КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекции ВЭДГЛАВА 1. УРОВНИ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ Регулирование осуществления международных бизнес-операций может осуществляться на нескольких уровнях: - национальном - регулирование осуществляют государственные - межгосударственном - регулирование посредством - международном - деятельность и регламентации международных Разработкой единообразных правил общего характера относительно заключения и исполнения внешнеторговых сделок, занимаются три группы организаций: - межправительственные (ЮНСИТРАЛ, УНИДРУА - Международный Европейская экономическая комиссия ООН); - региональные (ЕС, НАФТА); - неправительственные (МТП);1 - Конвенции и соглашения, регламентирующие исполнение
- двусторонние межгосударственные соглашения - например, Общие - унифицированные правила заключения и исполнения договоров - конвенции по конкретным видам заключаемых сделок - например, - унифицированные правила и нормы регулирования отдельных - международные расчеты, - международное инвестиционное сотрудничество, - международные перевозки, - международный торговый арбитраж. Проблема унификации международных правовых норм состоит в основном в преодолении различий, существующих в национальном законодательстве государств, а также в создании единой системы стандартов используемых терминов и торговой документации. Международное правовое регулирование отдельных аспектов внешнеторговой деятельности осуществляется на основе следующих документов: 1) Международные расчеты: Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (1993 г), Унифицированные правила по инкассо, 1978 г. (ред. 1995 г), Конвенция ООН о международном переводном векселе и международном простом векселе, 1988 г.6 2) Интеллектуальная собственность: Парижская конвенция об охране промышленной собственности, 1883 г., Всемирная конвенция об авторском праве, 1952 г. Договор об интеллектуальной собственности в отношении интегральных микросхем, 1989 г., Евразийская патентная конвенция, 1994 г. Мадридское соглашение о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891 г. 3) Международный арбитраж: Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, 1958 г., Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже, 1961 г. 4) Международные перевозки: Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте (Гаагские правила), 1924 г., Конвенция ООН о морской перевозке грузов (Гамбургские правила), 1978г., Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 г., Чикагская конвенция о международной гражданской авиации, 1944 г., Соглашение о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ), 1980 г., Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС), 1951 г., Унифицированные правила в отношении комбинированного транспортного документа, 1973 г., Конвенция ООН «О международных смешанных перевозках грузов», 1980 г. Кроме официальных регламентаций в отношении внешнеэкономической практики действуют и неправовые средства регулирования - так называемые торговые обычаи и обыкновения, то есть сложившиеся на практике правила поведения, за которыми компетентными государственными органами признается юридически обязательный характер. Чаще всего используемые в практике осуществления международных бизнес-операций обычаи и обыкновения обобщены и систематизированы международными организациями в несколько групп: Международные правила толкования торговых терминов (Инкотермс), Унифицированные правила по инкассо (1995 г., МТП), Унифицированные правила для договорных гарантий (1978 г., МТП), Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (1993 г., МТП), Правила регулирования договорных отношений (1979 г., МТП), Оговорки для морского страхового полиса (1982 г., Институт лондонских страховщиков), Йорк-Антверпенские правила об общей аварии (1994 г., Комитет торгового мореплавания), Типовые проформы договоров по отдельным видам сделок. Некоторые из таких унифицированных правил получили широкое применение. Это в первую очередь относится к сфере международных расчетов. Не менее распространена практика использования Инкотермс (см. Приложение №42). Организационную основу для исполнения индивидуальных, групповых и общегосударственных внешнеэкономических интересов составляют прежде всего органы трех ветвей власти. В обязанности государства при регулировании ВЭД входит выполнение внутренних и внешних функций. Понимание внутренних функций государства можно классифицировать следующим образом: Хозяйственно-организаторская функция, подразумевающая организацию производства товаров и услуг, могущих быть предметом внешнеторговых отношений государства, а также оказание помощи в их продвижении на внешний рынок. Взимание налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет от внешнеэкономической деятельности. Защита прав и интересов субъектов внешнеэкономической деятельности. В состав внешних функций входят следующие позиции: Установление торгово-экономических отношений с зарубежными странами. Защита государственной границы, включая организацию таможенной системы. Создание и применение мер для защиты внутреннего рынка при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Участие в международных и межгосударственных организациях, деятельность которых оказывает непосредственное воздействие на систему государственного регулирования ВЭД. ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ Международный опыт государственного регулирования внешнеэкономической деятельности используется в настоящее время в России. Новое в государственном регулировании внешнеэкономической деятельности состоит в самом подходе к роли государства, который принципиально меняет содержание роли государства, принципов, на которых оно основывается, содержание функций регулирования ВЭД и их соотношение; появляются новые задачи и методы их решения. Главной задачей государственного регулирования ВЭД является формирование ее законодательной базы, создание благоприятных экономических и организационных условий для развития всех видов и форм ВЭД и повышения ее эффективности. Одновременно усиливается функция контроля со стороны государства за исполнением субъектами ВЭД действующего законодательства, обеспечения национальной безопасности. В ряде федеральных программ Правительства, начиная с 1993 г., а также в указах Президента РФ, была разработана новая концепция внешнеэкономической деятельности, которая предполагала: - рациональное использование сложившейся сырьевой специализации - повышение валютной эффективности сырьевого экспорта; - расширение рынков сбыта и изменение их географии; - развитие экспортного потенциала и улучшение структуры экспорта; - развитие инфраструктуры ВЭД. Новая концепция внешнеэкономической политики заключается в том, что в современных условиях недостаточно использовать сложившуюся специализацию России в международном разделении труда - необходимо осуществлять целенаправленную интеграцию в мировую экономику. Эта концепция и соответствующая ей внешнеэкономическая политика представлены в Федеральной программе развития экспорта, центральное место в которой занимает совершенствование структуры российского экспорта, повышение в нем доли товаров высокой степени обработки, развитие прогрессивных форм международной производственной и научно-технической кооперации, инвестиционного сотрудничества, совместной реализации инновационных проектов. Такой концепции соответствует и новая модель - производственно-инвестиционная, или стратегическая, главными признаками которой являются охват всего процесса воспроизводства (инвестиционное сотрудничество может начинаться еще на стадии подготовки проекта, а производственное и инвестиционное - на стадии добычи полезных ископаемых и т. д.); расширение партнерских отношений со всеми странами только на основе взаимных экономических интересов; совпадение с мирохозяйственной сферой. Таким образом, при производственно-инвестиционной модели экспортно-импортные операции дополняются другими видами международных бизнес-операций -производственным кооперированием, инвестиционным сотрудничеством и т.д. К национальным нормативно-правовым актам, регламентирующие внешнеторговую деятельность в РФ, относится, прежде всего, Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» № 164-ФЗ от 8.12.2003. Этот закон определяет основные цели внешнеторговой политики Российской Федерации, ее принципы, а также инструменты государственного регулирования этой сферы, подразделяя последние на инструменты таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. К первым относятся ввозные и вывозные таможенные пошлины, ко вторым - квоты, лицензии, исключительное право на экспорт (импорт), наблюдение за экспортом (импортом) отдельных видов товаров, а также специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры. В качестве целей внешнеторговой политики РФ в законе выделено «создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг». Принципы государственного регулирования заключаются в следующем:7 1) защита государством прав и законных интересов участников 2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой 3) единство таможенной территории Российской Федерации; 4) взаимность в отношении другого государства (группы государств); 5) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по 6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой 7) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного 8) обоснованность и объективность применения мер государственного
9) исключение неоправданного вмешательства государства или его 10) обеспечение обороны страны и безопасности государства; 11) обеспечение права на обжалование в судебном или ином 12) единство системы государственного регулирования внешнеторговой 13) единство применения методов государственного регулирования Кроме международной торговли товарами в законе определяются вопросы регулирования внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью. Отдельные статьи закона посвящены бартерным сделкам, а также особым режимам осуществления внешнеторговой деятельности.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1265; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |