Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требований Европейского пространства высшего образования (ЕПВО)

Модернизация высшего образования Украины с учетом

 

Современные условия деятельности Украины выдвигают ряд требований, которые предъявляются к образованию: качество, универсальность подготовки выпускника и его адаптированность к отечественному и международному рынкам труда, личностная ориентированность учебного процесса, его информатизация, определяющая важность образования в обеспечении устойчивого человеческого развития.

Это требует соответствующей модернизации высшего образования.

На сегодня предусматривается реализация приоритетных заданий по модернизации структуры высшего образования Украины, которые являются чрезвычайно важными для ее последующего развития.

Модернизация структуры высшего образования Украины требует изменений в системе законодательной и нормативно-правовой регуляции высшего образования с учетом требований европейской системы стандартов и сертификации, которые будут содействовать развитию национальных культурных ценностей, демократии и гуманизма как основных факторов функционирования гражданского общества.

Формирование национальной системы квалификаций высшего образования, которая будет гармонизировать с системой квалификаций Европейского пространства высшего образования, способствовать последующей ее сертификации в европейских и мировых структурах. Это, в свою очередь, обеспечит взаимное признание на европейском и международном уровне документов об образовании и обучении, внедрение нового приложения к диплому европейского образца, конкурентоспособность выпускников на национальном и международном рынках труда и предоставление образования высокого качества. Решение этих заданий также будет способствовать удовлетворению личностных потребностей студентов в получении высшего образования и расширению их компетентности, созданию и развитию надлежащих условий для осуществления инновационных научных исследований и повышению мобильности студентов, научных и научно-педагогических работников высших учебных заведений.

На государственном уровне стоит изменить внешние критерии оценки качества деятельности высшего учебного заведения. Ведь пока действует принцип “больше студентов - больше денег” - страдает качество образования. В связи с этим, целесообразно разработать комплексные критерии оценки качества образовательного процесса, которые включают: оценивание содержания и технологий обучения, которые применяются во время обучения; оценивание полученных студентом знаний; требования к организации и контролю за осуществлением учебного процесса; современные требования к компетентности преподавателей и студентов; четкую и прозрачную процедуру самообследования высшего учебного заведения как основы системы обеспечения качества.

Одним из основных заданий деятельности ВУЗа на современном этапе развития должно стать формирование инновационной образовательно-воспитательной среды, что предполагает: изменение организации и содержания образования с целью интеграции в мировое образовательное пространство; оптимизацию кадрового обеспечения; комплексное совершенствование профессионального мастерства педагогов через овладение инновационными и опытно-экспериментальными видами деятельности.

Заведения образования должны давать профессиональные теоретические знания, общее образование, исполнять роль учреждений по повышению профессиональной квалификации. Деятельность организаций профессионального образования в этом направлении должна осуществляться на основе изучения опыта развитых стран в тесном взаимодействии с работодателями для повышения эффективности профессиональной подготовки кадров и сбалансированности потребности спроса и предложения на рынке труда.

Успешное взаимодействие с социальными партнерами позволит решать проблемы трудоустройства выпускников, обеспечивать контроль за качествами их подготовки, прогнозировать потребность в специалистах определенных профессий, совершенствовать содержание профессиональных программ в соответствии с требованиями современного производства.

Модернизация структуры высшего образования предусматривает проведение ряда реформ. При этом проводить их необходимо взвешенно, чтобы сохранить национальное достояние и предотвратить разрушение национальной системы высшего образования.

Основные позиции по реформированию содержания образования заключаются в следующем:

Ø Базовый принцип: самостоятельность и творческая активность в овладении знаниями того, кто обучается и кто учит, последний также обучается и совершенствует свой профессиональный уровень на протяжении всей жизни.

Ø Требования к содержанию: высокий научно-теоретический уровень, профессиональная глубина и практическая направленность, гуманистичность.

Ø Образовательные технологии: инновационные технологии обучения и практической деятельности.

Ø Информационные принципы: интеграция образовательной деятельности в европейское и мировое информационное пространство.

Реформирование высшего образования, во-первых, предполагает оптимизацию сети высших учебных заведений. Сегодня в Украине подготовку специалистов с высшим образованием осуществляют 920 высших учебных заведений всех уровней аккредитации и форм собственности. Они подчинены 28 министерствам и ведомствам, 10 из которых имеют в подчинении лишь одно заведение. Такой практики не имеет ни одна европейская страна. Анализ зарубежного опыта показывает, что в странах с идентичными демографическими показателями среднее количество студентов в одном университете составляет, например, в Испании - 22 тыс., в Италии - 23 тыс., в Греции - 14 тыс. студентов, в Словении - 8 тыс. студентов, а в Украине - лишь 6,5 тыс.

Ведомственная подчиненность учебных заведений часто мешает их развитию, внедрению единственных подходов к организации образовательной деятельности, что требует создания новой парадигмы взаимодействия учебных заведений как с министерствами и работодателями, так и с системой высшего образования государства в целом.

Сегодня министерство, высшие учебные заведения и работодатели обсуждают вопрос относительно определения места бакалавра в системе подготовки специалистов с высшим образованием. Да, в первую очередь, бакалавр должен быть востребованным на рынке труда, как это есть во многих европейских странах. Нужно сформировать общественное мнение в кадровых службах о достаточном уровне компетентности бакалавра, который может качественно выполнять свои функциональные обязанности в соответствии с современными требованиями производства или сферы услуг.

Во-вторых, внедрение трьохцикловой системы образования. Что касается степеней бакалавра и магистра, то уже наработан опыт по организации, формированию содержания подготовки и профессионального использования этих специалистов, хотя проблемой остается несоответствие квалификаций, которые присваиваются выпускникам, запросам рынка труда.

Серьезной является также проблема подготовки на третьем цикле - доктор философии (PhD). Причиной этого является традиционное существование в Украине двух научных степеней (кандидат наук, доктор наук), а также то, что эти степени в Украине можно получить не только в университетах, но и в научно-исследовательских учреждениях разного подчинения. Причем получение такой степени не всегда сопровождается с обучением в университете. Это можно сделать, работая по научной тематике самостоятельно или под руководством ведущего ученого.

Как правило, во многих Европейских странах общий срок университетской учебы, который позволяет получить докторскую академическую степень, должен составлять не меньше 8 лет (3-4 года - бакалавриат, 1-2 года - магистратура, 3-4 года - докторантура). Конечный вариант адаптации подготовки специалистов на третьем цикле еще не определен. По этой проблеме в Украине происходят дискуссии.

В-третьих, модернизация структуры высшего образования предполагает внедрение национальной системы квалификаций, которая будет согласовываться с направлениями образования и подготовки Европейского пространства высшего образования. Модернизация национальной системы квалификаций обусловлена необходимостью обеспечения взаимосвязи между рынком образовательных услуг и рынком труда, приведения объемов и качества профессионального образования и обучения в соответствие с потребностями работодателей, повышения роли социальных партнеров, субъектов ведения хозяйства в реализации стратегии обучения на протяжении жизни.

Формирование национальной системы квалификаций в контексте Европейского пространства высшего образования обеспечит, во-первых, прозрачность, открытость и признание сроков и периодов подготовки специалистов с высшим образованием в Украине, а, во-вторых, национальная система квалификаций будет сертифицирована соответствующими европейскими структурными органами, что позволит внедрить в высшее образование Украины новое приложение к диплому европейского образца.

Эффективное ее функционирование будет создавать предпосылки для перехода от одного к другому квалификационному уровню или приобретению смежных квалификаций, что, в свою очередь, будет мотивировать граждан Украины к профессиональному усовершенствованию и производительной занятости.

Украина внедряет национальные критерии для квалификаций в высшем образовании. В системе этих критериев разработаны дескрипторы квалификаций, которые отвечают принципу «понятности и сравнимости». Данные критерии будут согласовываться с европейскими подходами, которые относятся к квалификациям короткого цикла - младший специалист (60-120 кредитов ECTS); квалификациям первого цикла - бакалавр (180-240 кредитов ECTS); квалификациям второго цикла - магистр (60-120 кредитов ECTS), а также квалификациям третьего цикла (доктор - PhD), где обучение будет длиться не меньше 3 лет.

В конечном результате должна быть разработанная национальная система квалификаций для всех трех циклов, которая будет согласовываться с Европейской системой квалификаций ЕПВО, а также европейской системой квалификаций обучения на протяжении жизни.

 

 

   
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
15
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           
 
   
 
 
   
Примітка: С – свидетельство А – аттестат D - диплом  

 

 


Рис. 6.1. Модернизация структуры образования Украины с учетом требований ЕПВО

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Системы организации учебного процесса в ВУЗы Украины | Педагогический эксперимент по внедрению кредитно-модульной системы организации учебного процесса (КМСОУП) в ВУЗы Украины
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.