мирования характера в детском и подростковом возрасте не предъявляет требований, необходимых для гармоничного разви­тия высшей нервной деятельности, это может повести к стой­кому ее изменению, нарушающему адаптацию субъекта к усло­виям жизни. Подобные состояния,занимающие промежуточное положение между психической нормой и патологией, принято обозначать как пограничные. Ситуационно обусловленные укло­нения в развитии детей и подростков советским психиатром В. В. Ковалевым были обозначены как психогенные патологи­ческие формирования личности. В неблагоприятных условиях они могут становиться стойкими и дают начало «краевой» пси­хопатии, проявляющейся на всех этапах жизни человека.

В связи с высокой пластичностью центральной нервной си­стемы и психики человека в детском и подростковом возрасте, их способностью к компенсации различных дефектов установ­ление диагноза психопатии бывает крайне затруднительным. Практика показывает, что, по крайней мере в 1/3 случаев по до­стижении 18-летнего возраста этот диагноз не подтверждается. В этих случаях речь идет не о стойкой аномалии характера, прослеживающейся на протяжении всей жизни человека,а о патохарактерологических реакциях на неблагоприятную жизнен­ную ситуацию и отрицательные условия воспитания, которые могут сглаживаться и исчезать, если условия жизни и воспитания становятся более удовлетворительными. Поэтому в прак­тике детской и подростковой психиатрии в подобных случаях чаще всего устанавливается диагноз: патохарактерологическая реакция.

ПАТОХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ

Этим термином обозначаются реактивные состояния, которые преимущественно проявляются нарушением поведения в детском и подростковом возрасте и отличаются затяжным течением. Среди психогенных факторов, приводящих к патохарактероло-гическим реакциям главное место занимает негармоничная семья. Если среди всего подросткового населения 14-22% под­ростков растут в неполной семье, где отсутствует один из ро­дителей (чаще всего отец), то среди подростков с девиантным поведением доля их составляет 45%. Но даже в полной семье отношения между родителями часто бывают конфликтными, что служит главной причиной неправильного воспитания детей.

Среди различных типов неправильного воспитания, ведуще­го к патохарактерологическим реакциям,чаще всего встреча­ется безнадзорность (гипопротекция). Редко она простирается до того, что дети оказываются ненакормленными, плохо одеты­ми. Чаще, напротив, они обеспечены всем необходимым,но со стороны родителей им уделяется недостаточно внимания, нет необходимого надзора за поведением детей, их знакомствами, отношением к учебе. В духовной жизни дети оказываются пре­доставленными самим себе. Такая обстановка обычно склады­вается в семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, ведут распущенный образ жизни. Но нередко она наблюдается и во внешне благополучных семьях, где родители заняты только сво­ими делами, пренебрегают сигналами о плохом поведении де­тей, а иногда даже негодуют по поводу «пристрастного» отно­шения к ребенку в школе и выгораживают его до тех пор, пока им самим не потребуется защита от него. Невнимание к духов­ному миру ребенка может сочетаться с чрезмерной заботой о его физическом здоровье, что ведет к непрестанному лечению, многочисленным обследованиям у педиатров и излишне щадя­щему режиму в семье и в школе. Близко к гипопротекции стоит неправильное воспитание по типу эмоционального отвержения («дети-Золушки») в случаях, когда ребенок в семье не полу­чает необходимого тепла и ласки и рядом есть другие дети, которым уделяется больше любви и внимания.

На противоположном полюсе находится воспитание по типу чрезмерной опеки (гиперпротекция). Она вырастает до мелочнодательных микросоциальных влияний на ребенка и подростка. Излишний акцент на их «болезненной» природе приводит к тому, что педагоги и воспитатели, а иногда и родители легко принимают устраивающую их во многих отношениях тактику устранения: «Он больной — вы его лечите», стараются поместить подростка в психиатрический стационар. Последнее, как пра­вило, не дает желаемого результата, если не сочетается с дру­гими методами медицинского и воспитательно-коррекционного воздействия и может служить лишь крайней мерой в случае возникновения декомпенсации состояния больного, когда возни­кают суицидальное поведение,резко повышенная возбудимость и агрессивность.

НЕКОТОРЫЕ ТИПЫ РАССТРОЙСТВ ЛИЧНОСТИ

Единой классификации психопатий не существует. В литературе описано много разнообразных типов психопатий, из которых достаточно остановиться на некоторых основных.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лечение. Успешно лечить невроз у ребенка можно, только лишь поняв источники его возникновения, которые неразрывно связаны с особенностями его характера и особенностями | Паранойяльный тип
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.