Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Торможение условных рефлексов




Торможение условных рефлексов (ТУР) подразделяется на внешнее врожденное (безусловное) и внутреннее приобретенное (условное).

В свою очередь внешнее врожденное (безусловное) торможение делится на запредельное (охранительное), индукционное торможение (постоянный тормоз) и гаснущий тормоз.

Внутреннее приобретенное (условное) торможение делится на угасательное, запаздывательное, условный тормоз и дифференцировочное торможение.

Сейчас рассмотрим разновидности внешнего врожденного (безусловного) торможения.

Запредельное (охранительное) торможение. Главные признаки этого торможения: вялость, сонливость, сумеречное состояние, потеря сознания, сон, состояние ступора.

Физиологическую основу указанного торможения составляют иррадиация торможения по коре головного мозга и часть последовательной индукции (самоиндукции), при которой в большинстве нервных центров процесс возбуждения сменяется торможением, причем торможение охватывает обширные участки мозга. Само запредельное торможение является физиологической основой отвлечения и второй («тормозной») фазы утомления учащихся на уроке.

Для возникновения этого торможения необходимы следующие условия: 1) действие обычного раздражителя в течение продолжительного времени;

2) действие раздражителя большой силы в течение короткого времени.

Рассматриваемое торможение предохраняет клетки коры мозга от истощения и разрушения. Это свойство свидетельствует о том, что клетки коры мозга обладают способностью охранять себя всегда и особенно, когда требования, предъявляемые раздражением, перестают соответствовать их работоспособности. При чрезмерном раздражении или при обычном, но длительном, в клетках мозга возникает запредельное торможение. Например, опрос учащихся после длительных и утомительных занятий приводит к тому, что постепенно каждый новый вопрос вместо активной реакции будет вызывать угнетение. В этом состоянии ребенок скоро перестает отвечать даже на те вопросы, которые в начале занятий не вызывали у него никаких трудностей. Биологическое значение такой реакции сводится к предоставлению истощающимся клеткам головного мозга необходимого отдыха для последующей активной деятельности.

Индукционное торможение (постоянный тормоз). Сущность этого торможения: в момент проявления деятельности внезапно действует сильный посторонний раздражитель, подавляющий проявление этой деятельности, т.е. индукционное торможение характеризуется прекращением рефлекторной деятельности при появлении внутреннего или внешнего (безусловного) раздражения. Примером действия такого торможения может служить подавление одного впечатления другим. Вспышка фотографа оказывает влияние на выполнение упражнения со штангой. Окрик учителя может оказаться внешним тормозом, способным на некоторое время остановить мысль ученика. Следовательно, причиной угнетения рефлекса от действия внешнего тормоза является образование нового, уже более сильного рефлекса. В приводимом примере окрик учителя вызывает оборонительный рефлекс, требующий сосредоточения и значительных усилий школьника для преодоления опасности, и поэтому являющийся более сильным, чем тот натуральный рефлекс, который учителю захотелось остановить. Другой пример: у человека при острой зубной боли перестает болеть небольшая рана на руке, т.е. более сильное болевой возбуждение подавляет менее сильное.

Это торможение называется индукционным, т.к. в основе его механизма лежат отрицательная индукция и доминанта, а постоянным потому, что оно проявляется всегда, не ослабевая при его повторении.

Гаснущий тормоз. Он проявляется в угнетении условного рефлекса на условия, вызывающие появление ориентировочной реакции. Но так как такая реакция носит временный характер, то внешнее торможение, вызвавшее его при повторении, постепенно исчезает. Это и позволило такой вид внешнего торможения назвать гаснущим. Человек постоянно испытывает на себе действие гаснущего тормоза. Первый стук в дверь вызывает ориентировочную реакцию, отвлекающую работающего человека от его основного занятия. Но если повторять это несколько раз, то с каждым новым стуком в дверь его раздражающее действие ослабевает и, наконец, совсем исчезает. В жизненной ситуации школьников такой тормоз тоже встречается. Ученик в новой аудитории может на некоторое время «забыть» хорошо известный ему учебный материал. Но как только он «оглядится», ориентировочный рефлекс исчезает, и новые условия перестают быть ему помехой. Поэтому очень важно, чтобы дети, начинающие школьную жизнь или продолжающие ее в новых условиях, имели некоторое время для того, чтобы осмотреться и привыкнуть к этим условиям, чтобы новые условия (ориентировочные реакции на обстановку, на внешний вид учителя и др.) не мешали им усваивать урок.

Теперь рассмотрим разновидности внутреннего приобретенного (условного) торможения.

Угасательное торможение.Оно возникает в том случае, если условный рефлекс не сопровождается безусловным: раздражитель постепенно теряет сигнальное значение, рефлекс на него угасает.

Угасательное торможение развивается не только в случае отмены подкрепления, но и в случае уменьшения безусловного подкрепления, т.е. при переходе условнорефлекторной деятельности на другой уровень. Скорость развития угасательного торможения зависит, наряду с прочими факторами, и от длительности интервала времени между раздражениями: чем короче интервал, тем быстрее наступает угасание условного рефлекса, что объясняют тем, что следы торможения не успевают исчезнуть и суммируются с последующим условным торможением, в результате чего наступает полная задержка рефлекса.

Угасательное торможение развивается также в зависимости от возраста, состояния здоровья, типа ВНД, а также от вида и прочности условного рефлекса. Условные рефлексы у детей угасают тем скорее, чем чаще это угасание происходит. Свежеобразованные условные рефлексы угасают скорее, чем старые. У лиц слабого типа они угасают быстрее, чем у сильных, а восстанавливаются медленнее. У детей 11-12 лет рефлексы угасают легче, чем у детей 8-10 лет, потому что у последних внутреннее торможение развито слабее. Пищевые условные рефлексы у детей дошкольного и младшего школьного возраста угасают после трех-четырех неподкреплений. У детей с преобладанием возбуждения угашение наступает медленнее, чем у уравновешенных. Угасший условный рефлекс после подкрепления его безусловным восстанавливается. У здоровых детей для восстановления пищевого условного рефлекса требуется 10-15 минут, у больных – больше.

Способность обучающихся детей развивать угасательное торможение имеет большое биологическое значение. Оно освобождает их от необходимости отвечать на те раздражения, которые вызывают рефлексы, уже утратившие свой смысл в связи с переходом их в более старший возраст. Оно важно также для вытеснения из памяти тех переживаний ребенка, воспоминания о которых не только неприятны, но и направлены на срыв его нервной деятельности. Благодаря этому торможению люди имеют возможность освобождаться от тех взглядов, которые уже не соответствуют их новым жизненным условиям. Кроме того, угасательное торможение является физиологической основой забывания, избавления от ненужных умений, навыков, привычек, знаний.

Запаздывательное торможение. Сущность: условный рефлекс подкрепляется безусловным с некоторой задержкой, опозданием.

Запаздывательное торможение развивается с характерными особенностями:

а) степень запаздывания определяется силой условного раздражителя, чем она больше, тем труднее вырабатывается торможение;

б) запаздывание зависит от безусловного подкрепления: чем больше его сила, тем труднее оно вырабатывается;

в) этот вид торможения определяется длительностью запаздывания: если подкрепление сразу отодвинуть на длительное время, то запаздывающее торможение развивается с большим трудом, если же делать отставление медленно – оно развивается лучше.

У детей запаздывание развивается медленнее, чем у взрослых, причем у возбудимых лиц его выработать особенно трудно. Выработка этого вида торможения имеет важное педагогическое значение, т.к. помогает привить учащимся выдержку, терпение, умение ожидать. Способность выработки этого вида внутреннего торможения наилучшим образом обеспечивает высокую степень приспособления организма к окружающей среде. Примером такой приспособительной реакции может служить условное отделение желудочного сока. В продолжении нескольких минут действия натуральных сигналов приема пищи (запаха, вида ее) железы желудка не выделяют сока. Только после этого раздражители начинают возбуждать сокоотделение. Такое запаздывание определяется тем временем, которое необходимо для того, чтобы пища была пережевана, проглочена и поступила в желудок. Торможение запаздывания предупреждает бесполезное, а может быть даже и вредное наполнение пустого желудка кислым желудочным соком. Появляющийся «запальный» сок благодаря запаздывающему торможению вовремя и с наибольшей полнотой осуществляет переваривание поступившей пищи.

Биологическое значение этого вида торможения состоит в том, что оно предохраняет организм от преждевременной траты энергии.

Условный тормоз. Сущность: неподкрепление комбинации двух раздражителей: положительного условного и безразличного, т.е. условный тормоз вырабатывается следующим образом: к условному сигналу присоединяют какой-либо индифферентный агент, и этот комплекс не подкрепляется безусловным, в то время как условный раздражитель по-прежнему подкрепляется. В этом случае добавленный раздражитель быстро гасит даже прочный условный рефлекс.

Условный тормоз является физиологической основой дисциплинированности. С помощью условного тормоза у ученика может быть задержано любое его действие, не соответствующее правилам поведения.

Биологическое значение условного тормоза так же, как и дифференцировочного торможения в том, что благодаря им животные и человек могут выделять из окружающей среды благоприятные, неблагоприятные и бесполезные сигналы, различать их и соответствующим образом на них реагировать.

Дифференцировочное торможение. Оно возникает в коре полушарий при действии таких неподкрепляемых условных раздражителей, которые близки к подкрепляемому, вызывающему положительный условный рефлекс. Так, например, если у ребенка образовывать двигательный рефлекс на стук метронома или на звонок низкого тона, то на некоторое время такой же рефлекс будет и на дифференцировочный раздражитель – звонок высокого тона. Постепенно при продолжающемсянеподкреплениидифференцировочного звонка рефлекс будет появляться только на подкрепляемый метроном или звонок. Появление условных рефлексов на близкие раздражители объясняется генерализацией (обобщенным влиянием раздражения). Степень генерализации условных рефлексов определяется возрастным уровнем развития анализаторов и точностью их реакции на раздражение. Наиболее генерализованные рефлексы образуются с кожного анализатора. У детей раннего возраста границы генерализации достаточно широки. У старших школьников дифференцирующая деятельность анализаторов развита сильнее, и поэтому границы генерализации у них уже.

Дифференцировочное торможение развивается в зависимости от близости раздражителей: чем дифференцировка ближе по своему значению к положительному раздражителю, тем труднее ее выработать. Например, эллипс легко отдифференцировать от круга. Но если изменять форму эллипса, подгоняя ее к форме круга, то наступит такое его изменение, когда измененную форму уже будет трудно отдифференцировать, а для детей может быть и невозможно. Следовательно, чем ближе по своим качествам сигнал и дифференцировка к нему, тем должно быть более сильным торможение.

Дифференцировочное торможение делает более точными ответные реакции организма на действующие раздражители, чем способствует лучшему его приспособлению к меняющимся условиям среды. У детей младшего школьного возраста раздражители дифференцируются легче, чем у дошкольников, но хуже, чем у детей старшего школьного возраста. Дифференцировка условных раздражителей вырабатывается в эксперименте у детей 7-9 лет на 10-11 неподкрепление, у 10-12-летних – на 4-6 неподкрепление. У возбудимых детей дифференцировка образуется труднее, чем у уравновешенных.

Дифференцировочное торможение лежит в основе широко распространенных педагогических приемов – сопоставления, сравнения, выбора. Метод сопоставления постоянно используется учителем в преподавании учебных предметов: сложение противопоставляется вычитанию, нажим в букве – прямому штриху, явление неживой природы – живому. Применение метода выбора – это часто встречающаяся необходимость в педагогической практике. Учащимся приходится усваивать множество правил, которые им не всегда и не в одинаковой степени будут в последующем нужны. Применение дифференцировки позволяет вычленять то, что нужно, активно участвовать в постоянном сохранении только необходимого фонда временных связей. Дифференцировочное торможение является также физиологической основой формирования у школьников новых понятий и способности к аналитической деятельности.

Все разновидности внутреннего приобретенного (условного) торможения вместе взятые являются физиологической основой воспитания. И.П.Павлов считал, что воспитание – это постоянная тренировка разновидностей внутреннего приобретенного (условного) торможения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 13448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.