Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности положения местного самоуправления в государстве и, прежде всего, его двойственная природа определяют специфику муниципального хозяйства

Основным документом, содержащим изложение стратегии СЭР МО, принято считать концепцию, под которой понимается система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей.

Объект планирования можно рассматривать в широком и узком смысле. В узком смысле — это объекты муниципальной собственности и мероприятия, финансируемые из бюджета. В широком смысле объектом муниципального планирования является вся социально-экономическая сфера МО.

В структуре концепции СЭР МО можно выделить следующие основные разделы:

1)стартовые условия и оценка исходной социально-экономической ситуации;

2)стратегические цели и приоритеты СЭР;

3)основные направления реализации стратегических целей, включающие в себя четыре основных подраздела — по социальной, экологической, экономической и градостроительной сферам МО;

4) механизм реализации концепции СЭР, в том числе, во-первых, возможности и виды государственной поддержки выполнения намеченной стратегии; во-вторых, источники финансирования реализации намеченной стратегии; в-третьих, вопросы модернизации MУ.

Уточнение и конкретизацию основных положений концепции развития МО можно считать специфической формой стратегического плана развития МО.

Основные принципы и условия формирования комплексной программы СЭР МО предусматривают:

¤ социальную направленность целевых ориентиров и обеспечивающих мероприятий, составляющих содержание программы, что становится возможным благодаря наличию соответствующей социальной базы и применению методики определения социальных приоритетов муниципального развития;

¤ преемственность, которая достигается за счет ретроспективного анализа развития МО и прогнозных документов, определяющих перспективы и приоритеты его СЭР;

¤ управляемость процесса разработки проекта программы, которая основывается на создании специального организационного аппарата и необходимых организационно-управленческих документов, закрепляющих технологическую процедуру и персональную ответственность участников разработки;

¤ гласность и открытость хода и результатов работ по формированию программы, что обеспечивается благодаря привлечению ученых и специалистов, представителей общественности и населения к рассмотрению и экспертизе проектов документов;

¤ достаточный профессионализм разработчиков и научная обоснованностьрезультатов. Этого удается достичь за счет создания методической и информационной базы, деятельного участия структур муниципальной администрации, специализированных по отдельным видам программ, а также за счет организации экспертизы проектных материалов.

Процесс формирования комплексной программы социально-экономи­ческого развития МО представляет собой совокупность последовательно выполняемых этапов:

1) организационно-подготовительная работа;

2) формирование и анализ информационной базы;

3) разработка проекта программы;

4) согласование и утверждение программы.

Важным вопросом является обоснование структуры указанной программы, которая зависит от многих факторов. В самом общем виде структура программы выглядит следующим образом:

¨ вводный раздел;

¨ раздел «повышение качества жизни населения» — обобщаются материалы по решению таких проблем, как обеспечение общественного порядка и законности; охрана здоровья населения; улучшение экологической ситуации и природоохранная деятельность; защита социально-уязвимых слоев населения; обеспечение жильем и жилищно-коммунальными услугами, благоустройство территории; молодежная политика; развитие сферы бытового обслуживания; развитие культуры и искусства; развитие торговли; развитие сферы образования; улучшение транспортного обслуживания и другие проблемы, определяемые спецификой МО;

¨ раздел «основные направления развития и реформирования экономики» — представлены следующие основные проблемы: развитие отраслей экономики МО; поддержка предпринимательства; развитие межтерриториальных и внешнеэкономических связей и др.;

¨ раздел «развитие системы местного самоуправления» — собрана информация по формированию и совершенствованию организационных структур и регламентации деятельности ОМС, информатизации ОМС, укреплению финансовой базы МУ и т.п.

Комплексная программа СЭР МО (второй вариант ответа) -представляет собой своеобразные территориально-производственные и хозяйственные комплексы. Целевая комплексная программа социально-экономического развития муниципального хозяйства - это адресный документ, в котором сбалансирован по ресурсам, исполнителям и срокам за­вершения полный комплекс научно-исследовательских, соци­альных, экономических, организационно-хозяйственных, произ­водственно-технических и других мероприятий, направленных на решение одной или нескольких народнохозяйственных проблем. Целевая комплексная программа характеризуется четко выра­женными конечными результатами в виде набора программных показателей, определяемых исходя из целевых нормативов.

Программа развития муниципального образования позволяет:

во-первых, увязать действия участников производственного процесса независимо от их ведомственной подчиненности,

во-вто­рых, учесть технические, материальные и трудовые ресурсы, не­обходимые для достижения поставленной цели.

Вследствие этого разработка комплексных программ направ­лена на обеспечение тесного взаимодействия и сочетания отрасле­вого и территориального аспектов, преодоление ведомственных барьеров в развитии территории муниципального образования.

Следует отметить, что программы взаимосвязаны между ро­бой. В частности, социально-экономические выступают целевы­ми, а научно-технические и производственно-технологические - обеспечивающими условия реализации целевых программ.

Основное содержание долгосрочной программы составляет наи­более значимая цель, а также характеристики комплекса меро­приятий, ресурсов, используемых для ее достижения.

Разрабатываемые и утверждаемые местным сообществом ком­плексные целевые программы являются исходной предпосылкой формирования долгосрочного плана-прогноза, а программы выс­тупают как предплановые документы. Целевая программа МО не может быть реализована без взаимо­действия с системой государственного регулирования и государ­ственных ресурсов. Комплексное развитие МО призвано обеспечить повышение эффективности местного хозяйства, решение социально-культурных, экологических задач, а также рациональное использование трудовых, природных и других местных ресурсов, создание необходимых условий жизни и отдыха населения.

Функции комплексного СЭР МО осуществляются, прежде всего, посредством планирования. Представительные ОМС принимают планы и программы развития МО, а также контролируют их реализацию, утверждая отчеты об их исполнении.

Осуществление комплексного СЭР МО тесно связано с его бюджетно-финансовой политикой, направленной на материальное обеспечение муниципальных планов и программ, их сбалансированности и увязки.

Координационная деятельность ОМС дает возможность объединить усилия расположенных на территории предприятий, учреждений и организаций независимо от их подчиненности, форм собственности. ОМС используют в этих целях договоры, муниципальный заказ, и другие организационные формы координации как советы директоров, советы предпринимателей и др.

Финансово-экономические основы местного самоуправления. Вопросы местного значения в муниципальных образованиях. Согласно ФЗ №131, находящееся в муниципальной собственности имущество является одним из трёх элементов экономической основы МС наряду со средствами местных бюджетов, а также имущественными правами МО.

Под муниципальной собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселением, а также другим МО.

В ФЗ №131 определен перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность:

а) средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды;

б) имущество ОМС;

в) муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;

г) муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации;

д) муниципальный жилой фонд, нежилые помещения;

е) муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта.

Финансовую основу МС составляет бюджет МО.

Согласно ФЗ №131 в доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы.

Свое предназначение ОМС могут оправдать лишь эффективно управляя муниципальным имуществом, формируя и рационально используя местные финансы.

Право собственника в отношении имущества и местных финансов, входящих в состав муниципальной собственности, от имени МО осуществляют ОМС, а в случаях, предусмотренных законами субъекта федерации и уставами МО, население непосредственно.

ОМС в соответствии с законом праве передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, а также отчуждать в установленном порядке. Они также вправе совершать с муниципальным имуществом и иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов муниципальной собственности.

ОМС имеют право на образование целевых внебюджетных фондов, на создание муниципальных банков и других финансово-кредитных организаций, на выпуск муниципальных займов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Объектами МУ являются многообразные социально-экономические процессы | Курс лекций. Формы участия и непосредственного осуществления населением местного самоуправления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.